"Согласные звуки [с], [с']. Буква С". 1-й класс
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Стахаевич Анна Вадимовна

 

Учитель: Стахаевич Анна Вадимовна

Место работы: город Санкт - Петербург, ГБОУ №54

Тема урока: «Звуки [с], [с']. Буквы С, с».

Цель урока: систематизировать знания детей о согласных звуках, уметь их различать по твёрдости-мягкости; 

Задачи урока:

личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- уметь работать в  группе;

регулятивные:

- развивать умение высказывать своё предположение;

- уценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

познавательные:

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- находить ответы на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_1_klass.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  логопедического занятия.

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Стахаевич Анна Вадимовна

Группа (класс,

логопедическое заключение)

1  класс

Логопедическое заключение: ФФНР

Тема занятия

«Звуки [с], [с']. Буквы С, с».

Тип занятия

«Открытие нового знания»

Используемые технологии

  • Технология на основе системно - деятельностного подхода.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Игровая технология.

Цель занятия

Познакомить учащихся с новыми согласными звуками [с], [с'] и буквами С, с. Учить давать характеристику изученным звукам и обозначать их буквами. Формировать навыки чтения. Закреплять знания детей о ранее изученных звуках и буквах.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

В результате занятия учащиеся смогут:

- учить осуществлять анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

- закрепить умение пользоваться правилом переноса слова.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать

цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– учиться работать по предложенному учителем плану;

Коммуникативные УУД:

–оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

–слушать и понимать речь других;

- формирование положительного интереса  и мотивационной основы к изучаемой теме;

- формирование у учеников навыков самоконтроля;

Ресурсы урока

ПК, предметные картинки, карточки со слогами, индивидуальные карточки, тетради, ручки, карандаши, зеркала, мяч.

Словарь урока

Птицы.

Этап

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I Этап

Мотивации к учебной деятельности.

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

2 минуты

  • Психогимнастика.

Здравствуйте ребята! Учитель вывешивает на доску картинку с изображением улыбающегося Смайлика.

- Ребята,  определите настроение смайлика, поставьте перед собой зеркало и улыбнитесь так же, как смайлик. Сегодня на протяжении всего занятии я вам желаю сохранять хорошее настроение.

Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните.

Молодцы!

Определяют настроение смайлика.

Выполняют психогимнастику.

Регулятивные УУД:

- формирование  основ самоконтроля;

Коммуникативные УУД:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

II. Этап Актуализации знаний

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН(знания, умения, навыки), необходимые для построения нового знания);

- закреплять полученные знания о звукобуквенном и слоговом анализе.

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

7 мин

  • 1. Самомассаж.

- помассируем массажным мячом ладошки по кругу, сначала быстро, потом медленно;  

- сожмем мячик сначала правой рукой, потом левой
- разминать и растирать каждый палец массажным колечком;

2.Упражнения для мелкоймоторики рук.

«Ладони на столе» (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.)

«Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).

«Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»).

3. Упражнения для артикуляционной моторики.

Приведите себя в порядок. Возьмите в руки зеркала. Улыбнитесь. А теперь артикуляционная гимнастика.

-Улыбка.

-Заборчик.

-Слоник.

-Змейка.

Выполняют массаж ладошек и пальцев рук.

Выполняют упражнение.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Регулятивные УУД:

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коммуникативные УУД:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

III. Этап Выявления места и причины  затруднений

- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

Игра “Доскажи словечко”.

- Угадайте, что за птица
Света белого боится
Клюв крючком, глаза пятачком
Ушастая голова, а зовут её ...
. (СОВА)

- Правильно, в Древне Греции люди называли эту птицу, птицей мудрости.

- Какой первый звук, вы слышите в слове СОВА (звук [с]).

- Охарактеризуйте звук [с] (согласный, глухой, твёрдый).

Послушайте следующую загадку.

На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица: В чёрной шапочке и жёлтой кофточке.
Птица называется .... Синица

- Назовите 1 звук в этом слове.

Охарактеризуйте его (Согласный, глухой, мягкий).

Что объединяет эти слова (Это живые существа, начинаются на одну и туже букву, но звуки разные).

Игра “Ваши наблюдения”.

Ворона – каркает

Филин – ухает

Воробей – чирикает

Сорока – стрекочет

Отгадывают загадку, формулируют предполагаемую тему занятия.

Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками.

Коммуникативные УУД:

-формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать

цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– учиться работать по предложенному учителем плану;

IV. Этап

Построение проекта, выхода из затруднения

-выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели.

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

7 мин

Слоговой анализ слов.

Определение ударного слога.

-Молодцы. Вы правильно отгадали все загадки. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Прочитайте слоги где согласный звук мягкий

НИ, КИ, ТИ,СИ

Дополните слоги до слов.

- Читаем 1 столбик слов (вслух)

Ус

Усы

Усик

Усики

Прочитайте вслух самое длинное слово (усики). Что обозначает это слово (маленькие усы).

- А что обозначает слово ус? (ед.ч., мн.ч.)

Ученики перечисляют названия птиц.

В словах-отгадках из предыдущего задания определяют количество слогов, отхлопывают слова по слогам ладошками по парте «телеграфируют» (безударный слог одной рукой, ударный-двумя).

Познавательные УУД:

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

Формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание.

V. Этап

Физминутка

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

 Физкультминутка «Перелетные птицы».

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

Дети выполняют физ.минутку.

На доске проецируются картинки птиц.

Регулятивные УУД:

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

VI. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи

- усвоение нового способа действия;

- выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

- А как вы понимаете выражение?

СОРОКА НА ХВОСТЕ ПРИНЕСЛА - это шутливый, уклончивый ответ.

На столах карточки.

Сколько в этом слове гласных? (3)

Какое правило мы знаем? (Сколько гласных, столько и слогов).

- Разделите слово на слоги.

Прочитайте 1 слог – СО. Каким цветом будем зажигать фонарики?

Прочитайте 2 слог – РО. (сочетание твёрдого звука)

Прочитайте 3 слог - КИ. (Сочетание мягкого звука)

Поставьте ударение.

- Посмотрите ребята на картинку Можно по ней сказать о чём сейчас пойдёт речь с тексте. (ответы детей)

1) Чтение стихотворения “Покормите птиц зимой”.

Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой 
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их не счесть 
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И птиц тепло.
Приучите птиц в мороз 
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну.

Понравилось стихотворение?

- Почему сороку назвали БЕЛОБОКА (белые бока).

- Кто запомнил, чем питается сорока.

Стук в окно (письмо от синички).

Просьба! Покормите птиц зимой. Им холодно и голодно зимой. Не хватает корма.

- В первую очередь что нужно смастерить для птиц? (кормушку)

 Дети слушают учителя и поднимают карточку, если слышат в слове слог на.

Ученики по очереди читают слоги и определяют твёрдость и мягкость звука.  

Ставят ударение в словах.

Слушают стихотворение о птицах.

Познавательные УУД:

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Регулятивные УУД:

-выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные УУД:

-контролировать действия партнера;

VII.  Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой

- создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля

- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

4 минут

- Вам необходимо составить меню для птичьей столовой. Соедините слова – крошки и у вас получатся слова то, что кушают и любят птички.

Яго-ды, са – ло, кру – па, пше – но, се – меч – ки.

- Прочитайте слова, где встретился звук с (сало семечки).

Ученик составляют слова из слогов. Работа по карточкам.

 Познавательные УУД:

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

VIII. Этап

Включения в систему знаний и повторения.

- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

На столах по листочку с предложениями. Дети читают.

1 человек - первую часть, 2 человек – вторую часть.

*ВОРОБЬИ ПЕРЕЛЕТАЮТ СТАЙКАМИ С МЕСТА НА МЕСТО - перед сильным ветром.

*ГАЛКИ К ВЕЧЕРУ СОБИРАЮТСЯ И КРИЧАТ -  к ясной погоде.

*СОВА КРИЧИТ - на холод.

ВЫВОД: по вашим прочитанным наблюдениям, где может находиться буква ЭС. В начале слова, середине, конце слова.

(СЛАЙД)

Дети отгадывают кроссворд и записывают отгаданные слова в тетрадь.

Познавательные УУД:

-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Регулятивные УУД:

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

IX. Этап рефлексии.

3мин

Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

Какое задание на уроке вам понравилось больше всего?

Какое задание было для вас самым трудным?

А сейчас давайте оценим свою работу!

Выберите лепесточек такого цвета, который соответствует вашему настроению! А цветочек мы подарим нашему смайлику

Молодцы, вы хорошо поработали!

Отвечают на вопросы, выбирают лепесточек, цвет которого соответствует их настроению.

Регулятивные УУД:

-оценивать правильность своих действий на уровне адекватной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения "Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х,х." 1 класс

Это  технологическая карта урока изучения новых знаний....

Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к\'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок  -попытка организации урока в рамках данных требов...

Урок обучения грамоте Тема урока: «Согласные звуки [б, [б], буквы Б, б» 1 класс , программа Перспектива»

Урок обучения грамоте Тема урока: «Согласные звуки [б, [б], буквы Б, б» 1 класс , программа Перспектива»...

Материалы к видеоуроку обучения грамоте на тему "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н". 1 класс Миронова З.В.

Материалы к видеоуроку обучения грамоте на тему "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н". 1 класс Миронова З.В....

Согласные звуки [в], [в’]. Буквы В,в., 1 класс

Данная презентация будет хорошим дополнением при изучении букв и звуков...

План - конспект урока по чтению «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.» 1 класс

План-конспект урока по чтению «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.» 1 класс...