"Согласные звуки [с], [с']. Буква С". 1-й класс
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Учитель: Стахаевич Анна Вадимовна
Место работы: город Санкт - Петербург, ГБОУ №54
Тема урока: «Звуки [с], [с']. Буквы С, с».
Цель урока: систематизировать знания детей о согласных звуках, уметь их различать по твёрдости-мягкости;
Задачи урока:
личностные:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- уметь работать в группе;
регулятивные:
- развивать умение высказывать своё предположение;
- уценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
познавательные:
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- находить ответы на вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_1_klass.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия.
Ф.И.О. учителя-логопеда | Стахаевич Анна Вадимовна | ||
Группа (класс, логопедическое заключение) | 1 класс Логопедическое заключение: ФФНР | ||
Тема занятия | «Звуки [с], [с']. Буквы С, с». | ||
Тип занятия | «Открытие нового знания» | ||
Используемые технологии |
| ||
Цель занятия | Познакомить учащихся с новыми согласными звуками [с], [с'] и буквами С, с. Учить давать характеристику изученным звукам и обозначать их буквами. Формировать навыки чтения. Закреплять знания детей о ранее изученных звуках и буквах. | ||
Планируемые образовательные результаты | Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
В результате занятия учащиеся смогут: - учить осуществлять анализ и синтез слов различной слоговой структуры. - закрепить умение пользоваться правилом переноса слова. | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учиться работать по предложенному учителем плану; Коммуникативные УУД: –оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); –слушать и понимать речь других; | - формирование положительного интереса и мотивационной основы к изучаемой теме; - формирование у учеников навыков самоконтроля; | |
Ресурсы урока | ПК, предметные картинки, карточки со слогами, индивидуальные карточки, тетради, ручки, карандаши, зеркала, мяч. | ||
Словарь урока | Птицы. |
Этап | Длительность этапа | Деятельность | Деятельность обучающихся | |||||
I Этап Мотивации к учебной деятельности. | - создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс; - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. | |||||||
2 минуты |
Здравствуйте ребята! Учитель вывешивает на доску картинку с изображением улыбающегося Смайлика. - Ребята, определите настроение смайлика, поставьте перед собой зеркало и улыбнитесь так же, как смайлик. Сегодня на протяжении всего занятии я вам желаю сохранять хорошее настроение. Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Молодцы! | Определяют настроение смайлика. Выполняют психогимнастику. | Регулятивные УУД: - формирование основ самоконтроля; Коммуникативные УУД: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | |||||
II. Этап Актуализации знаний | - актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН(знания, умения, навыки), необходимые для построения нового знания); - закреплять полученные знания о звукобуквенном и слоговом анализе. | |||||||
Длительность этапа | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||
7 мин |
- помассируем массажным мячом ладошки по кругу, сначала быстро, потом медленно; - сожмем мячик сначала правой рукой, потом левой 2.Упражнения для мелкоймоторики рук. «Ладони на столе» (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.) «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их). «Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»). 3. Упражнения для артикуляционной моторики. Приведите себя в порядок. Возьмите в руки зеркала. Улыбнитесь. А теперь артикуляционная гимнастика. -Улыбка. -Заборчик. -Слоник. -Змейка. | Выполняют массаж ладошек и пальцев рук. Выполняют упражнение. Выполняют артикуляционную гимнастику. | Регулятивные УУД: -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные УУД: -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |||||
III. Этап Выявления места и причины затруднений | - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения | |||||||
Длительность этапа | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||
5 мин | Игра “Доскажи словечко”. - Угадайте, что за птица - Правильно, в Древне Греции люди называли эту птицу, птицей мудрости. - Какой первый звук, вы слышите в слове СОВА (звук [с]). - Охарактеризуйте звук [с] (согласный, глухой, твёрдый). Послушайте следующую загадку. На кормушку возле нашей форточки - Назовите 1 звук в этом слове. Охарактеризуйте его (Согласный, глухой, мягкий). Что объединяет эти слова (Это живые существа, начинаются на одну и туже букву, но звуки разные). Игра “Ваши наблюдения”. Ворона – каркает Филин – ухает Воробей – чирикает Сорока – стрекочет | Отгадывают загадку, формулируют предполагаемую тему занятия. | Познавательные УУД: -анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками. Коммуникативные УУД: -формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы. Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учиться работать по предложенному учителем плану; | |||||
IV. Этап Построение проекта, выхода из затруднения | -выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели. | |||||||
Длительность этапа | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||
7 мин | Слоговой анализ слов. Определение ударного слога. -Молодцы. Вы правильно отгадали все загадки. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Прочитайте слоги где согласный звук мягкий НИ, КИ, ТИ,СИ Дополните слоги до слов. - Читаем 1 столбик слов (вслух) Ус Усы Усик Усики Прочитайте вслух самое длинное слово (усики). Что обозначает это слово (маленькие усы). - А что обозначает слово ус? (ед.ч., мн.ч.) | Ученики перечисляют названия птиц. В словах-отгадках из предыдущего задания определяют количество слогов, отхлопывают слова по слогам ладошками по парте «телеграфируют» (безударный слог одной рукой, ударный-двумя). | Познавательные УУД: самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: Формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание. | |||||
V. Этап Физминутка | - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. | |||||||
Длительность этапа | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||
2 мин | Физкультминутка «Перелетные птицы». Птички прыгают, летают (Дети прыгают) | Дети выполняют физ.минутку. На доске проецируются картинки птиц. | Регулятивные УУД: -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; | |||||
VI. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи | - усвоение нового способа действия; - выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий; | |||||||
Длительность этапа | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||
5 мин | - А как вы понимаете выражение? СОРОКА НА ХВОСТЕ ПРИНЕСЛА - это шутливый, уклончивый ответ. На столах карточки. Сколько в этом слове гласных? (3) Какое правило мы знаем? (Сколько гласных, столько и слогов). - Разделите слово на слоги. Прочитайте 1 слог – СО. Каким цветом будем зажигать фонарики? Прочитайте 2 слог – РО. (сочетание твёрдого звука) Прочитайте 3 слог - КИ. (Сочетание мягкого звука) Поставьте ударение. - Посмотрите ребята на картинку Можно по ней сказать о чём сейчас пойдёт речь с тексте. (ответы детей) 1) Чтение стихотворения “Покормите птиц зимой”. Покормите птиц зимой Понравилось стихотворение? - Почему сороку назвали БЕЛОБОКА (белые бока). - Кто запомнил, чем питается сорока. Стук в окно (письмо от синички). Просьба! Покормите птиц зимой. Им холодно и голодно зимой. Не хватает корма. - В первую очередь что нужно смастерить для птиц? (кормушку) | Дети слушают учителя и поднимают карточку, если слышат в слове слог на. Ученики по очереди читают слоги и определяют твёрдость и мягкость звука. Ставят ударение в словах. Слушают стихотворение о птицах. | Познавательные УУД: -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Регулятивные УУД: -выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные УУД: -контролировать действия партнера; | |||||
VII. Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой | - создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля - способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности | |||||||
Длительность этапа | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||
4 минут | - Вам необходимо составить меню для птичьей столовой. Соедините слова – крошки и у вас получатся слова то, что кушают и любят птички. Яго-ды, са – ло, кру – па, пше – но, се – меч – ки. - Прочитайте слова, где встретился звук с (сало семечки). | Ученик составляют слова из слогов. Работа по карточкам. | Познавательные УУД: -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач. | |||||
VIII. Этап Включения в систему знаний и повторения. | - формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». | |||||||
Длительность этапа | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||
5 мин | На столах по листочку с предложениями. Дети читают. 1 человек - первую часть, 2 человек – вторую часть. *ВОРОБЬИ ПЕРЕЛЕТАЮТ СТАЙКАМИ С МЕСТА НА МЕСТО - перед сильным ветром. *ГАЛКИ К ВЕЧЕРУ СОБИРАЮТСЯ И КРИЧАТ - к ясной погоде. *СОВА КРИЧИТ - на холод. ВЫВОД: по вашим прочитанным наблюдениям, где может находиться буква ЭС. В начале слова, середине, конце слова. (СЛАЙД) | Дети отгадывают кроссворд и записывают отгаданные слова в тетрадь. | Познавательные УУД: -осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Регулятивные УУД: -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | |||||
IX. Этап рефлексии. | 3мин | Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? Какое задание на уроке вам понравилось больше всего? Какое задание было для вас самым трудным? А сейчас давайте оценим свою работу! Выберите лепесточек такого цвета, который соответствует вашему настроению! А цветочек мы подарим нашему смайлику Молодцы, вы хорошо поработали! | Отвечают на вопросы, выбирают лепесточек, цвет которого соответствует их настроению. | Регулятивные УУД: -оценивать правильность своих действий на уровне адекватной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения "Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х,х." 1 класс
Это технологическая карта урока изучения новых знаний....
Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к\'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок -попытка организации урока в рамках данных требов...
Урок обучения грамоте Тема урока: «Согласные звуки [б, [б], буквы Б, б» 1 класс , программа Перспектива»
Урок обучения грамоте Тема урока: «Согласные звуки [б, [б], буквы Б, б» 1 класс , программа Перспектива»...
Материалы к видеоуроку обучения грамоте на тему "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н". 1 класс Миронова З.В.
Материалы к видеоуроку обучения грамоте на тему "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н". 1 класс Миронова З.В....
Согласные звуки [в], [в’]. Буквы В,в., 1 класс
Данная презентация будет хорошим дополнением при изучении букв и звуков...
Тема урока "Согласные звуки [с], [с\']. Буква С". 1-й класс
Конспект урока...
План - конспект урока по чтению «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.» 1 класс
План-конспект урока по чтению «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.» 1 класс...