Огр.момент Мотивация к деятельности.
Актуализация опорных знаний ( повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме « Звуки речи» и постановка учебной задачи.
Открытие нового знания, формулировка темы урока.
Первичное закрепление.
Гимнастика для глаз Профилактика близорукости.
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой проверкой по эталону.
Работа с ребусами
Подведение итогов. Рефлексия. | - Здравствуйте, ребята! - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. - Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будет вашими помощниками? (учитель, учебник, знания) Также вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка. -В «кружочках настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение. (Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.) Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 1 картинке? - Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 2 картинке? - Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 3 картинке? Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение было радостным.
Мотивационный диалог: - Ребята, у нас на уроке сегодня много гостей и они хотят с вами познакомиться. - Познакомится тот, чьё имя начинается с гласного звука. (Меня зовут Алина. Моё имя начинается с гласного звука (а) - Познакомятся те дети, чьё имя начинается с согласного мягкого звонкого звука. (Меня зовут Лера.Моё имя начинается с мягкого согласного звука) - Познакомится тот, чьё имя начинается с согласного твёрдого глухого звука. (Моё имя Карина.Моё начинается с твёрдого согласного глухого звука) - Познакомятся те дети, чьё имя начинается с согласного твёрдого звонкого звука. (Меня зовут Ваня.Вадим. Моё имя начинается с твёрдого согласного звука) - Молодцы! Все познакомились с гостями.
-Расскажите по схеме, что мы уже знаем о звуках: (Звуки, которые мы говорим, бывают гласными и согласными; гласные – ударными и безударными, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими; твёрдые согласные могут быть звонкими и глухими; мягкие согласные могут быть звонкими и глухими.) - А для чего вам нужно изучать новые звуки? - Как вы думаете, мы все звуки изучили? … Какую учебную задачу поставим на уроке? ( познакомиться с новыми звуками и новой буквой.Научиться читать слоги, слова с этой буквой) Физминутка. Руки вверх – пришли учиться, Руки вниз – а не лениться. Сели, встали дружно вместе, Покружились все на месте. На любой вопрос коварный Сами мы ответ найдём! К цели мы своей придем! Активным на уроке будь, И легче станет школьный путь!
– Назовите предметы, изображённые в 1 группе: (бант, кошка, коза.) – Назовите предметы, изображённые во 2 группе: (бинт, машина, малина.) – С помощью чего вы называли изображённые предметы? (С помощью слова.) – Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.) – Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Бант, так как в нём 1 слог, а в остальных по 2 слога. Бант, так начинается со звука ( Б). а остальные слова со звука ( К), оканчивается на согласный звук, а другие на гласный(а) – Какое слово можно исключить из второй группы? (бинт, так как в нём 1 слог, а в остальных словах по 3 слога, а другие на гласный (а)
-– Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово бинт начинается со звука [б,], а слово бант – со звука [б].Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [б, б,] и буква, которая их обозначает».)
а) Звукобуквенный анализ слов бант и бинт. (работа в парах). У: - Посмотрите на слайд. Какую работу нам надо выполнить? ( звуко- буквенный анализ) Будем работать в паре. ( фишками на парте в паре) Проверка. (Оцените свою работу по « шкале правильности») Какие же первые звуки в этих словах?( [б], [б']). Дайте характеристику звуку[б]-согласный, твердый, звонкий [б']- согласный, мягкий, звонкий Итак, мы выяснили, что звук [б] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.
Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Безверхов) – Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.) - Придумайте слова.чтобы в них тоже встречались наши новые звуки ( бабушка, булочка, бидон, билет, ботинки…) б) Сравнение первых звуков в словах. Уберите фишки со схем: - одинаковые звуки н, т)
- из слова бинт звук [ а ] (дети сигналят «ловушка», объясняют, что в слове нет такого звука)
- звук [ и ]
- звук [ а ]
-Какие звуки остались? - звук [ б ]
- звук [ б ]
в) Знакомство с буквой Бб. Выкладывание из палочек. - Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке? - Мы выполнили учебную задачу? Что будем делать дальше? (познакомимся с буквой) – Кто знает, какими буквами обозначаются эти два звука? – Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.) – Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся. - Прочитай: Борис, банан- -Почему одно слово написано с заглавной, а другое с маленькой буквы?
– Давайте пофантазируем, на что похожа буква б? (Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком) – Давайте поселим эту букву на ленту букв. Где она будет жить? На верхнем или нижнем этаже? Почему? (обозначает звонкие звуки) Составьте букву из палочек. - Что за ужас, что за хлам? Везде буквы по углам. Букву нужную найдем И в овал ее возьмем. (Взаимопроверка) - Подчеркни букву б на карточке КБАЗБУКАИКАБУКВАРЬШУБУКВЫБ – Сколько раз вы подчеркнули букву б? Проверьте работу друг у друга Оцени свою работу по « шкале успешности» -Какие слова спрятались в этой строчке? У: Давайте вспомним, как мы обычно работаем с новой буквой.
Предлагается план работы с новой буквой: 1.Название буквы 2. Какие звуки обозначает? 3.Как пишется печатная буква 4.Как читать в слогах и словах, с какими гласными буквами дружит
-Что из предложенного плана уже узнали? - Так что же будем дальше делать?
Работа по учебнику. -С какими гласными дружит твердый звук? [б]- перед а, о, э, у, ы - С какими гласными дружит мягкий звук [б'] -е. ё. и, я, ю. Чтение слогов. Ба-ба-ба - на избе была труба. Бу-бу-бу- побелили мы трубу. Бе-бе-бе- белый голубь на трубе. Бы-бы-бы- голубь улетел с трубы.
ба-бя-бо-бё-бу-бю-бы-би-бэ-бе би-бю-бо-бы-ба-бе-бё-бу-бя - жужжащее чтение
- выборочное чтение:
- чтение слогов, в которых буква б обозначает твердый согласный звук [б]
- чтение слогов, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’]
бу | бус | бусинка | би | бил | билет | ба | бар | барсук | бо | бом | альбом | бр | бра | зебра |
Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 5 раз.
Чтение слов с.109 - чтение слов, в которых один слог;
- чтение слов, в которых два слога;
- чтение слов, в которых три слога;
- Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.
- А теперь вас ждёт самостоятельная работа. Напечатайте в тетради слоги и слова, подчеркните зелёным карандашом букву б, которая обозначает мягкий согласный звук [б’]; подчеркните синим карандашом букву б, которая обозначает твердый согласный звук [б]. Какие умения вам понадобятся? (умение печатать слоги; умение печатать слова; умение определять, какой звук обозначает буква).
ба бебибу белка булка
- Проверьте себя по образцу. - По каким критериям можем себя оценить? (умение печатать слоги; умение печатать слова; умение определять, какой звук обозначает буква). - Оцените себя. (Дети оценивают по шкале и комментируют свою оценку). - Составьте предложение со словом белка, булка
Д) Чтение ребусов с. 110
Барон - древнейший европейский дворянский титул, известный с раннего Средневековья. В России введен Петром I. Из российских подданных этим титулом в основном обладали дворяне прибалтийских земель и выходцы из Германии
- Найди слово в слове ЯБЕДА СЕРЕБРО
- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её? Вернёмся к нашему плану работы над буквой. - Как называется буква, которую изучили? - Какие звуки она обозначает? - Научились ли мы читать слоги, слова, с буквой б? - Кому было трудно? - Что не получилось? -Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? -В кружочках настроения нарисуйте условным знаком свое настроение после урока. Сравни его с тем, что было вначале урока. У кого стало лучше? Хуже? Почему?
- Спасибо за урок. | Объясняют собственное понимание высказывание.
Анализируют наличие указанных звуков в своем имени.
Принимают учебную задачу.
Сравнивают, Классифицируют.
Формулируют тему урока
Интонационно выделяют звуки в слове. Моделируют звуковой состав слова. Проверяют работу своего партнёра. Сравнивают звуки в словах.
Воспринимают на слух и воспроизводят слова со звуками [ б ] и [ б,].
Знакомятся с новой буквой.
Моделируют букву Проверка по образцу Узнают букву среди других букв
Работа в парах: взаимопроверка, согласование.
Анализируют предложенный план, высказывают свое мнение.
Читают слоги (слова). Выбирают слова по заданному критерию
Печатают слоги и слова в тетради.
Вспоминают алгоритм самопроверки. Проверяют работу по образцу Выбирают критерий оценки. Оценивают результат своей деятельности.
Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.
| Мотивационная готовность к учебной деятельности.
Познавательные: логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
доказательство; целеполагание
самосознание Умение принимать и сохранять учебную задачу.
ПУУД: - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; доказательство;
Умение проводить классификацию по заданному критерию.
Логические: доказательство
РУУД: Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли. Умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы. Моделирование. РУУД: Умение контролировать действия партнера.
Умение контролировать и оценивать свои действия.
Умение проводить классификацию по заданным критериям.
Перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы:Бб
Умение организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками. Умение контролировать действия партнера.
РУУД: планирование собственной деятельности
Умение проводить классификацию по заданным критериям.
РУУД: Умение контролировать и оценивать свои действия.
Регулятивные УУД: освоение первоначальных форм познавательной рефлексии
|