Планирование работы в условиях реализации ФГОС по формированию лексической стороны речи учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
методическая разработка по логопедии (3 класс)

Антонышева Александра Лукинична

Коррекционная работа на лексическом уровне по формированию процессов словообразования учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием речи. Планирование работы по формированию словообразования в условиях реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антонышева Александра Лукинична, учитель-логопед. СОШ № 21  г. Рыбинск  Ярославская область

                        

Планирование работы в условиях реализации ФГОС по формированию  лексической стороны речи  учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

Дефекты речи у детей с задержкой психического развития проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и обусловлены особенностями их психофизического развития. Пониженная познавательная активность ограничивает возможности формирования лексики детей и расширение словарного запаса. Словарный запас детей этой категории отличается бедностью и недифференцированностью. Своеобразие состоит в неточном употреблении отдельных слов, в недостаточном понимании и неправильном употреблении близких по значению и звучанию слов. Лексико-грамматическое недоразвитие речи отражается на формировании процессов чтения и письма. Недостаточный уровень развития лексики затрудняет процесс овладения школьными знаниями.

При планировании коррекционной работы важно учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, закономерности формирования словаря в онтогенезе и особенности лексики учащихся.

В условиях реализации ФГОС меняется  подход к содержанию и организации логопедической работы в школе.

Коррекционная работа проходит на лексическом уровне и организована в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода.

Характеристика второго раздела программы

Коррекционная работа на лексическом уровне.

Основная задача раздела: уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Работа на лексическом уровне проводится с обучающимися 1-4 классов. Основная работа проводится с обучающимися 3 классов. Словарь школьников обогащается путем расширения и уточнения впечатлений и представлений об окружающем мире. Дети учатся различать части речи на основе лексического значения, вопросов, состава слова. Знакомятся  со значением морфем (суффиксов, приставок, окончаний) различных частей речи, овладевают процессом словообразования, формами словоизменения.

Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УДД) на начальном периоде обучения. Ученик получит возможность формировать метапредметные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.

Логопедическая работа направлена не только на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении  предметных результатов (письмо, чтение), но и на формирование ими  метапредметных результатов (коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД).

В рабочей программе на темы по словообразованию существительных, прилагательных и глаголов отводится от 20 до 25   часов, которые отражены в поурочно-тематическом планировании логопедических занятий.

Планирование логопедических занятий с группой учащихся

 3 класса  с нарушением письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР. 

занятия

Наименование темы

 Основное содержание логопедического занятия

Характеристика  деятельности обучающихся

1

2

3

4

1

Состав слова. Корень слова. Образование  однокоренных слов.

Подбор родственных слов. Выделение корня, образование однокоренных слов. Разбор по составу. Упражнение в нахождении безударной гласной в корне.

Сопоставлять предложенные слова и высказывать предположение об их сходстве и различиях. Находить общую часть в группах слов. Уточнить понятия «корень», «однокоренные слова».  Различать родственные слова и формы одного и того же слова. Наблюдать за словами с омонимичными корнями. Устанавливать различия родственных слов и слов с омонимичными корнями.  Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Отрабатывать умение применять правило обозначения безударных гласных в корне слова.

2

Состав слова. Корень слова, Родственные слова.

Подбор родственных слов. Выделение корня, образование различных частей речи. Основа слова. Разбор по составу.

Дополнять однокоренные слова по заданному основанию (существительные, прилагательные, глаголы). Понимать алгоритм выделения корня и использовать его при решении практических задач. Знакомиться с основой как частью слова. Применять алгоритм нахождения основы слова.

3

Образование сложных слов.

Образование слов, путем присоединения корней. Выделение сложных слов из предложений, нахождение корней и соединительной гласной. Образование и правописание сложных слов. Разбор по составу.

Наблюдать за способами словообразования предложенных слов. Находить слова, удовлетворяющие определённым условиям. Фиксировать (графически обозначать) корни в сложных словах. Формулировать правило о соединительных гласных в сложных словах. Составлять слова по модели.

4

Суффиксальное образование  существительных. Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами  -ИК, -ОК, -К-.

Образование слов с суффиксами –ИК, -ОК без изменения звуковой структуры корня, с суффиксом –К-  с чередованием согласных звуков в корне. Парные глухие и звонкие согласные в корне. Орфограмма. Разбор слов по составу.

Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Соотносить слова со схемами их морфемного состава. Анализировать схемы морфемного состава слов и подбирать собственные примеры к заданной схеме. Наблюдать особенности обозначения парных по звонкости-глухости согласных  в корне слова в позиции стечения согласных. Использовать  алгоритм проверки орфограммы. Наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощью которых они образованы. Проверять предложенную работу, находить и исправлять ошибки в разборе слова.  

5

Суффиксальное образование  существительных. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Суффиксы -УШК-, -ЫШК-, -ЕНЬК-,

-ОНЬК-,  -ОЧК-, -ЕЧК-, -Ц-.

Образование слов с суффиксами

 -УШК, -ЫШК, -Ц. Собственные и нарицательные существительные с суффиксами –ОЧК, -ЕЧК, -ИЧК, -ЕНЬК, -ОНЬК    Словообразование существительных с основой  на Ц.  . Правописание ЧК, ЧН. Суффикс –  ИК  или –ЕК . Орфограмма. Образование слова при помощи двух суффиксов –ОК и  - ЕК. Чередование суффиксов  -ОК/-ОЧ

 Наблюдать за образованием уменьшительно-ласкательных существительных и выделять суффиксы, с помощью которых они образованы. На основе наблюдения высказывать предположение о выборе суффиксов -ИК-/-ЕК-. Знакомиться с алгоритмом написания суффиксов -ИК-/-ЕК-, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Наблюдать за чередованием согласных в корне при суффиксальном образовании существительных с основой на Ц.  Отрабатывать алгоритм написания имен собственных.

6

Суффиксальное образование существительных. Суффиксы

–ИЩ, -ИК, -ИНК, -ИЦ,-ЕЦ.

Значение суффиксов –ИЩ, -ИК, -ИНК, -ИЦ, -ЕЦ Сочетания –ИЧК, -ЕЧК. Образование существительных со значением очень маленький, очень большой и значением составной части целого предмета. Разбор по составу. Составление предложений.

Устанавливать значения суффиксов. Использовать  суффиксальный способ образования слов для указания очень большого и маленького предмета или составной части целого предмета. Наблюдать за написанием суффиксов имён существительных -ЕЦ--ИЦ- и сочетаний -ИЧК, -ЕЧК. Выявлять признак, определяющий написание суффиксов и сочетаний. Понимать алгоритм написания слов с суффиксами -ЕЦ-
-ИЦ- и слов с сочетаниями - ИЧК, -ЕЧК. Фиксировать (графически обозначать) суффиксы.

7

Суффиксальное образование существительных. Название детенышей животных и птиц.

Образование названий детенышей при помощи суффиксов без изменения звуковой структуры корня, с чередованием звуков в корне и заменой корня производного слова в единственном и множественном числе. Разбор по составу.

Наблюдать за группами слов и высказывать предположение о написании суффиксов ОНОК, -ЁНОК, -АТ, -ЯТ. Наблюдать за чередованием звуков в корне. Знакомиться с алгоритмом написания суффиксов ОНОК, -ЁНОК, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Фиксировать (графически обозначать) суффиксы.

8

Суффиксальное образование существительных. Существительные, обозначающие названия профессий.

Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия. Разбор по составу. Способы образования существительных. Составление предложений.

Устанавливать значения суффиксов. Определять и объяснять способы образования слов. Составлять слова из заданных морфем. Соблюдать последовательность действий при разборе слов по составу. Подбирать слова в соответствии с графическими моделями состава слова. Уточнять значения профессий. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования.

9

Суффиксальное образование имен прилагательных. Притяжательные прилагательные.

Образование притяжательных прилагательных с суффиксами –ИН,

-ОВ. Правописание разделительного мягкого знака в притяжательных прилагательных. Составление предложений. Разбор по составу.

Знакомиться с притяжательными прилагательными. Наблюдать за значением и словообразовательными особенностями притяжательных прилагательных. Находить в тексте слова по заданному основанию. Находить суффикс в  заданном слове и подбирать примеры слов с таким же суффиксом. Фиксировать (графически обозначать) синтаксическую функцию имён прилагательных. Наблюдать за особенностями написания притяжательных прилагательных. Устанавливать соответствие написания Ь в притяжательных прилагательных и в вопросе к ним. Формулировать вывод о написании притяжательных прилагательных.

10

Суффиксальное образование имен прилагательных.  Относительные прилагательные.

Образование относительных прилагательных с суффиксами –ОВ, -ЕВ, -Н-, -ЯН, -ЕНН, -СК- и др. Образование прилагательных, обозначающих из чего сделан предмет. Образование прилагательных  с суффиксом –Н-  от существительных с основой на –Н. Определение способа образования прилагательных. Составление предложений. Разбор по составу.

 Знакомиться с особенностями относительных прилагательных. Группировать относительные прилагательные по заданным основаниям.

Сопоставлять прилагательные с суффиксами –Н- и –ЕНН-. Планировать собственную запись, учитывая условие упражнения. Фиксировать (графически обозначать) условия написания Н и НН. Наблюдать за образованием относительных прилагательных. Фиксировать (графически обозначать) состав слова. Составлять предложения, используя относительные прилагательные.

11

Суффиксальное образование имен прилагательных. Качественные прилагательные.

Образование качественных  прилагательных от прилагательных, глаголов, существительных при помощи суффиксов –Н, -ИВ, -ЛИВ, -ЧИН, -ОНН_. –ЕНН, -ОВАТ, -ЕВАТ, -ЕНЬК, -ОНЬК- и др. с чередованием согласных в корне. Значение и правописание суффиксов. Разбор по составу. Составление словосочетаний и предложений.

Знакомиться с качественными прилагательными и их признаками. Наблюдать за возможностью качественных имён прилагательных, обозначать степень проявления признака. Находить в тексте слова по заданному основанию. Контролировать правильность выполнения задания. Наблюдать за языковым материалом, самостоятельно формулировать правило написания суффиксов -ИВ-, -ЕВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-. Планировать свою работу при записи слов, группировать слова по заданному основанию. Наблюдать за значением качественных прилагательных и особенностями их словообразования. Знакомиться с лексическим признаком качественных прилагательных — наличием антонимической пары.

12

Суффиксальное образование глаголов. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Возвратные и невозвратные глаголы.

Образование глаголов совершенного и несовершенного видов с помощью суффиксов –ИВА, -ЫВА, -ВА. Значение глаголов. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов и правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ. Сравнение в написании существительных с суффиксами

 -ИЦ-, -НИЦ- и возвратных глаголов. Составление предложений. Разбор по составу.

Наблюдать за особенностями образования личных форм глаголов с суффиксами -ИВА-/-ЫВА--ОВА-/-ЕВА-. Обобщать результаты наблюдений за языковым материалом. Фиксировать (графически обозначать) приставки и корни.

Использовать суффиксальный способ словообразования глаголов совершенного и несовершенного вида. Находить слова по заданному основанию. Обобщать результаты наблюдений за языковым материалом. Различать случаи написания -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах. Сопоставлять возвратные глаголы с существительными с суффиксами –ИЦ, -НИЦ. Группировать слова по заданному основанию. Подбирать слово для заполнения пропуска в предложении.

13

Префиксальное образование слов. Приставка, ее роль в изменении значения слова.

Приставочный способ образования слов. Различение слов с приставками и слов, корень которых начинается со сходных буквосочетаний. Образование глаголов приставочным способом. Наблюдение за изменением значения слов.

Знакомиться с приставкой как частью слова. Выделять и отмечать приставки в предложенных рядах слов. Знакомиться с алгоритмом нахождения приставки и использовать его при решении практических задач. Различать слова с приставками и слова, корень которых начинается со сходных буквосочетаний. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Объяснять смыслоразличительную функцию приставки, принимать участие в обсуждении проблемных вопросов.

14

Префиксальное образование слов. Пространственное и временное значение приставок

Приставочный способ образования слов. Значение слов. Пространственное и временное значение приставок в-, вз-, вы-, под-, над-, от-, у-, про-, пере-, за-, по-, с-, со-. Разбор по составу.

Определять значения приставок. Подбирать родственные слова с различными приставками. Определять значения приставок и способ образования слов. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Подбирать слова, образованные приставочным способом, в соответствии с заданной моделью. Фиксировать (графически обозначать) приставки и корни. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.

15

Префиксальное образование слов. Образование глаголов совершенного и несовершенного вида. Значение приставок.

Образование глаголов совершенного вида при помощи приставок С-, НА-, ПО-, ПРО-. Приставки со значением неполного действия и результата действия . Значение глаголов. Слова с приставками ПО- и ПОД-. Разбор по составу. Глаголы в начальной и личной форме.  Составление словосочетаний и предложений. Грамматическая основа предложения.

Сопоставлять слова с приставками ПО- и ПОД-. Выделять и отмечать приставки в предложенных рядах слов. Находить слова, от которых образованы слова с приставкой. Объяснять значения производных слов с использованием приёма развёрнутого толкования. Наблюдать за словами, образованными приставочно-суффиксальным способом, определять способ образования слов. Конструировать слова в соответствии с заданной моделью. Использовать различные способы словообразования глаголов совершенного и несовершенного вида. Находить слова по заданному основанию. Систематизировать знания о личных местоимениях. Различать начальную и личные формы глаголов. Группировать слова по заданному основанию.

16

Дифференциация временных глагольных форм. Образование слов с помощью приставок от глагольных основ.

Образование глаголов с помощью приставок. Значение приставки ПЕРЕ-.  Времена глаголов. Изменение глаголов по временам. Суффиксы основы в глаголах начальной формы и глаголах прошедшего времени. Разбор по составу.

Наблюдать за значением приставки ПЕРЕ-, группировать слова по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) окончание глаголов. Наблюдать за изменением глаголов по временам. Различать формы времени. Фиксировать (графически обозначать) основу слова. Контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей.  Наблюдать за суффиксами глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени. Фиксировать (графически обозначать) заданную орфограмму в словах.

17

Правописание приставок с гласными  А, О. Приставка  С-.

Правописание приставок с гласными А, О. Образование глаголов с этими приставками. Приставка С-. Составление словосочетаний и предложений.

Определять способ образования слов. Наблюдать за приставками, в которых  пишется буква О. Группировать слова по предложенному основанию. Различать приставки с буквами О, А.  Самостоятельно устанавливать критерии объединения слов, группировать слова по заданному основанию. Наблюдать за написанием слов с приставкой С-. Объяснять причины допущенных ошибок, доказывать правильное написание. Оценивать правильность выполнения работы, находить и исправлять ошибки

18

Различение грамматических категорий на основе анализа состава слова.

Дифференциация частей речи по анализу состава слова. Нахождение в тексте слов, соответствующих схемам. Разбор по составу существительных, прилагательных, глаголов.

 Составление предложений. Грамматическая основа предложения.

Группировать слова по частям речи (на основании значения и вопроса). Выделять новый способ определения частей речи по составу слова. Находить в тексте слова в соответствии с данной морфемной схемой. Наблюдать за словами, образованными приставочно-суффиксальным способом, определять способ образования слов. Конструировать слова в соответствии с заданной моделью. Устанавливать способ образования слов. Опознавать слова по их условным словообразовательным значениям. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.

19

Дифференциация частей речи на основе анализа состава слова.

Различение частей речи по анализу состава слова. Разбор по составу существительных, прилагательных, глаголов. Нахождение слов с орфограммами  в приставке, корне, суффиксе. Составление предложений. Графическая запись.

Образовывать слова по заданным моделям. Выделять части слова: приставка, корень, суффикс и окончание. Определять способ образования слов. Соотносить слова со схемами их морфемного состава. Анализировать схемы морфемного состава слов и подбирать собственные примеры к заданной схеме. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы.  Определять тип орфограммы и применять соответствующий способ проверки. Систематизировать знания о признаках выделения частей речи. Находить в тексте слова по заданному основанию.  Группировать слова по частям речи (на основании значения и вопроса, состава слова)

20

Состав слова. Обобщение.

Разбор слов по составу. Значение слов и морфем. Способы образования слов. Группировка слов по заданной модели состава слова. Составление словосочетаний и предложений. Графическая запись слов и предложений.

Анализировать языковой материал. Обсуждать проблемные вопросы. Высказывать предположение о наличии/отсутствии тех или иных частей в слове. Восстанавливать по смыслу и по структуре недостающую часть слова. Наблюдать за словами, образованными приставочно-суффиксальным способом, определять способ образования слов. Конструировать слова в соответствии с заданной моделью. Наблюдать за словами, образованными способом сложения. Подбирать приставки и суффиксы по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы. Находить слова с заданной орфограммой.  

Литература

  1. Приказ Минобрнауки России от 19декабря 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  2. Программы по логопедии для работы с обучающимися начальных классов общеобразовательных школ/ авт.-сост. А.Л. Антонышева, А.В. Севрюгина.- Ярославль: ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ, ИЦ «Пионер», 2015.-100с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в условиях реализации ФГОС в 4-м классе

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования и гармоничного               развития личности каждого ученика, учитывая его ...

Логопедическое занятие с группой обучающихся 2 специального (коррекционного) класса с недоразвитием речи системного характера при F 83

Логопедическое занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся во 2 СКК. Технологическая карта с дидактической структурой урока составлена с соответствии с требованиями ФГОС. Кор...

Система работы по формированию лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

В методической разработке предложено содержание программы по формированию лексического строя речи у детей с ОВЗ, имеющих ЗПР....

Открытое логопедическое занятие с группой обучающихся 3 класса с нарушениями письма, обусловленными ФФН. Грамматическая тема занятия: Состав слова

Грамматическая тема занятия:  Состав слова Тип урока: обобщающее повторение Цели для учителя: создать условия для отработки навыка словообразования, содействовать развитию приемов...

Доклад на районном МО учителей начальных классов "Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС"

Выступление на районной августовской секции учителей начальных классов по теме "Проектная деятельность младших школьников во внеурочное время". Школа после уроков это мир творчества. Важно  заинт...

Рабочая программа логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.

Рабочая программа. Логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия....

Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ...