Система работы по формированию лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
методическая разработка по логопедии на тему
В методической разработке предложено содержание программы по формированию лексического строя речи у детей с ОВЗ, имеющих ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_sistema_raboty_po_formirovaniyu_leksicheskogo_stroya.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по формированию лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя.
Дефекты речи у детей с ограниченными возможностями здоровья при задержке психического развития проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и обусловлены особенностями их психофизического развития. Пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленность памяти и внимания ограничивают возможности нормального формирования лексики детей и расширение словарного запаса. Устная речь, чтение и письмо как различные стороны единого языкового процесса тесно связаны, поэтому лексико-грамматическое недоразвитие речи отражается на процессах чтения и письма.
Таким образом, есть основания утверждать, что проблема формирования лексического строя речи у обучающихся с задержкой психического развития является в логопедии актуальной, поскольку от степени сформированности словарного состава языка зависит интеллектуальное развитие ребенка. Достаточный уровень развития лексики способствует формированию базы для овладения школьными знаниями.
В работах многих авторов (Егоровой Т.В., Ковалева В.В., Лалаевой Р.И., Лубовского В.И., Никашеной Н.А., Цыпиной Н.А., Шевченко С.Г.) подчеркивается, что школьники с задержкой психического развития различного генеза имеют ограниченный словарный запас. Бедность словаря проявляется в том, что дети не знают: названий ягод, рыб, цветов, диких животных и птиц, инструментов, профессий, частей тела, частей одежды и обуви. Ученики путают названия времен года, месяцев, дней недели, время суток, детенышей животных и птиц и т.д. Затруднения вызывает актуализация предикативного словаря (глаголов, прилагательных). Преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок выполняет или наблюдает: спать, мыть, умываться, одеваться, бежать, есть, пить и т.д.. Труднее усваиваются слова обобщенного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки предметов и явлений.
В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Параллельно с уточнением значения слова происходит и развитие структуры значения слова.
По мере развития мышления ребенка, его речи, лексика не только обогащается, но и систематизируется. Слова как бы группируются в семантические поля. Семантическое поле - это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков.
Нарушения развития лексики у младших школьников с лексико-грамматическим недоразвитием при задержке психического развития проявляется в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей.
Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ученик соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения.
Формирование лексики тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отражением способов образования новых слов.
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. У детей с ЗПР этот уровень достаточно низкий и это затрудняет формирование процессов словообразования.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у детей с речевой патологией.
Дети знакомятся со всеми способами образования слов на основе словообразования различных частей речи. Для формирования и закрепления словообразовательных моделей, прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием).
Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов
с общей морфемой, выделение этой общей морфемы, уточнения ее
значения. Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей, относящихся к различным грамматическим категориям на основе анализа состава слова.
Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных и анализа составляющих их морфем, что помогает обучающимся в дальнейшем дифференцировать части речи и закрепить правописание приставок и суффиксов.
Таким образом, в ходе коррекционных занятий дети накапливают опыт различения и выделения морфемного состава слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов. Привлечение внимания к звуковой стороне речи и морфемному составу слова помогает обучающимся в дальнейшем самостоятельно расширять запас слов, накапливать звуковые и морфологические обобщения. Все это способствует созданию оптимальных условий для уточнения ряда грамматических понятий и совершенствованию способности закреплять знания определенных правил правописания, прежде всего тех, усвоение которых связано с морфемным анализом слов и умением различать их значимые части.
Планирование коррекционной работы на лексическом уровне.
Основная задача: уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Содержание программы логопедических занятий.
- Выявление активного словарного запаса.
Слова, обозначающие предметы: фрукты, овощи, деревья, домашние и дикие птицы, животные, игрушки, учебные вещи, транспорт, мебель, посуда, профессии и т.д. (учащиеся должны знать видовые и родовые названия, уметь группировать их, сопоставляя со смежными группами, отмечая сходство и различие).
Слова, обозначающие признаки: цвет, величина, форма, вкус, материал и др. признаки и качества.
Слова, обозначающие действия: способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и т.д.
- Расширение словарного запаса учащихся.
Актуализация пассивного словаря. Синонимы. Подбор различных частей речи. Нахождение в тексте, составление словосочетаний и предложений. Использование синонимов при составлении текста. Антонимы. Подбор различных частей речи. Нахождение в тексте, составление словосочетаний и предложений. Омонимы. Подбор слов. Лексическое значение. Нахождение в тексте, составление словосочетаний и предложений. Многозначность слов. Различение прямого и переносного значения. Нахождение в тексте, подбор слов, составление словосочетаний и предложений.
- Слоговой анализ и синтез
Слогообразующая роль гласной. Составление слов из слогов. Определение количества гласных в словах. Деление слов на слоги, обозначение их графически, выделение гласных. Анализ слов с выделением 1, 2, или 3 слога. Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов и букв. Вставка недостающего слога. Синтезирование новых слов. Деление слов на слоги для переноса. Правило переноса слов.
- Ударение в слове.
Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения. Определение ударного гласного в процессе произношения и написания слов. Перенос ударения на другой слог.
Слогоритмическая структура слова.
Двухсложные слова: Хх, хХ. Воспроизведение ритмического рисунка слова, соотношение его со структурой слова
Трехсложные слова: Ххх, хХх, ххХ Воспроизведение ритмического рисунка слова, соотношение его со структурой слова
- Безударная гласная в корне слова.
Нахождение безударной гласной в корне. Перенос ударения на безударную гласную.
Тренировка в подборе проверочных слов. Выбор проверочного слова из ряда родственных слов.
Правописание безударных гласных в корне слова.
- Состав слова.
Морфемный анализ и синтез.
- Корень слова, выделение корня, подбор родственных, однокоренных слов
- Сложные слова. Выделение корней и соединительной гласной, правописание. Образование слов путем соединения корней.
- Суффикс, выделение суффиксов, значение суффиксов, правописание, суффиксальный способ образования слов. Суффиксальное образование существительных. Уменьшительно-ласкательные существительные. Образование слов с суффиксами –ИК, -ОК без изменения звуковой структуры корня, с суффиксом –К- с чередованием согласных звуков в корне. Парные глухие и звонкие согласные в корне. Образование слов с суффиксами -УШК, -ЫШК, -Ц. Собственные и нарицательные существительные с суффиксами –ОЧК, -ЕЧК, -ИЧК, -ЕНЬК, -ОНЬК. Словообразование существительных с основой на Ц. Правописание ЧК, ЧН. Суффиксы– ИК и –ЕК . Образование слова при помощи двух суффиксов –ОК и - ЕК. Чередование суффиксов -ОК/-ОЧ. Значение суффиксов –ИЩ, -ИК, -ИНК, -ИЦ, -ЕЦ. Сочетания –ИЧК, -ЕЧК. Образование существительных со значением очень маленький, очень большой (-ИЩ-) и значением составной части целого предмета (-ИНК-). Образование названий детенышей при помощи суффиксов без изменения звуковой структуры корня, с чередованием звуков в корне и заменой корня производного слова в единственном и множественном числе (-ОНОК, -ЁНОК, -АТ-, -ЯТ-). Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия (-ЧИК-, -НИК-, -АРЬ, -ТЕЛЬ-, -ЁР, -ЩИК, -ЯР, -ИСТ). Суффиксальное образование прилагательных. Образование притяжательных прилагательных с суффиксами –ИН, -ОВ. Образование относительных прилагательных с суффиксами –ОВ, -ЕВ, -Н-, -ЯН, -ЕНН, -СК- и др. Образование прилагательных, обозначающих из чего сделан предмет. Образование прилагательных с суффиксом –Н- от существительных с основой на –Н. Образование качественных прилагательных от прилагательных, глаголов, существительных при помощи суффиксов –Н, -ИВ, -ЛИВ, -ЧИН, -ОНН-, –ЕНН, -ОВАТ, -ЕВАТ, -ЕНЬК- и др. с чередованием согласных в корне. Значение и правописание суффиксов. Суффиксальное образование глаголов. Образование глаголов совершенного и несовершенного видов с помощью суффиксов –ИВА-, -ЫВА-, -ВА-,-НУ-. Значение глаголов. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов и правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ. Сравнение в написании существительных с суффиксами -ИЦ-, -НИЦ- и возвратных глаголов.
- Приставка, выделение приставок, значение приставок, правописание, префиксальный способ образования слов. Различение слов с приставками и слов, корень которых начинается со сходных буквосочетаний. Пространственное и временное значение приставок В-, ВЗ-, ВЫ-, ПОД-, НАД-, ОТ-, У-, ПРО-, ПЕРЕ-, ЗА-, ПО-, С-, СО-. Образование глаголов совершенного вида при помощи приставок С-, НА-, ПО-, ПРО-. Приставки со значением неполного действия и результата действия . Образование глаголов. Изменение значения глаголов. Слова с приставками ПО- и ПОД-. Значение приставки ПЕРЕ-. Правописание приставок с гласными А, О. Образование глаголов с этими приставками. Правописание приставок, заканчивающихся на С/З. Приставка С-. Приставочный способ образования.
- Окончание, выделение окончаний, значение окончаний. Основа слова.
- Подбор слов соответствующей морфемной структуры по образцу, различение грамматических категорий на основе анализа состава слова. Способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, соединение корней).
- Разбор по составу. Нахождение орфограмм в приставке, корне, суффиксе.
- Предлоги и приставки.
Соотношение предлогов и глагольных приставок, правописание предлогов и приставок, подбор подходящих по значению приставок и предлогов.
Выводы.
Знания об особенностях лексического строя речи детей с ограниченными возможностями здоровья при задержке психического развития, закономерностях формирования речи в онтогенезе, современные представления о методах изучения структуры значения слова, позволяют проводить логопедическую работу по развитию словаря обучающихся на более высоком профессиональном уровне, добиваться эффективности усвоения знаний детьми, которые в значительной мере зависят от степени нарушения речи и уровня коррекционной работы.
Литература.
- Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной – М.: Педагогика, 1984.
- Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. Работаем по новым стандартам. – М, 2012
- Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей.- С.-Петербург. 1997
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С.-Петербург: Союз, 1999
- Мазанова Е.В. Школьный логопункт. – М., 2009
- Меттус Е.В., Литвина А.В. и др. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс). – С.-Петербург. 2006
- Методика коррекционно-развивающего обучения по коррекции лексико-грамматического строя речи учащихся 3-4 классов с общим недоразвитием речи. /Сост. Антонышева А.Л.- Рыбинск. 2003
- Обучение детей с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. - М., Просвещение, 1981
- Рабочие программы по логопедии для работы с учащимися начальных классов общеобразовательных школ. – Рыбинск, 2007
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. М: Аркти, 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль МО учителей начальной школы в создании системы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся
В послании президента РФ федеральному собранию с инициативой «Наша новая школа» говорится о внедрении новых стандартов. Актуальность и необходимость, конечно, бесспорна. Учить поколение 21 века надо п...
Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".
Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....
Система работы по формированию диалогической речи у детей с нарушениями слуха.
Цель сурдопедагогики - нормализация общения ребёнка с нарушениями слуха с окружающим социумом. В работе представлен опыт работы по формированию навыков диалогической речи у слабослышащих младших школь...
Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....
Планирование работы в условиях реализации ФГОС по формированию лексической стороны речи учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
Коррекционная работа на лексическом уровне по формированию процессов словообразования учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием речи. Планирование работ...
Статья "Эффективные методы и приемы работы по формированию грамматического строя речи"
Коррекционная педагогика...
Система работы по формированию письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Одними из наиболее эффективных инновационных методик для решения проблем обучения письму обучающихся с интеллектуальными нарушениями призваны стать когнитивные и другие технологии нейропедагогик...