Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Севрюгина Анна Владимировна

Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Севрюгина Анна Владимировна, учитель-логопед

СОШ №3 г.Рыбинска, Ярославской области

Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ

У детей с ЗПР на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и особенностей психофизического развития проявляются специфические нарушения речи. Недоразвитие речи системного характера при ЗПР – это фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие. На первый план выходит не только нарушение произношения, но и недифференцированность гласных, свистящих и шипящих, сонорных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Несформированность фонематических процессов не дает возможность формирования полноценных процессов письма.

В условиях реализации ФГОС меняется  подход к содержанию и организации логопедической работы в школе.

Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы обучающимися.

Предметные результаты:

  • сформированность фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов речевой системы;
  • сформированность навыков  правильного и грамотного чтения и письма при выполнении разного уровня сложности продуктивных заданий;

Метапредметными результатами обучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Планируемые метапредметные результаты освоения обучающимися коррекционной программы.

Ученик 1 класса получит возможность формировать метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД

  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Определять цель выполнения заданий на уроке.
  • Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  •  Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
  • Овладевать способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

Познавательные УУД

  • Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в тетради, задании и словаре.
  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
  • Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, устанавливать последовательность основных событий в тексте.
  • Использовать знаково-символические действия.
  • Формулировать проблемы с помощью учителя.
  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

Коммуникативные УУД

  • Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Уметь договариваться.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.
  • Уметь задавать учебные вопросы.
  • Иметь первоначальные навыки работы в группе:

(распределить роли, распределить обязанности, уметь выполнить работу; осуществлять контроль).

  • Понимать смысл простого текста; знать и применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).

        Средством формирования  УУД служат технология урока, построенная в деятельностном подходе, технология оценивания образовательных  достижений (учебных успехов), проблемно - диалогическая технология, технология коммуникативного обучения, технология уровневой дифференциации.

Коррекционная работа проходит на фонетическом уровне и организована в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода.

Коррекционное обучение предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем.

Характеристика первого раздела программы.

Коррекционная работа на фонетическом уровне.

        Основная задача раздела: Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Так складываются константные фонематические представления – способность воспринимать каждый речевой звук в различных вариантах его звучания как тождественный себе. Неоценимую роль в становлении константных фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии. Овладение произношением звуков с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения способствуют развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

В основу формирования действия звукового анализа слов положено позвуковое проговаривание с опорой на цифровой ряд.

Работа на фонетическом уровне проводится с обучающимися 1 и 2 классов.

В основу работы по усвоению детьми фонетической системы языка берется в определенной последовательности отработка гласных и согласных звуков и развитие умения дифференцировать звуки по их основным артикуляционным и акустическим признакам.

 Вся работа направлена на профилактику нарушений письменной речи школьников. Требование коммуникативной направленности коррекционного обучения реализуется в обязательной отработке на логопедических занятиях всех форм речевой деятельности, а именно: слушания, говорения, чтения и письма.

Для формирования фонематических процессов учащихся, а именно дифференциации звонких и глухих согласных в рабочей программе отводится от 35 до 45 часов, которые отражены в поурочно-тематическом планировании логопедических занятий. Последовательность согласных соответствует прохождению букв в классе. Количество занятий может измениться после диагностики речи учащихся, например, увеличением часов на одну пару согласных и уменьшением на другую.

Планирование логопедических занятий с группой учащихся

 1 класса  с недоразвитием речи системного характера при ЗПР. 

занятия

Наименование темы

 Основное содержание логопедического занятия

Характеристика  деятельности обучающихся

1

2

3

4

1

Парные звонкие и глухие согласные. Звуки П., ПЬ и буква П.

Артикуляция и характеристика звуков П, ПЬ. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Схема предложения. Добавление в слова первого звука. Звукобуквенный анализ полученных слов. Анализ значения слов.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков П, ПЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву П. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки П, ПЬ, обозначать буквой П. Добавлять в слова первый звук П, получая новые слова. Объяснять различие в звукобуквенном составе  и значении слов. Ориентироваться в письменных заданиях в тетради.

2

Парные звонкие и глухие согласные. Выделение звуков П, ПЬ и буквы П из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Замена первого звука в слове. Звукобуквенный анализ полученных слов. Значение слов.

Характеризовать признаки глухих согласных П, ПЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву П.  Заменять первый звук в слове на П, получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе  и значении слов.

3

Парные звонкие и глухие согласные. Звуки Б, БЬ и буква Б.

Артикуляция и характеристика звуков Б, БЬ. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков Б, БЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Б. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки Б, БЬ, обозначать буквой Б. Составлять и записывать предложения из слов, данных вразбивку.

4

Парные звонкие и глухие согласные. Выделение звуков Б, БЬ и буквы Б из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Составление слов их данных слогов.

Характеризовать признаки звонких согласных Б, БЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву Б. Составлять слова из данных слогов, уточнять лексическое значение.  

5

Дифференциация согласных  П–Б по акустико-артикуляционным признакам.

Сравнение пар согласных по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слогов, слов, предложений.

Характеризовать различие звонких и глухих согласных звуков. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Анализировать пары слов. Подбирать слова, различающиеся одним согласным звуком. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Определять место звука в слове.

6

Различение согласных  П–Б в слогах, словах и предложениях в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Добавление в слова слогов ПА или БА. Анализ значения слов.

Различать согласные звуки П, Б и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Раскладывать картинки по наличию в названии предметов звуков П, Б. Записывать слова в два столбика по данному основанию. Добавлять в слова слоги ПА или БА. Анализировать значение слов.

7

Звонкие и глухие согласные. Звуки Т, ТЬ и буква Т.

Артикуляция и характеристика звуков Т, ТЬ. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Схема предложения. Замена первого звука в слове на Т. Различие в звукобуквенном составе слов. Значение слов.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков Т, ТЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Т. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки Т, ТЬ, обозначать буквой Т. Заменять первый звук в слове на Т, получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов.

8

Звонкие и глухие согласные. Выделение звуков Т, ТЬ и буквы Т из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Добавление в слова первого и последнего звуков Т. Различие в звукобуквенном составе слов. Анализ значения слов.

Характеризовать признаки глухих согласных Т, ТЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву Т.  Добавлять в слова первый звук Т, получая новые слова. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов. Ориентироваться в письменных заданиях в тетради.

9

Звонкие и глухие согласные. Звуки Д, ДЬ и буква Д.

Артикуляция и характеристика звуков Д.ДЬ. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Замена первого звука в слове на Д. Различие в звукобуквенном составе слов. Значение слов. Схема предложения. Составление предложений из слов, данных в разбивку.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков Д, ДЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Д. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки Д, ДЬ, обозначать буквой Д. Заменять первый звук в слове на Д, получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов и значении слов. Составлять предложения из слов, данных в разбивку.

10

Звонкие и глухие согласные. Звуки Т, ТЬ и буква Т.

Артикуляция и характеристика звуков Т, ТЬ. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Схема предложения. Замена первого звука в слове на Т. Различие в звукобуквенном составе слов. Значение слов.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков Т, ТЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Т. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки Т, ТЬ, обозначать буквой Т. Заменять первый звук в слове на Т, получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов.

11

Звонкие и глухие согласные. Выделение звуков Т, ТЬ и буквы Т из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Добавление в слова первого и последнего звуков Т. Различие в звукобуквенном составе слов. Анализ значения слов.

Характеризовать признаки глухих согласных Т, ТЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву Т.  Добавлять в слова первый звук Т, получая новые слова. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов. Ориентироваться в письменных заданиях в тетради.

12

Звонкие и глухие согласные. Звуки Д, ДЬ и буква Д.

Артикуляция и характеристика звуков Д.ДЬ. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Замена первого звука в слове на Д. Различие в звукобуквенном составе слов. Значение слов. Схема предложения. Составление предложений из слов, данных в разбивку.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков Д, ДЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Д. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки Д, ДЬ, обозначать буквой Д. Заменять первый звук в слове на Д, получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов и значении слов. Составлять предложения из слов, данных в разбивку.

13

Дифференциация согласных Т-Д по акустико-артикуляционным признакам.

Сравнение пар согласных по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слов, предложений.

Характеризовать различие звонких и глухих согласных звуков. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Анализировать пары слов. Подбирать слова, различающиеся одним согласным звуком. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Определять место звука в слове.

14

Различение согласных Т-Д в слогах, словах и предложениях в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись слов в два столбика. Запись и чтение предложений. Добавление в слова слогов ТА или ДА. Анализ значения слов.

Различать согласные звуки Т, Д и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Раскладывать картинки по наличию в названии предметов звуков Т, Д. Записывать слова в два столбика по данному основанию. Добавлять в слова слоги ТА или ДА. Анализировать значение слов.

15

Звонкие и глухие согласные. Звуки С, СЬ и буква С.

Артикуляция и характеристика звуков С, СЬ. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Замена первого звука в слове на С. Звукобуквенный анализ полученных слов. Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков С, СЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву С. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки С, СЬ, обозначать буквой С. Заменять первый звук в слове на С, получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов и значении слов.

16

Звонкие и глухие согласные. Выделение звуков    С, СЬ и буквы С из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Добавление последнего звука С в слове. Звукобуквенный анализ полученных слов. Анализ значения слов. Запись и чтение слов, предложений. Предлог С.

Характеризовать признаки глухих согласных С, СЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву С.  Добавлять в слова последний звук С, получая новые слова. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов и значении слов. Составлять словосочетания с предлогом С.

17

Звонкие и глухие согласные. Звуки З, ЗЬ и буква З.

Артикуляция и характеристика звуков З, ЗЬ. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Замена первого звука в слове на З. Звукобуквенный анализ полученных слов. Изменение значения слов. Запись и чтение слов. Схема предложения. Составление слов из слогов.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков З, ЗЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву З. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки З, ЗЬ, обозначать буквой З. Заменять первый звук в слове на З, получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов и значении слов. Составлять слова из слогов, данных в разбивку.

18

Звонкие и глухие согласные. Выделение звуков    З, ЗЬ и буквы З из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Составление предложений из слов, данных в разбивку. Предлог ЗА.

Характеризовать признаки звонких согласных З, ЗЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву З. Составлять предложения из слов, данных в разбивку. Составлять словосочетания с предлогом ЗА.

19

Дифференциация согласных С-З по акустико-артикуляционным признакам.

Сравнение пар согласных по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слов. Схема предложения. Добавление в слова слогов СЫ или ЗЫ. Анализ значения слов.

Характеризовать различие звонких и глухих согласных звуков. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Анализировать пары слов. Подбирать слова, различающиеся одним согласным звуком. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Определять место звука в слове. Добавлять в слова слоги ЗЫ или СЫ. Анализировать значение слов.

20

Различение согласных С-З в слогах, словах и предложениях в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Словосочетания с предлогами С, ИЗ, ЗА. Значение предлогов. Добавление в слова слогов СИ или ЗИ. Анализ значения слов.

Различать согласные звуки С, З и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Раскладывать картинки по наличию в названии предметов звуков С, З. Записывать слова в два столбика по данному основанию. Добавлять в слова слоги ЗИ или СИ. Анализировать значение слов. Составлять словосочетания с предлогами С, ИЗ, ЗА. Анализировать значение предлогов.

21

Звонкие и глухие согласные. Звуки К, КЬ и буква К.

Артикуляция и характеристика звуков К, КЬ. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Замена первого звука в слове на К. Звукобуквенный анализ полученных слов. Изменение значения слов. Образование слов по образцу (с суффиксом К). Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков К, КЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву К. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки К, КЬ, обозначать буквой К. Заменять первый звук в слове на К, получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов. Образовывать слова по образцу. Анализировать значения слов.

22

Звонкие и глухие согласные. Выделение звуков К, КЬ и буквы К из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Добавление в слова первого и последнего звуков К. Различие в звукобуквенном составе слов. Анализ значения слов. Запись и чтение слов, предложений. Предлог К.

Характеризовать признаки глухих согласных К, КЬ Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву К.  Добавлять в слова первый и последний звук К, получая новые слова. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов и значении слов. Составлять словосочетания с предлогом К.

23

Звонкие и глухие согласные. Звуки Г, ГЬ и буква Г.

Артикуляция и характеристика звуков Г, ГЬ.  Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа  с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков Г, ГЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Г. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки Г, ГЬ, обозначать буквой Г.

24

Звонкие и глухие согласные. Выделение звуков Г, ГЬ и буквы Г из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Добавление в слова первого звука Г. Различие в звукобуквенном составе слов. Анализ значения слов. Запись и чтение слов, предложений.

Характеризовать признаки звонких согласных Г, ГЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву Г. Добавлять в слова первый звук Г, получая новые слова. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов.

25

Дифференциация согласных К-Г по акустико-артикуляционным признакам.

Сравнение пар согласных по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа  с цифровым рядом. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слов. Схема предложения. Добавление в слова слогов КА или ГА. Анализ значения слов.

Характеризовать различие звонких и глухих согласных звуков. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Анализировать пары слов. Подбирать слова, различающиеся одним согласным звуком. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Определять место звука в слове. Добавлять в слова слоги КА или ГА.   Анализировать значение слов.

26

Различение согласных К-Г в слогах, словах и предложениях в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Составление словосочетаний с предлогом К.

Различать согласные звуки К, Г и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Раскладывать картинки по наличию в названии предметов звуков К, Г. Записывать слова в два столбика по данному основанию. Составлять словосочетания с предлогом К. Анализировать значение предлога.

27

Звонкие и глухие согласные. Звук Ш и буква Ш.

Артикуляция и характеристика звука Ш. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Правописание ШИ. Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звука Ш. Выделять звук из слогов, слов, предложений. Находить место звука в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Ш. Чертить схему предложения, выделять в словах звук Ш, обозначать буквой Ш. Использовать правило написания сочетания ШИ.

28

Звонкие и глухие согласные. Выделение звука Ш и буквы Ш из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись и чтение слов, предложений. Замена первого звука в слове на Ш. Звукобуквенный анализ полученных слов. Анализ значения слов.

Характеризовать признаки глухого согласного Ш. Выделять звук из слогов, слов, предложений. Находить место звука в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву Ш. Заменять первый звук в слове на Ш, получая новое слово. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов.

29

Звонкие и глухие согласные. Звук Ж и буква Ж..

Артикуляция и характеристика звука Ж. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа  с цифровым рядом. Правописание ЖИ. Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звука Ж. Выделять звук из слогов, слов, предложений. Находить место звука в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Ж. Чертить схему предложения, выделять в словах звук Ж, обозначать буквой Ж. Использовать правило написания сочетания ЖИ.

30

Звонкие и глухие согласные. Выделение звука Ж и буквы Ж из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Образование слов по образцу: луг – лужок. Запись и чтение слов, предложений.

Характеризовать признаки звонкого согласного Ж. Выделять звук из слогов, слов, предложений. Находить место звука в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву Ж. Образовывать слова по образцу, получая новые слова. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов.

31

Дифференциация согласных Ш-Ж по акустико-артикуляционным признакам.

Сравнение пар согласных по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слов. Схема предложения. Добавление в слова слогов ШИ или ЖИ. Анализ значения слов.

Характеризовать различие звонких и глухих согласных звуков. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Анализировать пары слов. Подбирать слова, различающиеся одним согласным звуком. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Определять место звука в слове. Добавлять в слова слоги ЖИ или ШИ. Анализировать значение слов.

32

Различение согласных Ш-Ж в слогах, словах и предложениях в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись слов в два столбика. Запись и чтение предложений. Правописание ШИ, ЖИ

Различать согласные звуки Ш, Ж и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Раскладывать картинки по наличию в названии предметов звуков Ж, Ш. Записывать слова в два столбика по данному основанию. Использовать правило написания сочетаний ШИ,  ЖИ.

33

Звонкие и глухие согласные. Звуки Ф, ФЬ и буква Ф.

Артикуляция и характеристика звуков Ф, ФЬ.  Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Схема предложения.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков Ф, ФЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву Ф. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки Ф, ФЬ, обозначать буквой Ф.

34

Звонкие и глухие согласные. Выделение звуков Ф, ФЬ и буквы Ф из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове.  Запись и чтение слов, предложений.

Характеризовать признаки глухих согласных Ф, ФЬ.  Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву Ф.  

35

Звонкие и глухие согласные. Звуки В, ВЬ и буква В.

Артикуляция и характеристика звуков В, ВЬ. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов. Схема предложения. Предлог В.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков В, ВЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, выделять букву В. Чертить схему предложения, выделять в словах звуки В, ВЬ, обозначать буквой В.  Составлять словосочетания с предлогом В.

36

Звонкие и глухие согласные. Выделение звуков В, ВЬ и буквы В из слогов, слов, предложений в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Замена первого звука в слове на В. Звукобуквенный анализ полученных слов. Анализ значения слов. Запись и чтение слов, предложений.

Характеризовать признаки звонких согласных В, ВЬ. Выделять звуки из слогов, слов, предложений. Находить место звуков в слове по цифровому ряду. Записывать и читать слоги, слова, предложения, выделять букву В. Заменять первый звук в слове на В, получая новые слова. Объяснять различие в звукобуквенном составе и значении слов.

37

Дифференциация согласных Ф-В по акустико-артикуляционным признакам.

Сравнение пар согласных по артикуляции, звучанию и написанию. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слов. Схема предложения. Добавление в слова слогов ВЫ или ФЫ. Анализ значения слов.

Характеризовать различие звонких и глухих согласных звуков. Различать согласные звуки и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Анализировать пары слов. Подбирать слова, различающиеся одним согласным звуком. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. Определять место звука в слове. Добавлять в слова слоги ВЫ или ФЫ. Анализировать значение слов.

38

Различение согласных Ф-В в слогах, словах и предложениях в четкой позиции.

Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Нахождение места звука в слове. Запись слов в два столбика. Запись и  чтение предложений.

Различать согласные звуки В, Ф и буквы согласных звуков. Проводить звуковой анализ по заданным признакам. Раскладывать картинки по наличию в названии предметов звуков В, Ф. Записывать слова в два столбика по данному основанию. Записывать и читать предложения.

39

Оглушение звонких согласных в конце слова.

Запись слов во множественном и единственном числе. Упражнение в проверке парных согласных в конце слова. Сравнительный анализ слов. Составление предложений.

Наблюдать особенности обозначения на письме парных по звонкости-глухости согласных  в позиции конца слова. Высказывать предположение в результате наблюдения. Анализировать предложенный алгоритм проверки. Составлять и записывать предложения.

40

Подбор проверочных слов к словам со звонкими и глухими согласными в конце слова.

Упражнение в подборе проверочных слов с парными согласными в конце слова. Составление и запись предложений.

Подбирать проверочные слова к словам с парными согласными в конце слова. Использовать алгоритм проверки парных согласных. Составлять и записывать предложения с данными словами. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.

41

Упражнение в проверке звонких и глухих согласных в конце слова.

Упражнение в проверке парных согласных в конце слова. Нахождение орфограммы в словах.

Находить в слове заданную орфограмму. Использовать алгоритм проверки парных согласных в конце слова. Подбирать проверочные слова к данной орфограмме. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.

Литература

  1. Приказ Минобрнауки России от 19декабря 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  2. Программы по логопедии для работы с обучающимися начальных классов общеобразовательных школ/ авт.-сост. А.Л. Антонышева, А.В. Севрюгина.- Ярославль: ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ, ИЦ «Пионер», 2015.-100с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Системно - деятельностный метод обучения в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения....

Логопедическое занятие с группой обучающихся 2 специального (коррекционного) класса с недоразвитием речи системного характера при F 83

Логопедическое занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся во 2 СКК. Технологическая карта с дидактической структурой урока составлена с соответствии с требованиями ФГОС. Кор...

Работа по формированию фонематического восприятия у первоклассников с общим недоразвитием речи III – IV уровня.

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у обучающихся 1 класса с ОНР III-IV уровня...

Системно – деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС II поколения

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать...

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...

Доклад на МО классных руководителей "Формирование грамматической стороны речи учащихся с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств".

Ппроблема формирования грамматических средств речи у детей с речевыми нарушениями занимает важное место в современной коррекционной педагогике, вопрос о методике их развития и коррекции является одним...