Логопедическое занятие с группой обучающихся 2 специального (коррекционного) класса с недоразвитием речи системного характера при F 83
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Логопедическое занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся во 2 СКК. Технологическая карта с дидактической структурой урока составлена с соответствии с требованиями ФГОС. Коррекционная работа на фонетическом уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_2_klass.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21
Логопедическое занятие
с группой обучающихся 2 специального (коррекционного) класса
с недоразвитием речи системного характера при F 83
октябрь 2013 года
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Тема. Дифференциация парных согласных Т - Д.
Цель. Закрепить и корректировать представления о характерных признаках звонких и глухих согласных, формировать способность различать в устной и письменной речи согласные Т – Д в четкой позиции, выделять их из слогов, слов, предложений.
Задачи:
Образовательные:
- Сравнивать звуки Т – Д по акустико-артикуляционным признакам и соотносить глухие звуки [т] [т'] с буквой Т, а звонкие [д] [д'] с буквой Д;
- Развивать сложные формы фонематического анализа
- Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;
- Развивать, обогащать, уточнять, активизировать словарный запас;
- Формировать умения запоминать и воспроизводить информацию;
- Формировать умения обдумывать свои действия в соответствии с заданными правилами.
Воспитательные:
- Учить понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
- Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.
- Формировать мотивацию к учебной деятельности.
Тип урока: урок рефлексии.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, веер с согласными, цифровой ряд, лото «Составь слова из слогов», домики с буквами и картинками.
Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ – технологии, здоровьесберегающие, игровые.
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | |||||
Используемый дидактический и наглядный материал | Деятельность учителя | Деятельность обучающих | Формируемые способы деятельности | |||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи Мотивация учебной деятельности | Предметные картинки Дом, тарелка | Вызов уже имеющихся знаний. Определение темы занятия. Погружение в проблему. Положительный настрой на работу и сотрудничество. | Определение первых звуков в словах, характеристика их. Обозначение звуков буквами. Запись темы занятия в тетрадь. | 1.Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. 2. Умение выстраивать логическую цепь рассуждений 3.Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели | Умение оформлять свои мысли в устной форме | Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
2. Первичная проверка понимания | Веер с согласными буквами | Организация устной коллективной работы. - Показать на веере букву, соответствующую звуку, который вы услышите в слове (Т и Д). | Выделение звуков из слов. Работа с веерами с согласными буквами. | Умение слушать, слышать, анализировать, сопоставлять, дифференцировать. | Умение осуществлять совместную деятельность, рефлексия своих действий | Умение оценивать правильность своих действий |
3. Закрепление и систематизация знаний | 1.Запись в тетрадь слогов с буквами Т и Д под диктовку | Вопросы к классу: -Прочитайте слоги с глухой согласной, слоги со звонкой согласной, слоги с мягкими согласными. | Запись и чтение слогов с буквами Т и Д. | Умение анализировать, сопоставлять, дифференцировать. | ||
2.Работа цифровым рядом: Т – трактор стрела тетради табурет трубочист топот тротуар Д- борода дрозды дождался дудочка звезда дедушка дождик | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. 1. Определите куда спрятались звуки Д и Т в словах. | Определяют количество звуков в слове, находят место звуков Т и Д в слове. | Умение анализировать, действовать по заданному алгоритму. Обобщать, делать выводы. | Умение обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы. | Умение корректировать и оценивать выполнение задания | |
3.Игра "Где чей домик" (деревянные домики с буквами Т, Д и с окошками) | Организация учебного взаимодействия и обсуждение возникающих вопросов. Поддержание учебной мотивации. 1. Как вы думаете, что нужно сделать? 2.Распределите предметы по домикам с буквами Т и Д. 3. К каким 3 группам относятся данные животные? | Распределяют картинки - предметы по разным домикам (по заданному признаку). Объясняют свой выбор. | Умение сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | Умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Умение критично относиться к своему мнению. | Умение вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. | |
4. Работа на карточках. | Организация фронтальной и самостоятельной работы по составлению слов. 1. Как определить какой слог пропущен? 2. Вставьте слог ТА или ДА. 3.Записать 4 последних слова самостоятельно в тетрадь. 4.Объясните написание последнего слова. | 1. Чтение слова, определение его лексического значения, запись недостающего слога. 2. Самостоятельная работа в тетради. 3. Проверка. Выделение букв Т и Д. 4. Повторение правила написания имен собственных. | Умение синтезировать слова, составлять целое из частей. Умение самостоятельное достраивать, восполнять недостающие элементы. Умение строить логическую цепь рассуждений | Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, учитывать позицию учеников. Умение ставить вопросы. Умение владеть монологическими формами речи. | Умение мобилизовать свои силы и энергию к преодолению препятствий. Умение контролировать свои действия в ходе работы. | |
Мультимедийная физминутка |
| Повторяют движения за героями физ. минутки | ||||
5.Лото «Составь слова из слогов» | Организация совместной фронтально-индивидуальной деятельности учеников. Проведение игры 1.Назовите слова по слогам так, как они пишутся. 2. Прочитайте полученные слова 3. Выделите слова с нужными нам буквами. | 1. Называние слов по слогам 2. Составление слов из слогов, данных в разбивку 3. Чтение слов. Взаимопроверка, коррекция. 4.Выделение слов с буквами Т и Д | Умение самостоятельное выделять и формулировать познавательные цели. Анализировать и синтезировать слова, составлять целое из частей. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результата действия. | Умение доносить свою позицию до других, отстаивать свою точку зрения, слушать других | Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и учениками. Умение понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации | |
6.Работа на карточках. | Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи. -Подобрать подходящее по смыслу слово, добавив его в предложение. -Найдите слова, отличающиеся только одной буквой. - Можно ли эти слова поменять местами? Почему? | 1. Совместная деятельность детей в составлении предложений 2. Запись последнего предложения в тетрадь 3. Проверка 4. Ответы на вопросы учителя | Умение определять истинные и ложные высказывания. Наблюдать и делать самостоятельные выводы. Решать задачи по аналогии. | Умение согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности | Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех | |
3. Подведение итогов. Рефлексия | Проводит рефлексию: - Что узнали на уроке? Какие задания понравились? Какие задания вызвали затруднения? - Чему учились? -Оцените свою работу: Я работал хорошо, отлично, слабо? | Отвечают на вопросы учителя. Ставят фишку красного, зеленого, синего цвета на слова "хорошо, отлично, слабо". | Умение обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат. | Рефлексия своих действий | Умение осуществлять пошаговый контроль по результату | |
Приложение.
Работа на карточках для коллективной и самостоятельной работы.
1. Вставить слоги ТА или ДА.
Лопа…., приро…., ребя…., воро…., горо…., мач…., боро…., гуся…., темно…., меч…., посу…., глухо…., свобо…., просту…., звез…., забо…., холо…., бесе…., кар…. .
2. Вставить пропущенные слова.
В конце предложения ставят …… Мама любит свою ….. Воробей …….. с дерева. Полицейский …… за порядком.
( точку, дочку, следит, слетит)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка индивидуально-группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися специальной коррекционной школы VII вида «Зимующие и перелетные птицы».
В разработке представлено коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с неродным русским языком 3 класса, специальной коррекционной школы VII вида. Различные коррекционные формы и методы помогут ...
Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.
Доклад на педагогические чтения.В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида....
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
В данных методических рекомендациях показана специфика логопедического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предложен материал для обследованияи рекомендации по написанию з...
Система работы по формированию лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
В методической разработке предложено содержание программы по формированию лексического строя речи у детей с ОВЗ, имеющих ЗПР....
Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс
Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...
Планирование работы в условиях реализации ФГОС по формированию лексической стороны речи учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
Коррекционная работа на лексическом уровне по формированию процессов словообразования учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием речи. Планирование работ...
Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ
Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ...