Логопедическое занятие с группой обучающихся 2 специального (коррекционного) класса с недоразвитием речи системного характера при F 83
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Антонышева Александра Лукинична

Логопедическое занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся во 2 СКК. Технологическая карта с дидактической структурой урока составлена с соответствии с требованиями ФГОС. Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie_2_klass.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21

Логопедическое занятие

с группой обучающихся 2 специального (коррекционного) класса

с недоразвитием речи системного характера при F 83

октябрь 2013 года

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Тема. Дифференциация парных согласных  Т - Д.

Цель. Закрепить и корректировать представления  о характерных признаках звонких и глухих согласных, формировать способность  различать в устной и письменной речи согласные Т – Д  в четкой позиции, выделять их из слогов, слов, предложений.

Задачи:

Образовательные:

  1. Сравнивать звуки Т – Д по акустико-артикуляционным признакам  и соотносить глухие звуки [т] [т'] с буквой Т, а звонкие [д] [д'] с буквой Д;
  2. Развивать сложные формы фонематического анализа
  3. Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;
  2. Развивать, обогащать, уточнять, активизировать словарный запас;
  3. Формировать умения запоминать и воспроизводить информацию;
  4. Формировать умения обдумывать свои действия в соответствии с заданными  правилами.

Воспитательные:

  1. Учить понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
  2. Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.
  3. Формировать мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока: урок рефлексии.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, веер с согласными, цифровой ряд, лото «Составь слова из слогов», домики с буквами и картинками.

Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ – технологии, здоровьесберегающие, игровые.

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Используемый дидактический и наглядный материал

Деятельность учителя

Деятельность обучающих

Формируемые способы деятельности

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи

Мотивация учебной деятельности

Предметные картинки

Дом, тарелка

Вызов уже имеющихся знаний. Определение темы занятия.

Погружение в проблему.

Положительный настрой на работу и сотрудничество.

Определение первых звуков в словах, характеристика их. Обозначение звуков буквами.

Запись темы занятия в тетрадь.

1.Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

 2. Умение выстраивать логическую цепь рассуждений

3.Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели

Умение оформлять свои мысли в устной форме

Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

2. Первичная проверка понимания

Веер с согласными буквами

Организация устной коллективной работы.

- Показать на веере букву, соответствующую звуку, который вы услышите в слове (Т и Д).

Выделение звуков из слов. Работа с веерами с согласными буквами.

Умение слушать, слышать,  анализировать, сопоставлять, дифференцировать.

Умение осуществлять совместную деятельность,  рефлексия своих действий

Умение оценивать правильность своих действий

3. Закрепление и систематизация знаний

1.Запись в тетрадь слогов с буквами Т и Д под диктовку

Вопросы к классу:

-Прочитайте слоги с глухой согласной, слоги со звонкой согласной, слоги с мягкими согласными.

Запись и чтение слогов с буквами Т и Д.

Умение анализировать, сопоставлять, дифференцировать.

2.Работа цифровым рядом: Т – трактор стрела тетради табурет трубочист топот тротуар

Д- борода дрозды дождался дудочка звезда дедушка дождик

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

1. Определите куда спрятались звуки  Д и Т в словах.

Определяют количество звуков в слове, находят место звуков Т и Д в слове.

Умение анализировать, действовать по заданному алгоритму.

Обобщать, делать выводы.

Умение обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы.

Умение корректировать и оценивать выполнение задания

3.Игра "Где чей домик"

(деревянные домики с буквами Т, Д и с окошками)

Организация учебного взаимодействия и обсуждение возникающих вопросов.

Поддержание учебной мотивации.

1. Как вы думаете, что нужно сделать?

2.Распределите предметы по домикам с буквами  Т и Д.

3. К каким 3 группам относятся данные животные?

Распределяют картинки - предметы по разным домикам (по заданному признаку).

Объясняют свой выбор.

Умение сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Умение критично относиться к своему мнению.

Умение вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

4.

Работа на карточках.

Организация фронтальной и самостоятельной работы по составлению слов.

1. Как определить какой слог пропущен?

2. Вставьте слог ТА или ДА.

3.Записать 4 последних слова самостоятельно в тетрадь.

4.Объясните написание последнего слова.

1. Чтение слова, определение его лексического значения,

запись недостающего слога.

2. Самостоятельная работа в тетради.

 3. Проверка.

Выделение букв Т и Д.

4. Повторение правила написания имен собственных.

Умение синтезировать слова, составлять целое из частей. Умение самостоятельное достраивать, восполнять недостающие элементы.

Умение строить логическую цепь рассуждений

Умение организовывать  и осуществлять совместную деятельность, учитывать позицию учеников. Умение ставить вопросы.

Умение владеть монологическими формами речи.

Умение мобилизовать свои силы и энергию к преодолению препятствий.

Умение контролировать свои действия в ходе работы.

Мультимедийная физминутка

http://infourok.ru/

 

Повторяют движения за героями физ. минутки

5.Лото «Составь слова из слогов»

Организация совместной фронтально-индивидуальной деятельности учеников.

Проведение игры

1.Назовите слова по слогам так, как они пишутся.

2. Прочитайте полученные слова

3. Выделите слова с нужными нам буквами.

1. Называние слов по слогам

2. Составление слов из слогов,  данных в разбивку

 3. Чтение слов.

Взаимопроверка, коррекция.

4.Выделение слов с буквами Т и Д

Умение самостоятельное

выделять и формулировать познавательные цели.

Анализировать и синтезировать слова, составлять целое  из частей.

Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результата действия.

Умение доносить свою позицию до других, отстаивать свою точку зрения, слушать других

Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и учениками.

Умение понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

 6.Работа на карточках.

Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.

-Подобрать подходящее по смыслу слово, добавив его в предложение.       -Найдите слова, отличающиеся только одной буквой.

 - Можно ли эти слова поменять местами? Почему?

1. Совместная деятельность детей в составлении предложений

2. Запись последнего предложения в тетрадь

3. Проверка

4. Ответы на вопросы учителя

Умение определять истинные и ложные высказывания.

Наблюдать и делать самостоятельные  выводы.

Решать задачи по аналогии.

Умение согласовывать усилия по решению учебной задачи.

Договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности

Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех

3. Подведение итогов.

Рефлексия

Проводит рефлексию:

- Что узнали на уроке?

Какие задания понравились?

Какие задания вызвали затруднения?

- Чему учились?

-Оцените свою работу:

Я работал хорошо, отлично, слабо?

Отвечают на вопросы учителя.

Ставят фишку красного, зеленого, синего цвета на слова "хорошо, отлично, слабо".

Умение обобщать знания,  анализировать, контролировать и оценивать результат.

Рефлексия своих действий

Умение осуществлять пошаговый контроль по результату

Приложение.

Работа на карточках для коллективной и самостоятельной работы.

1.  Вставить слоги  ТА или ДА.

Лопа…., приро…., ребя…., воро…., горо…., мач…., боро…., гуся…., темно…., меч…., посу…., глухо…., свобо…., просту…., звез…., забо…., холо…., бесе…., кар…. .

2. Вставить пропущенные слова.

В конце предложения ставят ……   Мама любит свою …..   Воробей …….. с дерева. Полицейский …… за порядком.

( точку, дочку, следит, слетит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуально-группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися специальной коррекционной школы VII вида «Зимующие и перелетные птицы».

В разработке представлено коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с неродным русским языком 3 класса, специальной коррекционной школы VII вида. Различные коррекционные формы и методы помогут ...

Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.

Доклад на педагогические чтения.В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида....

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

В данных методических рекомендациях показана специфика логопедического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предложен материал для обследованияи рекомендации по написанию з...

Система работы по формированию лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

В методической разработке предложено содержание программы по формированию лексического строя речи у детей с ОВЗ, имеющих ЗПР....

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...

Планирование работы в условиях реализации ФГОС по формированию лексической стороны речи учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

Коррекционная работа на лексическом уровне по формированию процессов словообразования учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием речи. Планирование работ...

Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ...