Рабочая программа логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.
рабочая программа по логопедии (3 класс) на тему
Рабочая программа. Логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.
Учитель-логопед
Лосева Т.Ю.
Пояснительная записка
Режим занятий:
Занятия: 2 раза в неделю
Всего: 56 часов
Характеристика группы:
Дети данной группы имеют недостаточную сформированность языкового анализа и синтеза, а также сниженное фонематическое восприятие, что проявляется в следующих нарушениях.
- Недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого дети на письме допускают замены букв, сходных акустическим и артикуляционным признакам (о-а, е-и, у-ю, т-ц,..);
II. Недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза. Вследствие этого выявляются следующие ошибки:
- Нарушение границ предложений.
- Нарушение границ слов (слитное написание предлогов со словами, раздельное написание слов).
- Пропуск букв.
III. Недостаточная сформированность лексико-грамматического компонента речи.
- Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Дети испытывают трудности в подборе слов, построении предложений, оформлении их.
- Грамматический строй недостаточно сформирован. Как в устной, так и письменной речи присутствуют аграмматизмы в согласованиях, управлениях.
IV. Психологические особенности детей данной группы:
- Неустойчивое внимание.
- Недостаточная наблюдательность к языковым явлениям.
- Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.
- Недостаточное развитие самоконтроля.
- Затруднено слуховое и зрительное восприятие речевого материала.
Основные направления работы:
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие языкового анализа и синтеза.
- Развитие слогового анализа и синтеза.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Развитие грамматического строя речи:
- уточнение структуры предложения;
- развитие функции словоизменения и словообразования;
- работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.
6. Развитие зрительного гнозиса.
7. Развитие графо-моторных навыков.
8. Развитие связной речи.
9. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию речевых умений:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля.
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
Кол-во часов | Тема занятия | Лексическая тема | Грамматический строй | Языковой анализ и синтез |
1 ч | Текст, предложение. | Моя страна, мой город. | Предлоги: В, ИЗ, С(СО). Согласование притяжательных местоимений с существительными. Подбор родственных слов к слову «Родина». | Деление текста на предложения. Отличительные признаки текста и предложения. Составление рассказа по плану. |
1 ч. | Предложение, слово. | Мой дом. | Предлоги: В, НА, ЗА, К. Подбор прилагательных к существительным. Подбор родственных слов к слову «дом». | Деление предложений на слова. Увеличение количества слов в предложении. Составление рассказа по вопросам «Мой дом». |
1 ч. | Слово. | Я и мои друзья. | Подбор прилагательных к существительным. Согласование личных местоимений 3 л. с прилагательными и глаголами. Подбор родственных слов к слову «друг». | Деление слов на слоги. Определение количества слогов в слове. Подбор слов по количеству слогов. Выделение ударного слога. Составление рассказа по плану «Мой друг». |
1ч. | Звуки и буквы. Гласные и согласные. | Осень. Признаки осени. | Предлоги: С, В, НА, ЗА, ПОД. Подбор прилагательных к существительным (пасмурный день) Подбор слов – действий. Подбор родственных слов к слову «ветер». Составление предложений по сюжетным картинкам. | Деление слов на слоги. Местоположение звуков в словах. Количество звуков в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картине «Осень». Количество предложений в тексте. |
1 ч. | Уточнение артикуляции гласных я, ё, е, ю, и. | Осень. Грибы и ягоды. | Предлоги: ЗА, ПОД, В, ОКОЛО, ИЗ. Упр. «Назови гриб» (под осиной – подосиновик). Подбор прилагательных к существительным. Образование относительных прилагательных (грибной дождь, рябиновое варенье, суп из грибов - грибной суп). Составление предложение по сюжетным картинкам. Образование названий людей от рода их занятий (грибы собирает грибник, ягоды – ягодник). Подбор родственных слов к слову «гриб», «лес». | Деление слов на слоги. Местоположение звуков в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картине «В лес за грибами и ягодами». Количество предложений в тексте. |
Дифференциация гласных I и II ряда. Твердость и мягкость согласных. | ||||
2 ч. | А – я | Домашние животные. Детеныши домашних животных. | Предлоги: С, ЗА, ИЗ, НА, В, У. Множественное число существительных (Котята, щенята, крольчата и т.д.). Родительный падеж существительных множественного числа (У котят …..).Упр. «Кто что любит есть» (котята любят мясо), «Кто как голос подает» (котята мяукают), «Кто с кем» (кошка с котятами). Подбор родственных слов: «кот», «кролик». | Деление слов на слоги. Местоположение звуков в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картине «Котята». Количество предложений в тексте. |
2 ч. | О - ё | Дикие животные и их детеныши | Предлоги: В, НА, С, У. Упр. «Кто где живет» (Медведь с медвежонком живет в берлоге) Подбор прилагательных к существительным (лисенок – рыжий, хитрый, хищный). Образование притяжательных прилагательных «Чей хвост» (заячий, лисий, и т.д.). Подбор родственных слов: «медведь», «заяц». | Деление слов на слоги. Местоположение звуков в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картине. Количество предложений в тексте. |
2 ч. | У - ю | Осень. Поздняя осень. | Предлоги НА, С, В. Винительный падеж существительных. Упр. «Как звери и птицы готовятся к зиме» (подбор слов действий: засыпают, запасают, улетают и т.д.). «Что происходит с листьями» (опадают, засыхают, желтеют и т.д.) Подбор прилагательных к существительным. Составление предложение по сюжетным картинкам. | Деление слов на слоги. Местоположение звуков в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картине «Поздняя осень». Количество предложений в тексте. |
2 ч. | Ы - и | Части лица и тела. | Предлоги: В, НА, ИЗ, ПОД, НАД, ДЛЯ. Подбор прилагательных к существительным (глаза – голубые). Образование сложных слов: «голубоглазый», «темноволосый» и др. Составление сложноподчиненных предложений (Зубы нам нужны для того, чтобы жевать пищу). Родственные слова: «нос», «глаза». | Деление слов на слоги. Местоположение звуков в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Опиши себя», «Моя подруга». Количество предложений в тексте. |
2 ч. | й | Семья | Предлоги: У, С, НА, О. Подбор прилагательных к существительным. Согласование существительных с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ. Подбор прилагательных к существительным. Родственные слова: «семья», «гость». | Деление слов на слоги. Местоположение звука в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Семейный вечер». Количество предложений в тексте. |
2 ч. | Й - е | Домашние птицы | Предлоги: НА, В, ИЗ, К. Составление предложений по сюжетным картинкам. Образование прилагательных от существительных (утка – утиный – утиные) Подбор прилагательных к существительным (клюв – красный, лапы – красные). Образование существительных и прилагательных множественного числа. Подбор родственных слов «курица», «утка». | Деление слов на слоги. Местоположение звука в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «На птичьем дворе». Количество предложений в тексте. |
2 ч. | Буква «ь». Обозначение мягкости согласных с помощью «ь» знака (в конце и середине слова). | Дикие животные (зверь, медведь, олень, хорь, рысь, лось, тюлень, льдина, пасть, рычать, прыгать, питаться, грызть, нападать, защищать, и т.д.) | Предлоги: НА, В, ОТ, С, ЗА. Подбор прилагательных к существительным (лось – сильный). Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление сложноподчиненных предложений (Дети спрятались за кустами, потому что на поляну вышел лось).Подбор родственных слов «лось». | Деление слов на слоги. Местоположение звука в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Опиши животного». Количество предложений в тексте. |
2 ч. | Разделительный «ь» знак. | Дикие животные. | Образование притяжательных прилагательных (лисья нора, волчья лапа и т.д.) | Деление слов на слоги. Местоположение звука в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. |
Дифференциация звонких и глухих согласных | ||||
3 ч. | С - з | Зимующие птицы. | Предлоги: В (в гнезде), ОКОЛО (около людей), О (о сороке), ПОД (под деревом), МЕЖДУ, ЗА. Образование глаголов третьего лица (сорока трещит – сороки трещат). Подбор прилагательных к существительным (снегирь - красногрудый). Сложные слова: желтогрудый, красногрудый. Подбор родственных слов: «воробей», «ворона». Составление предложений по сюжетным картинкам. | Деление слов на слоги. Местоположение звуков в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Зимние гости». Количество предложений в тексте. |
3 ч. | К - г | Зима. Признаки зимы (пурга, сугроб, снежинка, гололед, вьюга, покрывать, кружиться, поземка, гололед, снегопад). | Предлоги: НА, В, С, ПО. Подбор прилагательных к существительным (снег – белый, искристый, хрупкий, и.т.д.). Согласование существительных с прилагательным «морозный» (морозный день, морозное утро, морозная погода и т.д.). Составление предложение по сюжетным картинкам. Подбор родственных слов к слову «снег», «зима». Сложные слова «снегопад», «гололед». Звонкие и глухие согласные в конце слов. | Деление слов на слоги. Местоположение звука в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Зима». Количество предложений в тексте. |
3 ч. | Т - д | Зима. Зимние развлечения. | Предлоги: В, НА ПО, ДЛЯ, С, ОКОЛО. Составление предложений по сюжетным картинкам. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Подбор родственных слов «санки», «лыжи», «коньки». | Деление слов на слоги. Местоположение звука в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Зимние развлечения». Количество предложений в тексте. |
2 ч. | П - б | Продукты (Рыба, колбаса, лапша, бульон, суп, хлеб, батон, буханка, баранка, бублик, бутерброд, повар, пельмени, пюре, пироги) | Предлоги: ИЗ (из мяса), С (с колбасой), В (в холодильнике, НА (на молоке). Образование относительных прилагательных (бульон из мяса – мясной бульон, из рыбы – рыбный). Родительный падеж существительных. Подбор прилагательных к существительным (колбаса – вареная). Множественное число существительных (котлета – котлеты). Звонкие и глухие согласные в конце слов. | Деление слов на слоги. Местоположение звука в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Накроем стол». Количество предложений в тексте. |
3 ч. | Ж - ш | Посуда. Столовые приборы. (Ложка, нож, поварешка, чашка, крышка, кружка, ковш, кувшин, ужин, жарить, тушить, кушать, мешать) | Предлоги: ДЛЯ (вилка для того, чтобы есть…), ИЗ (из кастрюли), В (в сковороде), МЕЖДУ. Подбор прилагательных к существительным (кастрюля – железная). Упр. «Что для чего». (Составление сложноподчиненных предложений: «Сковорода нужна для того, чтобы жарить».) Склонение выражения: «резать ножом картошку», «мешать ложкой фарш» -Для чего нужна ложка (кушать, мешать). Глухие и звонкие согласные в корне слова. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ложка – ложечка). Составление предложений по сюжетным картинкам. | Деление слов на слоги. Местоположение звука в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Что у меня есть на кухне». Количество предложений в тексте. |
3 ч. | В - ф | Электроприборы (Телефон, магнитофон, фен, пылесос, холодильник, утюг, электроплита, лампа, стиральная машина, телевизор, вентилятор). | Предлоги: ОТ (от утюга), БЕЗ (без телефона), НА (на кухне), В (в комнате). Упр. «Что где стоит». Подбор прилагательных к существительным (утюг – горячий). Образование глаголов от существительных (пылесос – пылесосит). Упр. «Кто что чем делает» (Мама гладит утюгом платье. Сложные слова: «электричество», «электрик», «электроприборы». Составление сложноподчиненных предложений (чтобы погладить белье, нужен утюг). Образование сложных слов от словосочетаний (пыль сосет – пылесос, холод дает – холодильник и т.д.) | Деление слов на слоги. Местоположение звука в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Как я помогаю маме». Количество предложений в тексте. |
Дифференциация согласных, сходных по артикуляционно-акустическим признакам. | ||||
3 ч. | С - ш | Обувь (Подошва, стелька, шнурки, ремешок, замша, застежка, кроссовки и др.) | Предлоги: ИЗ (из замши), НА, В, ОКОЛО, ПОД. Согласование существительных со словом «пара» (пара сапог). Упр. «Кому что нужно». (Кроссовки – спортсмену, тапки – бабушке). Составление предложений по сюжетным картинкам. | Деление слов на слоги. Местоположение звука в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «В магазине обуви». Количество предложений в тексте. |
3 ч. | З - ж | Одежда (пижама, пиджак, манжет, кожа, замша, варежки и др.) | Предлоги: В, НА, БЕЗ, У, ИЗ, ДЛЯ, С. Подбор прилагательных к существительным. Образование относительных прилагательных (жилет из кожи – кожаный жилет). Составление предложений по сюжетным картинкам. | Деление слов на слоги. Местоположение звука в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление описательного рассказа из 3-5 предложений «Моя любимая одежда». Количество предложений в тексте. |
3 ч. | Ч - т | Профессии (Учитель, учительница, летчик, трубач, скрипач, почтальон, переводчик, пасечник и т.д.) | Предлоги: В, НА, ПО, ДЛЯ. Упр. «Кто, чем занимается», «Кто, где работает», «Что кому нужно». Составление предложений по сюжетным картинкам. Подбор прилагательных к существительным (учитель – умный, строгий). Спряжение выражения: «Учиться читать и писать». Подбор родственных слов: «учиться». | Деление слов на слоги. Местоположение звука в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Расскажи о какой-нибудь профессии». Количество предложений в тексте. |
3 ч. | Ц - т | Весна. Приметы весны. (Солнце, капель, ручьи, лужи, листочки, деревце, лужица, и т.д.) | Предлоги: НА, В,.НАД, ПОД, С. Образование сущ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами (лужа – лужица). Подбор прилагательных к существительным (листочек – клейкий, почка – липкая). Подбор родственных слов «дерево». | Деление слов на слоги. Местоположение звука в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Весна». Количество предложений в тексте. |
2 ч. | Ч – ц - с | Весна. Перелетные птицы. | Предлоги: С (с юга), ИЗ (из теплых стран), НА (на крыше), В (в скворечнике). Упр. «Кто, где поселится» (аист поселится на крыше). Подбор прилагательных к существительным. Образование сложных слов: длинношеий, коротконогий и др. Родственные слова: «скворец». | Деление слов на слоги. Местоположение звука в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста по серии сюжетных картин из 3-5 предложений «Скворечник». Количество предложений в тексте. |
3 ч. | Щ - с | Рыбы (лещ, карась, селедка, щука, и др.) | Предлоги: В, НА, ПО. Подбор прилагательных к существительным (щука – хищная). Образование существительных множественного числа (карась – караси). Составление предложений по сюжетным картинкам. | Деление слов на слоги. Местоположение звука в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Изложение по вопросам «Кот - рыбак». Количество предложений в тексте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей учащихся 2-х классов по теме: «Преодоление специфических нарушений письма, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза».
Письмо называют «базовым» навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. От того, как усвоит ребёнок этот навык, зависят его успехи не только по русскому языку,...
Система коррекционно- педагогического воздейстия при дисграфии, обусловленной недоразвитием языкового анализа и синтеза.
В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза ...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся начальных классов, имеющих нарушения письменной речи
Календарно-тематическое планирование логопедического сопровождения для 1-2 классов...
Рабочая программа логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР для 2 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...
Планирование работы в условиях реализации ФГОС по формированию лексической стороны речи учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
Коррекционная работа на лексическом уровне по формированию процессов словообразования учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием речи. Планирование работ...
Программа по коррекции нарушений письма обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза
Программа разработана на основе программы Мазановой Е.В. Направлена на коррекционную работу с детьми, имеющие нарушения формирования языкового анализа и синтеза. Срок реализации 1 год, рассчитана на 2...
Конспект логопедического занятия по профилактике дисграфии на основе недоразвития языкового анализа и синтеза с обучающимися 2 класса
Конспект открытого логопедического занятия с учениками 2 го класса.Интересный по форме, содержанию, приёмам...