Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Ш-Ж"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии для учащихся 2-х классов "Дифференциация букв и звуков Ш-Ж"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференциация Ш-Ж | 12.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект проведения группового
занятия по коррекции дисграфии.
Тема урока: «Дифференциация звуков и букв Ш — Ж» для 2-го класса.
Цель: Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Ш-Ж в устной и письменной речи.
Задачи:1) Коррекционно-образовательные: а) различение звуков [ш] - [ж] на слух, в произношении в слогах, словах; б) закрепить правило написания жи-, ши-.
2) Коррекционно-развивающие: развитие слухового внимания, слуховой памяти, воображения, мышления, развитие фонематического восприятия. 3) Коррекционно-воспитательные: воспитание дисциплинированности при выполнении заданий.
Оборудование: артикуляционная гимнастика в картинках, буквы ж, ш (запись на доске), слоговые дорожки, слоги для составления слов, карточки для самостоятельной работы,
Ход урока:
Этапы занятия | Деятельность учителя логопеда | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент, приветствие. | - Здравствуйте, ребята! - Какое сейчас время года? - Какой сейчас месяц? - Какая сегодня погода? - Какое сегодня число? - Запишите число, классная работа в тетрадь. | - Здравствуйте! - Время года весна. - Месяц апрель. - Сегодня погода.... - Сегодня …. Работа в тетради. |
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. | - Ребята, делаем глубокий вдох. - Задерживаем дыхание (Счёт 1,2,3) - Выдыхаем. Повтор упражнения. - Упражнения: - «Улыбочка» «Заборчик» «Лопаточка» «Лошадка» «Достать языком нос» | Выполняют вместе с логопедом дыхательную и артикуляционную гимнастику. |
3. Сообщение темы урока. | - Ребята, отгадайте по описанию, про какие буквы я говорю? - В середине палочка, а по бокам — лапки? - Три палочки, внизу — перекладина. - Правильно, это буквы Ш и Ж. - Как шипит змея? - Как жужжит жук? - Как шипит гусь? - Как едет мотоцикл? - Как вы думаете, ребята, про какие буквы и звуки мы будем говорить на уроке? - Записываем тему урока: Различаем ж — ш. | - Это буква ж. - Это буква ш. - Змея шипит: «Ш-ш-ш-ш-ш». - Жук жужжит: «Ж-ж-ж-ж-ж». - Гусь шипит: «Ш-ш-ш-ш-ш». - Мотоцикл едет: «Ж-ж-ж-ж-ж». - Про [Ш] [Ж]. Работа в тетради. |
4. Анализ артикуляции звуков, акустическая характеристика звуков [Ш] [Ж]. | - Давайте сначала вспомним, как правильно нужно произносить звуки. Скажем все вместе: - Ш-ш-ш-ш. Губы округлены и немного вытянуты вперёд. А где язычок? - Молодцы! Скажем все вместе: - Ж-ж-ж-ж. Губы также округлены, трубочкой вытянуты вперёд. Где язычок? - Чем отличаются звуки ш и ж в произношении? - Правильно. - Вспомните, ребята, что вы знаете ещё о звуке [Ш]? - А что помните о [Ж]? - Молодцы! Давайте повторим и запомним: Звуки Ш и Ж – парные согласные, шипящие, твердые, [Ш] – глухой, [Ж] –звонкий. | - Ш-ш-ш-ш. - Язычок наверху. - Ж-ж-ж-ж. - Язычок наверху. - Когда произносим звук [Ж], горлышко дрожит, а когда произносим [Ш] горлышко не дрожит. - [Ж] – звонкий, [Ш] – глухой. - [Ш] – согласный, твёрдый, шипящий, глухой. - [Ж] - согласный, твёрдый, шипящий, звонкий. |
5. Чтение слоговых рядов (коллективное и индивидуальное). | - Образуйте слоги, произнесите их слитно. - Ажо, ашо; - Аши, ажи; - Ежу, ешу.; - Ишу, ижу. | Дети читают слоги коллективно и индивидуально. - Ажо, ашо; - Аши, ажи; - Ежу, ешу.; - Ишу, ижу. |
6. Развитие фонематического слуха. Физминутка. | А теперь внимательно слушайте меня. Я буду говорить слова, если в них есть [ш] – повернитесь всем корпусом налево, если в них есть [ж] – повернитесь направо. - Жук, шарик, флажок, лошадь, машина, лужа, журавль, ёжик. | - Выполняют задание логопеда. |
7. Составление слов из слогов. Дифференциация звуков в словах. | - Ребята, вспомните, какое правило вы знаете с буквами ш, ж. - Подумайте, как правильно расставить слоги, чтобы получились слова. Соедините слоги из 1 и 2 столбика и прочитайте слова, которые у вас получились. Задание вывешивает на доску. - Полученные слова будем записывать в столбика, в 1-ый слова с буквой Ш, во 2-ой — слова с буквой Ж. | Учащиеся работают у доски, и самостоятельно в тетради. Слова: Ширина, жизнь, жир, животные, жираф, шило, живот, шишка. |
8. Индивидуальная работа по карточкам. | Раздает индивидуальные карточки детям. Задание в карточках: 1. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж. Подчеркните их. ...уба, ...ук, ви...ня, лу...а, лягу...ка, ко...ка, мы...ка, ...ираф, ...кола, ё..., ...уравли, ло...ка, око...ко. | Самостоятельная работа в тетради. |
9.Оценка деятельности детей. Подведение итогов. | - Чем мы сегодня занимались на уроке? - Молодцы! Вы хорошо сегодня занимались. Можете идти отдыхать. До свидания! | - Мы на уроке отвечали на вопросы, составляли слова из слогов, записывали слова и т. д. - До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия: "Звук и буква - А"
Представленный конспект логопедического занятия, проводиться в 1 классе, по закреплению, дифференциации зрительного образа буквы и звука - А.Ипользаваны интересные, увлекательные задания, и , технолог...
Конспект логопедического занятия "Звук и буква К"
Представляю конспект логопедического занятия с учащимися второго класса, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данное занятие направлено на разв...
Конспект логопедического занятия "Звук Ч"
Данный конспект может быть использован на логопедическом занятии в начальной школе и подготовительной группе ДОУ, исключая или видоизменяя задания, связанные с чтением....
Конспект логопедического занятия «Звук ц», лексическая тема «Цирк».
Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ....
Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ц" 2 класс
Индивидуальное логопедическое занятие «Звук и буква Ц» 2 класс...
Конспект логопедического занятия_Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш
Конспект логопедического занятия_Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш...
Конспект логопедического занятия «Звук А. Буква А» для учащихся первого класса.
Конспект логопедического занятия «Звук А. Буква А»для учащихся первого класса....