Конспект логопедического занятия_Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Конспект логопедического занятия_Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:  логопедия

Класс: 2

Тема:  Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш

Тип урока:  коррекционная работа при смешанной дисграфии.

Технологическая карта занятия.

Тема

Звуки [ж], [ш], буквы Ж-Ш

  Задачи

Коррекционно-развивающие:

- закреплять знания детей о согласных звуках и  буквах Ш-Ж;

- познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков [Ш] [Ж], нормами их артикуляции;

- учить выделять звуки [ж], [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами, и символами;

Образовательные:

- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

- развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: «Зимние виды спорта».

- развивать умение  составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

- формировать грамматические стереотипы словообразования в экспрессивной речи;

Воспитательные:

- развивать навыка самоконтроля;

 - воспитывать чувство гордости за свою Родину;

- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

- воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде;

- воспитывать вежливое отношение к товарищу.

Основные понятия

Зимние олимпийские игры, зимние виды спорта, игрушки - Снежный барс, Медвежонок, Зайчишка – символы, символ олимпиады - олимпийские кольца.

Методы  и  методические  приемы

Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки проблемы,  поиска решения, подводящий диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез, метод контроля и самоконтроля.

 Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра

Формы работы

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Оборудование:

Доска, видеопроектор, компьютер, мультимедийная презентация, рабочие тетради, карандаши, ручки, индивидуальные карточки, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

Этап урока

Метод, приём

Форма

 

Деятельность логопед

 Деятельность обучающихся

1. Организационное начало урока.

Задачи:

-актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

Мотивирующий приём  

Фронтальная и индивидуальная работа

 - Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

На рабочих местах учащихся разложены карточки – примеры с зашифрованными именами.

- Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место. (На партах предметные картинки)

(дом, арбуз, ножницы, игла, ложка – Данил)

(слон, ананас, шишка, арбуз – Саша)

(ведро, лампа, апельсин, дельфин - Влад)

(арбуз, ракета, индюк, носки, ананас – Арина)

Стоят в кругу. Выполняют инструкции логопеда.

Находят свое рабочее место, собрав свое имя из первых букв картинок

II. Постановка проблемы. Формулирование темы занятия.

 Задача:

  включения учащихся в коррекционный процесс.  

«Загадки»

Фронтальная  работа

- Предлагаю  отгадать загадки

  Две новые кленовые

 Подошвы двухметровые

В них поставим две ноги -

И по большим снегам беги!  

- Назовите третий звук в этом слове  

-Охарактеризуйте этот звук

- На письме какой буквой обозначаем звук [Ж]

Этой палкой бей смелее,

Чтоб удар был, как из пушки

Это палка - для хоккея

И она зовется  ....

- Назовите 4 звук в слове.

-Охарактеризуйте этот звук

- На письме какой буквой обозначаем звук [Ш]

 -Над какими звуками и буквами мы будем работать на занятии.

- Ребята, чем похожи, а чем различаются звуки [Ш] [Ж]

Дети называют отгадку - лыжи

Ответы детей.

- Согласный, звонкий, твердый, шипящий.

 - буквой "Ж"

Дети называют отгадку - клюшка

 Ответы детей.

- Согласный, глухой, твердый, шипящий.

- буквой "Ш"

- Ответы детей

Дети дают сравнительную характеристику звуков

III.Основная часть.

Задачи:

-включение нового знания в систему знаний;

- повторение и закрепление изученного ранее.

 Приём активизации внимания  

Фронтальная работа

-Ребята, а в какое время года  вы берете лыжи, клюшки, коньки.

-  Вы знаете, что в феврале 2014года у нас в России в городе Сочи прошла  зимняя Олимпиада, в 2018 году в Республике Корея. И сегодня на занятие к нам пришли гости - символы Сочи 2014 года.  (логопед показывает игрушки или картинки)

-  Кто знает, какой символ Олимпиады у всех олимпийских игр?

- И сегодня на занятии мы будем собирать символ всех олимпийских игр - 5 Олимпийских колец. Эти пять колец символизируют пять населенных частей мира, которые желают участвовать в Олимпийском движении.   

За правильно выполненное задание Снежный Барс, Медвежонок и Зайчишка будут награждать вас кольцом. (При выставлении кольца объясняю, почему оно такого цвета).

- Зимой.

- Снежный Барс, Медвежонок и Зайчишка.

- Олимпийские кольца

Задачи:

-развитие фонематического восприятия.

Проговаривание, слуховой дифференциации

Индивидуальная работа

- Для того, чтобы справиться с первое заданиями от Снежного Барса нужно размяться.

-Повторите четко слоговые ряды

Ша - ша - жа

Ше - же - ше

Жо - шо - жо

Жи - жи - ши

Шу - шу - жу

Ожи - ажи - оши

Ежи - еши - ежи

 Игра «Поймай звук»

Если в слове есть звук Ж, хлопните в ладоши, а если звук Ш -  топните правой ногой.  

Жители, пассажир, широкий,  режим, жизнь, ширина, ошибка, умножить, лыжник, шлем, шайба, оружие, на финише, сушить, дорожить, афиша, шрамы, сужу, дружу.

- Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

Повторяют слоговые ряды.

Выполняют соответствующие движения.

Задачи:

-развитие фонематического восприятия, внимания, звукового анализа.

Звукобуквенной дифференциации

Индивидуальная работа

-Ребята, откройте тетради запишите дату и тему урока.

-Прежде чем пойти заниматься зимними видами спорта, нужно правильно одеться. Наш герой Медвежонок  предлагает первое задание.

 -Запишите  букву  Ш или Ж, а рядом с ней укажите   место звука в слове.

Шуба, шарф, жакет, штаны, рубашка, пиджак, шапка, ушанка,   джемпер, нижнее (белье), джинсы, гамаши, жилетка

(Проверка  на слайде)

- Все верно! Вот ваша первая награда!

(На доску вывешиваем олимпийское  кольцо красного цвета, символизирует Американский континент).

Записывают слова в тетради.

Каждый проверяет свою работу сам.

Задача:

 - развитие речи, активизация словарного запаса.

"Игра", познавательная активность

Индивидуальная и групповая работа

- А сейчас мы поиграем в снежки. Найдите половину слова. (Карточки).

Убе -

Подо -  - ждать

Награ -

Побе -

Успе -    - шно

Поспе -

Слы -

Пры -    - жок

Сне -

Дру-

Ва -

Ну -      - жно

Дру -

Надё -                  

-Запишите слова в тетради, подчеркните букву Ш одной чертой, букву Ж– двумя. (проверка, чтение слов)

- Все эти слова нам пригодятся на уроках и спортивных занятиях.

- Вот и со вторым заданием вы справились.

(Вывешиваем на доску второе олимпийское кольцо - синего цвета, символизирует Европу)

Записывают слова в тетради

Задачи:

-развитие внимания, навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.

Приём активизации внимания  

Индивидуальная работа

 - Следующее задание надо выполнить по  карточке. Найдите в каждой строке два слова - названия зимних видов спорта.

Б р л р п д в л ы ж н ы е д л д п г о н к и з д

См п ф к ц к о н ь к о б е ж н ы й л в с п о р т

Д л ш г о р н о л ы ж н ы й п к ц й с п о р т в к

Ж ш р н п р ы ж к и д л н в т р а м п л и н д ж

- Обратите внимание, как пишется слово прыжки. Как проверим?

-А какие еще зимние виды спорта вы знаете?

 Запишите названия видов спорта в тетради, поделите слова на слоги, подчеркните букву Ш одной чертой, букву Ж -двумя.

(вывешивается  на доску третье  олимпийское кольцо - черного цвета, символизирует Африку)

Проговаривают названий видов спорта.

(на доску вывешиваются картинки)

Проверяют выполненное задание.

Ответы детей.

 Записывают в тетради.

Физминутка "Покажи движение"

Задачи:

-Развитие звукобуквенного анализа и синтеза на уровне предложения;

-развитие логического мышления и зрительного восприятия.

Приём активизации внимания  задания с недостатком данных.

Фронтальная и индивидуальная работа.

Фронтальная и индивидуальная работа.

Зайчишка предлагает нам новое испытание.

-Вставь пропущенные буквы Ш– Ж.

_ура и _еня катались на лы_ах. У Ми_и и Са_и клю_ки, _айбы  и _лемы. Алё_а хоро_о бе_ит  по доро_ке  на коньках.У Серё_и  были  о_ибки.

- Запишите второе предложение в тетради. Подчеркните опасные места.

- Какие орфограммы вы встретили в предложениях?

(вывешивается на доску четвертое олимпийское кольцо - желтого цвета, символизирует Азию)

Снежный барс принес нам послание, но оно зашифровано. Вот вам шифр.

(Пешком ходить - долго жить.)

п

д

о

д

и

и

г

о

д

е

ш

х

ь

т

р

л

р

ж

з

к

к

-

н

о

а

ж

ь

п

о

м

ы

д

м

с

и

т

1

2

-

4

3

- Ребята, прочитайте, что у вас получилось?

- Ребята, а почему так говорят?

(вывешивается на доску 5 олимпийское кольцо - зеленого цвета, символизирует Австралию)

Вот и собрали мы главный символ Олимпийских игр.

По очереди выходят к доске, записывают пропущенные буквы.

Ответы детей.

 Дети читают.

Рассуждения детей.

IV. Итог урока. Рефлексия.

  Задачи

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Оперативный  контроль

Оценивание ответов учащихся

Фронтальная работа

 

1

 

5

 

9

 

2

 

6

 

10

 

3

 

7

 

11

 

4

 

8

 

12

 

- Внимательно  слушайте вопросы, согласны «+», не согласны « - ».

  1. Звук[ш] всегда мягкий?
  2. Звук [ж] всегда твердый?
  3. Сочетание Жи – Ши пишем с буквой И?
  4. В слове «шуршала» два звука [Ш]?
  5. В слове ужин звук (ж) стоит на 3 месте?
  6. В слове лыжник звук (ж) находится на 2 месте?
  7. В слове маршрут звук (ш) находится на 4 месте?
  8. В слове ушибы звук (ш) находится на 3 месте?
  9. В слове (снежок) 3 слога?
  10. В слове шажок есть звук (ш) и звук (ж)?
  11. В слове (тишина) 3 слога?
  12. Чтобы быть сильным, ловким, умелым нужно заниматься спортом.

- Сравните ваши ответы, с тем, что должно получиться. У кого нет ошибок? У кого одна ошибка?

- Ребята, какую отметку вы бы поставили за свою работу. Почему?

- На этом наши небольшие олимпийские игры подошли к концу. Снежный Барс с вами не прощаемся. На следующем занятии мы продолжим работу по теме. Спасибо за работу!

Индивидуальное заполнение «цифрового квадрата»

Проверяют выполненное задание.

Ответы детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: "Звук и буква - А"

Представленный конспект логопедического занятия, проводиться в 1 классе, по закреплению, дифференциации зрительного образа буквы и звука - А.Ипользаваны интересные, увлекательные задания, и , технолог...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква К"

Представляю конспект логопедического занятия с учащимися второго класса, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данное занятие направлено на разв...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ц" 2 класс

Индивидуальное логопедическое занятие  «Звук и буква Ц» 2 класс...

Конспект логопедического занятия «Звук А. Буква А» для учащихся первого класса.

Конспект логопедического  занятия «Звук А. Буква А»для учащихся первого класса....

Конспект логопедического занятия Звук [у] буква Уу

Знаковство с буквой У. Артикуляция звука [у], развитие фонематических процессов....

Конспект логопедического занятия Звуки [з] –[з’]. Буква З.

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса....

Конспект логопедического занятия звук [а] и буква А

Конспект предназначен для проведения группового занятие с 1 классом в период обучения грамоте....