Конспект логопедического занятия "Звук и буква К"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Представляю конспект логопедического занятия с учащимися второго класса, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данное занятие направлено на развитие фонематического слуха, буквенного гнозиса, умения читать слоги с утрированной артикуляцией и без интонирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звук и буква К | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие с учащимися 2 класса (группа из 4 учащихся)
Автор учитель-логопед: Судак Ирина Анатольевна
Образовательное учреждение: МБОУ «СШ № 16» г.Ачинска Красноярского края
Тема занятия: Звук и буква «К».
Цель: коррекция нарушения письма, обусловленного ФФНР.
Задачи:
- Уточнение артикуляции звука [к] и его характеристика (для дифференциации звуков к-г на последующих занятиях).
- Развитие фонематического восприятия.
- Уточнение написания буквы «К».
- Развитие умения чтения слогов с утрированной артикуляцией.
- Развитие умения писать слоги, проговаривая, где буквы нельзя интонировать.
- Развитие функции словообразования.
- Развитие внимания, буквенного гнозиса.
Оборудование: картинки с рифмующимися словами (8 шт.), символы для характеристики звука [к], модели слогов с символом звука [к] в виде зачёркнутого колокольчика, листы с заданиями для нахождения, штриховки и дописывания элементов буквы «К», картинки «Рыбки» с написанными на них слогами, цветные фломастеры.
№ п/п | Этапы занятия | Виды заданий | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
1 | Оргмомент | 1) Нахождение своего места: определение рифмующегося слова на картинке, данной каждому ребёнку со словом на картинке, лежащей на парте. 2) Слоговой синтез слов: на картинках на обороте написаны слоги, составить из слогов слово — девиз занятия (доб-рый, сме-лый, ум-ный, хоро-ший) | На партах разложены картинки. Логопед раздаёт детям парные картинки. Формулирует задание: - Найти на парте слово, которое звучит складно с вашим словом, и занять это место. Затем переверните картинки, на обратной стороне написаны половинки слов. Сложите из половинок слова. Если вы правильно нашли парные слова, то у вас получится ещё одно слово. | Повторяют задание (проговаривает каждый ребёнок). Находят парные названия картинок. | Активизировать внимание детей, настроить на работу |
2 | Объявление темы занятия Развитие фонематического восприятия | 1) Образование уменьшительно-ласкательного значения существительных. 2) Работа в парах. 3) Определение, с помощью чего получались новые слова. Какие изменения произошли в звуковом составе слов. | - Все люди должны быть добрыми. Как по-доброму, ласково назвать следующие слова: Мышь- лапа- Нора- пчела- Гора- пирамида- Труба - панама- - Придумайте по одному примеру друг другу. - Как мы получили ласковые значения слов, с помощью чего, что произошло в словах? -Сегодня на занятии мы будем слушать звук [к], читать и писать букву «К». | Образуют уменьшительно-ласкательное значение существительных. Работают в парах: один придумывает слово, а другой образовывает уменьшительно-ласкательное значение этого слова. Затем наоборот. Делают вывод: - В словах появился звук [к]. | -Развитие функции словообразования - Активизация словарного запаса - формирование делать языковые наблюдения за изменением звукового состава слов - формирование умения делать вывод |
3 | Определение характеристики звука [к] | Характеристика звука [к] с помощью символов: | -согласный, твёрдый; - спинка языка выгнута вверх, кончик языка внизу; - глухой. | - развитие умения определять положение органов артикуляции в момент произнесения заданного звука, его характеристику (гласный или согласный по наличию преграды, глухость –звонкость по участию или неучастию голоса в образовании звука) - развитие умения давать характеристику звука с опорой на схему. | |
4 | Чтение комбинированных слогов с символом звука [к], отражающим его качество |
А О У Ы | - Прочитайте слоги с данным символом, обозначающим звук [к]. - Почему колокольчик зачёркнут? Какой звук [к]? | Называют по символам: КА КО КУ КЫ | Обучение чтению слогов с утрированной артикуляцией |
5 | Развитие буквенного гнозиса, праксиса, мелкой моторики | Задания на выбор по степени сложности (задания на листах): 1) заштриховать букву; 2) найти букву среди других; 3) сложить букву из отдельных элементов; 4) дописать элементы до буквы «К» (можно создать проблемную ситуацию: включить неподходящие элементы Λ для развития внимания и буквенного гнозиса) | Формулирует задание и цель данного задания: - Вспомним написание буквы «К», чтобы не путать её с другими буквами. Для этого нужно выбрать упражнение, с которым вы легко справитесь. | Выполняют выбранное задание. | |
6 | Промежуточ-ная рефлексия | - Как справились с заданием? -Что было трудным, что было легким? | |||
7 | Физминутка | Киска То прогнет, То выгнет спинку, Ножку вытянет вперед - Это делает зарядку Наш Маркиз - Пушистый кот. Чешет он себя за ушком, Жмурит глазки и урчит. У Маркиза все в порядке: Когти, шерсть и аппетит. | Выполняют соответствующие движения | ||
8 | Практический этап: -работа с рисунчатыми таблицами «Рыбки» -запись слогов | Выбрать любую рыбку вслепую. С каждой рыбкой выполнить следующие задания: - прочитать слоги с утрированным произношением; - прописать эти слоги с проговариванием; - вспомнить 2-3 слова, от которых могли «оторваться» эти две буквы и записать их с проговариванием. На «Рыбках» написаны слоги:
Предполагаемые слова с данными буквосочетаниями:
| Объясняет задание. | Выполняют задание: - читают слоги с утрированным произношением; - записывают эти слоги с проговариванием; - записать придуманные слова. | Обучение письму слогов с проговариванием, где буквы нельзя интонировать. |
9 | Итог занятия | - Наше занятие заканчивается. -С каким звуком мы сегодня встретились? - Дайте характеристику этого звука? - Из каких элементов состоит печатная буква «К»? Прописная? - В каких словах мы узнали этот звук? - Что вам понравилось? Что было трудным? Почему? | Дают ответы: - Мы встретились со звуком [к]. Дают характеристику по схеме (фронтальная работа). Учащиеся по одному по очереди выделяют на листах, прикреплённых к доске разным цветом элементы печатной и письменной буквы «К». - в ласковых словах; |
Использованная литература:
- Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. «Дисграфия. Исправление ошибок на письме». ООО «Издательство «Эксмо», 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв Л-М".
Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв Л-М". Тема логопедического занятия: "Дифференциация букв Л-М". В процессе занятия ученики закрепят знания о механизме образ...
Конспект логопедического досуга "Нужно буквы знать, чтоб уметь читать, писать", для учащихся коррекционной школы VIII вида, 2 вариант обучения
Логопедический досуг расчитан для детей коррекционной школы VIII вида, 2 варианта обучения 5 - 10 классовЗанятие подготовили и провели логопеды ГБСКОУ № 613 Куликова Т.А., Яковлева С.С. Цель: зак...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв б-д"
Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв б-д" может быть полезен логопедам, работающим в школе. Использован на занятиях по коррекции оптической дисграфии....
Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях".
Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях". Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....
Конспект логопедического занятия_Дифференциация букв и-й. Перенос слов с этими буквами.
Конспект логпедического занятия по теме "Дифференциация букв И-Й. Перенос слов с этими буквами."...
Конспект логопедического занятия " Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях".
Данное занятие рекомендовано проводить в классах коррекции детей с диграфией....