Конспект фронтального логопедического занятия в 4 классе на тему "Деревья"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему
Конспект фронтального логопедического занятия составлен для обучающихся 4 классов с тяжелыми нарушениями речи на лексическую тему "Деревья". Основная цель занятия - активизировать словарь по теме "Деревья" и совершенствовать грамматический строй речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frontalnoe_logopedicheskoe_zanyatiya_s_obuchayushchimi_4_klassa.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальное логопедическое занятия с обучающими 4 класса
на тему «Деревья».
Цель: Активизировать словарь по теме «Деревья», совершенствовать грамматический строй речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепление знаний названий деревьев, их строение, внешние признаки; формирование умений образовывать прилагательные от существительных; развитие и совершенствование связной речи, развитие умения определять границы предложений.
Коррекционно-развивающие: развитие слуховое внимание и памяти, артикуляционной и общей моторики; развитие самоконтроля и умения давать полные ответы на вопросы.
Коррекционно-воспитательные: воспитание самостоятельности, инициативности культуры речи, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: зеркала, раздаточный материала для дыхательной гимнастики, карточки с заданиями, картинки с изображением деревьев, ребус.
Ход занятия
- Организационный момент (1 мин).
- Упражнения общей артикуляционной гимнастики (7мин).
- Из чего состоит наш артикуляционный аппарат?
- Для чего нужно выполнять артикуляционную гимнастику?
- Зачем нужна дыхательная гимнастика?
- Артикуляционная гимнастика:
- «Улыбочка»
- «Заборчик»
- «Трубочка»
- «Чередование заборчик-трубочка»
- «Лопатка»
- «Иголочка»
- «Чередование лопатка – иголочка»
- «Точка в щечку»
- «Часики»
- «Почистим зубки» (нижние и верхние)
- «Качели»
- «Хомячки – худышки»
- Дыхательная гимнастика.
- «Глубокий вдох и глубокий выдох»
Глубокий вдох носом, выдох через рот. Вдох через одну ноздрю, выдох через другую.
- «Ветерок»
Губы трубочкой, не надувая щеки, дуем на полоску бумаги. Сначала плавно, а потом ветер усиливается.
- «Сдуть листок»
На ладошку кладем листок и дуем на язык.
- «Греем руки»
Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.
- «Фокус»
Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
- Мимическая гимнастика.
Показать гнев, радость, печаль, удивление.
- Работа по лексической теме (20 мин).
- Фронтальная беседа.
- Тему нашего занятия вы узнаете, если угадаете ребус.
- Давайте вспомним названия деревьев.
- Назовите части дерева (корни, ствол, ветви, почки, листья, хвоя, крона)
- Чем покрыт ствол деревьев? (корой)
- Чем деревья отличаются от кустарника?
- На какие группы можно разделить деревья? (лиственные и хвойные)
- Какие деревья относятся к лиственным, а какие к хвойным?
- Как вы думаете, деревья относятся к живой или неживой природе?
- Почему?
- А чем лиственные деревья отличаются от хвойных?
- Как называется явление природы, когда опадают листья? (листопад)
- А листопад можно считать явлением живой природы?
- А почему хвойные деревья не сбрасывают хвою?
- Назовите хвойное дерево, которое меняет свои иголки? (лиственница)
- А где мы можем увидеть посаженные деревья? (на улицах города в парке, в огороде)
- А как называются деревья, которые растут в огороде? (яблоня, груша)
- Что на этих деревьях растет? (плоды)
- А если на деревьях растут плоды, как можно назвать такие деревья? (плодовые)
- Зачем в городе садят деревья? (очищают воздух)
- Как называется место, где посажено много деревьев? (лес)
- Какие деревья вы видели в лесу? Если в лесу растут березы и осины, то какой лес? (лиственный лес). А если растут сосны и ели? (хвойный лес)
- Бывают такие леса, где растут и лиственные и хвойные деревья? Как называют такие леса? (смешанные)
- Итак, на какие группы можно разделить деревья?
- Из каких частей состоит дерево?
- Какие бывают леса?
- Работа с пословицей:
-Прочитайте пословицу, как вы ее понимаете?
Дерево познается по плоду, а человек по делу.
- Физминутка: «Посчитай до 5».
Одно дерево – три дерева – пять деревьев (приседания)
Одно высокое дерево (потянуться вверх на носочках)
Одна сосновая ветка (приседания)
Один могучий дуб (потянуться вверх на носочках)
- Образование относительных прилагательных от существительных.
- Сейчас вы должны будете образовать имена прилагательные от имен существительных и назвать род имен прилагательных.
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Как мы определяем род имен прилагательных?
- Я называю имена существительные, вы задаете вопрос и называете имя прилагательное и род:
Лист клёна (какой?) кленовый
Гроздья рябины…
Шишка ели…
Пух тополя…
Сок берёзы…
Лист дуба…
Шишка сосны…
Орешки кедра
- Пальчиковая гимнастика.
Сжимаем и разжимаем кулак, поочередно касаемся большим пальцем всех пальцев, затем касаемся большим пальцем одной руки большого пальца другой руки, и так все пальцы поочереди. Кладем руки на стол и поодередно отрываем от стола каждый палец.
I V. Самостоятельная работа (10 мин).
Задание: Определи границы предложения. Запиши предложения, указать цифрой количество предложений. Найти и выписать из текста 2 словосочетания.
мы встречаем деревья повсюду одни деревья сбрасывают листву осенью это лиственные деревья у других деревьев листья растут круглый год к ним относятся хвойные деревья у хвойных деревьев листья называются иголками.
V. Подведение итогов – рефлексия (2 мин).
- О чем сегодня говорили?
- На какие группы делятся деревья?
- Какие бывают леса?
-Для чего нужны деревья?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]
Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).
Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....
Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии
Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии...
Конспект фронтального логопедического занятия "Слова близкие по смыслу (синонимы)" для учащихся 2 класса
Цель: знакомство детей с понятием «синонимы». Задачи:коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; раз...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для обучающихся 1 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ
Это занятие было разработано для обучающихся 1 речевого класса в рамках коррекционно-развивающего занятия по курсу "развитие речи". На данное занятие были приглашены студенты и доцент кафедры олигофре...
Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Д и Дь с учащимися первого класса.
Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Д и Дь с учащимися первого класса....
Конспект фронтального логопедического занятия во втором классе для детей с ОНР по теме "Весна"
Конспект логопедического занятия по теме : «Весна» .Занятие можно проводить с детьми дошкольного возраста , с младшими школьниками ,а так же детьми с ...