Конспект фронтального логопедического занятия в 4 классе на тему "Деревья"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Никулина Оксана Сергеевна

Конспект фронтального логопедического занятия составлен для обучающихся 4 классов с тяжелыми нарушениями речи на лексическую тему "Деревья". Основная цель занятия - активизировать словарь по теме "Деревья" и совершенствовать грамматический строй речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятия с обучающими 4 класса

на тему «Деревья».

Цель: Активизировать словарь по теме «Деревья», совершенствовать грамматический строй речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепление знаний  названий деревьев, их строение, внешние признаки; формирование умений образовывать прилагательные от существительных; развитие и совершенствование связной речи, развитие умения определять границы предложений.

Коррекционно-развивающие: развитие  слуховое внимание  и  памяти, артикуляционной и общей моторики; развитие самоконтроля и  умения давать полные ответы на вопросы.

Коррекционно-воспитательные:  воспитание  самостоятельности, инициативности культуры речи, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: зеркала, раздаточный материала для дыхательной  гимнастики, карточки с заданиями, картинки с изображением деревьев, ребус.

Ход занятия

  1. Организационный момент (1 мин).

  1. Упражнения общей артикуляционной гимнастики (7мин).

- Из чего состоит наш артикуляционный аппарат?

- Для чего нужно выполнять артикуляционную гимнастику?

- Зачем нужна дыхательная гимнастика?

  • Артикуляционная гимнастика:
  1. «Улыбочка»
  2. «Заборчик»
  3. «Трубочка»
  4. «Чередование заборчик-трубочка»
  5. «Лопатка»
  6. «Иголочка»
  7. «Чередование лопатка – иголочка»
  8. «Точка в щечку»
  9. «Часики»
  10. «Почистим зубки» (нижние и верхние)
  11. «Качели»
  12. «Хомячки – худышки»
  • Дыхательная гимнастика.
  1. «Глубокий вдох и глубокий выдох»

Глубокий вдох носом, выдох через рот. Вдох через одну ноздрю, выдох через другую.

  1.  «Ветерок»

Губы трубочкой, не надувая щеки,  дуем на полоску бумаги. Сначала плавно, а потом ветер усиливается.

  1. «Сдуть листок»

На ладошку кладем листок и дуем на язык.

  1. «Греем руки»

Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

  1. «Фокус»

Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

  • Мимическая гимнастика.

Показать гнев, радость, печаль, удивление.

  1. Работа по лексической теме (20 мин).
  1. Фронтальная беседа.

- Тему нашего занятия вы узнаете, если угадаете ребус.

- Давайте вспомним названия деревьев.

- Назовите части дерева (корни, ствол, ветви, почки, листья, хвоя, крона)

- Чем покрыт ствол деревьев? (корой)

- Чем деревья отличаются от кустарника?

- На какие группы можно разделить деревья? (лиственные и хвойные)

- Какие деревья относятся к лиственным, а какие к хвойным?

- Как вы думаете, деревья относятся к живой или неживой природе?

- Почему?

- А чем лиственные деревья отличаются от хвойных?

- Как называется явление природы, когда опадают листья? (листопад)

- А листопад можно считать явлением живой природы?

- А почему хвойные деревья не сбрасывают хвою?

- Назовите хвойное дерево, которое меняет свои иголки? (лиственница)

- А где мы можем увидеть посаженные деревья? (на улицах города в парке, в огороде)

- А как называются деревья, которые растут в огороде? (яблоня, груша)

- Что на этих деревьях растет? (плоды)

- А если на деревьях растут плоды,  как можно назвать такие деревья? (плодовые)

-  Зачем в городе садят деревья? (очищают воздух)

- Как называется место, где посажено много деревьев? (лес)

- Какие деревья вы видели в лесу? Если в лесу растут березы и осины, то какой лес? (лиственный лес). А если растут сосны и ели? (хвойный лес)

- Бывают такие леса, где растут и лиственные и хвойные деревья? Как называют такие леса? (смешанные)

- Итак, на какие группы можно разделить деревья?

- Из каких частей состоит дерево?

- Какие бывают леса?

  1. Работа с пословицей:

 -Прочитайте пословицу, как вы ее понимаете?

Дерево познается по плоду, а человек по делу.

  1. Физминутка: «Посчитай до 5».

Одно дерево – три дерева – пять деревьев (приседания)

Одно высокое дерево (потянуться вверх на носочках)

Одна сосновая ветка (приседания)

Один могучий дуб (потянуться вверх на носочках)

  1. Образование относительных прилагательных от существительных.

 - Сейчас вы должны будете образовать имена прилагательные от имен существительных и назвать род имен прилагательных.

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Как мы определяем род имен прилагательных?

- Я называю имена существительные, вы задаете вопрос и называете имя прилагательное и род:

Лист клёна (какой?) кленовый

Гроздья рябины…

Шишка ели…

Пух тополя…

Сок берёзы…

Лист дуба…

Шишка сосны…

Орешки кедра

  1. Пальчиковая гимнастика.

Сжимаем и  разжимаем кулак,  поочередно касаемся большим пальцем всех пальцев, затем касаемся большим пальцем одной руки большого пальца другой руки,  и так все пальцы поочереди. Кладем руки на стол и поодередно отрываем от стола каждый палец.

I V.  Самостоятельная работа (10 мин).

Задание: Определи границы предложения. Запиши предложения, указать цифрой количество предложений. Найти и выписать из текста 2 словосочетания.

мы встречаем деревья повсюду одни деревья сбрасывают листву осенью это лиственные деревья у других деревьев листья растут круглый год к ним относятся хвойные деревья у хвойных деревьев листья называются иголками.

V.  Подведение итогов – рефлексия (2 мин).

- О чем сегодня говорили?

- На какие группы делятся деревья?

- Какие бывают леса?

-Для чего нужны деревья?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).

Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с  помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии...

Конспект фронтального логопедического занятия "Слова близкие по смыслу (синонимы)" для учащихся 2 класса

Цель: знакомство детей с понятием «синонимы». Задачи:коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; раз...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для обучающихся 1 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ

Это занятие было разработано для обучающихся 1 речевого класса в рамках коррекционно-развивающего занятия по курсу "развитие речи". На данное занятие были приглашены студенты и доцент кафедры олигофре...

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Д и Дь с учащимися первого класса.

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Д и Дь с учащимися первого класса....

Конспект фронтального логопедического занятия во втором классе для детей с ОНР по теме "Весна"

  Конспект логопедического занятия по теме : «Весна» .Занятие можно  проводить  с   детьми  дошкольного возраста ,  с младшими школьниками ,а так же детьми с ...