РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса
рабочая программа по логопедии (3 класс) на тему

Синюгина Дарья Анатольевна

Пояснительная записка

 

Настоящая  программа разработана  на основе:

1.     Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.

2.     Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М-2010;

3.     Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»  ТЦ Сфера, 2012.

4.     Е.В.Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.;

5.     Е.В.Мазанова «Коррекция оптической дисграфии» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

В условиях реализации программы на нее отведено 69 часов (3 часа
в неделю), так же предусмотрено проведение 6 проверочных работ и одна итоговая контрольная работа. Программа направлена на устранение недостатков в письменной речи.

Цель программы: освоение детьми коммуникативной функции языка
в соответствии с возрастными нормативами. Устранить недостатки нарушения письменной речи у младших школьников.

Задачи программы:

ü восполнить пробелы в развитии лексического запаса
и грамматического строя речи;

ü формировать связную речь;

ü развивать и совершенствовать психологические предпосылки
и коммуникативную готовность к обучению;

ü обеспечивать условия для приобретения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения материала по родному языку.

В данной программе так же заложены возможности формирования
у учащихся обще учебных умений и навыков, предусмотренных стандартом, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая  программа разработана  на основе:

  1. Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
  2. Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М-2010;
  3. Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»  ТЦ Сфера, 2012.
  4. Е.В.Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.;
  5. Е.В.Мазанова «Коррекция оптической дисграфии» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

В условиях реализации программы на нее отведено 69 часов (3 часа
в неделю), так же предусмотрено проведение 6 проверочных работ и одна итоговая контрольная работа.
Программа направлена на устранение недостатков в письменной речи.

Цель программы: освоение детьми коммуникативной функции языка
в соответствии с возрастными нормативами. Устранить недостатки нарушения письменной речи у младших школьников.

Задачи программы:

  • восполнить пробелы в развитии лексического запаса
    и грамматического строя речи;
  • формировать связную речь;
  • развивать и совершенствовать психологические предпосылки
    и коммуникативную готовность к обучению;
  • обеспечивать условия для приобретения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения материала по родному языку.

В данной программе так же заложены возможности формирования
у учащихся обще учебных умений и навыков, предусмотренных стандартом, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

УУД:

Личностные:

  •  положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая
    их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
  •  фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
  •  самостоятельно оценивать собственную деятельность.

Регулятивные:

  •  определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;
  •  выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости
    от конкретных условий;
  •  учиться корректировать и оценивать выполненные задания.

Познавательные:

  •  поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
    от конкретных условий;
  •  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

  •  осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
  •  самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения;
  •  выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Принципы отбора и основногои дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта.

                

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

  • игровые;
  • наглядно – демонстрационные;
  • практические;
  • словесные;
  • методы ролевого моделирования типовых ситуаций.

        Принципы логопедической работы:

  • наглядность,
  • доступность,
  • системность,
  • комплексность,
  • принцип развития,
  • онтогенетический принцип.

Формы организации деятельности учащихся:

  • групповая;
  • работа в парах;
  • индивидуальная.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате прохождения программы, учащиеся должны:

знать:

  • определения понятий: корень, однокоренные слова, безударная гласная, предлог, падежи.

уметь:

  • подбирать родственные слова;
  • находить и обозначать общую часть слова;
  • образовывать однокоренные слова;
  • дифференцировать однокоренные и родственные слова, сравнивать
    их по лексическому значению;
  • правильно ставить ударение и находить безударную гласную;
  • пользоваться навыками словообразования, выделять корни в сложном слове;
  • образовывать слова при помощи суффиксов;
  • образовывать  новые слова при помощи приставок;
  • понимать значение предлогов и правильно употреблять их;
  • дифференцировать приставки и предлоги;
  • различать слова противоположные по значению;
  • различать близкие по значению слова;
  • согласовывать прилагательные с существительными в числе;
  • согласовывать глаголы с существительными в числе;
  • передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

 

Содержание программы

Данная программа рассчитана на 69 часов, с 19 сентября по 15 мая. Она включает в себя 5 разделов: корень, однокоренные слова; безударная гласная; словообразование, словоизменение; согласование; управление.

  1. Корень. Однокоренные слова (10ч.)

Родственные и однокоренные слова. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значением приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу.

  1. Безударная гласная (11ч)

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах
в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной
в безударном слоге корня. Общее представление о орфограмме.

  1. Словообразование. Словоизменение (20 ч.)

Устранение аграмматизма в словообразовании. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Развитие способности проводить разбор слова по составу. Обогащение словарного запаса (синонимами, антонимами, многозначными словами). Правильное употребление предлогов, развитие связной речи.

  1. Согласование (13ч)

Число имен существительных (единственное множественное). Изменение мен существительных по числам. Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным.  Согласование имен существительных с именем прилагательным в числе, роде. Согласование глагола с существительным
в числе, роде и во времени.

  1. Управление (15ч)

Изменение имен существительных по падежам. Осознанное употребление падежной формы при помощи вопросов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа). Поиск конкретных падежей.

Перечень учебно-методических средств обучения

  • Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. М., 2002;
  • Мазанова Е. В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений
    по коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза/
    Е. В. Мазанова. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 48 стр
  • Мазанова Е. В. Учусь работать с текстом. Конспекты занятий
    по коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза/
    Е. В. Мазанова. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 117 стр.
  • Мазанова Е. В.Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий
    для логопеда/Е. В. Мазанова. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 88 стр.
  • Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты
  • Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №1. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 56 стр. ил.
  • Мазанова Е. В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №2. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 80 стр. ил.
  • Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, и аграмматическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №3. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 56 стр. ил.
  • Мазанова Е. В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №4. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 40 стр. ил.
  • Мазанова Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей
    по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №5. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 72 стр. Ил.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление
    у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1995;
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.



Предварительный просмотр:

Тема занятия

Содержание коррекционной работы

Основные требования к формированию умений и навыков

Развитие психологических предпосылок и навыков учебной деятельности

Кол-во часов

Планируемые сроки

Фактические сроки

1

2

3

4

6

7

8

Корень слова. Однокоренные слова

                         10

Родственные

и однокоренные слова

Ознакомление с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Ознакомление с однокоренными словами. Подготовка к словообразованию.

Уметь подбирать родственные слова. Уметь находить
и обозначать общую часть
в группах слов. Развитие звукобуквенного анализа.

Развивать наблюдательность
к языковым явлениям

3

22.09

23.09

24.09

Корень слова. Однокоренные слова.

Знакомство с понятием «корень». Выделение единого корня в серии слов. Образование однокоренных слов, относящихся к различным частям речи

Уметь находить и обозначать общую часть в группах слов. Уметь отбирать однокоренные слова из текста. Уметь образовывать однокоренные слова. Развитие звукобуквенного анализа.

Развивать наблюдательность
к языковым явлениям

3

29.09

30.09

01.10

Дифференциация однокоренных
и родственных слов

Правописание однокоренных
и родственных слов. Группировка слов по значениям. Составление словосочетаний и предложений
с однокоренными словами.

Уметь дифференцировать однокоренные и родственные слова, сравнивать их по лексическому значению. Развитие звукобуквенного синтеза.

Развивать речевую активность

3

06.10

07.10

08.10

Проверочная работа

Проверка знаний по пройденным темам.

Уметь находить однокоренные слова, дифференцировать однокоренные и родственные слова

Развивать функции самоконтроля
и самоконтроля
за ходом своей деятельности.

1

13.10

                         

                   Безударная гласная                                                                                                                                 11                  

                                                                                                                                                                                                     

Фонетическая
и смыслоразличительная роль ударения

Ритмическая структура слова. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные.

Уметь воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отстукивание,  отхлопывание). Уметь выделять в слове ударные
и безударные гласные. Развитие звукобуквенного синтеза.

Развивать слуховое внимание к звучанию одного и того
же гласного в ударной
и безударной позиции.

3

14.10

15.10

20.10

Безударная гласная, проверяемая ударением

Звучание одного и того же гласного звука в ударной
и безударной позиции. Проверка написания безударных гласных разными способами (изменение формы слова, подбор однокоренных слов).

Уметь правильно ставить ударение и находить безударную гласную. Уметь проверять написание безударных гласных разными способами (изменение формы слова, подбор однокоренных слов). Развитие языкового анализа и синтеза.

Развивать орфографическую зоркость

4

21.10

22.10

05.11

10.11

Сложные слова

Способ образования сложных слов. Соединительная гласная. Лексическое значение сложных слов.

Уметь пользоваться навыками словообразования, выделять корни в сложном слове. уметь конструировать словосочетания. Развитие языкового анализа и синтеза.

Развивать логическое мышление

3

11.11

12.11

24.11

Проверочная работа.

Проверка усвоения орфографических навыков.

Уметь писать под диктовку.

Выявить сформированность действий самоконтроля

1

25.11

Словообразование. Словоизменение.

                          20

Образование слов при помощи суффиксов

Знакомство с суффиксами. Суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных
и глаголов. Графическое обозначение суффиксов. Суффиксальный способ словообразования.

Уметь образовывать слова при помощи суффиксов. Уметь объяснять изменение значения слова от выбранного суффикса. Уметь графически обозначить суффикс. Уметь подбирать слова к заданной схеме слова. Развитие звукослогового анализа.

Формировать языковые средства и умение ими свободно пользоваться

2

26.11

01.12

Образование слов при помощи приставок.

Знакомство с приставками. Нахождение приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Смысловое значение приставки. Правописание приставок. Словообразование при помощи приставок. Работа
с антонимами.

Уметь образовывать новые слова при помощи приставок и объяснять их значение. Уметь подбирать подходящие по смыслу приставки к словам в предложении
и обосновывать свой выбор. Сравнение лексических значений слов в зависимости от приставок. Уметь правильно записывать слова
с приставками. Развитие звукослогового анализа.

Развивать зрительное
и слуховое внимание. Развивать временные
и пространственные представления.

2

02.12

03.12

Состав слова.

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе
и окончании. Тренировка
в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа
с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов. Составлять слова из значимых частей, разбирать слова
по составу, подбирать слова
к схемам

Уметь находить значимые части слова в простых
по составу словах, подбирать слова к заданным схемам. Развитие звукослогового анализа и синтеза.

Развивать познавательную активность

2

08.12

09.12

Проверочная работа.

Проверка усвоения знаний, умений и навыков.

Уметь делать морфологический анализ слова.

Развивать функции самоконтроля.

1

10.12

Предлоги.

Закрепление понятия о предлоге как о целом слове. развитие пространственно-временных представлений.

Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Уметь правильно записывать предлоги со словами.

Повышать мотивацию к обучению.

3

15.12

16.12

17.12

Дифференциация предлогов и приставок

Практическое овладение учащимися дифференцированным использованием приставок
и предлогов.

Уметь дифференцировать приставки и предлоги, правильно записывать их
со словами.

Развивать внимание, способность к переключению.

3

12.01

13.01

14.01

Антонимы.

Практическое овладение учащимися подбором антонимов. Работа со словарем.

Уметь различать слова противоположные
по значению.

Развивать познавательную активность.

2

02.02

03.02

Синонимы.

Практическое овладение учащимися подбором синонимов. Работа со словарем.

Уметь различать близкие
по значению слова.

Развивать познавательную активность.

2

04.02

09.02

Многозначные слова.

Практическое овладение учащимися многозначностью слов. Прямое и переносное значение слов. Работа со словарем.

Уметь объяснять лексические значения многозначных слов, составлять предложения
с данными словами.

Развивать познавательную активность.

2

10.02

11.02

Проверочная работа.

Проверка знаний по пройденным темам.

Уметь дифференцировать антонимы, синонимы; определять лексическое значение многозначных слов.

Развивать функции самоконтроля
и самоконтроля
за ходом своей деятельности.

1

24.02

                                                                                 Согласование.                                                                                  13

                                                                                                                   

Единственное
и множественное число существительных. Согласование прил-ных
с сущ-ными в числе.

Развитие словаря признаков. Работа по согласованию прилагательных
с существительными в числе.

Уметь согласовывать прилагательные с существительными в числе.

Развивать наблюдательность.

3

25.02

02.03

03.03

Род имен сущ-ных. Согласование прил-ных с сущ-ными в роде.

Согласование существительных
с прилагательными в роде.

Уметь правильно и четко произносить окончания прилагательных. Уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Развивать устойчивость внимания. Способность к запоминанию.

3

04.03

10.03

11.03

Согласование глагол с сущ-ными в числе.

Согласование глагола
с существительными в числе. Обогащение словаря действий.

Уметь согласовывать глаголы с существительными в числе.

Развивать слуховое внимание

3

16.03

17.03

18.03

Согласование глагола с сущ-ными в роде.

Определение рода имен сущ-ных. Согласование глагола прошедшего времени с сущ-ным в роде. Соотнесение глагольных окончаний с родом сущ-ных.

Уметь согласовывать глаголы прошедшего времени с сущ-ными в роде, соотносить глагольные окончания с родом сущ-ных.

Развивать временные представления

3

31.03

01.04

06.04

Проверочная работа

Проверка знаний по пройденным темам

Уметь согласовывать существительные с глаголом и прилагательными.

Развивать функции самоконтроля и самоконтроля за ходом своей деятельности.

1

07.04

Управление.

                         15

Винительный падеж

Практическое употребление винительного падежа имени сущ-го по вопросу. Правильное употребление предлогов в. на, за, под, через, про с именами сущ-ми в винительном падеже.

Уметь понимать связь слов
в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова словосочетания к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа.

Развивать навык программирования связного высказывания.

2

08.04

13.04

Родительный падеж

Практическое употребление родительного падежа имени сущ-го по вопросу. Правильное употребление предлогов без, для, у от, до, около, возле с именами сущ-ми в родительном падеже.

Уметь понимать связь слов
в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова словосочетания к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа.

Формировать умение отвечать на вопросы
в точном соответствии

с инструкцией, заданием.

3

14.04

15.04

20.04

Дательный

падеж

Практическое употребление дательного падежа имени сущ-го по вопросу. Правильное употребление предлогов по, к с именами сущ-ми в дательном падеже.

Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова словосочетания к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа.

Формировать умение отвечать на вопросы
в точном соответствии
с инструкцией, заданием.

3

21.04

22.04

27.04

Творительный падеж

Практическое употребление творительного падежа имени сущ-го по вопросу. Правильное употребление предлогов над, за, под, перед, с, между с именами сущ-ми в творительном падеже.

Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова словосочетания к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа.

Формировать умение отвечать на вопросы
в точном соответствии
с инструкцией, заданием.

2

28.04

29.04

Предложный падеж

Практическое употребление предложного падежа имени сущ-го по вопросу. Правильное употребление предлогов в, о, об, на с именами сущ-ми
в предложном падеже.

Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова словосочетания к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа.

Развивать пространственную координацию

2

04.05

05.05

Закрепление падежных форм

Правильное употребление падежных форм имен существительных с предлогами
и без них.

Уметь правильно употреблять падежные формы имен существительных
с предлогами и без них.

Развивать функции контроля и самоконтроля за ходом своей деятельности.

1

06.05

Проверочная работа

Проверка усвоения навыков сформированности письма
под диктовку и списывания

Уметь списывать с печатного текста и сличать написанное

с образом. Уметь писать
под диктовку в соответствии
с программными требованиями.

Выявлять сформированность действий самоконтроля

1

12.05

Итоговая контрольная работа

Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку.

Уметь писать под диктовку
в соответствии
с программными требованиями.

Выявить сформированность действия самоконтроля.

1

13.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

Учет особенностей формирования грамматического строя обучающихся с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на синтаксическом уровне с обучающимися 3 класса. Для формирования категорий  числа, рода  и согласования  существительных, прилагательных и глаголов в числе и роде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса

Рабочая программа разработана  на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...

Календарно-тематическое планирование логопедического обучения детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка 3 класс для обучающихся с ЗПР

КТП по логопедии содержит содержание планирования и ожидаемый результат по всем разделам коррекционного логопедического курса в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, а также таблицу, включающую тем...

Рабочая программа "Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для обучающихся 2 класса общеобразовательной школы"

Предлагаемая рабочая программа предназначена для обучающихся с логопедическим заключением «Нарушение формирования процессов чтения и письма» (2 класс), «Дисграфия», «Дисл...

Рабочая программа "Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы"

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.Расширение словарного запаса путем усвоения смысловых эмоциональных оттенков речи.Закрепление навыков звукобуквенного а...