РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса
рабочая программа по логопедии (3 класс) на тему
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе:
1. Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
2. Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М-2010;
3. Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» ТЦ Сфера, 2012.
4. Е.В.Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.;
5. Е.В.Мазанова «Коррекция оптической дисграфии» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
В условиях реализации программы на нее отведено 69 часов (3 часа
в неделю), так же предусмотрено проведение 6 проверочных работ и одна итоговая контрольная работа. Программа направлена на устранение недостатков в письменной речи.
Цель программы: освоение детьми коммуникативной функции языка
в соответствии с возрастными нормативами. Устранить недостатки нарушения письменной речи у младших школьников.
Задачи программы:
ü восполнить пробелы в развитии лексического запаса
и грамматического строя речи;
ü формировать связную речь;
ü развивать и совершенствовать психологические предпосылки
и коммуникативную готовность к обучению;
ü обеспечивать условия для приобретения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения материала по родному языку.
В данной программе так же заложены возможности формирования
у учащихся обще учебных умений и навыков, предусмотренных стандартом, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка НЧП ОНР 3 класс | 60.5 КБ |
Планирование НЧП ОНР 3 класс | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе:
- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
- Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М-2010;
- Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» ТЦ Сфера, 2012.
- Е.В.Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.;
- Е.В.Мазанова «Коррекция оптической дисграфии» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
В условиях реализации программы на нее отведено 69 часов (3 часа
в неделю), так же предусмотрено проведение 6 проверочных работ и одна итоговая контрольная работа. Программа направлена на устранение недостатков в письменной речи.
Цель программы: освоение детьми коммуникативной функции языка
в соответствии с возрастными нормативами. Устранить недостатки нарушения письменной речи у младших школьников.
Задачи программы:
- восполнить пробелы в развитии лексического запаса
и грамматического строя речи; - формировать связную речь;
- развивать и совершенствовать психологические предпосылки
и коммуникативную готовность к обучению; - обеспечивать условия для приобретения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения материала по родному языку.
В данной программе так же заложены возможности формирования
у учащихся обще учебных умений и навыков, предусмотренных стандартом, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
УУД:
Личностные:
- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая
их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности; - фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
- самостоятельно оценивать собственную деятельность.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости
от конкретных условий; - учиться корректировать и оценивать выполненные задания.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
- осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
- самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Принципы отбора и основногои дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
- игровые;
- наглядно – демонстрационные;
- практические;
- словесные;
- методы ролевого моделирования типовых ситуаций.
Принципы логопедической работы:
- наглядность,
- доступность,
- системность,
- комплексность,
- принцип развития,
- онтогенетический принцип.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате прохождения программы, учащиеся должны:
знать:
- определения понятий: корень, однокоренные слова, безударная гласная, предлог, падежи.
уметь:
- подбирать родственные слова;
- находить и обозначать общую часть слова;
- образовывать однокоренные слова;
- дифференцировать однокоренные и родственные слова, сравнивать
их по лексическому значению; - правильно ставить ударение и находить безударную гласную;
- пользоваться навыками словообразования, выделять корни в сложном слове;
- образовывать слова при помощи суффиксов;
- образовывать новые слова при помощи приставок;
- понимать значение предлогов и правильно употреблять их;
- дифференцировать приставки и предлоги;
- различать слова противоположные по значению;
- различать близкие по значению слова;
- согласовывать прилагательные с существительными в числе;
- согласовывать глаголы с существительными в числе;
- передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.
Содержание программы
Данная программа рассчитана на 69 часов, с 19 сентября по 15 мая. Она включает в себя 5 разделов: корень, однокоренные слова; безударная гласная; словообразование, словоизменение; согласование; управление.
- Корень. Однокоренные слова (10ч.)
Родственные и однокоренные слова. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значением приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу.
- Безударная гласная (11ч)
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах
в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной
в безударном слоге корня. Общее представление о орфограмме.
- Словообразование. Словоизменение (20 ч.)
Устранение аграмматизма в словообразовании. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Развитие способности проводить разбор слова по составу. Обогащение словарного запаса (синонимами, антонимами, многозначными словами). Правильное употребление предлогов, развитие связной речи.
- Согласование (13ч)
Число имен существительных (единственное множественное). Изменение мен существительных по числам. Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Согласование имен существительных с именем прилагательным в числе, роде. Согласование глагола с существительным
в числе, роде и во времени.
- Управление (15ч)
Изменение имен существительных по падежам. Осознанное употребление падежной формы при помощи вопросов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа). Поиск конкретных падежей.
Перечень учебно-методических средств обучения
- Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. М., 2002;
- Мазанова Е. В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений
по коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза/
Е. В. Мазанова. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 48 стр - Мазанова Е. В. Учусь работать с текстом. Конспекты занятий
по коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза/
Е. В. Мазанова. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 117 стр. - Мазанова Е. В.Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий
для логопеда/Е. В. Мазанова. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 88 стр. - Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты
- Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №1. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 56 стр. ил.
- Мазанова Е. В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №2. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 80 стр. ил.
- Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, и аграмматическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №3. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 56 стр. ил.
- Мазанова Е. В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №4. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 40 стр. ил.
- Мазанова Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей
по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №5. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 72 стр. Ил. - Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление
у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1995; - Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.
Предварительный просмотр:
Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Основные требования к формированию умений и навыков | Развитие психологических предпосылок и навыков учебной деятельности | Кол-во часов | Планируемые сроки | Фактические сроки | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 | 8 | |||||
Корень слова. Однокоренные слова | 10 | ||||||||||
Родственные и однокоренные слова | Ознакомление с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Ознакомление с однокоренными словами. Подготовка к словообразованию. | Уметь подбирать родственные слова. Уметь находить | Развивать наблюдательность | 3 | 22.09 23.09 24.09 | ||||||
Корень слова. Однокоренные слова. | Знакомство с понятием «корень». Выделение единого корня в серии слов. Образование однокоренных слов, относящихся к различным частям речи | Уметь находить и обозначать общую часть в группах слов. Уметь отбирать однокоренные слова из текста. Уметь образовывать однокоренные слова. Развитие звукобуквенного анализа. | Развивать наблюдательность | 3 | 29.09 30.09 01.10 | ||||||
Дифференциация однокоренных | Правописание однокоренных | Уметь дифференцировать однокоренные и родственные слова, сравнивать их по лексическому значению. Развитие звукобуквенного синтеза. | Развивать речевую активность | 3 | 06.10 07.10 08.10 | ||||||
Проверочная работа | Проверка знаний по пройденным темам. | Уметь находить однокоренные слова, дифференцировать однокоренные и родственные слова | Развивать функции самоконтроля | 1 | 13.10 | ||||||
Безударная гласная 11
| |||||||||||
Фонетическая | Ритмическая структура слова. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные. | Уметь воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отстукивание, отхлопывание). Уметь выделять в слове ударные | Развивать слуховое внимание к звучанию одного и того | 3 | 14.10 15.10 20.10 | ||||||
Безударная гласная, проверяемая ударением | Звучание одного и того же гласного звука в ударной | Уметь правильно ставить ударение и находить безударную гласную. Уметь проверять написание безударных гласных разными способами (изменение формы слова, подбор однокоренных слов). Развитие языкового анализа и синтеза. | Развивать орфографическую зоркость | 4 | 21.10 22.10 05.11 10.11 | ||||||
Сложные слова | Способ образования сложных слов. Соединительная гласная. Лексическое значение сложных слов. | Уметь пользоваться навыками словообразования, выделять корни в сложном слове. уметь конструировать словосочетания. Развитие языкового анализа и синтеза. | Развивать логическое мышление | 3 | 11.11 12.11 24.11 | ||||||
Проверочная работа. | Проверка усвоения орфографических навыков. | Уметь писать под диктовку. | Выявить сформированность действий самоконтроля | 1 | 25.11 | ||||||
Словообразование. Словоизменение. | 20 | ||||||||||
Образование слов при помощи суффиксов | Знакомство с суффиксами. Суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных | Уметь образовывать слова при помощи суффиксов. Уметь объяснять изменение значения слова от выбранного суффикса. Уметь графически обозначить суффикс. Уметь подбирать слова к заданной схеме слова. Развитие звукослогового анализа. | Формировать языковые средства и умение ими свободно пользоваться | 2 | 26.11 01.12 | ||||||
Образование слов при помощи приставок. | Знакомство с приставками. Нахождение приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Смысловое значение приставки. Правописание приставок. Словообразование при помощи приставок. Работа | Уметь образовывать новые слова при помощи приставок и объяснять их значение. Уметь подбирать подходящие по смыслу приставки к словам в предложении | Развивать зрительное | 2 | 02.12 03.12 | ||||||
Состав слова. | Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе | Уметь находить значимые части слова в простых | Развивать познавательную активность | 2 | 08.12 09.12 | ||||||
Проверочная работа. | Проверка усвоения знаний, умений и навыков. | Уметь делать морфологический анализ слова. | Развивать функции самоконтроля. | 1 | 10.12 | ||||||
Предлоги. | Закрепление понятия о предлоге как о целом слове. развитие пространственно-временных представлений. | Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Уметь правильно записывать предлоги со словами. | Повышать мотивацию к обучению. | 3 | 15.12 16.12 17.12 | ||||||
Дифференциация предлогов и приставок | Практическое овладение учащимися дифференцированным использованием приставок | Уметь дифференцировать приставки и предлоги, правильно записывать их | Развивать внимание, способность к переключению. | 3 | 12.01 13.01 14.01 | ||||||
Антонимы. | Практическое овладение учащимися подбором антонимов. Работа со словарем. | Уметь различать слова противоположные | Развивать познавательную активность. | 2 | 02.02 03.02 | ||||||
Синонимы. | Практическое овладение учащимися подбором синонимов. Работа со словарем. | Уметь различать близкие | Развивать познавательную активность. | 2 | 04.02 09.02 | ||||||
Многозначные слова. | Практическое овладение учащимися многозначностью слов. Прямое и переносное значение слов. Работа со словарем. | Уметь объяснять лексические значения многозначных слов, составлять предложения | Развивать познавательную активность. | 2 | 10.02 11.02 | ||||||
Проверочная работа. | Проверка знаний по пройденным темам. | Уметь дифференцировать антонимы, синонимы; определять лексическое значение многозначных слов. | Развивать функции самоконтроля | 1 | 24.02 | ||||||
Согласование. 13
| |||||||||||
Единственное | Развитие словаря признаков. Работа по согласованию прилагательных | Уметь согласовывать прилагательные с существительными в числе. | Развивать наблюдательность. | 3 | 25.02 02.03 03.03 | ||||||
Род имен сущ-ных. Согласование прил-ных с сущ-ными в роде. | Согласование существительных | Уметь правильно и четко произносить окончания прилагательных. Уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде. | Развивать устойчивость внимания. Способность к запоминанию. | 3 | 04.03 10.03 11.03 | ||||||
Согласование глагол с сущ-ными в числе. | Согласование глагола | Уметь согласовывать глаголы с существительными в числе. | Развивать слуховое внимание | 3 | 16.03 17.03 18.03 | ||||||
Согласование глагола с сущ-ными в роде. | Определение рода имен сущ-ных. Согласование глагола прошедшего времени с сущ-ным в роде. Соотнесение глагольных окончаний с родом сущ-ных. | Уметь согласовывать глаголы прошедшего времени с сущ-ными в роде, соотносить глагольные окончания с родом сущ-ных. | Развивать временные представления | 3 | 31.03 01.04 06.04 | ||||||
Проверочная работа | Проверка знаний по пройденным темам | Уметь согласовывать существительные с глаголом и прилагательными. | Развивать функции самоконтроля и самоконтроля за ходом своей деятельности. | 1 | 07.04 | ||||||
Управление. | 15 | ||||||||||
Винительный падеж | Практическое употребление винительного падежа имени сущ-го по вопросу. Правильное употребление предлогов в. на, за, под, через, про с именами сущ-ми в винительном падеже. | Уметь понимать связь слов | Развивать навык программирования связного высказывания. | 2 | 08.04 13.04 | ||||||
Родительный падеж | Практическое употребление родительного падежа имени сущ-го по вопросу. Правильное употребление предлогов без, для, у от, до, около, возле с именами сущ-ми в родительном падеже. | Уметь понимать связь слов | Формировать умение отвечать на вопросы с инструкцией, заданием. | 3 | 14.04 15.04 20.04 | ||||||
Дательный падеж | Практическое употребление дательного падежа имени сущ-го по вопросу. Правильное употребление предлогов по, к с именами сущ-ми в дательном падеже. | Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова словосочетания к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа. | Формировать умение отвечать на вопросы | 3 | 21.04 22.04 27.04 | ||||||
Творительный падеж | Практическое употребление творительного падежа имени сущ-го по вопросу. Правильное употребление предлогов над, за, под, перед, с, между с именами сущ-ми в творительном падеже. | Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова словосочетания к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа. | Формировать умение отвечать на вопросы | 2 | 28.04 29.04 | ||||||
Предложный падеж | Практическое употребление предложного падежа имени сущ-го по вопросу. Правильное употребление предлогов в, о, об, на с именами сущ-ми | Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова словосочетания к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа. | Развивать пространственную координацию | 2 | 04.05 05.05 | ||||||
Закрепление падежных форм | Правильное употребление падежных форм имен существительных с предлогами | Уметь правильно употреблять падежные формы имен существительных | Развивать функции контроля и самоконтроля за ходом своей деятельности. | 1 | 06.05 | ||||||
Проверочная работа | Проверка усвоения навыков сформированности письма | Уметь списывать с печатного текста и сличать написанное с образом. Уметь писать | Выявлять сформированность действий самоконтроля | 1 | 12.05 | ||||||
Итоговая контрольная работа | Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку. | Уметь писать под диктовку | Выявить сформированность действия самоконтроля. | 1 | 13.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...
Учет особенностей формирования грамматического строя обучающихся с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на синтаксическом уровне с обучающимися 3 класса. Для формирования категорий числа, рода и согласования существительных, прилагательных и глаголов в числе и роде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса
Рабочая программа разработана на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...
Календарно-тематическое планирование логопедического обучения детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка 3 класс для обучающихся с ЗПР
КТП по логопедии содержит содержание планирования и ожидаемый результат по всем разделам коррекционного логопедического курса в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, а также таблицу, включающую тем...
Рабочая программа "Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для обучающихся 2 класса общеобразовательной школы"
Предлагаемая рабочая программа предназначена для обучающихся с логопедическим заключением «Нарушение формирования процессов чтения и письма» (2 класс), «Дисграфия», «Дисл...
Рабочая программа "Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы"
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.Расширение словарного запаса путем усвоения смысловых эмоциональных оттенков речи.Закрепление навыков звукобуквенного а...