Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма , обусловленное ОНР (2 класс).ТЕМА: «Дифференциация Б-П».
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
В конспекте представлены задания по различению звуков (Б-П) и их мягких вариантов в слогах, словах и правильном обозначении их на письме соответствующими буквами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_b-p.docx | 114.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма , обусловленное ОНР (2 класс)
ТЕМА: «Дифференциация Б-П».
ЦЕЛЬ: Тренировать детей в различении звуков (Б-П) и их мягких вариантов в слогах, словах и правильном обозначении их на письме соответствующими буквами
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-развивающие:
-Уточнение артикуляционного уклада и акустических характеристик изучаемых звуков;
- Развитие звуко - буквенного анализа;
- Развитие слогового анализа и синтеза;
- Уточнение значений слов, обогащение словаря по теме «Осенний лес».
- Развитие межполушарного взаимодействия посредством выполнения специального комплекса кинезиологических упражнений.
- Построение развёрнутых, грамматически правильно построенных фраз.
Образовательные:
- Повторение и контроль правильного называния звуков и букв;
- Закрепление знаний норм орфографии;
- Соблюдение правил переноса слов;
- Формирование грамотного чтения;
- Закрепление навыков каллиграфии;
- Закрепление навыков правописания многосложных слов;
- Правописание словарных слов (берёза)
- Правописание безударных гласных в слове.
Воспитательные:
- Развитие наблюдательности,
- Активного внимания, памяти,
- Умения работать в группе, оказания товарищеской взаимопомощи.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: наблюдение за правильной осанкой детей на занятии, чередование устных и письменных заданий, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика
Дидактические средства:
Индивидуальные зеркала, профили изучаемых звуков, образцы написания рукописных букв, картинки (паучок, барсучок, пихта) компьютер, проектор.
- ХОД ЗАНЯТИЯ:
Орг. момент.
Создание положительного настроя на занятие: приветствие логопеда, утверждение, что всё получится, надо только постараться: внимательно слушать логопеда и ребят, активно поднимать руку, отвечать на вопросы
Актуализация темы.
- Какое сейчас время года?
Вяжет сети паучок,
Гонит тучи ветер.
Загрустил наш барсучок
О прошедшем лете.
Белка села на пенёк,
Что готовит ей денёк?
(По ходу чтения стихотворения выставляются предметные картинки с изображением животных).
Ответить на вопросы:
а) Кто вяжет сети?
- С какого звука начинается слово паучок, дать характеристику звуку [П].
(звук [П] – согласный, глухой, в слове паучок твердый).
б) Кто загрустил о прошедшем лете?
- С какого звука начинается слово барсучок, дать характеристику звуку [Б].
(Звук [Б] согласный, звонкий, в слове барсучок – твердый).
в) Кто присядет на пенёк?
- Определить звук вначале слова белка, дать характеристику звуку [Б’].
(Звук [Б] согласный, звонкий, в слове белка – мягкий).
г) Куда сядет белка?
- Определить звук в начале слова пенёк, дать характеристику звуку [П’].
(согласный, глухой, в слове пенёк – мягкий).
Л- На прошлых занятиях изучались звуки –(п, б) и их мягкие варианты. Мы вместе определили особенности их произношения, изучили артикуляционные профили и звуковые модели данных звуков. Следуя алгоритму работы с парными согласными, мы должны эти звуки …?
Дети (дальше Д)- Сравнить!
Л – Сформулируйте сегодняшнюю тему.
Д - Различай Б-П.
Л - Верно! Запишите в тетрадях.
*Подготовка тетради к работе - запись даты. Обращается внимание:
- на правильную посадку детей (ноги ровно стоят под партой на всей ступне, спины прямые, грудь не упирается в парту, локти лежат на парте);
-на правильное положение тетради во время письма (тетрадь лежит наклонно, уголок тетрадного листа, на котором ребенок будет писать, смотрит в центр груди.)
- Основная часть.
Сравнительная характеристика звуков.
Л – Перед вами профили, давайте вместе составим обобщенную графическую модель этих звуков, используя знания, полученные на прошлых занятиях.
Д- В начале артикуляции звуков п — б губы крепко сомкнуты. Струя выдыхаемого воздуха проходит через рот и разрывает эту преграду — в результате образуется шум. Это общее. Звук П производится только шумом, без голоса. Звук Б образуется с участием и шума и голоса. А это различие.
Л – Составим графическую модель. Рисуем вместе (логопед на доске, дети – в тетрадях).
Схема звука [п].
Схема звука [б].
Л – Значит, каковы акустические свойства этих звуков?
Д- (б-б*) – звонкие, а (п-п*) – глухие!
Л – На письме вышеперечисленные звуки обозначаются буквами Б и П (Обратить внимание обучающихся на правильное называние звуков и букв).
Практические задания:
- Чтение слоговых таблиц
Л – Я составила слоговые цепочки для каждого из учащихся. Повторите цепочку после однократного проговаривания: ба-па-бо, бу-пу-ба, па-бо-по, бу-ба-па,…
Слоговые цепочки могут быть записаны детьми в тетрадях. После записи следует чтение полученных записей
2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Составление слов из букв на магнитной основе.
Л- Какая сегодня погода? Какой звук слышится в начале слова погода, дать характеристику звуку.
Л - Какое небо сегодня? Какой из изучаемых звуков слышится в слове небо?
Написать слова погода и небо при помощи магнитных букв, поставить ударение.
3. Физкультминутка. Игра «Поймай звук».
-Устали? Сядем на пенек в этот ласковый денек. Какой звук первый в слове пенёк?
-Буду слова вам сейчас называть,
Звуки в них будете определять.
Если звук [Б] и его мягкий вариант в слове слышится – хлопайте,
Если же [П] и его мягкий вариант, то ножками топайте.
Пень, барсук, полено, палка,
Бор, берлога и скакалка.
Объяснить значения слов бор, берлога
4 . Развитие фонематического восприятия
Ветер принёс нам листочки, на которых записаны слова. Послушайте слова: Бочка, подсолнух, пугало, блины, будочка, хлопок. Устно разделите слова на слоги, а записать надо только тот слог, в котором есть изучаемые нами сегодня звуки.
Упражнение выполняется с доской, каждый ученик разбирает по одному слову, уточняя его значение.
5.Отработка навыка чтения , зрительного внимания
На доске и в тетрадях: берё, паз , за, поль, та, то, поль
Тренировка чтения – читаем эту слоговую цепочку в прямом и обратном порядке, чётко артикулируя все звуки.
Л - Какие новые слова можно составить из этих слогов?
Д – Берёза, тополь
Л – Всё верно. Запишем эти слова ласково.
*Выполнение кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия:
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 3 раза. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя.
6. Л – Слова, которые я назову, надо записать в 2 столбика: в 1-й столбик – слова с буквой Б, а во 2-й – с буквой П.
Дети в тетрадях чертят таблицу. По одному выходят к доске и заполняют таблицу, соблюдая правила работы с ней, как в классе. Значения слов уточняются коллективно с помощью логопеда.
Слова воспринимаются на слух: опята, кабаны, бобры, поганки, боровики подосиновики, подберёзовики
Л- ? –Какие грибы мы не будем собирать в лесу? Какие поганки вы знаете? (поганки)
Работа выполняется коллективно, с комментариями: вспоминается правило написания безударных гласных, правила переноса слов.
7.Л – Устно составьте предложение с понравившимся словом.
Итог занятия. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии на логопедическом занятии с группой учащихся с нарушением чтения и письма "Слова, которые называют предметы"
логопедическое занятие с презентацией...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ( 2 класс) ТЕМА: Дифференциация звуков и букв С-Ш
ЦЕЛИОбразовательные: Формировать умение различать звуки и буквы С-Ш в словах, предложениях, текстах.Коррекционные: Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, формировать навыки языковог...
Конспект урока во 2 классе с группой детей с нарушением чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным ОНР
Данный урок расчитан на категорию детей, обучающихся в массовой школе, посещающих логопункт. В конспекте подробно описывается прохождение материала по теме "Мягкий знак", наглядно представлены деионст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса
Рабочая программа разработана на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе:1. Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...
Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»
Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов, изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...
Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР (2 – 3 класс)
Конспект занятия по дифференциации звуко (В) и (Ф) и букв В,Ф в словах и предложениях....