Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников.
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников, 1 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Обоснование – Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Это:
- Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы
- дефектное произношение оппозиционных звуков, преобладают замены и смешения;
- недостаточная сформированность предпосылок к развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
- трудности овладения письмом и чтением ( наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества письма и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа
- Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы:
- лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении, смешение по смыслу и акустическому свойству).
- преобладание предложений простых синтаксических конструкций, трудность в построении сложных, наличие аграмматизма;
- недостаточное развитие связной речи.
3. Психологические особенности:
- неустойчивое внимание, недостаточное развитие способности к переключению;
- недостаточная способность к запоминанию, слабый объем запоминания;
- недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
- низкая произвольность, отсутствие самоконтроля, низкая мотивация к обучению.
Следствие всего перечисленного – недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности, трудности формирования учебных умений, трудности восприятия и усвоения в коллективном темпе работы. Для коррекции данного вида нарушений необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Название программы – Коррекция нерезко выраженного общего недоразвития речи у младших школьников.
Рабочая программа рассчитана на 85 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения) – 1-й год обучения и предполагает дальнейшую коррекционную работу – 2-й год обучения.
Программа составлена для обучающихся 1-х классов, имеющих заключение-
нерезко выраженное общее недоразвитие речи .
Цели и задачи курса:
- Коррекция, формирование и развитие
- длительности и силы речевого выдоха;
- громкости (интенсивности) и тембра голоса;
- темпоритмической организации речи;
- интонационной выразительности
- неречевого слухового гнозиса;
- звукового анализа и синтеза;
- структуры значения слова;
- лексической связи слов;
- грамматического значения слова;
- связи слов в предложении.
- Исправление звукопроизношения:
Постановка и автоматизация дефектных звуков, их дифференциация.
- Развитие фонематических составляющих ( восприятия, анализа, синтеза, слуха).
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- наблюдательности;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- самоконтроля;
- познавательной активности;
- адаптации к школьному обучению;
- произвольности общения и поведения;
- положительной мотивации к обучению.
- Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:
- умения слушать и слышать учителя;
- умения понять, принять и выполнить учебную задачу;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения;
- умения адекватно реагировать на контроль со стороны учителя-логопеда.
умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
К концу курса дети должны приобрести следующие универсальные учебные действия:
- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
- знать термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;
- различать пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;
- дифференцировать оппозиционные звуки;
- производить фонетический разбор слова;
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты,с использованием оппозиционных звуков.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Ведущая технология- технология коррекционно-развивающего обучения, цель которой -
научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах
Ожидаемые результаты:
- ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
- ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
Формы организации деятельности учащихся –
групповая, работа в парах, индивидуальная.
Содержание коррекционной работы реализуется на протяжении четырех взаимосвязанных этапов: диагностико - подготовительный
коррекционно - развивающий
оценочный
Календарно-тематическое планирование
М-ц | № | Тема | Содержание | час |
I-II этапы диагностико-подготовительные | ||||
Обследование речи. Исследование неречевых функций, психических процессов (внимания, памяти, обобщения, сравнения, классификации, анализа и синтеза). Сбор анамнеза. Зачисление в группу. | ||||
III этап – коррекционно-развивающий | ||||
09
| 1 | Речь Органы речи Сказка о веселом Язычке | Понятие об органах речи. Знакомство с артикуляционной гимнастикой | 1 |
2-3 | Речевое дыхание | Органы дыхания. Постановка речевого дыхания. Сила и длительность выдоха. | 2 | |
4 | Неречевые звуки | Выявление неречевых звуков. Высота голоса. | ||
5 | Звуки. Буквы. Алфавит (ознакомление) | Звуки речи, способы их образования. Обозначение звука буквой. Дифференциация звука и буквы. | 1 | |
6 | Школа | Лексика: Школа, профессии людей, работающих в школе. Расширение словарного запаса. Адаптация к обучению. | 1 | |
7 | Семья (диагностическое) | Лексика: Семья. Словообразование и практическое употребление слов с уменьшительно -ласкательными суффиксами. Ориентация на листе бумаги. Развитие пространственных представлений (вверху, внизу, слева, справа, слева от…, справа от…, по середине) | 1 | |
10 | 8 | Предложение | Предложение. Вычленение предложений из текста. Деление предложений на слова. Предложение состоит из слов. Отличие предложений из группы слов. | 1 |
9 | Предложение Слово | Связь слов в предложении. Границы предложения. Заглавная буква. Точка. | 1 | |
10 | Слова, обозначающие предмет. | Вопросы: кто? что? «Живые» и «неживые» предметы. Постановка вопроса. Схема слова. | 1 | |
11 | Слова-предметы | Лексика: Урожай, овощи. Слова, обозначающие предметы. Практическое употребление существительных в ед. и мн. числе. Предметный словарь. | 1 | |
12 | Слова-предметы | Лексика: Фрукты Рассказ-описание по схеме. Геометрические формы. Цвет. Развитие временных и пространственных представлений. Составление рассказа-описания по схеме. | 1 | |
13 | Слова, обозначающие признак | Лексика:Осень. Словарь признаков. Вопросы: какой? какая? какое? Постановка вопросов к словам. Словообразование имени прилагательного от существительного. Составление рассказа по сюжетной картине по образцу Сообщение. Повествование. | 1 | |
14 | Слово Слог | Односложные слова. Вычленение слога из слова. Дифференциация слов и слогов. | 1 | |
15 | Слоговой состав слова | Двухсложные и трехсложные слова. Практическое овладение делением слов на слоги. Слоговой анализ и синтез слова | 1 | |
16 | Слоговой состав слова | Трехсложные слова. Практическое овладение делением слов на слоги. Дифференциация слогов разной сложности. | 1 | |
17 | Слого-звуковой состав слова | Звуковой анализ слова. Звуковой анализ слога. Слоговой синтез слова. | 1 | |
Каникулы II четверть | ||||
11 | 18 | Звук и буква Гласные и согласные Гласные звуки и буквы | Вычленение гласного звука и буквы на слух и при письме. Обозначение звука буквой. Звуко-буквенный анализ. | 1 |
19-20 | Слогообразующая роль гласных Гласные I ряда | Определение количества слогов в слове Определение гласных по основному признаку. Обозначение звуков буквами. Выделение гласных в слове, слоге. | 2 | |
21-22 | Ударение Деление слов на слоги | Слово. Слог. Ударение. Определение ударного слога. | 2 | |
23 | Гласные II ряда | Образование гласных II ряда | 1 | |
24-25 | Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда | Смягчение согласных звуков Звуковой анализ слова | 1-2 | |
26-32 | Дифференциация гласных I и II ряда ы-и а - я о - ё у - ю э - е | Дифференциация гласных I и II ряда на слух и букв при письме. | 1 1 2 1 1 1 | |
12
| 33 | Согласование слов – предметов со словами - признаками | Лексика: Зима Словарь признаков. Согласование прилагательного с существительным. Составление рассказа по сюжетной картине. | 1 |
34 | Слова, обозначающие действия | Лексика: Зимующие птицы. Вопрос: что делает? Обогащение глагольного словаря. Постановка вопросов к словам – действиям. | 1 | |
35 | Согласование слов-предметов, слов-признаков и слов-действий. | Составление рассказа по сюжетной картине поможем птицам С использованием плана и образца | 1 | |
36-37 | Согласные звуки и буквы Твердые и мягкие согласные | Артикуляция и характеристика согласных. Обозначение звука буквой. Твердость – мягкость. Дифференциация на слух. Звуковой анализ слова. Количество звуков в слове. Выделение звука из начала, конца и середины слова. | 2 | |
38-39 | Звонкие и глухие согласные | Определение звонкого и глухого звука. Дифференциация на слух. Звуковой анализ слова. Количество и последовательность звуков в слове. | 2 | |
40 | Закрепление материала | Проверочная работа | 1 | |
Каникулы III четверть | ||||
01
| 41 | Развитие связной речи Составление рассказа по впечатлениям | Лексика: Зимние праздники и забавы. Составление рассказа по впечатлениям. Составление плана. Практическое употребление существительных мн. и ед. числа, разных падежных форм. Согласование в речи слов-предметов, слов-действий и слов – признаков. Обогащение словаря. Развитие связной речи. | 1 |
42-43 | Звуки [п –п’] Буква п | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. | 1-2 | |
44-45 | Звуки[ б-б’] Буква б | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами | 1-2 | |
46-47 | Дифференциация б - б, п’ – б’ | Сравнительная характеристика. Слова-паронимы. Звуко-буквенный анализ и синтез | 1-2 | |
02 | 48-49 | Звуки [т-т’] Буква т | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. | 1-2 |
50-51 | Звуки [д - д’] Буква д | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами. | 1-2 | |
52 | Дифференциация д - д, т ’- д’ | Сравнительная характеристика. Слова-паронимы. Вычленение позиций звука на слух и при письме. | 1 | |
53-54 | Звуки [ ф - ф’] Буква ф | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами. | 1-2 | |
55-56 | Звуки [в - в’] Буква в | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами. | 1-2 | |
57 | Дифференциация ф - в, ф’ –в’ | Сравнительная характеристика, выделение в устной и письменной речи. Звуко-буквенный анализ. | 1 | |
03
| 58 | Развитие связной речи Составление рассказа по сюжетной картине | Лексика: Весна. Праздник мамы. Составление рассказа по сюжетной картине с опорой на план. Согласование слов в предложении. Обогащение словаря. | 1 |
59-60 | Звуки [к - к’] Буква к | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами. | 1-2 | |
61-62 | Звуки [г – г’] Буква г | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами. | 1-2 | |
63 | Дифференциация к - г, к’- г’ | Сравнительная характеристика, выделение в устной и письменной речи. Слова-паронимы. Звуко-буквенный анализ. | 1 | |
64-65 | Звуки [с -с’] Буква с | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами. | 1-2 | |
66-67 | Звуки [з – з’] Буква з | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами. | 1-2 | |
68 | Дифференциация с - з, с’ – з’ | Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи. Слова-паронимы. Звуковой анализ и синтез слов и слогов. | 1 | |
Каникулы IV четверть | ||||
04 | 69 | Звук и буква ш | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами. Правописание правила ши | 1 |
70 | Звук и буква ж | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами. Правописание правила жи | 1 | |
71 | Дифференциация ш - ж | Сравнительная характеристика. Слова-паронимы. Вычленение позиций звука на слух и при письме. Правописание жи -ши | 1 | |
72 | Дифференциация с - ш | Сравнительная характеристика. Слова-паронимы. Вычленение позиций звука на слух и при письме. | 1 | |
73 | Дифференциация з - ж | Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи. Звуковой анализ и синтез слов и слогов. | 1 | |
74 | Дифференциация свистящих и шипящих (с-ш-з-ж) | Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи. Закрепление материала. | 1 | |
75 | Звук и буква ч | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами | 1 | |
76 | Звук и буква щ | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами | 1 | |
77 | Дифференциация ч - щ | Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи. Звуко-буквенный анализ и синтез слова. | 1 | |
78 | Звук и буква ц | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами | ||
79 | Дифференциация ц-с | Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи. | ||
80 | Дифференциация ц - ч | Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи. | 1 | |
05 | 81 | Дифференциация свистящих и шипящих | Закрепление материала | 1 |
82 | Развитие связной речи | Лексика: День Победы Составление рассказа по плану. Согласование в речи слов-предметов, слов-признаков и слов-действий. Практическое использование разных падежных форм, слов ед. и мн числа. | 1 | |
IV этап – оценочный | ||||
Проверочные работы. Обобщение и закрепление материала. Оценка результативности коррекционной работы. Подведение итогов работы за год. 85 часов |
Список литературы
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР., СПб.: «Детство - Пресс», 2001.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.:Ось-89, 1998.
- Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Развитие фонематического слуха у детей., СПб.: «Лань», 1999.
- Беляева А.И.. Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР.//Логопед.2004
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
- Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.,М.: Просвещение, 1991.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 1997.
- Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
- Мазанова Е.В. Логопедия. М.: «Аквариум бук», 2004.
- Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.,1997.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя-логопеда в общеобразовательной школе, 1996.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у младших школьников с задержкой психического развития
В статье раскрываются методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития....
"Предупреждение и устранение нарушений чтения у учащихся, имеющих нерезко выраженное и общее недоразвитие речи"
Упражнения для коррекции и формирования навыка чтения....
Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.
Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс....
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»...
Рабочая программа по курсу «Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников» для обучающихся 1-го класса общеобразовательного обучения
Рабочая программа....
Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью
Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью...