Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему
Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нарушение письма у детей данной группы появляется на почве общего недоразвития речи (ОНР 3уровня, НОНР). Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизмы, которые проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова , в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии (дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия) отмечаются также сложности в построении предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
Название программы – Коррекция письменной речи у младших школьников, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи.
Рабочая программа рассчитана на 80 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения)
Программа составлена для обучающихся 2-х классов, имеющих нарушением письма, обусловленного нерезко выраженным общим недоразвитием речи или общим нарушением речи 3 уровня.
Цели и задачи курса:
- Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
- Обогащение, закрепление и активизация словаря: имена существительными, глаголами, наречиями.
- Формирование понимания значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов.
- Закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.
- Формирование умения дифференцировать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
- Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
- Развитие связной речи.
- Развитие внимания, памяти, процессов мышления; формирование положительной внутренней мотивации к логопедическим занятиям, интереса к русскому языку.
Ключевые УУД, которые приобретут учащиеся за учебный
период :
- Знать и понимать значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов;
- как дифференцировать оппозиционные звуки;
- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок;
- обобщающие понятия предметов, явлений природы.
- Владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне.
- Обобщать и классифицировать предметы.
- Не допускать часто повторяющихся ошибок в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание.
- Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки.
- Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками.
- Восстанавливать деформированные предложения и текст.
Практическая деятельность - какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности:
- анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
- составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;
- работа в логопедических тетрадях;
- организация и проведение занятий в игровой форме.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:
используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является:
научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
ожидаемые результаты:
- ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
- ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для усвоения учебных программ на минимальном базовом уровне.
Календарно-тематическое планирование
М-ц | № | Тема | Содержание | Часы |
I-II этапы –диагностико-подготовительные | ||||
Обследование письменной речи. Зачисление в группу переведенных и вновь поступивших детей. Сбор анамнеза. Заполнение карт. | ||||
Речь. Предложение. Слово. Слог. Звук и буква. | ||||
09 | 1-4 | Речь Предложение Слово Слог | Повторение пройденного материала. Речь – предложение - слово Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. | 4 |
| 5 | Звук и буква | Дифференциация звука и буквы | 1 |
10 | 6 | Гласные и согласные звуки и буквы | Дифференциация гласных и согласных Символы и «опоры» для обозначения звуков на письме. Дифференциация звука и буквы. | 1 |
7-8 | Гласные I ряда | Звуко-буквенный анализ | 2 | |
9-11 | Гласные II ряда | Выбор гласных для обозначения мягкости на письме. Позиции гласных звуков в начале слова, после Ь и Ъ знаков, после гласной. | 3 | |
12-16 | Дифференциация гласных I-II ряда. Гласные А – Я О – Ё Э – Е У- Ю | Дифференциация на слух и на письме. Звуковой анализ и синтез. Закрепление материала | 5 | |
Каникулы II четверть | ||||
III этап – коррекционно-развивающий | ||||
Развитие навыков словоизменения | ||||
11 | 17-18 | Слова-предметы Синонимы Антонимы Омонимы | Знакомство со словами –предметами. Вопросы: кто? что? Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. | 3 |
19 | Живые – неживые слова-предметы | Понятие одушевленные и неодушевленные имена существительные. Тренировка в определении, постановке вопроса. | 1 | |
20 | Имена собственные и нарицательные | Постановка вопроса. Соотнесение со схемой. | 1 | |
21-22 | Употребление существительных в форме единственного и множественного числа Словоизменение | Знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания. | 2 | |
23-26 | Практическое употребление существительных разного рода | Знакомство с понятием рода. Соотнесение существительного определенного рода с реальным предметом. Тренировка в постановке вопросов к существительным различного рода. Обогащение словаря. | 3 | |
27 | Проверочная работа | Закрепление материала | 1 | |
12 | 28-37 | Практическое употребление существительных в косвенных падежах | Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи. Изменение существительных по падежам (ознакомление). Дифференциация именительного и винительного, винительного и родительного падежей. Тренировка в постановке вопросов к существительным разных падежей. | 10 |
38 | Проверочная работа | Закрепление материала | 1 | |
Каникулы III четверть | ||||
01 | 39-40 | Слова-признаки Синонимы Антонимы | Знакомство со словами-признаками. Вопросы: какой? какая? какое? какие? Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету ( прилагательного к существительному). Словоизменение и словообразование. Тренировка в постановке вопросов к прилагательному. Соотнесение со схемой. | 2-3 |
41-43 | Согласование прилагательного с существительным в роде. | Согласование и словоизменение Тренировка в постановке вопросов. Соотнесение рода существительного и прилагательного. Расширение словаря признаков. Синонимы. Антонимы. | 3 | |
| 44-45 | Согласование прилагательного с существительным в числе. | Закрепление понятия числа (единственное, множественное). Тренировка в определении и постановке вопросов к прилагательному. Синонимы. Антонимы. | 2 |
46-47 | Слова-действия Синонимы Антонимы | Знакомство с действиями предметов. Вопросы: что делать? что делает? Обогащение глагольного словаря. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действие предмета со схемой. | 2 | |
02 | 48-49 | Согласование глагола с существительным в числе. | Соотнесение числа существительного с числом глагола. Преодоление устного и письменного аграмматизма. | 2 |
| 50-51 | Согласование глагола с существительным в роде | Тренировка в постановке вопросов. Работа со схемой. Расширение словарного запаса. | 2 |
52-55 | Согласование глагола с существительным во времени. | Знакомство с временами глагола. Развитие умения постановки вопроса к словам-действиям. Изменение глаголов по временам. Развитие пространственно-временных отношений. Дифференциация родовых и временных понятий. | 4 | |
56-58 | Согласование существительного, прилагательного и глагола в предложении. | Согласование существительного, прилагательного и глагола в предложении. Работа со схемой. | 2-3 | |
Развитие навыков словообразования | ||||
03 | 59-60 | Слово. Родственные слова | Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Развитие словарного запаса. | 2 |
| 61-62 | Корень слова | Знакомство с понятием корень слова. Образование однокоренных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов. Правописание родственных и однокоренных слов. Дифференциация однокоренных и родственных слов. | 2 |
63-65 | Суффикс. Образование слов при помощи суффикса. | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса. Дифференциация суффиксов. | 3 | |
| 66-68 | Приставка Образование слов при помощи приставок | Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Словообразование при помощи приставок. | 3 |
Каникулы. IV четверть | ||||
Предложение. Текст. | ||||
04 | 69-74 | Предложение | Связь слов в предложении. Постановка вопроса. Грамматическая основа предложения. Распространение предложения. Второстепенные члены предложения. Схема предложения. Составление предложения по заданной схеме. Работа с деформированным предложением. | 5-6 |
| 75-84 | Предлоги (по диагностике в данной группе)
| Закрепление понятий о предлоге как о целом слове, выбор того или иного предлога. Развитие пространственно-временных представлений. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Дифференциация предлогов и приставок. | 10 |
05 | 85-87 | Текст | Знакомство с понятием текст, его признаками (целостность, законченность). Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. | 3 |
IV этап - оценочный | ||||
05 | 88-90 | Диагностика усвоения программного материала | Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики работы. Поведение итогов работы за год. Закрепление материала. | 3 |
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения проводится на основном этапе работы. |
Список литературы
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР., СПб.: «Детство - Пресс», 2001.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.:Ось-89, 1998.
- Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Развитие фонематического слуха у детей., СПб.: «Лань», 1999.
- Беляева А.И.. Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР.//Логопед.2004
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
- Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.,М.: Просвещение, 1991.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 1997.
- Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
- Мазанова Е.В. Логопедия. М.: «Аквариум бук», 2004.
- Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.,1997.
- ФГОС,утвержденный Минобрнауки от 6 октября 2009г.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя-логопеда в общеобразовательной школе, 1996.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по теме "Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием."
Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедич...
Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО
Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным п...
Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО
Коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НООПроблемы, психологические основы и особенности, направления коррекционной работы....
Аннотация на коррекционную программу для учащихся с ТНР имеющих нарушения письменной речи, обусловленные ФФНР, ФНР, ГНР (3-5 класс)
Программа предназначена для работы с учащимися 3-5 классов, имеющих нарушения письменной речи, обусловленные ФФНР,ФНР, ГНР на этапе восполнения пробелов в звуковом и грамматическом строе речи...
ЗНАЧЕНИЕ АУДИОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматриваются особенности нарушений пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Особое внимание уделяется использованию интерактивной аудиосказки ...
Адаптированная образовательная программа Рабочая программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го дополнительного класса, имеющих логопедическое заключение «ТНР, общее недоразвитие речи, на фоне задержки психического развития» вариа
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых актов международного, феде...
Рабочая программа "Логопедической коррекции нарушения устной речи у младших школьников" 1 класс
Рабочая программа "Логопедической коррекции нарушения устной речи у младших школьников" 1 класс...