Планирование коррекционной работы на синтаксическом уровне с детьми с общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по логопедии (3 класс)
Коррекционная работа с учащимися 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием. Логопедическое занятие, разработанное в соответствии с требованиями ФГОС, по формированию категорий числа и рода прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_korrektsionnoy_raboty_na_sintaksicheskom_urovne.docx | 130.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Дедовская средняя общеобразовательная школа №4»
Сергеева Надежда Сергеевна, учитель-логопед
Планирование коррекционной работы на синтаксическом уровне с детьми с общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС.
Для формирования навыков учебной деятельности и развития всех когнитивных способностей именно младший школьный возраст является
сензитивным периодом.
Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня психического развития ребенка. При формировании словоизменения дети, прежде всего, должны уметь дифференцировать грамматические значения рода, числа, падежа. Грамматический строй речи формируется труднее, чем лексический, так как грамматические значения всегда более абстрактны.
Развитие морфологической и синтаксической систем у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Усложнению структуры предложения помогают усвоенные новые грамматические формы слов. Особые трудности в формировании грамматического строя речи испытывают учащиеся с общим недоразвитием речи и обусловленным им нарушением письма.
В работах многих исследователей (Н. С. Жукова, В.А. Ковшиков, Л.Ф. Спирова, Е.Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, С.Н. Шаховской и др.) у детей с ОНР выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении:
- неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, прилагательных;
- неправильное согласование глагола с существительными;
- неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени;
- неправильное употребление предложно-падежных конструкций
Для формирования грамматической стороны речи учащихся (предметные результаты) ставятся задачи:
- устранить имеющиеся аграмматизмы;
- закрепить и отдифференцировать категориальное значение различных частей речи;
- уточнить грамматическое значение слов;
- сформировать грамматические и морфологические обобщения;
- сформировать парадигму словообразования и словоизменения;
- развить морфемный и морфологический анализ.
Метапредметные результаты:
Ученик 3 класса получит возможность формировать метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД
- Организовывать свое рабочее место.
- Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.
- Определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе образцов.
- Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
- Оценка своего задания по представленным параметрам.
Познавательные УУД
- Прогнозировать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;
- Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
- Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты.
Коммуникативные УУД
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций.
- Читать вслух и про себя художественные и научно-популярные тексты, понимать прочитанное.
- Выполняя различные роли в группе, уметь договариваться и сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
- Критично относиться к своему мнению
- Принимать точку зрения другого.
Средством формирования УУД служат проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, технология коммуникативного обучения и технология оценивания образовательных достижений, а также задания, требующие целенаправленного использования анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии.
Для формирования категорий числа, рода и согласования существительных, прилагательных и глаголов в числе и роде в моей рабочей программе в 3 классе отводится от 9 до 12 часов. Для примера предлагаю одно из этих занятий, разработанное в виде технологической карты. Занятие №5.
Логопедическое занятие с группой учащихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи IV уровня.
Технологическая карта с дидактической структурой урока
ТЕМА. Изменение имен прилагательных по родам. Согласование в роде существительных и прилагательных в именительном падеже единственного числа.
ЦЕЛЬ. Формировать умение согласовывать в роде имена существительные и прилагательные именительного падежа, единственного числа.
ЗАДАЧИ.
Образовательные.
- Формировать умение изменять имена прилагательные по родам в соответствии с вопросами.
- На основе анализа выделить грамматические признаки (родовые окончания) имен прилагательных
- Формировать умение согласовывать в роде имя существительное и прилагательное, опираясь на вопросы и притяжательные местоимения.
- Сопоставлять окончания прилагательных –ЕЕ (среднего рода) и –ИЕ (множественного числа).
Коррекционно-развивающие.
- Развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму.
- Обогащать, уточнять, активизировать словарный запас.
- Формировать умения запоминать и воспроизводить информацию, проверять результат своих действий.
- Учить учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Воспитательные:
- Учить понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
- Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным
вариантом.
- Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.
- Формировать мотивацию к учебной деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, карточки с заданием, игра «Узнай по признаку предмет».
Использованные технологии: технология формирования лексико-грамматической стороны речи, проблемно-диалогическая, ИКТ-технологии,
здоровьесберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений.
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | |||||
Используемый дидактический и наглядный материал | Деятельность учителя - логопеда | Деятельность обучающихся | Формируемые способы деятельности | |||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1. Этап постановки учебной задачи, мотивации учебной деятельности. Актуализация знаний. | На экране компьютера Новый (шляпа, платье, костюм) Широкий (поле, дорога, пояс) Соленый (каша, море, суп) Лесной (цветок, ягода, эхо) | Вызов уже имеющихся знаний. Составьте словосочетания. -На какие вопросы отвечают имена прилагательные? А почему у прилагательных три вопроса? Погружение в проблему. Определение темы занятия. Род прилагательного – это непостоянный признак. Положительный настрой на работу и сотрудничество. | Составляют словосочетания из предложенных слов. Задают вопросы к прилагательным. Отвечают на вопросы. Изменяют имена прилагательные по родам. | Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Выстраивать логическую цепь рассуждений Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели | Умение оформлять свои мысли в устной форме Умение использовать речь для регуляции своего поведения | Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Умение самостоятельно анализировать условия задания на основе учета выделенных ориентиров |
2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению | Речевой материал: чистый, яркий, весенний, игровой | Изменить прилагательные по родам в соответствии с вопросами. -Что изменяется в слове? Сравните окончания прилагательных и вопросов к ним. | Изменяют прилагательные по родам. Делают выводы о соответствии окончаний вопросов и прилагательных. | Умение слушать, слышать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий. | Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, рефлексия своих действий | Умение оценивать правильность своих действий |
3.Этап первичного усвоения новых знаний. Решение учебной задачи | Речевой материал: Вырос высокий дуб (трава, дерево). По телевизору шёл интересный фильм (передача, выступление артистов). Задание по карточке №1. Выписать последовательно словосочетания мужского, женского и среднего рода. Выделить окончания существительных и прилагательных. Речевой материал: Образец: повидло из яблок Повидло какое? – яблочное повидло Игрушка из бумаги, сок из вишни, ягоды из леса, костюм в полоску, платье из шелка, одеяло на пуху, дом из кирпича. | Организация первичного обобщения и систематизации учебного материала. - Что изменится, если заменять выделенные слова словом из скобок? Почему? Определи род имен существительных. Согласование – подчинительная связь. Организация письменной коллективной работы. Вопросы и задания: -Читаем задание, объясните, что нужно сделать? - Анализируем, делаем выводы. -В одном ли роде стоят существительные и прилагательные? Могут ли они быть в словосочетании в разных родах?
Составьте словосочетания с прилагательным по образцу. Определите род, назовите окончания прилагательных. | Составляют предложения, используя слова из скобок. Выявляют различия и аргументируют свои ответы. Выполняют задание по карточке. Выписывают словосочетания по родам. Выделяют окончания, находят грамматический признак - родовые окончания прилагательных. Делают вывод о согласовании в роде. Составляют словосочетания с прилагательным, выделяют окончания, определяют род. | Проводить сравнения по заданным критериям. Умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий. | Умение критично относиться к своему мнению и принимать точку зрения другого человека. | Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
Мультимедийная физминутка | ||||||
4.Этап первичной проверки понимания | Задание на карточке. Вставь пропущенные окончания прилагательных. Использовать вопросы: какой? какая? какое? Выделить окончания, определить род. | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. -Прочитайте и выполните задание на карточке. Коллективная проверка выполнения. -Оцените свою работу. Какова была цель задания? Как выполнили задание? | Самостоятельно вставляют окончания прилагательных. Проверяют и обсуждают выполненную работу. | Умение обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы. | Умение корректировать и оценивать выполнение задания. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации | |
5.Этап первичного закрепления и систематизации знаний | Задание по карточке 2.
Игра «Узнай по признаку предмет» | Организация учебного взаимодействия и обсуждение возникающих вопросов. Выработка соответствующих навыков и умений. -Вспомните, окончание прилагательного –ИЕ. Это признак какого числа? А окончание –ЕЕ? На ваших карточках прилагательные, а у меня существительные. Вам надо составить словосочетание с прилагательным, подходящим не только по смыслу, но и согласованным с существительным в роде. | Отвечают на вопросы. Вспоминают грамматические признаки числа и среднего рода прилагательных. Распределяют словосочетания в два столбика. Взаимопроверка, коррекция. Выполняют игровые действия, составляя словосочетания и согласуя прилагательные и существительные | Умение сравнивать объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. Умение анализировать, действовать по заданному алгоритму. Обобщать, делать выводы. | Умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Критично относиться к своему мнению. | Умение учитывать сложность задания Умение контролировать свои действия в ходе работы. |
5.Подведение итогов. Рефлексия | Проведение рефлексии: -Назовите грамматический признак прилагательных. - Какие задания понравились, какие вызвали затруднения? -Оцените свою работу. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу по плану: Сегодня на занятии Я узнал… Я повторил… Я похвалил бы… Было трудно… Было интересно… | Умение обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат. | Рефлексия своих действий | Умение осуществлять пошаговый контроль по результату |
Приложение.
Работа по карточке.
Задание 1. Выписать последовательно словосочетания мужского, женского и среднего рода. Выделить окончания существительных и прилагательных.
Рожь густая, спелая. Озеро дальнее синее. Море соленое, суровое. Весна ранняя, светлая. Путь далекий, трудный. Чай горячий, сладкий. Лес густой, еловый. Небо хмурое, осеннее. Речка быстрая, прохладная.
Задание 2. Распределить словосочетания по столбикам. В первый записать слова, в которых пропущено окончание –ие, во второй - слова,
в которых пропущено окончание –ее. (мн.ч ср.р)
Маленьк… деревья, весенн… солнце, строг… учителя, морск… львы, зимн… утро, летн… облако, вечерн… объявление, верхн… место, верхн… этажи, передн… ряды, последн… событие
Задание на карточке
Вставить пропущенные окончания прилагательных. Использовать вопросы: какой? какая? какое? Выделить окончания, определить род.
В ручье чист… вода. Мальчик набрал полн… ведро грибов. Красн… ягода смотрит из травы. В сене было кругл… окно. На хорош… цветок и пчелка садится. Детям дали нов… мяч. Добр… слово всякому приятно. В зимн…холод каждый молод. Добр… слава дороже богатства.
Игра «Узнай по признаку предмет».
У детей карточки с прилагательными, у логопеда с существительными. Надо составить словосочетания, подбирая слова по смыслу
и учитывая род прилагательных и существительных.
Литература.
- Антонышева А.Л. Методика коррекционно-развивающего обучения по коррекции лексико-грамматического строя учащихся 3-4 классов с общим недоразвитием речи.- Рыбинск, ОАО «Рыбинский Дом печати», 2003
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. – С.-Петербург, 1999
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
- Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. Работаем по новым стандартам. – М, 2012
- Программы по логопедии для работы с обучающимися начальных классов общеобразовательных школ/ авт.-сост. А.Л. Антонышева, А.В. Севрюгина.- Ярославль: ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ, ИЦ «Пионер», 2015.-100с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методологические работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Преимущества игры и игровых приёмов состоят в том, что они позволяют, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребёнка. Доступная и при...
«Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности».
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нет...
Психолого-коррекционная работа по развитию познавательной сферы младших школьников с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС ОВЗ
Цель работы : максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением слуха, на основе создания оптимальных...
Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО
Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным п...
Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО
Коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НООПроблемы, психологические основы и особенности, направления коррекционной работы....
Особенности организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ
В стаье описываетсются особые образовательные потребности детей с нарушением слуха и интеллекта и рассказывается об особенностях организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательных п...
Логопедическое сопровождение обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27 - 29 апреля 2020г г.Магнитогорск)
В статье представлен материал по целенаправленному систематическому логопедическому сопровождению детей с речевыми нарушениями через призму реализации специфических задач , дана характеристика уровней...