Программа по смешанной дисграфии
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему

Николашева Людмила Сергеевна

Рабочая программа по коррекции смешанной диграфии составлена  в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ,  Адаптированной образовательной программой для ТНР,  Ефименковой Л. Н. « Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Лалаевой Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» Мисаренко Г. Т. «Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте» и программ Е. В. Мазановой «по коррекции дисграфий у учащихся в начальной школе»,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cmeshannaya_disgrafiya.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»

на заседании м/о

учителей начальной школы

Протокол № _1__ от

29  августа 2018 г. _____________

«УТВЕРЖДАЮ»                              

Заместитель директора

 по содержанию образования ГБОУ Школы №1389

________________________________________

_____.____.2018 г              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(  Платной услуги )

по коррекции смешанной дисграфии на 2018 /19 учебный год

Класс: 1-4

Учитель - логопед:    Николашева Л.С.

Количество часов в неделю – 2 ч, в год – 50 ч

Количество контрольных занятий  - 2

Рабочая программа по коррекции смешанной диграфии составлена  в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ,  Адаптированной образовательной программой для ТНР,  Ефименковой Л. Н. « Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Лалаевой Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» Мисаренко Г. Т. «Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте» и программ Е. В. Мазановой «по коррекции дисграфий у учащихся в начальной школе»,

Рабочая программа

групповых логопедических занятий  по коррекции   смешанной дисграфии у учащихся 1 - 4 класса

Составитель: Николашева Л.С.

                                 Пояснительная записка

Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии» адаптирована для ГБОУ школы №1389» на основе принципов и содержания программы Ефименковой ЛЛ. Мисаренко Г. Т. «Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте» и программ Е. В. Мазановой «по коррекции дисграфий у учащихся в начальной школе», допущенных Министерством образования РФ и предлагается для групповых занятий с учащимися 1-4 класса с ФФР и ОНР.

Групповые логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю (продолжитель-ность занятия – 40 минут). Программа содержит 50 занятий; из них 1 занятие в нача-ле и конце учебного года отведено на обследование всех сторон речи, с целью уточнения диагноза и фиксации динамики развития.

   На логопедическом мониторинге каждый год выявляются у учащихся 1-4 класса стойкие специфические ошибки (дисграфические) при письме.

Цель программы: устранение специфических ошибок при письме, обусло-вленных несформированностью фонематического анализа и синтеза и анализа артикуляционно-акустических признаков смешиваемых звуков. Компенсация пропусков, искажений букв.

В процессе логопедических занятий решаются следующие задачи:

     1.     Создать максимально благоприятные условия для формирования у ребёнка устойчивых речевых навыков на основании индивидуального временного материала

     2.   Обеспечить оптимальную реализацию коррекционных задач в условиях использования действенных игровых и инновационных технологий

     3     Способствовать дальнейшему развитию коммуникативной деятельности, в том числе и через успешное овладение навыками чтения и письма.

     4  Обеспечивать эффективность механизма междисциплинарного взаимодействия специалистов в рамках школы, а так же содействовать развитию социального партнёрства с городской медико – психолого-педагогической комиссией.

    5  Осуществлять психолого-педагогическое консультирование по проблемам нарушенного речевого развития

     6     Развитие фонематического восприятия.

     7     Дифференциация звуков по артикуляционно-акустическому сходству.

     8     Развитие слогового и фонематического анализа и синтеза.

     9     Развитие языкового анализа и синтеза.

Для успешной реализации поставленных задач предлагаются следующие методы:

- упражнения на развитие фонематического восприятия – соотнесение речевых и неречевых звуков

- проговаривание цепочек слогов с дифференцированными согласными;

 -упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза (от простого к сложному) – выделение дифференцированных звуков из слов,

-определение последовательности и количества звуков в слове, обозначая их фишками, графическими знаками и символами на уровне слога, слова, предложения и текста.

              Характеристика письма учащихся 1 - 4 класса

У учащихся с дисграфией отмечается несформированность некоторых высших психических функций участвующих в процессе письма: несформированность пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, а так же расстройства памяти, внимания. Все это приводит к стойким специфическим ошибкам при письме относящихся к нескольким типам дисграфий:

Артикуляторно-акустическая дисграфия: при наличии замен, пропусков при произнесении учащийся опирается на свое неправильное произношение и фиксирует его на письме. Пропуски и замены согласных [л, р], гласных [я-е], [е-о]. Иными словами как говорит, так и пишет.

Акустическая дисграфия - замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам: звонкие - глухие [б-п], [в-ф], [д-т], [ж-ш], и т. д., свистящие - шипящие [с-ш], [з-с], [з-ж].

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «больит» и т. д.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза - раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоя-тельных и служебных слов; нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

                      Методические рекомендации

Логопедическое воздействие должно быть систематизировано с учетом всего выше сказанного и обучение должны быть выстроены таким образом, что бы в процессе каждого занятия были задействованы все те психические функции, которые участвуют в правильном формировании письменной речи учащегося:

Дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза:

- Развитие навыков слогового анализа и словесного синтеза, фонематического анализа и фонематического синтеза:

… ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез);

… ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез);

… ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).

Акустическая дисграфия и артикуляторно - акустическая дисграфия:

- Уточнение каждого из смешиваемых звуков;

- Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.

                                  Содержание программы

* Формирование фонематического слогового и языкового анализа и синтеза.

* Развитие простых форм фонематического анализа.

* Вычленение гласного звука в начале и конце слова.

* Вычленение гласных звуков из начала, середины и конца слова.

* Развитие сложных форм фонематического анализа.

* Определение последовательности и количества звука в слове.

* Определение места звука в слове относительно других звуков.

* Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения и текста.

* Определение основных признаков предложения.

* Дифференциация словосочетания и предложения.

* Развитие анализа структуры предложения - определение границ предложения.

* Определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложении.

* Дифференциация предлогов и приставок.

* Определение основных признаков текста.

* Дифференциация отдельных предложений и текста.

* Определение последовательности предложений в тексте.

* Формирование фонематического восприятия акустически сходных звуков.

* Гласные звуки I и II ряда. Обозначение мягкости согласных гласной буквой я, ю, ё. Дифференциация гласных а — я, у - ю, о - ё, ы - и, э – е. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме.

* Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

* Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация [ б] - [п], [т] - [д], [к] - [г], [ф] - [в], [с] - [з], [ш] - [ж], в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

* Дифференциация согласных звуков: свистящих, шипящих, африкатов, сонор в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

* Слог. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Слоговой анализ и синтез обратного слога. Слогообразующая роль гласных. Правила переноса

* Ударение. Ударные и безударные гласные. Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной. Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы). Ударный слог. Ударная гласная. Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной.

* Предлоги и приставки. Дифференциация предлогов и приставок. Сравнительный анализ и синтез дву-трехсложных слов из открытых слогов и аналогичных приставок в схемах.

                      Предполагаемый результат

Предполагается, что к концу года обучения учащиеся должны научиться:

1) Обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

2) Определять ударные и безударные гласные, слоги;

3) Дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики.

4) Определять в словах место и последовательность звуков;

5) Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях.

6) Дифференциацировать предлоги и приставки.

7) Знать состав слова и легко оперировать морфемами

8) Писать грамотно- подбирать однокоренные слова.

9) Расширить лексико- грамматическое понятие слова

10) Правильно составлять предложение, небольшой рассказ.

11) Уметь грамотно выражать свои мысли в творческих мини- сочинениях.

        Календарно-тематическое планирование по смешанной дисграфии

Тема

Кол-во часов

1

Обследование речи . ИКТ- мониторинг

1

2

Звуки – буквы. Гласные звуки I ряда  Вычленение звука (а, у, о, э, и, ы) из начала и конца слова. Подбор слов к звуковым схемам.

1

3,4

Гласные звуки II ряда. Анализ и синтез односложного слова с йотированной гласной (я, ю, е, ё) в начале, середине и конце после гласной, а также в словах после гласных или после разделительных ь и ъ

2

5

Обозначение мягкости согласных гласной буквой я  Различение по акустическим и артикуляционным признакам в начале слов. Анализ и синтез односложных слов

1

6

Обозначение мягкости согласных гласной буквой я. Различение по акустическим и артикуляционным признакам в начале слов. Анализ и синтез односложных слов

1

7

Дифференциация гласных а — я. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложных слов с последним закрытым слогом

1

8

Обозначение мягкости согласных гласной буквой ю. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложных и двусложных слов.

1

9

Дифференциация гласных у — ю. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложного слова с одним стечением согласных

1

10

Обозначение мягкости согласных гласной буквой ё  Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с одним стечением согласных

1

11

Дифференциация гласных о — ё. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с одним стечением согласных

1

12

Мягкий знак «ь» в конце слога или слова  Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложных и двусложных слов с мягкими гласными в середине и конце слова.

1

13

Звонкие и глухие парные и непарные согласные (сходные акустически)  Звуковой анализ слов со звонкими и глухими согласными.Различение по акустическим и артикуляционным признакам.

1

14

Дифференциация [ б] - [п] в слогах и словах,  Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез закрытых слогов двусложного слова с открытым слогом.

2

15

Дифференциация [ б] - [п] в слогах и словах,  Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез закрытых слогов двусложного слова с открытым слогом.Дифферен-циация [ б] - [п] в словосочетаниях и предложенях  Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов.

2

16,17

Дифференциация [т] - [д] в слога . Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов.

2

18,19

Дифференциация [т] - [д] в словах, словосочетаниях и предложениях. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

2

20,21

Дифференциация [к] - [г] в слогах. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов.

2

22,23

Дифференциация [к] - [г] в словах, словосочетаниях и предложениях. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

2

24

Дифференциация [ф] - [в] в слогах. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов

1

25

Дифференциация [ф] - [в] в словах, словосочетаниях и предложениях. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

1

26

Дифференциация [с] - [з] в слогах. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых и слогов

1

27

Дифференциация [с] - [з] в словах, словосочетаниях и предложениях. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

1

28,29

Дифференциация [ш] - [ж] в слогах. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов

2

30

Дифференциация [ш] - [ж] в словах, словосочетаниях и предложениях . Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

1

31

Дифференциация [с] - [ш] в слогах . Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов

1

32

Дифференциация [с] - [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом.

1

33

Дифференциация [з] - [ж] в слогах. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов

1

34,35

Дифференциация [з] - [ж] в словах, словосочетаниях и предложениях. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложного слова с двумя стечениями согласных. Языковой анализ.

2

36

Дифференциация [с] - [ц] в слогах. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов

1

37

Дифференциация [с] - [ц] в словах, словосочетаниях и предложениях . Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез дву-трехсложного слова с открытым слогом.

1

38,39

Дифференциация звуков [р-л] в словах, в словосочетаниях и предложениях . Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез одно-двусложных слов со стечением согласных.

2

40,41

Дифференциация звуков [р,-л,] в словах, в словосочетаниях и предложениях. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез одно-двусложных слов со стечением согласных.

2

42

Слог. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Обратный слог. Слоговой анализ и синтез обратного слога. Слогообразующая роль гласных. Правила переноса

1

43

Прямой и обратный слог. Анализ прямого слога. Правила переноса.

1

44

Ударение. Ударные и безударные гласные  Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной. Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы)

1

45

Ударный слог. Ударная гласная.  Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной.

1

46,47

Предлоги и приставки . Сравнительный анализ и синтез двусложных слов из открытых слогов и аналогичных приставок в схемах.

2

48,49

Дифференциация предлогов и приставок.  Сравнительный анализ и синтез трехсложных слов и приставок в схемах. Употребление слов с приставками в глаголах – антонимах.

2

50

Обследование речи . Итоговый диктант - 1 класс,    изложение – 2 класс, сочинение 3-4 класс

1

                Итого 50 часов коррекционной работы логопеда.

                                            Литература

1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001

2. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда. – М. : «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001

3. Мазанова Е. В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2009

4. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2009

5. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: конспекты занятий для логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008

6. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008

7. Мазанова Е. В Учусь не путать звуки. Альбом № 1, 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008

8. Мазанова Е. В Учусь не путать буквы. Альбом № 1, 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008

9. Мазанова Е. В Логопедия. Оптическая дисграфия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 5. – М. : ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004

10. Мазанова Е. В Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 2. – М. : ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004

11. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М. : ТЦ Сфера, 2008

12. Нечаева Н. В. Как учить грамоте читающих и не читающих детей / Н. В. Нечаева. - СПб., 1993

13. Садовникова ИЛ. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М. : Просвещение, 1983.

14. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 1000 слов для фонетического (звуко-буквенного) разбора. - Издательство: Астрель, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-коррекционная программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Учебно-коррекционная программа. Рабочая программа  «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»...

«Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-х классов»

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.Цель: ...

Учебная программа КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-Х, 3-Х И 4-Х КЛАССОВ

Эта программа тесно связана с процессом обучения и направлена на устранение недостатков устной и письменной речи учащихся начальных классов, которые имеют элементы общего недоразвития речи, выраженные...

Программа по предупреждению смешанной дисграфии, дизорфографии 1 класс 2 год обучения (программа 7.2)

Программа по русскому языку сложна и насыщена разнообразным речевым материалом. У учащихся с ЗПР проявляются и закрепляются проблемы, вызванные недоразвитием речи. Данная программа направлена на преду...

Рабочая программа "Коррекция смешанной дисграфии" у ученицы 2 класса

Рабочая программа направлена на коррекцию смешанной дисграфии у 2 класса...

Программа коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов

Настоящая программа коррекционной работы позволяет оказывать логопедическую поддержку младшим школьникам с недостатками в развитии навыка письма. Её особенностью является направленность на формировани...