Программа по смешанной дисграфии
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему
Рабочая программа по коррекции смешанной диграфии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Адаптированной образовательной программой для ТНР, Ефименковой Л. Н. « Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Лалаевой Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» Мисаренко Г. Т. «Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте» и программ Е. В. Мазановой «по коррекции дисграфий у учащихся в начальной школе»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cmeshannaya_disgrafiya.docx | 37.55 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( Платной услуги )
по коррекции смешанной дисграфии на 2018 /19 учебный год
Класс: 1-4
Учитель - логопед: Николашева Л.С.
Количество часов в неделю – 2 ч, в год – 50 ч
Количество контрольных занятий - 2
Рабочая программа по коррекции смешанной диграфии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Адаптированной образовательной программой для ТНР, Ефименковой Л. Н. « Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Лалаевой Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» Мисаренко Г. Т. «Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте» и программ Е. В. Мазановой «по коррекции дисграфий у учащихся в начальной школе»,
Рабочая программа
групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 1 - 4 класса
Составитель: Николашева Л.С.
Пояснительная записка
Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии» адаптирована для ГБОУ школы №1389» на основе принципов и содержания программы Ефименковой ЛЛ. Мисаренко Г. Т. «Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте» и программ Е. В. Мазановой «по коррекции дисграфий у учащихся в начальной школе», допущенных Министерством образования РФ и предлагается для групповых занятий с учащимися 1-4 класса с ФФР и ОНР.
Групповые логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю (продолжитель-ность занятия – 40 минут). Программа содержит 50 занятий; из них 1 занятие в нача-ле и конце учебного года отведено на обследование всех сторон речи, с целью уточнения диагноза и фиксации динамики развития.
На логопедическом мониторинге каждый год выявляются у учащихся 1-4 класса стойкие специфические ошибки (дисграфические) при письме.
Цель программы: устранение специфических ошибок при письме, обусло-вленных несформированностью фонематического анализа и синтеза и анализа артикуляционно-акустических признаков смешиваемых звуков. Компенсация пропусков, искажений букв.
В процессе логопедических занятий решаются следующие задачи:
1. Создать максимально благоприятные условия для формирования у ребёнка устойчивых речевых навыков на основании индивидуального временного материала
2. Обеспечить оптимальную реализацию коррекционных задач в условиях использования действенных игровых и инновационных технологий
3 Способствовать дальнейшему развитию коммуникативной деятельности, в том числе и через успешное овладение навыками чтения и письма.
4 Обеспечивать эффективность механизма междисциплинарного взаимодействия специалистов в рамках школы, а так же содействовать развитию социального партнёрства с городской медико – психолого-педагогической комиссией.
5 Осуществлять психолого-педагогическое консультирование по проблемам нарушенного речевого развития
6 Развитие фонематического восприятия.
7 Дифференциация звуков по артикуляционно-акустическому сходству.
8 Развитие слогового и фонематического анализа и синтеза.
9 Развитие языкового анализа и синтеза.
Для успешной реализации поставленных задач предлагаются следующие методы:
- упражнения на развитие фонематического восприятия – соотнесение речевых и неречевых звуков
- проговаривание цепочек слогов с дифференцированными согласными;
-упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза (от простого к сложному) – выделение дифференцированных звуков из слов,
-определение последовательности и количества звуков в слове, обозначая их фишками, графическими знаками и символами на уровне слога, слова, предложения и текста.
Характеристика письма учащихся 1 - 4 класса
У учащихся с дисграфией отмечается несформированность некоторых высших психических функций участвующих в процессе письма: несформированность пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, а так же расстройства памяти, внимания. Все это приводит к стойким специфическим ошибкам при письме относящихся к нескольким типам дисграфий:
Артикуляторно-акустическая дисграфия: при наличии замен, пропусков при произнесении учащийся опирается на свое неправильное произношение и фиксирует его на письме. Пропуски и замены согласных [л, р], гласных [я-е], [е-о]. Иными словами как говорит, так и пишет.
Акустическая дисграфия - замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам: звонкие - глухие [б-п], [в-ф], [д-т], [ж-ш], и т. д., свистящие - шипящие [с-ш], [з-с], [з-ж].
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «больит» и т. д.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза - раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоя-тельных и служебных слов; нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Методические рекомендации
Логопедическое воздействие должно быть систематизировано с учетом всего выше сказанного и обучение должны быть выстроены таким образом, что бы в процессе каждого занятия были задействованы все те психические функции, которые участвуют в правильном формировании письменной речи учащегося:
Дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза:
- Развитие навыков слогового анализа и словесного синтеза, фонематического анализа и фонематического синтеза:
… ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез);
… ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез);
… ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).
Акустическая дисграфия и артикуляторно - акустическая дисграфия:
- Уточнение каждого из смешиваемых звуков;
- Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.
Содержание программы
* Формирование фонематического слогового и языкового анализа и синтеза.
* Развитие простых форм фонематического анализа.
* Вычленение гласного звука в начале и конце слова.
* Вычленение гласных звуков из начала, середины и конца слова.
* Развитие сложных форм фонематического анализа.
* Определение последовательности и количества звука в слове.
* Определение места звука в слове относительно других звуков.
* Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения и текста.
* Определение основных признаков предложения.
* Дифференциация словосочетания и предложения.
* Развитие анализа структуры предложения - определение границ предложения.
* Определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложении.
* Дифференциация предлогов и приставок.
* Определение основных признаков текста.
* Дифференциация отдельных предложений и текста.
* Определение последовательности предложений в тексте.
* Формирование фонематического восприятия акустически сходных звуков.
* Гласные звуки I и II ряда. Обозначение мягкости согласных гласной буквой я, ю, ё. Дифференциация гласных а — я, у - ю, о - ё, ы - и, э – е. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме.
* Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
* Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация [ б] - [п], [т] - [д], [к] - [г], [ф] - [в], [с] - [з], [ш] - [ж], в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
* Дифференциация согласных звуков: свистящих, шипящих, африкатов, сонор в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
* Слог. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Слоговой анализ и синтез обратного слога. Слогообразующая роль гласных. Правила переноса
* Ударение. Ударные и безударные гласные. Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной. Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы). Ударный слог. Ударная гласная. Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной.
* Предлоги и приставки. Дифференциация предлогов и приставок. Сравнительный анализ и синтез дву-трехсложных слов из открытых слогов и аналогичных приставок в схемах.
Предполагаемый результат
Предполагается, что к концу года обучения учащиеся должны научиться:
1) Обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
2) Определять ударные и безударные гласные, слоги;
3) Дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики.
4) Определять в словах место и последовательность звуков;
5) Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях.
6) Дифференциацировать предлоги и приставки.
7) Знать состав слова и легко оперировать морфемами
8) Писать грамотно- подбирать однокоренные слова.
9) Расширить лексико- грамматическое понятие слова
10) Правильно составлять предложение, небольшой рассказ.
11) Уметь грамотно выражать свои мысли в творческих мини- сочинениях.
Календарно-тематическое планирование по смешанной дисграфии
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Обследование речи . ИКТ- мониторинг | 1 |
2 | Звуки – буквы. Гласные звуки I ряда Вычленение звука (а, у, о, э, и, ы) из начала и конца слова. Подбор слов к звуковым схемам. | 1 |
3,4 | Гласные звуки II ряда. Анализ и синтез односложного слова с йотированной гласной (я, ю, е, ё) в начале, середине и конце после гласной, а также в словах после гласных или после разделительных ь и ъ | 2 |
5 | Обозначение мягкости согласных гласной буквой я Различение по акустическим и артикуляционным признакам в начале слов. Анализ и синтез односложных слов | 1 |
6 | Обозначение мягкости согласных гласной буквой я. Различение по акустическим и артикуляционным признакам в начале слов. Анализ и синтез односложных слов | 1 |
7 | Дифференциация гласных а — я. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложных слов с последним закрытым слогом | 1 |
8 | Обозначение мягкости согласных гласной буквой ю. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложных и двусложных слов. | 1 |
9 | Дифференциация гласных у — ю. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложного слова с одним стечением согласных | 1 |
10 | Обозначение мягкости согласных гласной буквой ё Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с одним стечением согласных | 1 |
11 | Дифференциация гласных о — ё. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с одним стечением согласных | 1 |
12 | Мягкий знак «ь» в конце слога или слова Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложных и двусложных слов с мягкими гласными в середине и конце слова. | 1 |
13 | Звонкие и глухие парные и непарные согласные (сходные акустически) Звуковой анализ слов со звонкими и глухими согласными.Различение по акустическим и артикуляционным признакам. | 1 |
14 | Дифференциация [ б] - [п] в слогах и словах, Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез закрытых слогов двусложного слова с открытым слогом. | 2 |
15 | Дифференциация [ б] - [п] в слогах и словах, Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез закрытых слогов двусложного слова с открытым слогом.Дифферен-циация [ б] - [п] в словосочетаниях и предложенях Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов. | 2 |
16,17 | Дифференциация [т] - [д] в слога . Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов. | 2 |
18,19 | Дифференциация [т] - [д] в словах, словосочетаниях и предложениях. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом. | 2 |
20,21 | Дифференциация [к] - [г] в слогах. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов. | 2 |
22,23 | Дифференциация [к] - [г] в словах, словосочетаниях и предложениях. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом. | 2 |
24 | Дифференциация [ф] - [в] в слогах. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов | 1 |
25 | Дифференциация [ф] - [в] в словах, словосочетаниях и предложениях. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом. | 1 |
26 | Дифференциация [с] - [з] в слогах. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых и слогов | 1 |
27 | Дифференциация [с] - [з] в словах, словосочетаниях и предложениях. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом. | 1 |
28,29 | Дифференциация [ш] - [ж] в слогах. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов | 2 |
30 | Дифференциация [ш] - [ж] в словах, словосочетаниях и предложениях . Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом. | 1 |
31 | Дифференциация [с] - [ш] в слогах . Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов | 1 |
32 | Дифференциация [с] - [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез двусложного слова с закрытым слогом. | 1 |
33 | Дифференциация [з] - [ж] в слогах. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов | 1 |
34,35 | Дифференциация [з] - [ж] в словах, словосочетаниях и предложениях. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез односложного слова с двумя стечениями согласных. Языковой анализ. | 2 |
36 | Дифференциация [с] - [ц] в слогах. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез открытых слогов | 1 |
37 | Дифференциация [с] - [ц] в словах, словосочетаниях и предложениях . Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез дву-трехсложного слова с открытым слогом. | 1 |
38,39 | Дифференциация звуков [р-л] в словах, в словосочетаниях и предложениях . Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез одно-двусложных слов со стечением согласных. | 2 |
40,41 | Дифференциация звуков [р,-л,] в словах, в словосочетаниях и предложениях. Различение по акустическим и артикуляционным признакам. Анализ и синтез одно-двусложных слов со стечением согласных. | 2 |
42 | Слог. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Обратный слог. Слоговой анализ и синтез обратного слога. Слогообразующая роль гласных. Правила переноса | 1 |
43 | Прямой и обратный слог. Анализ прямого слога. Правила переноса. | 1 |
44 | Ударение. Ударные и безударные гласные Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной. Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы) | 1 |
45 | Ударный слог. Ударная гласная. Прием интонационного выделения. Анализ и синтез слов с ударной гласной. | 1 |
46,47 | Предлоги и приставки . Сравнительный анализ и синтез двусложных слов из открытых слогов и аналогичных приставок в схемах. | 2 |
48,49 | Дифференциация предлогов и приставок. Сравнительный анализ и синтез трехсложных слов и приставок в схемах. Употребление слов с приставками в глаголах – антонимах. | 2 |
50 | Обследование речи . Итоговый диктант - 1 класс, изложение – 2 класс, сочинение 3-4 класс | 1 |
Итого 50 часов коррекционной работы логопеда.
Литература
1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001
2. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда. – М. : «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001
3. Мазанова Е. В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2009
4. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2009
5. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: конспекты занятий для логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
6. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
7. Мазанова Е. В Учусь не путать звуки. Альбом № 1, 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
8. Мазанова Е. В Учусь не путать буквы. Альбом № 1, 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
9. Мазанова Е. В Логопедия. Оптическая дисграфия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 5. – М. : ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004
10. Мазанова Е. В Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 2. – М. : ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004
11. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М. : ТЦ Сфера, 2008
12. Нечаева Н. В. Как учить грамоте читающих и не читающих детей / Н. В. Нечаева. - СПб., 1993
13. Садовникова ИЛ. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М. : Просвещение, 1983.
14. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 1000 слов для фонетического (звуко-буквенного) разбора. - Издательство: Астрель, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-коррекционная программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Учебно-коррекционная программа. Рабочая программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»...
«Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-х классов»
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.Цель: ...
Учебная программа КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-Х, 3-Х И 4-Х КЛАССОВ
Эта программа тесно связана с процессом обучения и направлена на устранение недостатков устной и письменной речи учащихся начальных классов, которые имеют элементы общего недоразвития речи, выраженные...
Программа по предупреждению смешанной дисграфии, дизорфографии 1 класс 2 год обучения (программа 7.2)
Программа по русскому языку сложна и насыщена разнообразным речевым материалом. У учащихся с ЗПР проявляются и закрепляются проблемы, вызванные недоразвитием речи. Данная программа направлена на преду...
Рабочая программа "Коррекция смешанной дисграфии" у ученицы 2 класса
Рабочая программа направлена на коррекцию смешанной дисграфии у 2 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ»
Рабочая программа коррекционной логопедической работы в школе...
Программа коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов
Настоящая программа коррекционной работы позволяет оказывать логопедическую поддержку младшим школьникам с недостатками в развитии навыка письма. Её особенностью является направленность на формировани...