Учебная программа КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-Х, 3-Х И 4-Х КЛАССОВ
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему

Фадеева Елена Алесандровна

Эта программа тесно связана с процессом обучения и направлена на устранение недостатков устной и письменной речи учащихся начальных классов, которые имеют элементы общего недоразвития речи, выраженные в: бедности словарного запаса, грамматического строя речи, недоразвитие фонематического слуха, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей, несформированностью фонематического восприятия (звукового анализа).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 

 

                                                                                                                                             

                                                                       

Учебная программа

КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ

У УЧАЩИХСЯ 2-Х, 3-Х И 4-Х КЛАССОВ

 

                    Москва ГБОУ школа №37

Логопед   Фадеева Е.А.

                                                 

   

                                                                                                                                             

                                                                            .

        

        Учебная программа         

КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ

У УЧАЩИХСЯ 2-Х, 3-Х И 4-Х КЛАССОВ

        Логопед Фадеева Е.А.        .

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учащиеся с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности при усвоении школьной программы. Следовательно, нужны специальные коррекционные программы, разработанные в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов, имеющих недостатки устной и письменной речи.

Данная программа составлена:

  • с учетом особенностей детей с дисграфией;
  •  с опорой на Программу обучения в начальной школе;
  •  в соответствии с определением дисграфии в современной коррекционной педагогике.

В программах отражены научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики,логопедии.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным.

Основой программы являются идеи ряда учёных (Р.И. Лалаевой, Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, Л.Г.Парамоновой и других) по

проблемам формирования и преодоления нарушений процесса письма у детей. При составлении программ был также использован опыт работы учителей-логопедов Колпинского района города  Санкт-Петербурга с младшими школьниками по проблеме становления навыка письма.

При составлении учебной программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях И.Н.Садовниковой, Л.Н. Ефеменковой, А.В.Ястребовой, Л.Г. Парамоновой, Е.В.Мазановой.

Адресат: учащиеся начальных классов, имеющие нарушения письменной речи.

Цель программы: коррекция смешанной дисграфии.

Задачи:

- повышение уровня общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря учащихся;

- выработка достаточно прочных навыков правильного грамотного письма;

- развитие фонематического анализа и синтеза;

- развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения, текста;

- уточние и закрепление слухопроизносительной дифференциации фонем;

- формирование и развитие связной выразительной речи;

- развитие устойчивого интереса к урокам русского языка.

Организация процесса обучения.

Данная программа рассчитана на три года обучения. Учитель - логопед организует групповые и индивидуальные занятия.

Общая продолжительность занятий по программе может составлять от  68 до 102 часов . Время освоения содержания каждого раздела программ указано в календарно-тематическом планировании .

Ожидаемый результат. К концу курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
  • понимать  условно-графической схемы звукового состава слова;
  • проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;
  • дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
  • уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
  • узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  • правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
  • уметь распространять предложения.

Содержание программы. Система коррекционной работы по устранению нарушений письменной речи соответственно данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический.

Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:

  1. Развитие звукового анализа слов (от простых форм – к сложным);
  2. Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем имеющих сходные характеристики.

Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Неоценимую роль в становлении фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии.

По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах сначала проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем – на обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем – на выполнение молча.
Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов ( л-м, п-т, и-ш, ц-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч,   г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (у-д-з, о-а, н-ю, л-я, а-д, и-у, х-ж, ш-щ). Коррекционная работа начинается с действий с картинками, геометрическими фигурами и предполагает оптико-пространственное дифференцирование; кроме того, полезны упражнения: в конструировании букв с помощью счётных палочек; отгадывание изографов и букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв; задание с «зашумленными» буквами. При этом главная задача логопеда – научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в организационной его части (2-3 минуты), далее дети, смешивающие дети по кинетическому сходству, получают на дом индивидуальные задания на карточках.

Кроме того, ведётся работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционные сходства, и в первую очередь эта дифференциация гласных I и II ряда.

Опираясь на гласные II ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.

Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь логопед даёт понятия о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходство и различие.  Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально по карточкам тем детям, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам.

Содержание коррекционной работы на лексическом уровне.

Работа не лексическом уровне включает следующие направления:

  1. Количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов и их значений);
  2. Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
  3.   Очищение словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.

На лексическом уровене проводится работа по  уточнению и расширению  словарного запаса учащегося. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и  антонимии слов. Проводится знакомство с понятием «родственное слово». Отрабатывается умение подбирать родственные слова. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.

Также на этом уровне проводится знакомство с морфемным составом  слова: корень, приставка, суффикс, окончание; сложные слова. Ученики обучаются образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, сложении двух корней.

Так же уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).

Содержание коррекционной работы на синтаксическом уровне. 

При обследовании всех компонентов речевой системы детей с дисграфией (звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя и связной речи), обнаруживается большое отставание в развитии словаря.

В устной и письменной речи   младших школьников рассматриваемой группы встречается много ошибок связанных со словоизменением основных частей речи (аграмматизмы); обнаруживается недостаточная сформированость практических умений и навыков в области словообразования (у части детей не угасает словотворчество – неадекватное использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским   неологизмам).

Связанная речь у детей с дисграфией страдает не в меньшей степени, чем     словарь и грамматический строй. Наибольшие затруднения вызывает составление    самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин.

Логопедическая работа на синтаксическом уровне включает в себя следующие направления:

  1. Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.
  2.  Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.

На данном уровне проводится работа по знакомству учеников со словами-предметами , обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода. Знакомство с падежными формами имён существительных.

Знакомство  со словами-признаками. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования имён-прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.

Знакомство со словами-действиями. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования глаголов с существительными в числе, роде.

Проводится коррекционная работа и на уровне предложений. Ученики учатся соотносить предложения с графической схемой. Проводится работа по построению предложений различного типа. Установление в сложных предложений причинно-следственной связи. Проводится дифференциация понятий: словосочетание-предложение-текст. Ведётся работа с деформированными предложениями, текстами.

Как правило, дисграфия в чистом виде у детей из речевых классов встречается крайне редко. Поэтому при составлении тематического планирования учитывается ведущий вид дисграфии и сопутствующий или сопутствующие нарушения письменной речи.

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА,

ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»

(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)

Название темы

Кол. часов

Дата

Коррекционная работа

1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (4 часа)

1

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

2

3

4

2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

 ( 45 часов)

ЗВУКИ И БУКВЫ (8 часов)

5

Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы)

3

Уточнение артикуляции а-э, о-у, ы-и. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости.

6

Согласные звуки и буквы

1

Определение согласного звука на слух и по артикуляции. Различение на слух гласных и согласных фонем

7

Звукобуквенных анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё

4

Сформировать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированной гласной в начале слова,  в середине и в конце слова после гласной.

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ(7 часов)

8

 Твёрдые и мягкие согласные звуки

1

Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и  после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова.

9

Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных

1

10

Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных

1

11

Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных

1

12

Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных

1

13

Буква «ь» в конце  слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова

2

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО (18 часов)

14

Звонкие и глухие парные согласные

3

Правописание звонких и глухих согласных в конце слова.

15

Непарные звонкие и глухие согласные

1

16

Дифференциация звуков  С –Ш

2

Уточнить, сравнить артикуляцию звонких и глухих звуков. Развитие кинестетических ощущений. Развить фонематическую дифференциацию звуков в изолированной позиции, слогах и словах, в словосочетаниях и предложениях, а также в тексте.

17

Дифференциация звуков  З – Ж

2

18

Дифференциация звуков Ц – С

2

19

Дифференциация звуков Ч – Ш

2

20

Дифференциация звуков Ч – Щ

2

21

Дифференциация звуков Ч – Т – Ть

2

22

Дифференциация звуков Р – Л, Рь-Ль

2

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО (12часов)

23

Буквы а-о

2

Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки.Развитие зрительно-пространственных представлений.

24

Буквы у-и

2

25

Буквы б – д – в 

2

26

Буквы п – т 

2

27

Буквы  ш – щ – ц 

2

28

Буквы л – м 

2

3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

(15 часов)

29

Слово-предмет

2

Согласование существительного и глаголов наст. и прош. времени.

Согласование сущ. и прилагательного М., Ж., и Ср. рода.

30

Слово-действие

2

31

Слово-признак

2

32

Диффернциация изученных частей речи

1

33

Слоговой анализ и синтез

4

Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса

34

Ударение

1

Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы)

35

Ударные и безударные гласные

1

Схемы слогоритмической структуры слова.

36

Безударные гласные А-О в корне

1

Проверка безударной гласной путём изменения формы слова.

37

Безударные гласные И-Е-Я в корне

1

4 этап ОЦЕНОЧНЫЙ (4 часа)

38

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

39

40

41

Итого: 68 часов

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА,

ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»

(Аграмматическая дисграфия, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем)

Название темы

Кол-во часов

дата

Коррекционная работа

1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (5 часов)

1.

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

2.

3.

4.

5.

2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Работа на фонетическом уровне (12 часов)

6.

Выделение гласных звуков на фоне слова. Фонетическая, смыслоразличительная роль ударения.

1

Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки.Развитие зрительно-пространственных представлений.

7.

Буквы и звуки а-о

2

8.

Буквы и звуки и-у

2

9.

Буквы и звуки а-о и-у

1

10.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

1

Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и  после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова.

11.

Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных

1

12.

Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных

1

13.

14.

Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных

Дифференциация  гласных о-у

1

1

15.

Дифференциация  гласных ё-ю

1

3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

 (20 часов)

16.

Однокоренные слова.

Понятие «однокоренные» слова

1

 Развитие умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов.
Развитие умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава.
Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.

17.

Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

2

18.

Однокоренные слова и слова-омонимы

2

19.

20.

Однокоренные слова и слова-паронимы

Тренировочные упражнения для закрепления навыка в различении однокоренных слов

2

1

21.

Суффиксальное словообразование.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

1

Устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов.
Практическое усвоение выбора того или иного суффикса при образовании новых слов с уменьшительным или ласкательным оттенком.
Развитие осознанного отношения к выполнению заданий путем поиска ошибок в употреблении суффиксов.
Работа над блоками “Суффиксы профессий” , “Уменьшительно-ласкательные суффиксы” и “Суффиксы прилагательных”.

22.

Суффиксы профессии

1

23.

Суффиксы прилагательных

1

24.

Тренировочные упражнения для закрепления навыка суффиксального словообразования

1

25.

Приставочное словообразование.

Приставки пространственного значения

1

Усвоение  приставок пространственного значения.
Различение приставок пространственного значения
.
Многозначность приставок и зависимость значения от каждого конкретного случая употребления.
Составление рассказа из отдельных предложений, данных вразбивку. Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.

26.

Приставки временного значения

1

27.

Дифференциация приставок, сходных по буквенному составу

2

28.

Различение приставок и предлогов

2

29.

Тренировочные упражнения для закрепления навыка приставочного словообразования

1

30.

Состав слова. Закрепление

1

4 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

(29 часов)

31.

Словоизменение имен существительных

2

Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода.

32.

Склонение имен существительных

2

33.

Множественное число имен существительных

2

34.

Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменение имен существительных

1

35.

Словоизменение прилагательных.

Согласование  имен прилагательных с именами существительными в роде

2

Последовательное рассмотрение всех видов согласования.
Показ зависимости рода прилагательного от рода существительного.
Обучение постановке вопроса от имени существительного к прилагательному.
Развитие словарного запаса путем подбора прилагательных по заданным признакам

37.

Согласование  имен прилагательных с именами существительными по падежам

2

38.

Тренировочные упражнения для закрепления  навыка словоизменения имен прилагательных

1

39.

Согласование глаголов с именем существительным в числе

2

Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.
Обучение постановке вопросов от существительных к глаголам
единственного и множественного числа.
Выделение окончаний в вопросах и глаголах.

40.

Согласование глаголов с именем существительным в роде

1

41.

Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменения глаголов

1

42.

Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменения

1

43.

Развитие связной речи

44.

Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием диалогической формы речи

2

Текст; анализ содержания; логическая последовательность.

Работа над планом; виды работ: составление рассказов по плану; закончить рассказ по заданному началу; составить рассказ по данному концу; составление рассказа по опорным словам; составление рассказа-описания.

45.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием диалогической формы речи

2

46.

Работа над пониманием структуры предложения

2

47.

Составление плана рассказа

2

48.

Описание предметов

2

49.

Пересказ текста

2

5 этап. ОЦЕНОЧНЫЙ (2 часа)

50.

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

51.

                                                             Итого: 68 часов

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ 
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА, 
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ» 

(Аграмматическая дисграфия, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

  

№ п/п

Тема занятия.

 

Количество часов.

Коррекционная работа.

 
1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (6часов) 
 

 
Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.
 

 
2 этап КОРРЕКЦИОННЫЙ. 
(90 часов). 
 

 
I. Словоизменение имен существительных (22 час). 

1.

Именительный падеж единственного числа.
 

2

Осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов;
Дифференциация смешиваемых предлогов (В-НА в винительном и предложном падежах; С-ИЗ в родительном падеже; НАД-ПОД в творительном падеже);
Дифференциация смешиваемых окончаний (-а—-у в родительном падеже; -у—-е в предложном падеже; -а,-я,-ы,-и в именительном падеже множественного числа; -ов,--ей, нулевое окончание в родительном падеже множественного числа и другие);
Дифференциация смешиваемых падежей (родительный - винительный   падежи единственного числа);
Дифференциация верных и нелепых логико-грамматических конструкций для каждой падежной формы
Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа);
Поиск конкретных падежных форм в стихотворных текстах и текстах пословиц.

2.

Родительный падеж единственного числа.
 

2

3.

Дательный падеж единственного числа.
 

2

4.

Винительный падеж единственного числа.
 

2

5.

Творительный падеж единственного числа.

2

6.

Предложный падеж единственного числа.
 

2

7.

Проверочная работа.

1
 

8.

Именительный падеж множественного числа.

1

9.

Родительный падеж множественного числа.
 

1

10.

Дательный падеж множественного числа.
 

1

11.

Винительный падеж множественного числа.
 

1

12.

Творительный падеж множественного числа.
 

1

13.

Предложный падеж множественного числа.
 

2

14.

Проверочная работа (тестирование).
 

1

 
15. 

 
Игра «Умники и умницы».

 
1

II. Словоизменение имен прилагательных (10 часов).

 

 
16. 
 

 
Род имен существительных.
 

 
1

Устранение ошибок в согласовании имен прилагательных с существительными.
Уточнение понятия
 род имени существительного.
Последовательное рассмотрение всех видов согласования.
Показ зависимости рода прилагательного от рода существительного.
Обучение постановке вопроса от имени существительного к прилагательному.
Развитие словарного запаса путем подбора прилагательных по заданным признакам.

 
17. 

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде.

 
2

 
18. 

Образование имен прилагательных по заданным признакам.

 
2

 
19. 

Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

 
2

 
20. 

Развитие связной речи. Рассказа по опорным словосочетаниям.

 
1

 
21. 

Проверочная работ (тестирование) .

 
1
 

 
22. 
 

 
Слуховой диктант.
 

 
1

III. Согласование глаголов  (10 часов).

 

 
23. 

Согласование глаголов настоящего времени с именами существительными в числе.

 
2

Устранение ошибок в согласовании глаголов с существительными.
Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.
Обучение постановке вопросов от существительных к глаголам
единственного и множественного числа.
Выделение окончаний в вопросах и глаголах.

24.

Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам.

1

 
25. 

Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде.

 
3

 
26. 

 
Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок.

 
1

27.

Проверочная работа (тестирование).

1

28.
 

Слуховой диктант.

1

29.
 

Игра «Умники и умницы».

1

 
IV.Словообразование. Однокоренные слова (9 часов). 
 

30.

Понятие об однокоренных словах.

1

Развитие умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов.
Развитие умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава.
Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.
 

31.

Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

1

32.

Однокоренные слова и омонимы.

1

33.

Однокоренные слова и паронимы.

1

34.

Происхождение слов.
 

1

35.

Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам.

1

36.

Проверочная работа (тестирование).

1

37.

Слуховой диктант.
 

1

 

38.

Игра «умники и умницы».
 

1

 

 
V.Суффиксальное словообразование (9 часов). 
 

39.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

2

Устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов.
Практическое усвоение выбора того или иного суффикса при образовании новых слов с уменьшительным или ласкательным оттенком.
Развитие осознанного отношения к выполнению заданий путем поиска ошибок в употреблении суффиксов.
Работа над блоками “Суффиксы профессий” , “Уменьшительно-ласкательные суффиксы” и “Суффиксы прилагательных”.

40.

Суффиксы профессий.
 

2

41.

Развитие связной речи. Рассказа по серии картинок.

 
1

42.

Суффиксы прилагательных.
 

2

43.

Проверочная работа (тестирование).
 

 
1

44.

Игра «умники и умницы».
 

1

 

VI. Приставочное словообразование (9 часов).
 

45.

Приставки пространственного значения.

2

Усвоение  приставок пространственного значения.
Различение приставок пространственного значения
.
Многозначность приставок и зависимость значения от каждого конкретного случая употребления.
Составление рассказа из отдельных предложений, данных вразбивку. Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.
 

46.

Приставки временного значения.

1

47.

Многозначные приставки .
 

1

48.

Развитие связной речи. Деформированный текст.

1

49.

Приставки и предлоги.
 

2

50.

Проверочная работа (тестирование).

1

51.

Слуховой диктант.
 

1

 
VII. Состав слова. Закрепление (3часа).

 

52.

Разбор слов по составу.
 

1

Совершенствование словаря в процессе подбора родственных слов.
Образование новых слов при помощи приставок и суффиксов.

53.

Составление слов из морфем.
 

1

54.

Проверочная работа (тестирование).

1

 
VIII.Однозначные и многозначные слова (6 часов). 
 

55.

Однозначные и многозначные слова .
 

1

Воспитание языкового чутья, т.е. зрительного и слухового внимания к слову.
Развитие умения чувствовать и понимать лексические оттенки.
Воспитание умения правильно употребить нужное слово в контексте
.

56.

Прямое и переносное значение многозначных слов.

2

57.

Фразеологизмы и свободные сочетания.
 

2

58.

Проверочная работа (тестирование).
 

1

 

IX.Синонимы (6часов).
 

59.

Синонимы и однокоренные слова.

1

Воспитание языкового чутья, т.е. зрительного и слухового внимания к слову.
Развитие умения осуществлять подбор синонимов.
Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.

60.

Использование синонимов в речи.

1

61.

Подбор синонимов к заданным слова.

2

62.

Грамматическая сочетаемость синонимов.

1

63.

Проверочная работа (тестирование).

1

 
 

XI. Антонимы (6 часов).

 

64.

Нахождение антонимов в текстах.

1

 Воспитание языкового чутья, т.е. зрительного и слухового внимания к слову.

Развитие умения осуществлять подбор антонимов.
Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.

65.

Подбор антонимов к слова различных частей речи.

2

66.

Подбор антонимов к многозначным словам.

1

67.

Фразеологизмы-антонимы.
 

1

68.

Проверочная работа (тестирование).

1

3 этап. ОЦЕНОЧНЫЙ (6 часа)

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

                                                                                                        Итого: 102 часа

Список используемой литературы

  1. Елецкая О.Е., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М., 2005.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
  3. Коррекция нарушений письменной речи / Под ред. Н.Н.Яковлевой. – СПб, 2009.
  4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001.
  5. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М., 2008.
  6. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М., 2008.
  7. Мазанова Е.В. – Коррекция аграмматической дисграфии. – М., 2008.
  8. Мазанова Е.В. -  Коррекция оптической дисграфии. – М., 2008.
  9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. – М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-коррекционная программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Учебно-коррекционная программа. Рабочая программа  «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»...

Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов

Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди учащихся как коррекционных, так и общеобразовательных классов, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В после...

«Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-х классов»

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.Цель: ...

использование нейропсихологических приемов в процессе коррекции смешанной дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок не может овладеть письменной речью не из-...

Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2 класса

Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2 классаЛогопедическая тема: дифференциация твердых и мягких согласных звуков.Грамматическая тема: обозначение мягкости сог...

Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии с учащимися 2 класса на тему: Парные звонкие и глухие согласные.

Тема логопедического занятия: Парные звонкие и глухие согласные.Цель: совершенствование дифференциации парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи....

Программа коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов

Настоящая программа коррекционной работы позволяет оказывать логопедическую поддержку младшим школьникам с недостатками в развитии навыка письма. Её особенностью является направленность на формировани...