Учебная программа КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-Х, 3-Х И 4-Х КЛАССОВ
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему
Эта программа тесно связана с процессом обучения и направлена на устранение недостатков устной и письменной речи учащихся начальных классов, которые имеют элементы общего недоразвития речи, выраженные в: бедности словарного запаса, грамматического строя речи, недоразвитие фонематического слуха, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей, несформированностью фонематического восприятия (звукового анализа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_korrekts._smeshannoy_disgrafii_234_klassy.doc | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная программа
КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ
У УЧАЩИХСЯ 2-Х, 3-Х И 4-Х КЛАССОВ
Москва ГБОУ школа №37
Логопед Фадеева Е.А.
.
Учебная программа
КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ
У УЧАЩИХСЯ 2-Х, 3-Х И 4-Х КЛАССОВ
Логопед Фадеева Е.А. .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учащиеся с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности при усвоении школьной программы. Следовательно, нужны специальные коррекционные программы, разработанные в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов, имеющих недостатки устной и письменной речи.
Данная программа составлена:
- с учетом особенностей детей с дисграфией;
- с опорой на Программу обучения в начальной школе;
- в соответствии с определением дисграфии в современной коррекционной педагогике.
В программах отражены научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики,логопедии.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным.
Основой программы являются идеи ряда учёных (Р.И. Лалаевой, Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, Л.Г.Парамоновой и других) по
проблемам формирования и преодоления нарушений процесса письма у детей. При составлении программ был также использован опыт работы учителей-логопедов Колпинского района города Санкт-Петербурга с младшими школьниками по проблеме становления навыка письма.
При составлении учебной программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях И.Н.Садовниковой, Л.Н. Ефеменковой, А.В.Ястребовой, Л.Г. Парамоновой, Е.В.Мазановой.
Адресат: учащиеся начальных классов, имеющие нарушения письменной речи.
Цель программы: коррекция смешанной дисграфии.
Задачи:
- повышение уровня общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря учащихся;
- выработка достаточно прочных навыков правильного грамотного письма;
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения, текста;
- уточние и закрепление слухопроизносительной дифференциации фонем;
- формирование и развитие связной выразительной речи;
- развитие устойчивого интереса к урокам русского языка.
Организация процесса обучения.
Данная программа рассчитана на три года обучения. Учитель - логопед организует групповые и индивидуальные занятия.
Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 68 до 102 часов . Время освоения содержания каждого раздела программ указано в календарно-тематическом планировании .
Ожидаемый результат. К концу курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
- понимать условно-графической схемы звукового состава слова;
- проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;
- дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
- уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
- узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- уметь распространять предложения.
Содержание программы. Система коррекционной работы по устранению нарушений письменной речи соответственно данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический.
Коррекционная работа на фонетическом уровне.
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
- Развитие звукового анализа слов (от простых форм – к сложным);
- Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем имеющих сходные характеристики.
Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Неоценимую роль в становлении фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии.
По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах сначала проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем – на обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем – на выполнение молча.
Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов ( л-м, п-т, и-ш, ц-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч, г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (у-д-з, о-а, н-ю, л-я, а-д, и-у, х-ж, ш-щ). Коррекционная работа начинается с действий с картинками, геометрическими фигурами и предполагает оптико-пространственное дифференцирование; кроме того, полезны упражнения: в конструировании букв с помощью счётных палочек; отгадывание изографов и букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв; задание с «зашумленными» буквами. При этом главная задача логопеда – научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в организационной его части (2-3 минуты), далее дети, смешивающие дети по кинетическому сходству, получают на дом индивидуальные задания на карточках.
Кроме того, ведётся работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционные сходства, и в первую очередь эта дифференциация гласных I и II ряда.
Опираясь на гласные II ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.
Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь логопед даёт понятия о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально по карточкам тем детям, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам.
Содержание коррекционной работы на лексическом уровне.
Работа не лексическом уровне включает следующие направления:
- Количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов и их значений);
- Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
- Очищение словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.
На лексическом уровене проводится работа по уточнению и расширению словарного запаса учащегося. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и антонимии слов. Проводится знакомство с понятием «родственное слово». Отрабатывается умение подбирать родственные слова. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.
Также на этом уровне проводится знакомство с морфемным составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; сложные слова. Ученики обучаются образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, сложении двух корней.
Так же уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).
Содержание коррекционной работы на синтаксическом уровне.
При обследовании всех компонентов речевой системы детей с дисграфией (звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя и связной речи), обнаруживается большое отставание в развитии словаря.
В устной и письменной речи младших школьников рассматриваемой группы встречается много ошибок связанных со словоизменением основных частей речи (аграмматизмы); обнаруживается недостаточная сформированость практических умений и навыков в области словообразования (у части детей не угасает словотворчество – неадекватное использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским неологизмам).
Связанная речь у детей с дисграфией страдает не в меньшей степени, чем словарь и грамматический строй. Наибольшие затруднения вызывает составление самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин.
Логопедическая работа на синтаксическом уровне включает в себя следующие направления:
- Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.
- Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.
На данном уровне проводится работа по знакомству учеников со словами-предметами , обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода. Знакомство с падежными формами имён существительных.
Знакомство со словами-признаками. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования имён-прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.
Знакомство со словами-действиями. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования глаголов с существительными в числе, роде.
Проводится коррекционная работа и на уровне предложений. Ученики учатся соотносить предложения с графической схемой. Проводится работа по построению предложений различного типа. Установление в сложных предложений причинно-следственной связи. Проводится дифференциация понятий: словосочетание-предложение-текст. Ведётся работа с деформированными предложениями, текстами.
Как правило, дисграфия в чистом виде у детей из речевых классов встречается крайне редко. Поэтому при составлении тематического планирования учитывается ведущий вид дисграфии и сопутствующий или сопутствующие нарушения письменной речи.
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»
(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)
№ | Название темы | Кол. часов | Дата | Коррекционная работа | ||
1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (4 часа) | ||||||
1 | Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение. | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ ( 45 часов) | ||||||
ЗВУКИ И БУКВЫ (8 часов) | ||||||
5 | Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы) | 3 | Уточнение артикуляции а-э, о-у, ы-и. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. | |||
6 | Согласные звуки и буквы | 1 | Определение согласного звука на слух и по артикуляции. Различение на слух гласных и согласных фонем | |||
7 | Звукобуквенных анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё | 4 | Сформировать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированной гласной в начале слова, в середине и в конце слова после гласной. | |||
ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ(7 часов) | ||||||
8 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 1 | Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова. | |||
9 | Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных | 1 | ||||
10 | Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных | 1 | ||||
11 | Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных | 1 | ||||
12 | Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных | 1 | ||||
13 | Буква «ь» в конце слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова | 2 | ||||
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО (18 часов) | ||||||
14 | Звонкие и глухие парные согласные | 3 | Правописание звонких и глухих согласных в конце слова. | |||
15 | Непарные звонкие и глухие согласные | 1 | ||||
16 | Дифференциация звуков С –Ш | 2 | Уточнить, сравнить артикуляцию звонких и глухих звуков. Развитие кинестетических ощущений. Развить фонематическую дифференциацию звуков в изолированной позиции, слогах и словах, в словосочетаниях и предложениях, а также в тексте. | |||
17 | Дифференциация звуков З – Ж | 2 | ||||
18 | Дифференциация звуков Ц – С | 2 | ||||
19 | Дифференциация звуков Ч – Ш | 2 | ||||
20 | Дифференциация звуков Ч – Щ | 2 | ||||
21 | Дифференциация звуков Ч – Т – Ть | 2 | ||||
22 | Дифференциация звуков Р – Л, Рь-Ль | 2 | ||||
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО (12часов) | ||||||
23 | Буквы а-о | 2 | Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки.Развитие зрительно-пространственных представлений. | |||
24 | Буквы у-и | 2 | ||||
25 | Буквы б – д – в | 2 | ||||
26 | Буквы п – т | 2 | ||||
27 | Буквы ш – щ – ц | 2 | ||||
28 | Буквы л – м | 2 | ||||
3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ (15 часов) | ||||||
29 | Слово-предмет | 2 | Согласование существительного и глаголов наст. и прош. времени. Согласование сущ. и прилагательного М., Ж., и Ср. рода. | |||
30 | Слово-действие | 2 | ||||
31 | Слово-признак | 2 | ||||
32 | Диффернциация изученных частей речи | 1 | ||||
33 | Слоговой анализ и синтез | 4 | Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса | |||
34 | Ударение | 1 | Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы) | |||
35 | Ударные и безударные гласные | 1 | Схемы слогоритмической структуры слова. | |||
36 | Безударные гласные А-О в корне | 1 | Проверка безударной гласной путём изменения формы слова. | |||
37 | Безударные гласные И-Е-Я в корне | 1 | ||||
4 этап ОЦЕНОЧНЫЙ (4 часа) | ||||||
38 | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. | |||||
39 | ||||||
40 | ||||||
41 | ||||||
Итого: 68 часов |
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»
(Аграмматическая дисграфия, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем)
№ | Название темы | Кол-во часов | дата | Коррекционная работа |
1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (5 часов) | ||||
1. | Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение. | |||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА Работа на фонетическом уровне (12 часов) | ||||
6. | Выделение гласных звуков на фоне слова. Фонетическая, смыслоразличительная роль ударения. | 1 | Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки.Развитие зрительно-пространственных представлений. | |
7. | Буквы и звуки а-о | 2 | ||
8. | Буквы и звуки и-у | 2 | ||
9. | Буквы и звуки а-о и-у | 1 | ||
10. | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 1 | Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова. | |
11. | Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных | 1 | ||
12. | Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных | 1 | ||
13. 14. | Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных Дифференциация гласных о-у | 1 1 | ||
15. | Дифференциация гласных ё-ю | 1 | ||
3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ (20 часов) | ||||
16. | Однокоренные слова. Понятие «однокоренные» слова | 1 | Развитие умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов. | |
17. | Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | 2 | ||
18. | Однокоренные слова и слова-омонимы | 2 | ||
19. 20. | Однокоренные слова и слова-паронимы Тренировочные упражнения для закрепления навыка в различении однокоренных слов | 2 1 | ||
21. | Суффиксальное словообразование. Уменьшительно-ласкательные суффиксы | 1 | Устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов. | |
22. | Суффиксы профессии | 1 | ||
23. | Суффиксы прилагательных | 1 | ||
24. | Тренировочные упражнения для закрепления навыка суффиксального словообразования | 1 | ||
25. | Приставочное словообразование. Приставки пространственного значения | 1 | Усвоение приставок пространственного значения. | |
26. | Приставки временного значения | 1 | ||
27. | Дифференциация приставок, сходных по буквенному составу | 2 | ||
28. | Различение приставок и предлогов | 2 | ||
29. | Тренировочные упражнения для закрепления навыка приставочного словообразования | 1 | ||
30. | Состав слова. Закрепление | 1 | ||
4 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ (29 часов) | ||||
31. | Словоизменение имен существительных | 2 | Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода. | |
32. | Склонение имен существительных | 2 | ||
33. | Множественное число имен существительных | 2 | ||
34. | Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменение имен существительных | 1 | ||
35. | Словоизменение прилагательных. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде | 2 | Последовательное рассмотрение всех видов согласования. | |
37. | Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам | 2 | ||
38. | Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменения имен прилагательных | 1 | ||
39. | Согласование глаголов с именем существительным в числе | 2 | Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе. | |
40. | Согласование глаголов с именем существительным в роде | 1 | ||
41. | Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменения глаголов | 1 | ||
42. | Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменения | 1 | ||
43. | Развитие связной речи | |||
44. | Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием диалогической формы речи | 2 | Текст; анализ содержания; логическая последовательность. Работа над планом; виды работ: составление рассказов по плану; закончить рассказ по заданному началу; составить рассказ по данному концу; составление рассказа по опорным словам; составление рассказа-описания. | |
45. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием диалогической формы речи | 2 | ||
46. | Работа над пониманием структуры предложения | 2 | ||
47. | Составление плана рассказа | 2 | ||
48. | Описание предметов | 2 | ||
49. | Пересказ текста | 2 | ||
5 этап. ОЦЕНОЧНЫЙ (2 часа) | ||||
50. | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. | |||
51. |
Итого: 68 часов
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»
(Аграмматическая дисграфия, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза).
№ п/п | Тема занятия.
| Количество часов. | Коррекционная работа. |
| |||
| |||
| |||
| |||
1. | Именительный падеж единственного числа. | 2 | Осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов; |
2. | Родительный падеж единственного числа. | 2 | |
3. | Дательный падеж единственного числа. | 2 | |
4. | Винительный падеж единственного числа. | 2 | |
5. | Творительный падеж единственного числа. | 2 | |
6. | Предложный падеж единственного числа. | 2 | |
7. | Проверочная работа. | 1 | |
8. | Именительный падеж множественного числа. | 1 | |
9. | Родительный падеж множественного числа. | 1 | |
10. | Дательный падеж множественного числа. | 1 | |
11. | Винительный падеж множественного числа. | 1 | |
12. | Творительный падеж множественного числа. | 1 | |
13. | Предложный падеж множественного числа. | 2 | |
14. | Проверочная работа (тестирование). | 1 | |
| | | |
II. Словоизменение имен прилагательных (10 часов).
| |||
| | | Устранение ошибок в согласовании имен прилагательных с существительными. |
| Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде. | | |
| Образование имен прилагательных по заданным признакам. | | |
| Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам. | | |
| Развитие связной речи. Рассказа по опорным словосочетаниям. | | |
| Проверочная работ (тестирование) . | | |
| | | |
III. Согласование глаголов (10 часов).
| |||
| Согласование глаголов настоящего времени с именами существительными в числе. | | Устранение ошибок в согласовании глаголов с существительными. |
24. | Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам. | 1 | |
| Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде. | | |
| | | |
27. | Проверочная работа (тестирование). | 1 | |
28. | Слуховой диктант. | 1 | |
29. | Игра «Умники и умницы». | 1 | |
| |||
30. | Понятие об однокоренных словах. | 1 | Развитие умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов. |
31. | Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. | 1 | |
32. | Однокоренные слова и омонимы. | 1 | |
33. | Однокоренные слова и паронимы. | 1 | |
34. | Происхождение слов. | 1 | |
35. | Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам. | 1 | |
36. | Проверочная работа (тестирование). | 1 | |
37. | Слуховой диктант. | 1 |
|
38. | Игра «умники и умницы». | 1 |
|
| |||
39. | Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 2 | Устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов. |
40. | Суффиксы профессий. | 2 | |
41. | Развитие связной речи. Рассказа по серии картинок. | | |
42. | Суффиксы прилагательных. | 2 | |
43. | Проверочная работа (тестирование). | | |
44. | Игра «умники и умницы». | 1 | |
VI. Приставочное словообразование (9 часов). | |||
45. | Приставки пространственного значения. | 2 | Усвоение приставок пространственного значения. |
46. | Приставки временного значения. | 1 | |
47. | Многозначные приставки . | 1 | |
48. | Развитие связной речи. Деформированный текст. | 1 | |
49. | Приставки и предлоги. | 2 | |
50. | Проверочная работа (тестирование). | 1 | |
51. | Слуховой диктант. | 1 | |
| |||
52. | Разбор слов по составу. | 1 | Совершенствование словаря в процессе подбора родственных слов. |
53. | Составление слов из морфем. | 1 | |
54. | Проверочная работа (тестирование). | 1 | |
| |||
55. | Однозначные и многозначные слова . | 1 | Воспитание языкового чутья, т.е. зрительного и слухового внимания к слову. |
56. | Прямое и переносное значение многозначных слов. | 2 | |
57. | Фразеологизмы и свободные сочетания. | 2 | |
58. | Проверочная работа (тестирование). | 1 | |
IX.Синонимы (6часов). | |||
59. | Синонимы и однокоренные слова. | 1 | Воспитание языкового чутья, т.е. зрительного и слухового внимания к слову. |
60. | Использование синонимов в речи. | 1 | |
61. | Подбор синонимов к заданным слова. | 2 | |
62. | Грамматическая сочетаемость синонимов. | 1 | |
63. | Проверочная работа (тестирование). | 1 | |
XI. Антонимы (6 часов).
| |||
64. | Нахождение антонимов в текстах. | 1 | Воспитание языкового чутья, т.е. зрительного и слухового внимания к слову. Развитие умения осуществлять подбор антонимов. |
65. | Подбор антонимов к слова различных частей речи. | 2 | |
66. | Подбор антонимов к многозначным словам. | 1 | |
67. | Фразеологизмы-антонимы. | 1 | |
68. | Проверочная работа (тестирование). | 1 |
3 этап. ОЦЕНОЧНЫЙ (6 часа)
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. |
Итого: 102 часа
Список используемой литературы
- Елецкая О.Е., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М., 2005.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
- Коррекция нарушений письменной речи / Под ред. Н.Н.Яковлевой. – СПб, 2009.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001.
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М., 2008.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М., 2008.
- Мазанова Е.В. – Коррекция аграмматической дисграфии. – М., 2008.
- Мазанова Е.В. - Коррекция оптической дисграфии. – М., 2008.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-коррекционная программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Учебно-коррекционная программа. Рабочая программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»...
Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов
Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди учащихся как коррекционных, так и общеобразовательных классов, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В после...
«Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-х классов»
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.Цель: ...
использование нейропсихологических приемов в процессе коррекции смешанной дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы
В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок не может овладеть письменной речью не из-...
Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2 класса
Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2 классаЛогопедическая тема: дифференциация твердых и мягких согласных звуков.Грамматическая тема: обозначение мягкости сог...
Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии с учащимися 2 класса на тему: Парные звонкие и глухие согласные.
Тема логопедического занятия: Парные звонкие и глухие согласные.Цель: совершенствование дифференциации парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи....
Программа коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов
Настоящая программа коррекционной работы позволяет оказывать логопедическую поддержку младшим школьникам с недостатками в развитии навыка письма. Её особенностью является направленность на формировани...