Рабочая программа "Коррекция смешанной дисграфии" у ученицы 2 класса
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Рабочая программа направлена на коррекцию смешанной дисграфии у 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kondratevoy.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №196 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
«КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ» ДЛЯ УЧЕНИЦЫ 2 «Б» КЛАССА
Составлено
учителем-логопедом ГБОУ Гимназия №196
Любарской Е.А.
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы
В настоящее время увеличилось число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации детей является нарушение у них письменной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография). Диагностическое обследование показывает, что трудности в обучении обусловлены в значительной мере недоразвитием устной речи, несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи, нарушением оптико-пространственной организации деятельности письма, отставанием в развитии психических процессов (памяти, восприятия, мышления), снижением концентрации произвольного внимания.
В настоящее время нарушение письма (дисграфия) в чистом виде встречается крайне редко, чаще всего это сочетание различных видов дисграфии (например: артикуляторно-акустическая дисграфия и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; сочетание аграмматической, акустической и оптической дисграфии). Часто дисграфия сочетается с дислексией и дизорфографией. В таких случаях спланировать коррекционную работу значительно сложнее. Без специально организованной, систематической помощи специалистов эти нарушения не могут быть скомпенсированы. Поэтому возникла необходимость разработать коррекционно-развивающую программу, которая имела бы комплексный подход и включала в себя различные виды коррекционно-развивающей педагогической деятельности по устранению недостатков устной и письменной речи при смешанных формах дисграфий.
Цель программы
Основная цель программы – коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция дислексий, дисграфий, дизорфографий и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по всем предметам.
Задачи программы
Образовательные:
- Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;
- Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
- Формирование способности к анализу и принятию автономного решения;
- Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;
- Формирование оптико-конструктивной деятельности.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;
- Развитие зрительной памяти;
- Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;
- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;
- Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;
- Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;
- Развитие избирательности слухоречевой памяти;
- Развитие и формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).
Здоровьесберегающие:
- Подбор учебного материала с учётом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей.
- Чередование статических и динамических игр и упражнений.
Принципы, используемые в программе
Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями базируется на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода, а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.
Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми является принцип единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.
Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у школьников основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
1) Принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса.
2) Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма.
3) Принцип учета поэтапности формирования речевых умений.
4) Взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
5) Принцип деятельностного подхода.
6) Принцип дифференцированного подхода.
7)Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
8) Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций. Кроме того, в коррекционной работе по преодолению нарушений письменной речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и другие.
Методы, используемые в программе
Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.
Основные методы:
• специфические (двигательно-кинестетический, слухо-зрительный -кинестетический);
• дидактические:
- наглядные;
- словесные методы с опорой на наглядность;
- словесные методы без опоры на наглядность;
- практические методы, которые должны носить игровой характер.
Целевая аудитория
Данная программа коррекционно - развивающей работы рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет.
К концу обучения дети должны знать:
1. Чем отличаются между собой звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения, текст.
2. Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов.
3. Правописание предлогов.
К концу обучения дети должны уметь:
1. Различать гласные и согласные звуки.
2. Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст.
3. Определять ударные и безударные гласные, слоги.
4. Определять в словах место и последовательность звука.
5. Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте.
6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧЕНИЦЫ 2 «Б» КЛАССА (1 РАЗ В НЕДЕЛЮ)
Недели | Темы коррекционной работы | Часы | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||
СЕНТЯБРЬ | ||||
1 | Исследование неречевых психических функций | 1 | ||
2 | Исследование особенностей речевой деятельности | 1 | ||
3, 4 | Предложение | 2 | ||
ОКТЯБРЬ | ||||
1 | Заглавная буква в начале предложения. | 1 | ||
2 | Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | 1 | ||
3 | Гласные звуки и буквы. | 1 | ||
4 | Дифференциация звуков У-Ю | 1 | ||
НОЯБРЬ | ||||
1,2 | Дифференциация звуков А-Я | 2 | ||
3 | Звук и буква О | 1 | ||
ДЕКАБРЬ | ||||
2 | Дифференциация букв О-А | 1 | ||
3, 4 | Дифференциация звуков О-Ё | 2 | ||
ЯНВАРЬ | ||||
3, 4 | Дифференциация звуков О-У | 2 | ||
5 | Дифференциация звуков Ё-Ю | 1 | ||
ФЕВРАЛЬ | ||||
1 | Звук и буква И | 1 | ||
2, 3 | Дифференциация букв И-У | 2 | ||
4 | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака | 1 | ||
МАРТ | ||||
2 | Разделительный мягкий знак | 1 | ||
3 | Согласные звуки и буквы | 1 | ||
4 | Дифференциация букв Б-Д | 1 | ||
АПРЕЛЬ | ||||
1, 2 | Дифференциация согласных звуков Б-П | 2 | ||
3, 4 | Дифференциация согласных звуков Д-Т | 2 | ||
МАЙ | ||||
2 | Дифференциация согласных звуков В-Ф | 1 | ||
3 | Слоговой анализ и синтез слов | 1 | ||
4 | Итоговый диктант | 1 | ||
Итого часов: 31 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ. ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС.
В статье определена главная причина эволюции образования, создание новых иных образовательных условий, создание моделей смешанного обучения, важные изменения в образовательном процес...
Урок математики по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» 4 класс Урок построен и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».
Урок построен и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм». Сущностной характеристикой технологической к...
Урок математики по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» 4 класс Урок построен и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».
Урок построен и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм». Сущностной характеристикой технологической к...
Дистанционное занятие по коррекции смешанной дисграфии, 2 класс. Тема "Звуки и буквы С - Ц"
Данная разработка рассчитана на случаи, когда обучение в школе ведется дистанционно (например, во время карантина). Это слайдовое сопровождение может применяться и на обычном логопедическом занят...
Смешанные числа - 4 класс
Смешанные числа - 4 класс...
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии 4 класс
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса общеобразовательной школы...
Статья «Применение технологии смешанного обучения «Перевернутый класс» в начальной школе»
Суть модели смешанного обучения "Перевернутый класс" заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меня...