Рабочая программа "Коррекция смешанной дисграфии" у ученицы 2 класса
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Любарская Екатерина Александровна

Рабочая программа направлена на коррекцию смешанной дисграфии у 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kondratevoy.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №196 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

«КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ» ДЛЯ УЧЕНИЦЫ 2 «Б» КЛАССА

                                                                             Составлено

учителем-логопедом ГБОУ Гимназия №196

Любарской Е.А.

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы

         В настоящее время увеличилось число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации детей является нарушение у них письменной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография). Диагностическое обследование показывает, что трудности в обучении обусловлены в значительной мере недоразвитием устной речи, несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи, нарушением оптико-пространственной организации деятельности письма, отставанием в развитии психических процессов (памяти, восприятия, мышления), снижением концентрации произвольного внимания.

           В настоящее время нарушение письма (дисграфия) в чистом виде встречается крайне редко, чаще всего это сочетание различных видов дисграфии (например: артикуляторно-акустическая дисграфия и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; сочетание аграмматической, акустической и оптической дисграфии). Часто дисграфия сочетается с дислексией и дизорфографией. В таких случаях спланировать коррекционную работу значительно сложнее. Без специально организованной, систематической помощи специалистов эти нарушения не могут быть скомпенсированы. Поэтому возникла необходимость разработать коррекционно-развивающую программу, которая имела бы комплексный подход и включала в себя различные виды коррекционно-развивающей педагогической деятельности по устранению недостатков устной и письменной речи при смешанных формах дисграфий.

Цель программы

             Основная цель программы – коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция дислексий, дисграфий, дизорфографий и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по всем предметам.

Задачи программы

Образовательные:

- Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;

- Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

- Формирование способности к анализу и принятию автономного решения;

- Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;

- Формирование оптико-конструктивной деятельности.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;

- Развитие зрительной памяти;

- Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;

- Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;

- Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;

- Развитие избирательности слухоречевой памяти;

- Развитие и формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).

Здоровьесберегающие:

- Подбор учебного материала с учётом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей.

- Чередование статических и динамических игр и упражнений.

Принципы, используемые в программе

           Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями базируется на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода, а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.

           Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми является принцип единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.

               Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у школьников основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1) Принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса.

2) Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма.

3) Принцип учета поэтапности формирования речевых умений.

4) Взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;

5) Принцип деятельностного подхода.

6) Принцип дифференцированного подхода.

7)Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).

8) Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций. Кроме того, в коррекционной работе по преодолению нарушений письменной речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и другие.

Методы, используемые в программе

         Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.

Основные методы:

• специфические (двигательно-кинестетический, слухо-зрительный -кинестетический);

• дидактические:

- наглядные;

- словесные методы с опорой на наглядность;

- словесные методы без опоры на наглядность;

- практические методы, которые должны носить игровой характер.

Целевая аудитория

          Данная программа коррекционно - развивающей работы рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет.

К концу обучения дети должны знать:

1. Чем отличаются между собой звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения, текст.

2. Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов.

3. Правописание предлогов.

К концу обучения дети должны уметь:

1. Различать гласные и согласные звуки.

2. Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст.

3. Определять ударные и безударные гласные, слоги.

4. Определять в словах место и последовательность звука.

5. Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте.

6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧЕНИЦЫ 2 «Б» КЛАССА (1 РАЗ В НЕДЕЛЮ)  

Недели

Темы коррекционной работы

Часы

Дата проведения

План.

Факт.

СЕНТЯБРЬ

1

Исследование неречевых психических функций

1

2

Исследование особенностей речевой деятельности

1

3, 4

Предложение

2

  ОКТЯБРЬ

1

Заглавная буква в начале предложения.

1

2

Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

1

3

Гласные звуки и буквы.

1

4

Дифференциация звуков У-Ю

1

НОЯБРЬ

1,2

Дифференциация звуков А-Я

2

3

Звук и буква О

1

ДЕКАБРЬ

2

Дифференциация букв О-А

1

3, 4

Дифференциация звуков О-Ё

2

ЯНВАРЬ

3, 4

Дифференциация звуков О-У

2

5

Дифференциация звуков Ё-Ю

1

ФЕВРАЛЬ

1

Звук и буква И

1

2, 3

Дифференциация букв И-У

2

4

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака

1

МАРТ

2

Разделительный мягкий знак

1

3

Согласные звуки и буквы

1

4

Дифференциация букв Б-Д

1

АПРЕЛЬ

1, 2

Дифференциация согласных звуков Б-П

2

3, 4

Дифференциация согласных звуков Д-Т

2

МАЙ

2

Дифференциация согласных звуков В-Ф

1

3

Слоговой анализ и синтез слов

1

4

Итоговый диктант

1

Итого часов:                                                                                                      31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ. ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС.

В  статье определена главная причина эволюции образования, создание новых иных образовательных условий, создание моделей смешанного обучения,   важные изменения в образовательном процес...

Урок математики по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» 4 класс Урок построен и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».

Урок построен  и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».       Сущностной характеристикой технологической к...

Урок математики по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» 4 класс Урок построен и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».

Урок построен  и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».       Сущностной характеристикой технологической к...

Дистанционное занятие по коррекции смешанной дисграфии, 2 класс. Тема "Звуки и буквы С - Ц"

Данная разработка рассчитана на случаи, когда обучение в школе ведется дистанционно (например, во время карантина). Это слайдовое сопровождение может применяться и на обычном логопедическом занят...

Смешанные числа - 4 класс

Смешанные числа - 4 класс...

Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии 4 класс

Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса общеобразовательной школы...

Статья «Применение технологии смешанного обучения «Перевернутый класс» в начальной школе»

Суть модели смешанного обучения "Перевернутый класс" заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меня...