«Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-х классов»
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.
Задачи
Основными задачами программы являются: упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.
Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи , фонетико- фонематическим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста. Программа адресована учащимся 2-х классов начальной школы для детей с нарушением речи.
Содержание
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях :
- на фонетическом уровне;
- на лексико- грамматическом уровне;
- на синтаксическом уровне.
- Коррекционная работа на фонетическом уровне:
А) коррекция дефектов произношения;
Б) формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
- Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
- Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2_klass.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа специалиста
учителя –логопеда
Ермаковой Анны Станиславовны
«Программа профилактики и коррекции
смешанной дисграфии у учащихся 2-х классов»
Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:
- комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
- поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.
Задачи
Основными задачами программы являются: упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.
Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи , фонетико- фонематическим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста. Программа адресована учащимся 2-х классов начальной школы для детей с нарушением речи.
С учащимися проводятся групповые (2-6 человек) и индивидуальные логопедические занятия. Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального занятия – 25 минут учебного времени. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.
Содержание
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях :
- на фонетическом уровне;
- на лексико- грамматическом уровне;
- на синтаксическом уровне.
- Коррекционная работа на фонетическом уровне:
А) коррекция дефектов произношения;
Б) формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
- Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
- Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.
Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.
I этап. Коррекционная работа на лексико – синтаксическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
II Этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
- Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
- Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2-х классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.
III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы
с группой учащихся 2-х классов имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные ФФНР.
№ | Задачи коррекционной работы | Количество часов | Задачи | Оборудование |
I Диагностико-аналитический блок 01.09-15.09 | ||||
1 | Выявить состояние сформированности фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза. | Состояние сформированности фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза. | ||
2 | Выявить состояние сформированности словообразования и словоизменения. | Состояние сформированности словообразования и словоизменения. | ||
3 | Выявить состояние сформированности устной и письменной речи. | Состояние сформированности устной и письменной речи. | ||
4 | Выявить состояние сформированности связной речи. | Состояние сформированности связной речи. | ||
II Коррекционная работа лексико-синтаксическом уровне. | ||||
1 | Текст и предложение | 2-4 | понятия текста и предложения; учить детей определять границы предложения; уточнить правило написания предложения; | |
2 | Предложение и слово | 2-4 | понятие о слове; дифференцировать понятия «предложение» и «слово»; предложения состоят из слов, связанных между собой по смыслу; учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из определенного количества слов; | |
3 | Слово и слог | 2-4 | понятие слога; дифференцировать понятия «слово» и «слог»; учить детей делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове; обучать слоговому анализу и синтезу слов I и II класса | |
III Коррекционная работа на фонетическом уровне. | ||||
4 | Звуки и буквы | 1-3 | научить детей различать понятия «звук» и «буква»; закрепить умение определять место звука в слове; обучать анализу и синтезу слов I, II, III класса; | |
5 | Гласные звуки | 1-3 | понятие о гласных звуках и их обозначении на письме; уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу слов III класса; | |
6 | Ударение | 1-3 | дать понятие об ударении; учить правильно ставить ударение; работать над ритмико-слоговой структурой слова; дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове; учить анализу и синтезу слов II и IV класса; | |
7 | Согласные звуки и буквы | 1-3 | понятие о согласных звуках и буквах; научить дифференцировать гласные и согласные звуки; закреплять умение выделять последний звук слова, определять, какой он - гласный или согласный; учить анализу и синтезу прямого открытого и обратного слога; | |
8 | Буквы Я, Ё, Ю, Е | 1-3 | познакомить детей с двойной ролью букв я, ё, ю, е; развивать фонематические процессы; дать понятие о транскрипции, об особенностях гласных букв я, ё, ю, е; познакомить детей с позициями, когда йотированные гласные обозначают один звук и два звука; учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях; | |
9 | Твердые и мягкие согласные звуки | 1-3 | понятие о твёрдых и мягких согласных звуках; учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям; дать, понятие о том, что одна буква может обозначать два звука; | |
10 | Звонкие и глухие согласные | 1-3 | понятие о звонких и глухих согласных; учить дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и с помощью тактильных ощущений; обучать анализу и синтезу слов III класса; | |
11 | Звуки [п] - [п'] и буква II | 1-2 | учить детей различать звуки [п] - [п'| изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
12 | Звуки [б] - [б'] и буква Б | 1-2 | учить детей различать звуки [б] - [б'] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
13 | Дифференциация звуков [п] - [б] | 1-2 | учить детей различать звуки [п] - [б] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
14 | Дифференциация звуков [п'] - [б'] | 1-2 | учить детей различать звуки [п'] - [б'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
15 | Звуки [ф] - [ф'] и буква Ф | 1-2 | учить детей различать звуки [ф] и [ф'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
16 | Звуки [в] - [в'] и буква В | 1-2 | учить детей различать звуки [в] - [в'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
17 | Дифференциация звуков [в] - [ф] | 1-2 | учить детей различать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
18 | Дифференциация звуков [в'] - [ф1] | 1-2 | учить детей различать звуки [в'] - [ф'] изолирован но, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
19 | Звуки [т] - [т'] и буква Т | 1-2 | учить детей различать звуки [т] - [т'] изолированно в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
20 | Звуки [д] - [д'] и букваД | 1-2 | учить детей различать звуки [д] - [д'] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
21 | Дифференциация звуков [т] - [д] | 1-2 | учить детей различать звуки [т] - [д] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
22 | Дифференциация звуков [т'] - [д'] | 1-2 | учить детей различать звуки [т'] - [д'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
23 | Звуки [к] - [к'] и буква К | 1-2 | учить детей различать звуки [к] - [к'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
24 | Звуки [г] - [г'] и буква Г | 1-2 | учить детей различать звуки [г] - [г'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
25 | Дифференциация звуков [к] - [г] | 1-2 | учить детей различать звуки [к] - [г] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
26 | Дифференциация звуков [к'] - [г'] | 1-2 | учить детей различать звуки [к'] - [г'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
27 | Звуки [с] - [с'] и буква С | 1-2 | учить детей различать звуки [с] - [с'] изолированно, к слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
28 | Звуки [з] - [з'] и буква 3 | 1-2 | учить детей различать звуки [з] - [з'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
29 | Дифференциация звуков [с] - [з] | 1-2 | учить детей различать звуки [с] - [з] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
30 | Дифференциация звуков [с'] - [з'] | 1-2 | учить детей различать звуки [с'] - [з'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
31 | Дифференциация звуков [ш] - [ж] | 1-2 | учить детей различать звуки [ш] - [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
32 | Дифференциация звуков [с] - [ш] | 1-2 | учить детей различать звуки [с] - [ш] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначить их на письме. | |
33 | Дифференциация звуков [з] - [ж] | 1-2 | учить детей различать звуки [з] - [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
34 | Звуки [л] - [л'] и буква Л | 1-2 | учить детей различать звуки [л] - [л'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
35 | Звуки [р] - [р'] и буква Р | 1-2 | учить детей различать звуки [р] - [р'] изолированно, к слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
36 | Звуки [л] - [р] и букв Л, Р | 1-2 | учить детей различать звуки [л] - [р] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
37 | Звуки [л'] - [р'] и букв Л, Р | 1-2 | учить детей различать звуки [л' ] - [р'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
38 | Звуки [ц] - [с] и буквы Ц, С | 1-2 | учить детей различать звуки [ц] - [с] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
39 | Звуки [ц] - [т'] и буквы Ц, Т. | 1-2 | учить детей различать звуки [ц] - [т'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
40 | Звуки [щ'] - [с'] и буквы Щ, С | 1-2 | учить детей различать звуки [щ'] - [с'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
41 | Звуки [ч'] - [щ'] и буквы Ч, Щ | 1-2 | учить детей различать звуки [ч'], [щ'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
42 | Звуки [ч'] - [т'] и буквы Ч, Т. | 1-2 | учить детей различать звуки [ч'] - [т'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их па письме. | |
43 | Звуки [ч'] - [ц] и буквы Ч, Ц | 1-2 | учить детей различать звуки [ч] - [ц] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. | |
III Коррекционная работа на синтаксическом уровне. | ||||
1 | Составление рассказов из предложений. | 2 | учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебного задания. учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебного задания. | |
2 | Составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам). | 2 | ||
3 | Составление рассказа по сюжетной картине. | 2 | ||
4 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | 2 | ||
5 | Составление рассказа по вопросной схеме, (пересказ). | 2 | ||
IV Оценочный этап. | ||||
Выявить результативность проведения коррекционной работы и выделить комплекс задач, над которыми планируется работать в следующей четверти. | Оценка динамики развития учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Выявление дисграфии у учащихся 2-х классов»
Данную разработку можно использовать для выступлений на методических обЪединениях....
Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»
Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....
Учебно-коррекционная программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Учебно-коррекционная программа. Рабочая программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»...
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...
Рабочая программа «Предупреждение дисграфии у учащихся 1-ых классов». Календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа "Предупреждение дисграфии у учащихся 1-ых классов" составлена специалистом ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Горемыкиной Ириной Николаевной.Данная программ...
Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...
Программа коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов
Настоящая программа коррекционной работы позволяет оказывать логопедическую поддержку младшим школьникам с недостатками в развитии навыка письма. Её особенностью является направленность на формировани...