Учебно-коррекционная программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
методическая разработка (логопедия, 3 класс) по теме

Учебно-коррекционная программа. Рабочая программа  «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_log._aleksandrovoy_s._a.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-коррекционная программа

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

«Коррекция смешанной дисграфии у учащихся

2-3 классов общеобразовательной школы»

Составила:

Александрова С.А.

Учитель-логопед

  1. Санкт-Петербург
  2. 2013

                                                           

Актуальность программы

   На практике  логопедам  часто  приходится   сталкиваться    со  сложными вариантами нарушений письма, то есть со смешанной дисграфией. Ухудшение здоровья  современных  младших  школьников, недостаточность или  неравномерность   развития у многих  учащихся   общеобразовательных школ   высших    психических    функций,   обеспечивающих   готовность    к овладению письменной речью, приводит  к увеличению распространенности    дисграфии.    Психофизиологические      особенности     многих      детей      с дисграфией:   низкое     внимание,    неполноценная     слухоречевая    память,    недостаточный уровень    развития   абстрактного   мышления,   повышенная   возбудимость,   торопливость      и  др.    Такие   понятия,  как    минимальная мозговая    дисфункция,      гиперактивность,     синдром дефицита  внимания,  психический     инфантилизм    прочно      вошли    в      практику      логопеда общеобразовательной школы.

 Программа    позволяет     устранить   или    сократить   количество   стойких специфических ошибок, возникающие  при расстройстве письма - дисграфии.

 Программа создает   предпосылки  для успешного   усвоения учениками  2-3 классов     общеобразовательной      школы      трех    основных      принципов   русской орфографии: фонетического, морфологического, традиционного.

Цели логопедической работы

  1. Своевременное  выявление    и   преодоление   расстройств   устной    и письменной речи.
  2.  Восполнение пробелов  в учебной деятельности, не допуская перехода этих проблем на последующие этапы обучения.

Задачи логопедической работы

  1. Совершенствование навыка языкового анализа и синтеза;
  2. Развитие        фонематического     восприятия      и      фонематических представлений;
  3. Совершенствование      зрительного       восприятия,         памяти, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза;
  4. Совершенствование  синтаксических  и морфологических обобщений, слогового и морфологического анализа и синтеза слов;
  5. Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
  6. Формирование    связной   речи     и     навыков   построения  связного высказывания;
  7. Развитие графомоторных навыков;

Решение данных задач  осуществляется  на групповых, подгрупповых и индивидуальных  занятиях,  которые проводятся  2 раза в  неделю по 45 минут. Количество   детей  на  занятиях   от  3  до 6 человек. Программа рассчитана на учеников 2-3 классов,  имеющих  дисграфию смешанного вида.

Содержание программы

1 этап. Диагностический.

2 этап. Логопедическая работа на фонетико - фонематическом уровне.

3 этап. Логопедическая работа на оптико-пространственном уровне.

4 этап. Логопедическая работа на лексико-грамматическом уровне.

5 этап. Логопедическая работа на синтаксическом уровне.

   Учитель-логопед   может   исключать  темы   логопедических  занятий или добавлять количество часов для повторения, исходя из особенностей данной группы учащихся.

Учебно-тематический план занятий по коррекции дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы.


n/n

                                    Тема

 Кол-во часов

       

 1

Обследование   оптико - пространственных  и графомоторных функций.

         

             1

                  2

Обследование навыков языкового, слогового и звуко - буквенного анализа и синтеза.


             1

3

Обследование лексического строя речи.

             1

4

Обследование грамматического строя речи.

             1

5

Обследование  чтения  и  связной  речи.

 Р/ Р   В. Бианки  «Сентябрь» пересказ с использование приема мнемотехники.



             1

          6

Обследование письменной речи.

             1

7

Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.

             1

8

Правописание имен собственных. Звук  и буква «Й»

           

             1

          9

Звуковой анализ  и синтез слов. Простые формы языкового анализа и синтеза.

           

             1

  10

Звуковой анализ и синтез слов. Сложные формы языкового анализа и синтеза.

           

             2

  11

 Обозначения   мягкости   согласных на письме гласными 2 ряда. Выделение твердых и мягких согласных   в начале,  середине  и конце слова.

 Р/ Р  В. Бианки  «Октябрь»   пересказ   с использованием приема мнемотехники.




             3

12

Второй способ обозначения мягкости согласных на письме, посредством «ь»


             2

13

Разделительный мягкий  знак.

             1

14

Написание гласной  «и» после шипящих,  «ж, ш, ц», «а, у» после шипящих «ч, щ», сочетаний чк, чн, раст,  рос, ст, оро,  оло.    Р/ Р   Составление рассказа, с использованием картинки - опоры.

             4

15

Дифференциация фонем, имеющих акустико-  артикуляционное  сходство    «о-у», «е-ю»

           

            2  

16

Дифференциация букв, имеющих,  оптическое сходство. Прописные строчные буквы А- О.

            1

17

Дифференциация прописных строчных букв

 И-У.

Р/Р Пересказ сказки «Лиса и журавль»

            1

18

Дифференциация прописных  заглавных и строчных букв   П-Т.

            1

19

Дифференциация букв Ш-Щ

            1

20

Дифференциация прописных строчных букв    Б - Д.

             

            1


21

Дифференциация фонем, имеющих  акустико-артикуляционное  сходство. Звуки «Б,  Б’»  и

«П, П’»


            1

22

Дифференциация звуков «В, В’» и «Ф, Ф’»

            1

23

Дифференциация звуков «Г, Г’» и «К, К’»

            1

24

Дифференциация звуков «Д, Д’» и «Т, Т’»

            1

25

Дифференциация звуков «Ж» и «Ш»

            1

26

Дифференциация звуков «З, З’» и «С,С’»

            1

27

Дифференциация звуков «Р, Р’» и «Л,Л’»

            1

28

Дифференциация звуков «Ц» и «С»

            1

29

Диктант.

            1

30

Дифференциация звуков «Ц» и «Ч»

            1

31

Дифференциация звуков «Ч» и «Т’»

            1

32

Дифференциация звуков «Ч» и «Щ»

            1

33

Слоги. Слоговой анализ и синтез слов.

            2

34

Ударение в слове.

            2

35

Сравнительный анализ рядов однокоренных слов. Корень слова.

            2

36

Образование и морфемный состав сложных слов.

            1

37

Приставка. Образование слов  с помощью приставок.

            1

38

Разделительный «Ъ».

           1

39

Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов.

           1



40

Морфемный   анализ  и синтез  слов. Правила переноса.  Р/ Р  В. Бианки  «Март» пересказ с использованием приема мнемотехники.

           1

41

Безударные гласные. Ребусы.

           4

42

Словосочетания и предложения. Развитие графомоторных навыков письма.

           2


43

Связь слов в  предложении и словосочетании.

 Р/ Р      В.  Бианки  «Апрель»  пересказ  с использованием приема мнемотехники.

           2


44

Предлоги. Раздельное написание  предлогов со словами.    Развитие  графомоторных  навыков письма.

          4

45

Дифференциация предлогов и приставок на письме.  Развитие графомоторных навыков письма.

          2

46

Диктант.

          1

47

Р/ Р   В.  Бианки   «Май»,   «Июнь»   пересказ   с использованием приема мнемотехники. Развитие графомоторных навыков письма.

         

          2

Всего:

       68 у. ч.

                                       Литература:

1.Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологичекая  диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - Москва -Воронеж, 2001.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.,1996.

3. Волина В. В.  Занимательное  азбуковедение.- М., 1991.

4.Ефименкова Л. Н.   Коррекция   устной    и    письменной   речи   учащихся начальных классов. -  М., 1991.

5.Корнев А.Н. нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997, 2003.

6. Лалаева  Р. И.   Венедиктова Л.В.    Дифференциальная     диагностика     и коррекция нарушений чтения и письма у детей.- СПб., 1997.

7.  Мазанова Е.В. Формы и  методы  логопедической  работы   по  коррекции дисграфии  // Развитие  и   коррекция.  Вып. 10.-   М.:   АНМЦ   «Развитие   и коррекция» ВОИ, 2001.

8. Садовникова И. Н.   Нарушения    письменной   речи и   их   преодоление у младших школьников.- М., 1995.

9 .  Парамонова  Л. Г. Правописание шаг за шагом.  - СПб., 1998.

10. Хватцев М. Е. Логопедия. - М.,1995.

11. Ястребова А. В.      Коррекция      недостатков    речи      у    учащихся общеобразовательной школы. – М.,1997.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.

Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...

Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.

Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...

Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов

Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди учащихся как коррекционных, так и общеобразовательных классов, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В после...

«Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-х классов»

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.Цель: ...

Обследование письменной речи учащихся 1-2 класса общеобразовательной школы

Предлагаю краткое описание обследования письменной речи детей 1-2 класса...

Программа коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов

Настоящая программа коррекционной работы позволяет оказывать логопедическую поддержку младшим школьникам с недостатками в развитии навыка письма. Её особенностью является направленность на формировани...