Учебно-коррекционная программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
методическая разработка (логопедия, 3 класс) по теме
Учебно-коррекционная программа. Рабочая программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_log._aleksandrovoy_s._a.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-коррекционная программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекция смешанной дисграфии у учащихся
2-3 классов общеобразовательной школы»
Составила:
Александрова С.А.
Учитель-логопед
- Санкт-Петербург
- 2013
Актуальность программы
На практике логопедам часто приходится сталкиваться со сложными вариантами нарушений письма, то есть со смешанной дисграфией. Ухудшение здоровья современных младших школьников, недостаточность или неравномерность развития у многих учащихся общеобразовательных школ высших психических функций, обеспечивающих готовность к овладению письменной речью, приводит к увеличению распространенности дисграфии. Психофизиологические особенности многих детей с дисграфией: низкое внимание, неполноценная слухоречевая память, недостаточный уровень развития абстрактного мышления, повышенная возбудимость, торопливость и др. Такие понятия, как минимальная мозговая дисфункция, гиперактивность, синдром дефицита внимания, психический инфантилизм прочно вошли в практику логопеда общеобразовательной школы.
Программа позволяет устранить или сократить количество стойких специфических ошибок, возникающие при расстройстве письма - дисграфии.
Программа создает предпосылки для успешного усвоения учениками 2-3 классов общеобразовательной школы трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфологического, традиционного.
Цели логопедической работы
- Своевременное выявление и преодоление расстройств устной и письменной речи.
- Восполнение пробелов в учебной деятельности, не допуская перехода этих проблем на последующие этапы обучения.
Задачи логопедической работы
- Совершенствование навыка языкового анализа и синтеза;
- Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- Совершенствование зрительного восприятия, памяти, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза;
- Совершенствование синтаксических и морфологических обобщений, слогового и морфологического анализа и синтеза слов;
- Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
- Формирование связной речи и навыков построения связного высказывания;
- Развитие графомоторных навыков;
Решение данных задач осуществляется на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях, которые проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Количество детей на занятиях от 3 до 6 человек. Программа рассчитана на учеников 2-3 классов, имеющих дисграфию смешанного вида.
Содержание программы
1 этап. Диагностический.
2 этап. Логопедическая работа на фонетико - фонематическом уровне.
3 этап. Логопедическая работа на оптико-пространственном уровне.
4 этап. Логопедическая работа на лексико-грамматическом уровне.
5 этап. Логопедическая работа на синтаксическом уровне.
Учитель-логопед может исключать темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, исходя из особенностей данной группы учащихся.
Учебно-тематический план занятий по коррекции дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы.
№ n/n | Тема | Кол-во часов
|
1 | Обследование оптико - пространственных и графомоторных функций. | 1 |
2 | Обследование навыков языкового, слогового и звуко - буквенного анализа и синтеза. | 1 |
3 | Обследование лексического строя речи. | 1 |
4 | Обследование грамматического строя речи. | 1 |
5 | Обследование чтения и связной речи. Р/ Р В. Бианки «Сентябрь» пересказ с использование приема мнемотехники. | 1 |
6 | Обследование письменной речи. | 1 |
7 | Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. | 1 |
8 | Правописание имен собственных. Звук и буква «Й» | 1 |
9 | Звуковой анализ и синтез слов. Простые формы языкового анализа и синтеза. | 1 |
10 | Звуковой анализ и синтез слов. Сложные формы языкового анализа и синтеза. | 2 |
11 | Обозначения мягкости согласных на письме гласными 2 ряда. Выделение твердых и мягких согласных в начале, середине и конце слова. Р/ Р В. Бианки «Октябрь» пересказ с использованием приема мнемотехники. | 3 |
12 | Второй способ обозначения мягкости согласных на письме, посредством «ь» | 2 |
13 | Разделительный мягкий знак. | 1 |
14 | Написание гласной «и» после шипящих, «ж, ш, ц», «а, у» после шипящих «ч, щ», сочетаний чк, чн, раст, рос, ст, оро, оло. Р/ Р Составление рассказа, с использованием картинки - опоры. | 4 |
15 | Дифференциация фонем, имеющих акустико- артикуляционное сходство «о-у», «е-ю» | 2 |
16 | Дифференциация букв, имеющих, оптическое сходство. Прописные строчные буквы А- О. | 1 |
17 | Дифференциация прописных строчных букв И-У. Р/Р Пересказ сказки «Лиса и журавль» | 1 |
18 | Дифференциация прописных заглавных и строчных букв П-Т. | 1 |
19 | Дифференциация букв Ш-Щ | 1 |
20 | Дифференциация прописных строчных букв Б - Д. | 1 |
21 | Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Звуки «Б, Б’» и «П, П’» | 1 |
22 | Дифференциация звуков «В, В’» и «Ф, Ф’» | 1 |
23 | Дифференциация звуков «Г, Г’» и «К, К’» | 1 |
24 | Дифференциация звуков «Д, Д’» и «Т, Т’» | 1 |
25 | Дифференциация звуков «Ж» и «Ш» | 1 |
26 | Дифференциация звуков «З, З’» и «С,С’» | 1 |
27 | Дифференциация звуков «Р, Р’» и «Л,Л’» | 1 |
28 | Дифференциация звуков «Ц» и «С» | 1 |
29 | Диктант. | 1 |
30 | Дифференциация звуков «Ц» и «Ч» | 1 |
31 | Дифференциация звуков «Ч» и «Т’» | 1 |
32 | Дифференциация звуков «Ч» и «Щ» | 1 |
33 | Слоги. Слоговой анализ и синтез слов. | 2 |
34 | Ударение в слове. | 2 |
35 | Сравнительный анализ рядов однокоренных слов. Корень слова. | 2 |
36 | Образование и морфемный состав сложных слов. | 1 |
37 | Приставка. Образование слов с помощью приставок. | 1 |
38 | Разделительный «Ъ». | 1 |
39 | Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов. | 1 |
40 | Морфемный анализ и синтез слов. Правила переноса. Р/ Р В. Бианки «Март» пересказ с использованием приема мнемотехники. | 1 |
41 | Безударные гласные. Ребусы. | 4 |
42 | Словосочетания и предложения. Развитие графомоторных навыков письма. | 2 |
43 | Связь слов в предложении и словосочетании. Р/ Р В. Бианки «Апрель» пересказ с использованием приема мнемотехники. | 2 |
44 | Предлоги. Раздельное написание предлогов со словами. Развитие графомоторных навыков письма. | 4 |
45 | Дифференциация предлогов и приставок на письме. Развитие графомоторных навыков письма. | 2 |
46 | Диктант. | 1 |
47 | Р/ Р В. Бианки «Май», «Июнь» пересказ с использованием приема мнемотехники. Развитие графомоторных навыков письма. | 2 |
Всего: | 68 у. ч. |
Литература:
1.Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологичекая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - Москва -Воронеж, 2001.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.,1996.
3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение.- М., 1991.
4.Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.
5.Корнев А.Н. нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997, 2003.
6. Лалаева Р. И. Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у детей.- СПб., 1997.
7. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. Вып. 10.- М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
8. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М., 1995.
9 . Парамонова Л. Г. Правописание шаг за шагом. - СПб., 1998.
10. Хватцев М. Е. Логопедия. - М.,1995.
11. Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.
Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...
Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.
Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...
Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов
Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди учащихся как коррекционных, так и общеобразовательных классов, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В после...
«Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-х классов»
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.Цель: ...
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
Цель: Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х- ж на материале предложений....
Обследование письменной речи учащихся 1-2 класса общеобразовательной школы
Предлагаю краткое описание обследования письменной речи детей 1-2 класса...
Программа коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов
Настоящая программа коррекционной работы позволяет оказывать логопедическую поддержку младшим школьникам с недостатками в развитии навыка письма. Её особенностью является направленность на формировани...