Конспект логопедического занятия в 1 классе на тему: «Звуки и буквы ш-ж».
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Цель: -Совершенствовать навык дифференциации звуков и букв Ш,Ж с помощью различных анализаторов, звукобуквенного и
слогового анализа;
-вырабатывать орфографическую зоркость и умение применять
изученные орфограммы;
-практическое словообразование префиксальным способом;
-обучать логическому построению текста;
-воспитывать умение совместно работать в группе.
Оборудование: -Демонстрационный материал: магнитофон, проектор
картинки, карточки слов, таблицы букв Ш, Ж, «Цепочки слов»,
«Ателье», «Уха»;
-раздаточный материал: фломастеры, перфокарты, карточки
цифровых рядов, мешочки с буквами Ш, Ж,
фишки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s-zh.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в 1 классе.
Тема: Звуки и буквы Ш-Ж.
Цель: -Совершенствовать навык дифференциации звуков и букв Ш,Ж с помощью различных анализаторов, звукобуквенного и
слогового анализа;
-вырабатывать орфографическую зоркость и умение применять
изученные орфограммы;
-практическое словообразование префиксальным способом;
-обучать логическому построению текста;
-воспитывать умение совместно работать в группе.
Оборудование: -Демонстрационный материал: магнитофон, проектор
картинки, карточки слов, таблицы букв Ш, Ж, «Цепочки слов»,
«Ателье», «Уха»;
-раздаточный материал: фломастеры, перфокарты, карточки
цифровых рядов, мешочки с буквами Ш, Ж,
фишки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
У учащихся в мешочках печатные и прописные буквы Ш и Ж по одной в каждом.
-Определите букву не глядя, только на ощупь.
После того, как буквы определены, названы, на доске вывешиваются две буквы Ш и Ж.
-Какие звуки обозначают буквами Ша и Же? Назовите их. Сегодня звуки [Ш], [Ж] и буквы Ша и Же — дежурные. Продолжаем работать с ними.
II. Основная часть.
1. Характеристики звуков [Ш] и [Ж]. Сходство, различие. Тактильные ощущения при произнесении. (Сходство: согласные, парные, твердые)
(Различие: [Ш]-глухой, [Ж] -звонкий).
2. Прослушивание магнитофонной записи стихотворения В. Лунина «Что хочется лошадке» (Т.С.Резниченко, О.Д.Ларина «Говорим правильно Р»).
-Послушайте и определите слова, в которых есть звуки [Ш] и [Ж]. –«Очень хочетсялошадке вместо сена и травы
Съесть на завтрак шоколадку или чуточку халвы.
Очень хочется лошадке торт слоёный на обед,
А на ужин сладкий-сладкий из пирожных винегрет.»
(Слова: шоколадка, лошадка, ужин, пирожные).
3. С помощью цифрового ряда определите место звуков [Ш], [Ж] в словах « лошадка», «ужин», «пирожные».
Учащиеся фломастером зачеркивают соответствующие цифры.
-Назовите соседей звуков [Ш] и [Ж] в этих словах.
( 1слово – а, а; 2 слово – у, ы; 3 слово – о,н).
4. Игровой момент «Поймай звук».
Если дети слышат звук, то «ловят» его ладошками в «замок», если слог, то ладошки отодвигают от себя.
5. Игровой момент «Цепочка слов».(слайд)
На экране предметные картинки со звуком [Ш]. Первое слово «душ» отмечено красным кружком, следующее слово начинается с последнего звука слова «душ» и т.д.
- Какой из «дежурных» звуков есть в каждом слове? (звук [Ш]).
Физминутка и пальцевая гимнастика.
Сначала круговые движения головой в разные стороны, затем стоя на расстоянии вытянутой руки, показывая рукой проговаривают:
Это правая рука, это левая рука;
справа- шумная дубрава,
слева- быстрая река.
Обернувшись мы, и вот- стало все наоборот:
Слева- шумная дубрава,
Справа- быстрая река,
Неужели стала правой
Моя левая рука.
Пальцевая гимнастика «Ушки зайчика», «Кошка».
8. Подбор слов с различными приставками к глаголу «шить».
-Ателье мышонка украшает витрина, по которой мы можем определить, какие заказы надо выполнить мышонку. Назовите предметы одежды, определите, какой из «дежурных» звуков есть в словах. (Шуба, джинсы платье, шапка, шорты, жакет)
-Что нужно сделать мышонку?
(Наклейку нашить, карман пришить, вишенки вышить, шорты сшить, платье подшить. вешалку пришить).
9. Работа с деформированным текстом «Уха». (слайд с текстом)
«Хороша уха! Жора угостил Машу. Мама сварила уху. Папа поймал щуку и ерша».
Обучение построению логической последовательности действий с помощью сюжетных картинок. Выяснить основную мысль рассказа, последовательность событий, проиллюстрировать сюжетными картинками.
Чтение текста в правильной последовательности: «Папа поймал щуку и ерша. Мама сварила уху. Жора угостил Машу. Хороша уха!»
-Назовите слова с «дежурными» буквами.
III. Итог занятия.
-Чем мы сегодня занимались на занятии?
(Учились различать звуки [Ш] и [Ж] и буквы (Шa-Же).
Игровой момент «Пароль на выход»
- Назовите слова с противоположными звуками: уши- (ужи). жар- (шар), шаль -….(жаль), жить- …(шить), крушить- ….(кружить), Луша- …(лужа).
-Вы все хорошо работали на занятии.
Рефлексия деятельности:
- Дорисуйте смайлики, оценивая, как вам работалось на занятии.
УХА
Хороша уха! Жора угостил Машу. Мама сварила уху. Папа поймал щуку и ерша.
Литература:
- Т.С.Резниченко, О.Д.Ларина «Говорим правильно Р», М.2002г.
- Л.М.Козырева, тетрадь для логопедических занятий «Различаем глухие и звонкие согласные», М. Ярославль, «Академия, К», 1999г.
- Л.Н.Зуева, Н.Ю.Костылёва, О.П.Солошенко «Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников», М. Астрель-АСТ, 2001г.
Конспект логопедического занятия с первоклассниками, имеющими недоразвитие фонематического восприятия речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Путешествие в страну Глухих звуков"
Конспект подгруппового логопедического занятия по звукобуквенному анализу слов. 1 класс....
План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.
Цели: 1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...
Конспект урока чтения 1 класс на тему "Звук и буква д"
Цель урока: познакомить учащихся со звуком и буквой д....
Конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему:"«Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж». Закрепление.
Конспект урока разработан по программе "Школа России"....
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Конспект логопедического занятия по произношению на тему "Звук [Ж]"
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала, изучение звука [Ж]Задачи:Коррекционно-образовательные:познакомить со звуком [ж];учить давать характеристику звукам;Кор...
Конспект коррекционного логопедического занятия для учащихся 1 класса с Тема: «Звук [O], буква О».
Конспект коррекционного логопедического занятия для учащихся 1 класса с Тема: «Звук [O], буква О».Цель: познакомить детей с гласным звуком [О] и буквой О....