Конспект логопедического занятия "Путешествие в страну Глухих звуков"
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме
Конспект подгруппового логопедического занятия по звукобуквенному анализу слов. 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strana_gluhih_zvukov.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ
Город: Магнитогорск
ОУ: МС(к)ОУ шк.-инт. № 4
Учитель: Калинина Е.А.
Класс: 1
Предмет: логопедия
Тема урока: Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков.
Продолжительность урока: 40 мин.
Цель: формирование у учащихся знаний о непарных глухих согласных.
Задачи: 1) закрепить знания детей о гласных и согласных звуках; 2) познакомить с непарными глухими звуками [Щ], [Х], [Ц], [Ч]; 3) учить дифференцировать звуки [Щ], [Х], [Ц], [Ч]; 4) учить выделять изучаемые согласные звуки в слогах, словах, предложениях, определять их место в слове; 5) развивать навыки звукового анализа, слогового анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза; 6) обогащение словарного запаса; 7) коррекция лексико-грамматического строя речи; 8) развитие связной речи; 9) развитие мелкой моторики рук, психических процессов.
Тип урока: урок-путешествие.
Оборудование: Презентация, пособие «Город Звуков», зеркала, сигнальная схема для характеристики звуков, индивидуальные карточки с предложениями, схемы слов, тетради, ручки.
Ход занятия:
1. Организация начала занятия 2 мин.
Цель этапа: подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой, ориентировка во времени.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Организация внимания, внутренней готовности к уроку. | - умение организовываться; - развитие фонематического восприятия; - развитие выразительности речи. | Словесный, наглядный | Групповая, индивидуальная | Презентация |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
Организационный момент. – Здравствуйте, ребята. Какое сегодня число? Какой день недели? - Расскажем о сегодняшней погоде. Какая сегодня погода? Погода солнечная или пасмурная? Были ли осадки? Дует ли ветер? Кто может рассказать о сегодняшней погоде? | – Ответы детей. |
2. Мимическая гимнастика 2 мин.
Цель этапа: развитие мимической мускулатуры.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Неречевые звуки. | - умение отраженно повторять мимическую позу. | Словесный, наглядный | Групповая | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в город Звуков. Мы поедем на автобусе. Сядьте правильно, автобус отправляется. Светит яркое солнышко прямо нам в лицо, его лучи слепят глаза. Зажмурим глазки. Автобус едет под мостом, солнышка не видно: откроем глазки. Автобус свернул направо, солнышко светит в левый глаз. Зажмурим его. Свернули налево, зажмурим правый глаз. Проезжая мимо дома, увидели, как мальчик отобрал у малыша мяч. Нахмурьте брови, рассердимся на этого мальчика. А теперь посмотрим в окно: собака убегает от кошки, покажем, как мы удивились. - Мы долго ехали, день был солнечный и жаркий, всем захотелось пить. Наберём в рот воды и подержим. Наберём воду за правую щёчку, за левую. Проглотим водичку. Вот мы утолили жажду и добрались до города Звуков. - Что мы сейчас делали? | – Дети выполняют соответствующие движения. - Мимическую гимнастику. |
3. Артикуляционная гимнастика 3 мин.
Цель этапа: развитие артикуляционной моторики.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Выполнять и удерживать артикуляционную позу. | Словесный | Групповая | Презентация | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
- В городе Звуков нужно правильно и чётко произносить звуки речи. И для этого мы сделаем гимнастику для губ и языка. 1. «Окошко» широко открыть рот – жарко, закрыть рот – холодно. 2. «Дудочка»: с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты). 3. «Заборчик»: улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые губы (чередовать эти два упражнения). 4. «Месим тесто»: улыбнуться, пошлепать языком между губами – пя-пя-пя; покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения). 5. «Киска»: губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы 6. «Маляр»: губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить (покрасить) небо. - Что мы сейчас делали? | Дети выполняют упражнения. - Гимнастику для губ и языка. |
4. Повторение пройденного материала 3 мин.
Цель этапа: закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Гласные и согласные звуки. | Умение различать гласные и согласные звуки. | Словесный, наглядный | Индивидуальная. | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
- Дети, какие звуки живут в городе Звуков? - Какие звуки мы называем гласными? - Какие звуки мы называем согласными? - На какие группы делятся согласные звуки? - Некоторые из них настолько дружны, что живут парами. Назовите их - Какие звуки мы с вами повторили? | - Гласные и согласные. - Звуки, при произнесении которых выходящий воздух не встречает преграды и звук можно пропеть. - Звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие и звук не тянется. - Звонкие и глухие. - Б-П, Г-К, В-Ф, Д-Т, З-С, Ж-Ш. - Парные звонкие и глухие. |
5. Введение в тему занятия, фонетическая гимнастика, физминутка. Характеристика звуков. 5 мин.
Цель: развитие произносительных навыков и слухоречевой памяти.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Глухие непарные согласные. | Умение воспринимать речевую информацию на слух, отраженно повторять названные звуки. | Словесный, наглядный | Групповая, индивидуальная. | Презентация |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
- А вот в этом замке живут глухие согласные, которые не имеют звонкой пары. Сегодня мы будем говорить об этих звуках. Тема нашего урока: «Глухие непарные согласные». Сейчас мы назовём эти звуки и немного отдохнём. Встаньте около парт. - Посмотрите на первую картинку: девочка замёрзла, греет руки и громко говорит: «Х-Х-Х». Произнесём вместе. - Посмотрите на вторую картинку: мальчик говорит: «Ц-Ц-Ц» - молчите, не шумите! - На третьей картинке девочка идет и шепотом говорит: «Ч-Ч-Ч» - тихо! - А теперь представьте, что мы с вами надутые мячики. «Щ-Щ-Щ» - спускается воздух. Садитесь, молодцы. - Ребята, какие звуки мы сейчас произнесли? - Дайте характеристику этим звукам по схеме. - Какое задание мы выполняли? | Дети произносят звуки: -Х-Х-Х -Ц-Ц-Ц (повторяют дети, поставив пальчик около губ). - Ч-Ч-Ч, (шагают на месте). - Щ-Щ-Щ (дети стоят, расставив руки в стороны, а потом постепенно сводят руки и приседают). - Х, Ц, Ч, Щ. - Х – согласный, глухой, твердый или мягкий. - Ц – согласный, глухой, твердый. - Ч – согласный, глухой, мягкий. - Щ – согласный, глухой, мягкий. - Произносили глухие непарные звуки, давали им характеристику. |
6. Работа по звукобуквенному анализу на уровне слога. Закрепление знаний о согласных звуках. 8 мин.
Цель этапа: развитие навыков звукового анализа на уровне слога.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Гласные и непарные глухие звуки. | Составлять слоги из звуков, выделять изучаемые звуки в слогах. | Словесный, наглядный | Групповая | Презентация |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
- Я расскажу вам одну историю, которая однажды произошла с этими звуками. Звуки Щ, Ц, Х, Ч жили в своем сером и холодном замке совсем одни. Никто не приходил к ним в гости и никто не приглашал их а себе. Но вот однажды около замка глухих звуков случайно оказались бродячие артисты. Они пели, плясали, ходили по замку и приглашали звуки на свое представление. Один из артистов громко пел: «А-А-А!». Второй подпевал: «У-У-У!». Третий хохотал: «О-О-О!». Скажите, что за бродячие артисты посетили замок глухих звуков? - Попробуйте «вытащить» глухие согласные из их серых и хмурых комнат. «Подружите» гласные звуки с согласными – составьте слоги со звуками Щ, Ц, Х, Ч. - Запишите слоги, которые мы составили, в тетрадь, подчеркните буквы, обозначающие звуки нашего занятия. -Какое задание мы выполняли? | - Гласные звуки. Ща, що, щу; ца, цо, цу; ха, хо, ху; ча, чо, чу. Дети записывают слоги в тетрадь и подчеркивают нужные буквы. - Составляли слоги и записывали их в тетрадь. |
7. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза, соотнесение слов со звуковыми схемами. 3 мин.
Цель этапа: развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слова.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Место звука в слове. | Умение соотносить слова с данной схемой.. | Словесный, наглядный | Групповая, индивидуальная. | Презентация |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
- Повеселели глухие согласные. Решили они пригласить в гости своих любимых сказочных героев. Посмотрите и скажите, кого могли пригласить глухие согласные? - Но не все приглашенные смогли приехать в гости. Отгадайте, кто добрался до Города Глухих Звуков по схемам. (Схемы слов: Чебурашка, Хомячок, Щелкунчик, Царевна-лягушка). - Почему именно эти герои пришли к глухим звукам? - Какое задание мы выполняли? | - Кощея Бессмертного, Щелкунчика , Царевну-Несмеяну, Ивана-Царевича, Царевну-лягушку, Хаврошечку, Хомячка Хомку, Чебурашку, Курочку Рябу, Чиполлино, Мальчика-с-Пальчик. - Дети подбирают к данным схемам имена сказочных героев. - В их именах глухие непарные согласные находятся в начале слова: Щелкунчик – звук Щ, Царевна-лягушка – звук Ц, Хомячок – звук Х, Чиполлино – звук Ч. - Называли сказочных героев, подбирали слова к схемам. |
8. Физминутка «Хомка» 2 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Хомка, Хомка, хомячок Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку, И выходит на зарядку, Раз, два, три, четыре, пять, Хомка сильным хочет стать. | Хлопки в ладоши. Повороты туловища влево-вправо. Руки вверх – потянулись. Массаж лица, шеи. Наклоны вперед. Ходьба на месте. Прыжки. Хлопки в ладоши. |
9. Работа с загадками. Обогащение словаря. 6 мин.
Цель этапа: развитие логического мышления, обогащение словарного запаса
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Домашние животные и птицы. | Узнавать предмет по описанным признакам. | Словесный, наглядный | Групповая, индивидуальная. | Презентация |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
- Сказочные герои пришли не одни, а вместе со своими любимыми животными и птицами. Отгадайте загадки и скажите, кого привели сказочные герои. 1. Хвост с узорами, Сапоги со шпорами, Песни распевает, Время считает. 2. Летом в поле травку рвет, А зимой в хлеву живет. Сена ей вволю дают, Да ягненка в прибыль ждут. Не рогата, не бодлива, Беспокойна, боязлива. Шерстку у ней стригут. Вяжут из неё и ткут. 3. Наша добрая подружка Даст нам перьев на подушку, Даст яичек для блинов. Куличей и пирогов. 4. Был белый дом, чудесный дом, И что-то застучало в нем. И он разбился и оттуда Живое выскочило чудо. - Ребята, как мы называем этих животных и птиц одним словом? - Почему они так называются? -Запишите слова-отгадки в тетрадь, подчеркните буквы, которые обозначают глухой непарный звук. - Дети, какое задание мы выполняли? | - Петух. - Овца. - Курица. - Цыпленок. - Домашние. - Они живут около человека и он за ними ухаживает. Дети записывают слова в тетрадь, подчеркивают нужные буквы. - Отгадывали загадки, записывали отгадки в тетрадь. |
10. Развитие звукового и языкового анализа на уровне предложения 5 мин.
Цель этапа: развитие навыков звукового анализа и синтеза на уровне предложения.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Согласные звуки и буквы. | Выделять и вставлять изучаемые согласные звуки в предложениях. | Словесный, наглядный | Индивидуальная. | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
- Глухие звуки веселились и играли со своими гостями до самого вечера. Но вот настало время прощаться. Герои сказок спешат на страницы книг, а домашние животные и птицы к своему хозяину. Глухие согласные огорчены. Написали они предложения для своих друзей, да видно так расстроились, что забыли о себе. Вставьте буквы, обозначающие непарные глухие звуки в слова. - Прочитайте свои предложения, назовите буквы, которые вы вставили в слова. - Какое задание мы выполняли? | - Работа по индивидуальным карточкам. - Дети читают предложения, называют вставленные буквы. - Вставляли пропущенные буквы в словах и читали предложения. |
11. Подведение итогов. 1 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- Наш урок подошел к концу. Какие звуки мы сегодня изучали? - Почему они так называются? - Какие задания мы выполняли? Оценка деятельности детей. | - Ответы на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков Ш-Ж"
Конспект логопедического занятия для группы из специального (коррекционного) 2класса VII вида , диагноз "Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (III) уровень"...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков р -л".
Фронтальное занятие с детьми 1-3 класса по теме "Дифференциациязвукоа р-л". на материале лексической темы транспорт....
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...
Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [ш]- [щ], букв ша-ща»
Занятие проводится с учащимися 2 класса имеющими ОНР.Цель: уточнение произношения и сравнение звуков [ш]-[щ], дифференциация букв ш-щ на письме.Задачи: содействие закреплению связи между фонемой, арти...
Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звук и буква Ш"
Предлагаю конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме "Звук и буква Ш"...
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР на тему: «Звуко – буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков»
Цель: Научить детей дифференцировать глухие согласные Ч, Щ, Х, Ц в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- совершенствовать навык звуко-буквенногоанализа;- совершенствоват...