Программа коррекционного курса "Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся 7 класса с умеренной умственной отсталостью".
рабочая программа по логопедии на тему
Программа коррекционного курса составлена на основе программы «Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся специальных классов». Содержание разработано с учётом «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» в 7 классе (под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, -С-Пб, 2013).
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционного курса составлена на основе программы «Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся специальных классов». Содержание разработано с учётом «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» в 7 классе (под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, -С-Пб, 2013).
Работа по программе осуществляется в соответствии с Положением об организации логопедической работы в КОУ ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ №2».
Нарушения речи у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носят стойкий характер и негативно влияют на их развитие, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации.
Характеристика обучающихся
с системным недоразвитием речи тяжелой степени
Группа №7(1)
В группе 3 обучающихся. Уровень становления понимания речи: предикативный. Увеличился словарный запас по изученным лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Игрушки», «Учебные вещи», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Дикие и домашние животные», «Части тела», «Части лица», «Предметы личной гигиены». Знают названия обиходных действий, которые совершают сами или неоднократно наблюдали в быту. Различают несколько пар глаголов, близких по семантике. Понимают значение слов, обозначающих размер («большой», «маленький»), основные цвета и небольшое количество оттенков. Понимают вопросы косвенных падежей, выясняющих местонахождение предмета, объект и направленность действия (где? куда? на чем? что? кого? у кого? кому? чем?).
2 обучающихся различают некоторые существительные в единственном и множественном числе (с ударным окончанием -ы), значения знакомых слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Понимают значение предлогов в, на, способны к выполнению инструкций, связанных с пространственным расположением предметов (положи в портфель, на парту). Понимают значения слов, выражающих пространственные отношения: вниз (внизу), вверх (вверху). Самостоятельно выполняют элементарные инструкции, требующие выполнения одного-двух действий. Для выполнения трехступенчатых инструкций необходима помощь педагога.
Речь малопонятна для окружающих. Употребляемые слова являются недостаточно сформированными в звуковом отношении, однако научились правильно воспроизводить ритмико – интонационную структуру двухсложных и трехсложных слов. В четырехсложных словах наблюдаются пропуски слогов.
Активный словарь пополняется новыми обиходно – разговорными словами, но они не всегда имеют точную понятийную соотнесенность, часто употребляются в неточном их значении. Наблюдаются замены названий предметов названиями действий и наоборот (спать – кровать). Названия предметов заменяются другими по сходству ситуаций, в которых обучающиеся встречали эти предметы (рубашка-куртка, стакан - чашка).
Используют в диалогической речи коммуникативно значимые слова (да, нет, хочу, не хочу и др), отдельные штампы коммуникативной побудительной и вопросительной речи (на, дай, иди, и др.). Умеют выражать свои желания, употребляя наречия модальности «хочу (не хочу) + инфинитив отдельных глаголов» (хочу играть, кушать).
Употребляют в спонтанной речи (при наличии значимой для них ситуации):
- двухсловные предложения из усвоенных слов типа «указательные слова (вот, это, там, тут) + именительный падеж существительного»;
- двухсловные предложения типа «повелительное наклонение глагола единственного числа + винительный падеж существительного с нулевым окончанием.
У 2 обучающихся наряду с ошибками наблюдается правильное использование окончаний 3 лица (ет, ит) у глаголов изъявительного наклонения (кукла спит).
Цель программы: расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации.
Основные задачи программы:
- Создание благоприятных условий для развития у обучающихся коммуникативных навыков.
- Активизация умения использовать доступные вербальные средства в различных ситуациях общения.
- Развитие слухового восприятия, речевого слуха, слухового внимания и памяти.
- Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.
- Развитие умения соотносить предметы, действия и признаки со словесными обозначениями, различать элементарные грамматические формы слов (пассивный словарь);
- Закрепление умения воспроизводить ритмико – интонационную структуру трехсложных слов со стечением согласных. Обогащение активного словарного запаса.
- Развитие умения правильно употреблять в речи предложения из 2-3 слов.
- Закрепление умения сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции.
Для составления программы обучения использовались методики Н. С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Е.В. Кирилловой, Т.Н. Новиковой – Иванцовой.
При логопедическом воздействии применяются различные практические методы и приемы: упражнения и игры, показ действий или способов выполнения задания. Подражательно – исполнительские упражнения выполняются детьми в соответствии с образцом. При выполнении упражнения практического характера (дыхательных, голосовых, артикуляторных) на начальных этапах усвоения используется показ действий, затем – показ сочетается со словесными указаниями, при повторении наглядный показ заменяется словесным обозначением. Программа предусматривает использование игр (дидактических, подвижных, драматизаций), применение ЭОР «Учимся говорить правильно» Л.Е. Шевченко (Единая коллекция ЦОР), электронных ресурсов (игр, упражнений, тренажеров), созданных в среде программ Microsoft PowerPoint, LearningApps.org.
Программа направлена на развитие здоровьесберегающих навыков, предусматривает применение: физминуток, упражнений для профилактики нарушений зрения (элементы методик Э.С. Аветисова, Г.А. Шичко, Бейтца), осанки, гимнастики по развитию мелкой моторики, релаксационных упражнений.
Межпредметные связи.
Развитие речи и окружающий мир
- развитие кинестетической основы артикуляторных движений;
- формирование кинетической основы артикуляторных движений в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно организованных движений;
- развитие движений мимической мускулатуры;
- развитие интонационной выразительности речи;
- развитие навыков общения, диалогической речи;
- Введение в лексикон обучающихся слов, обозначающих родовые и отвлеченные обобщенные понятия;
- составление коротких описательных рассказов;
- обогащение пассивного и активного словарного запаса по темам: «Продуктовый магазин», «Продукты питания», «Овощи, фрукты, ягоды», «Части суток», «Времена года».
- сюжетно – ролевые игры «В продуктовом магазине».
«Альтернативное чтение:
- развитие умения слушать сказки, короткие рассказы, стихи;
- развитие умения участвовать в театрализованных играх по прочитанному педагогом тексту;
- «чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим картинкам; раскладывание карточек на определенной картинке;
- чтение слов, подписанных под пиктограммами (из 3-4 букв), подкладывание букв а,о,у,и,п,б,м,т,д,н к этим же буквам в словах;
- развитие фонематического восприятия (различение гласных и-у, а-у, э-у, согласных м-б, н-д, п-т, т-к, м-н);
- узнавание букв в изученных словах.
Математические представления и конструирование:
- конструирование из палочек и геометрических фигур (по образцу и словесной инструкции);
- складывание предметных и сюжетных разрезных картинок (до 12 частей);
- группировка предметов по форме, цвету, размеру;
- определение пространственного расположения предметов;
- формирование временных представлений, театрализованные игры по обыгрыванию ситуаций, происходящих в различное время суток;
- уточнение представлений обучающихся об астрономических символах (луне, солнцу, месяце, звездах).
Формы работы: групповые занятия.
Особенности содержания программы
Программа седьмого специального класса предусматривает продолжение тренировочного этапа. Материал закрепляется в различных видах деятельности (игровой, предметно-практической, элементарной учебной). Работа направлена на стимулирование речевой функции, речевого общения как особого вида деятельности, на формирование и усвоение вербальных и невербальных средств общения, следовательно, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности.
Развитие фонематического восприятия.
Дифференциация гласных и-у, а-у, э-у, согласных м-б, н-д, п-т, т-к, м-н. Различение на слух звуков речи с использованием игр и упражнений.
Развитие импрессивной речи:
Накопление и уточнение пассивного предметного словаря. Соотнесение картинок со словесным обозначением. Узнавание предмета по его словесному описанию. Смысловое обыгрывание слов путем включения их в различные смысловые контексты. Выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений.
Соотнесение действий и глаголов, их обозначающих. Накопление и уточнение пассивного глагольного словаря. Различение названий действий, противоположных по значению. Дифференциация названий действий, которые обозначают похожие ситуации. Различение прилагательных, обозначающих величину (высокий – низкий, длинный – короткий, широкий - узкий), вкус (сладкий, горький, кислый), оттенки цвета. Автоматизация понимания вопросов косвенных падежей. Различение единственного и множественного числа существительных. Понимание значений слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами -ик, -к-, -чик, -очк-. Закрепление понимания значений слов, выражающих пространственные отношения (далеко – близко). Расширение объёма понимания чужой речи, накопления словарного запаса с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкреплённых предметным действием.
Развитие экспрессивной речи:
Называние предметов, действий, признаков. Воспроизведение ритмического рисунка дву-, трёх- и четырехсложных слов со стечением согласных. Отражённая и хоровая речь с движениями. Договаривание слов, словосочетаний в чистоговорках и стихотворениях.
Образование формы множественного числа существительных с окончаниями -и, -ы. Беспредложные падежные формы существительных в единственном числе: винительного (-у), родительного (-а, -и, -ы), дательного (-у, -е), творительного (-ой, -ом). Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных с суффиксом –ик, -к-, -очк-.
Отраженное воспроизведение, самостоятельное произношение словосочетаний и предложений из 2-3 слов. Закрепление умения грамматически правильно строить предложения «именительный падеж существительного + согласованный глагола 3-го лица настоящего времени». Подбор названий предметов к названным действиям. Ответы на вопросы по сюжетным картинкам. Построение предложения вида «именительный падеж + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа с нулевым окончанием, с окончанием -у). Построение предложения вида «именительный падеж + согласованный глагол + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже, в значении орудия действия, с окончаниями -ом, -ой).
Ответы на вопросы по прочитанной логопедом сказке (со зрительной опорой). Заучивание четверостиший (с использованием приемов мнемотехники). Произнесение предложений из 2-3 слов, заученных стихотворений с выразительными движениями и мимикой. Закрепление умения употреблять усвоенные структуры в театрализованных играх, в спонтанной речи.
Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза:
Прослеживание лабиринтов. Складывание модифицированных матриц Равена. Складывание предметных и сюжетных картинок (до 12частей). Подбор вставок к предметным и сюжетным картинкам. Определение недостающих частей предметов. Вычленение наложенных предметов (модифицированные и упрощенные фигуры Поппельрейтера). Воспроизведение последовательности с опорой на зрительный ряд. Выкладывание ряда геометрических фигур (по образцу, словесной инструкции).
Развитие сенсорно- перцептивной деятельности:
Соотнесение цветного и контурного изображения предметов. Конструирование фигур с учетом цвета, целого из частей, различных деталей. Классификация фигур по цвету, размеру, форме. Работа с доской Сегена.
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики.
«Рисование» в воздухе рукой. Прослеживание прямых, ломаных, извилистых линий. Развитие произвольной координации моторки рук с помощью статических и динамических упражнений. Закрепление приемов самомассажа рук с использованием различных массажеров. Пальчиковая гимнастика со словесным сопровождением. Мимическая гимнастика. Развитие артикуляционной моторики, закрепление навыков правильного воспроизведения артикуляторных укладов звуков речи.
Развитие дыхания и голоса.
Упражнений на расслабление шейной мускулатуры. Закрепление умения контролировать силу воздушной струи выдыхаемого воздуха. Упражнения на изменение силы голоса. Сочетание голосовых упражнений с двигательными.
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. Программа предусматривает разноуровневую коррекционную работу. В соответствии с этим в тематическом планировании разработаны параметры достаточного и минимального уровня сформированности умений и навыков по изучаемым темам. Данные критерии являются ориентировочными. Требования индивидуализированы для каждого обучающегося, отражены в плане на учебный год (в речевой карте).
Мониторинг формирования устной речи.
Программа предусматривает осуществление анализа (количественного и качественного) данных обследования импрессивного и экспрессивного словаря обучающихся, запись образцов речи школьников в речевых картах, фиксацию результатов в индивидуальных картах «Мониторинг развития устной речи». В конце полугодия оценивается общий уровень сформированности устной речи (импрессивной и экспрессивной). Предусмотрено фиксирование результатов в баллах (0-4).
Уровень сформированности (%) устной речи = количество набранных баллов х k,
где k=100:максимальное количество баллов (количество параметров х 4)
Сравниваются результаты, полученные при обследовании в сентябре и декабре текущего учебного года, определяется динамика развития речи каждого обучающегося.
Критерии успешности реализации программы
- Создание оптимальных психолого-педагогических условий для эффективного внедрения программы.
- Внедрение новых педагогических технологий: коррекционно-развивающих, здоровьесберегающих, ИКТ.
- Организация взаимодействия всех участников коррекционно - образовательного процесса, направленного на формирование речевых навыков.
Тематическое планирование групповых занятий по коррекции
системного недоразвития речи тяжелой степени
Группа №7(1)
Этапы коррекционной работы | Тема | Кол-во час. | Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся |
I четверть – 12 часов | |||
III этап - тренировочный (12 часов) | Произношение односложных двусложных и трехсложных слов. | 2 | Уметь: Достаточный уровень:
|
Двухсловные словосочетания, двухсловные и трехсловные предложения | 7 | ||
Двусоставное простое предложение | 3 | ||
II четверть - 16 часов | |||
III этап - тренировочный (16 часов) | Двусоставное простое предложение | 5 | Минимальный уровень:
Воспроизводить ритмико-слоговую структуру трехсложных слов.
|
Календарно – урочное планирование групповых занятий по коррекции
системного недоразвития речи тяжелой степени
Группа №7(1)
№ | Дата прове-дения | Факти-ческая дата | Тема занятия | Цели (задачи) занятия | Лексика | Оборудование |
I четверть – 12 часов | ||||||
1 | 18.09 | Называние односложных, двухсложных и трехсложных слов по теме «Летние каникулы». | Автоматизация умения воспроизводить ритмико-слоговую структуру слов со стечением согласных. | Лето. Каникулы. | Сюжетные картинки, лото «Времена года. Лето». | |
2 | 21.09 | Образование формы множественного числа существительных с окончанием -ы, -и. | Закрепление понимания форм множественного и единственного числа существительных, формирование умения образовывать форму множественного числа. | Предметы быта. | Предметные картинки, лото, игра «Один – много». | |
3 | 25.09 | Употребление в речи предложений «указательное слово + именительный падеж существительного». | Автоматизация умения употреблять в речи двухсловные предложения вида «Вот (тут) ручка». «Это мяч», | Учебные вещи. Игрушки. | Предметные картинки, лото «Игрушки», игра «Положи в портфель». | |
4 | 28.09 | Построение предложений «обращение + глагол повелительного наклонения». | Автоматизация умения употреблять в речи двухсловные предложений вида Вика, прыгай». | Глаголы повелительного наклонения. | Атрибуты для игры «Командир», лото «Выполняй-ка». | |
5 | 2.10 | Форма винительного падежа существительных с окончанием -у. | Развитие умения употреблять в речи словосочетания с существительными винительного падежа вида «Дай чай. Дай кашу». | Пища. Фрукты. | Предметные картинки, разрезные картинки, лото «Фрукты», игра «Гости». | |
6 | 5.10 | Двухсловные предложения вида «иди + неопределенная форма глагола». | Закрепление правильного употребления предложений из 2 слов вида «Иди читать (писать, лепить). | Школа. | Сюжетные картинки, игра «Что нарисовал Незнайка?» (наложенные картинки). | |
7 | 9.10 | Форма дательного падежа существительных с окончанием -у. | Развитие умения правильно употреблять форму дательного падежа существительных с окончанием –у. | Зоопарк. | Сюжетные и предметные картинки, лото «Животные», игра «Что кому?». | |
8 | 12.10 | Построение предложений с обращением и глаголом в повелительном наклонении. | Автоматизация умения употреблять в речи двухсловные предложений вида Вика, прыгай», «Ваня, иди спать». | Утро, день, вечер. Режим дня. | Сюжетные картинки, лото «Части суток». | |
9 | 16.10 | Двусоставное предложение «существительное + глагол 3 лица настоящего времени. | Развитие умения составлять двусоставное предложение по вопросам. | Животные. | Предметные и сюжетные картинки, | |
10 | 19.10 | Подбор названий предметов к названным действиям. | Развитие умения подбирать названия предметов к названным действиям. | Осень. Труд людей. | Сюжетные картинки, игра «Помощники», электронная игра «Когда это бывает?» | |
11 | 23.10 | Ответы на вопросы «Кто (что) это? Что делает?». | Закрепление умения строить предложения вида «именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-го лица настоящего времени. | Семья. | Сюжетные картинки, игра «Кто что делает?». | |
12 | 26.10 | Подбор названий предметов к названным действиям Игра «Путаница». | Закрепление умения соотносить предмет и действие, правильно строить двусоставное простое предложение. | Транспорт. | Предметные и сюжетные картинки, игра «Летает, едет, плавает». | |
II четверть - 16 часов | ||||||
1 | 9.11 | Различение названий действий, близких по семантике. | Закрепление дифференциации в речи глаголов, обозначающие похожие ситуации; закрепление умения правильно строить двусоставное простое предложение. | Моет-умывается-стирает; строит – чинит, подметает – чистит. | Сюжетные картинки, игра «Помогаем маме». | |
2 | 13.11 | Различение названий действий единственного и множественного числа. | Закрепление умения определять по грамматической форме глагола, кому принадлежат совершаемые действия – одному лицу или нескольким лицам, правильно строить двусоставное простое предложение. | «Прогулка». Явления природы (дождь, снег). | Сюжетные картинки, разрезные картинки, карточка с символами дождя, снега. | |
3 | 16.11 | Образование слов с уменьшительно –ласкательными суффиксами -ик | Формирование умения образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных с суффиксом -ик (с опорой на картинки и интонацию логопеда), использовать в словосочетаниях и фразах вида «Дай шарик», «Вика, дай мячик». | Игра «Гном и гномик». | Предметные картинки, игра «Гном и гномик», лото «Большие-маленькие». | |
4 | 20.11 | Различение прилагательных, противоположных по значению (длинный - короткий). | Развитие умения дифференцировать противоположные по значению прилагательные. | Длинный, короткий. | Предметные картинки, игра «Дорожки», демонстрационные и раздаточные карточки с изображением длинных и коротких предметов. | |
5 | 23.11 | Беседа по сюжетным картинкам «В деревне». | Закрепление умения строить предложения вида «им. падеж существительного + согласованный глагол 3-го лица наст. времени. | Домашние животные, игра «Кто как голос подает?» | Сюжетные картинки, лото «Домашние животные». | |
6 | 27.11 | Составление предложений вида «Ваня пьет чай». | Формирование умение строить предложения с прямым дополнением (форма вин. падежа совпадает с формой им. падежа) | Столовая. | Сюжетные и предметные картинки, игра «Столовая». | |
7 | 30.11 | Форма винительного падежа существительных с окончанием -у. | Закрепление умения употреблять в речи словосочетания с существительными винительного падежа. | Дикие и домашние животные. | Предметные картинки, лото «Дикие и домашние животные». | |
8 | 4.12 | Составление предложений из 3-х слов с прямым дополнением. | Развитие умение строить предложения вида «Ваня, дай грушу». | Фрукты. Ягоды. | Предметные картинки, игра «Угощение». | |
9 | 7.12 | Составление предложений вида «Вика лепит собаку». | Формирование умение строить предложения с прямым дополнением (форма вин. падежа с окончанием -у). | Семья. Время суток: вечер. | Сюжетные и предметные картинки. | |
10 | 11.12 | Понимание взаимоотно-шений действующих лиц, изображенных на сюжетных картинках. | Развитие умения различать реальность изображенной на сюжетной картинке ситуации (показать, где кошка ловит мышку, а где мышка ловит кошку). | Игра «Помоги Незнайке». | Сюжетные картинки «Путаница», игра «Собери картинки». | |
11 | 14.12 | Слова, обозначающие качества характера. | Формирование умения понимать и различать оценочные прилагательные. | Прилагательные (плохой, хороший, злой, добрый, веселый, умный). | Сюжетные картинки. | |
12 | 18.12 | Составление предложений вида «Вика вешает кофту». Игра «Уборка». | Развитие умение строить предложения с прямым дополнением (форма винительного падежа с окончанием -у). | Одежда. Предметы быта. Уборка. | Сюжетные картинки, игра «Уборка». | |
13 | 21.12 | Различение названий действий вида «вытирается – вытирают». | Развитие умения дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы. | Режим дня. | Сюжетные картинки. | |
14 | 25.12 | Составление предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам. | Развитие умение строить предложения с прямым дополнением (форма вин. падежа с окончанием -у). | День рождения. | Сюжетные картинки, игра «Гости», электронная игра «День рождения» | |
15 | 28.12 | Закрепление усвоенных грамматических конструкций. Сюжетная игра «Продуктовый магазин». | Активизация словаря, закрепление в самостоятельной речи усвоенных грамматических конструкций (словосочетаний, предложений). | Магазин: продавец, покупатель. Продукты. | Сюжетные и предметные картинки, игра «Наш магазин». | |
16 | 29.12 | Беседа по сюжетным картинкам «Новый год». | Закрепление умения участвовать в беседе, автоматизация умения употреблять в речи усвоенные грамматические конструкции. | Зима. Новый год. | Сюжетные картинки. Электронная игра «Времена года». |
Тематическое планирование групповых занятий по коррекции
системного недоразвития речи тяжелой степени
Группа №7(1)
Этапы коррекционной работы | Тема | Кол-во час. | Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся |
III четверть – 20 часов | |||
III этап - тренировочный (34 часа) | Двусоставное простое предложение | 11 | Уметь: Достаточный уровень:
|
Простое предложение из трех слов. | 9 | ||
IVчетверть - 14 часов | |||
Простое предложение из трех слов. | 7 | Минимальный уровень:
| |
Предложно – падежные конструкции существительных с предлогами в, на, под. | 5 | ||
Закрепление усвоенных грамматических конструкций. | 2 |
Календарно – урочное планирование групповых занятий по коррекции
системного недоразвития речи тяжелой степени
Группа №7(1)
№ | Дата прове-дения | Факти-ческая дата | Тема занятия | Цели (задачи) занятия | Лексика | Оборудование |
III четверть – 20 часов | ||||||
1 | 11.01 | Составление двусоставных предложений с глаголами в единственном и множественном числе. | Автоматизация умения определять по грамматической форме глагола, кому принадлежат совершаемые действия – одному лицу или нескольким лицам, правильно строить двусоставное простое предложение. | «Кто как передвигается». | Сюжетные картинки, электронная игра «Кто что делает, скажи?». | |
2 | 15.01 | Образование слов с уменьшительно –ласкательным суффиксом -к- | Формирование умения образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных с суффиксом -к- (с опорой на картинки и интонацию логопеда), использовать в словосочетаниях и фразах с глаголом повелительного наклонения. | Бытовые предметы | Предметные картинки, лото «Большие-маленькие». | |
3 | 18.01 | Образование слов с уменьшительно –ласкательными суффиксами -ик, -к- | Закрепление умения образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных с суффиксами -ик, -к-, использовать в словосочетаниях и фразах с глаголом повелительного наклонения. | Части тела и лица. | Предметные картинки, игра «Кукла и куколка». | |
4 | 22.01 | Различение прилагательных, противоположных по значению (широкий - узкий). | Развитие умения дифференцировать противоположные по значению прилагательные. | Широкий, узкий. | Игра «Дорожки», демонстрационные и раздаточные карточки с изображением широких и узких предметов. | |
5 | 25.01 | Составление двусоставных предложений. Игра «Кто как передвигается?» | Закрепление умения строить предложения вида «им. падеж существительного + согласованный глагол 3-го лица наст. времени | Дикие и домашние животные. | Сюжетные картинки, электронная игра «Бегает, прыгает, летает, плавает». | |
6 | 29.01 | Беседа по сюжетным картинкам «В школе». | Закрепление умения строить предложения вида «им. падеж существительного + согласованный глагол 3-го лица наст. времени. | Столовая. Кабинет. Спортзал. | Сюжетные картинки, лото «Режим дня». | |
7 | 1.02 | Форма винительного падежа существительных с окончаниями -у, -а. | Закрепление умения употреблять в речи двухсловные фразы вида «глагол повелительного наклонения+существительное в винительном падеже». | Игрушки. Учебные вещи. | Предметные картинки, игра «Магазин». | |
8 | 5.02 | Различение слов, обозначающих качества характера. | Закрепление умения понимать и различать оценочные прилагательные. | Сказочные герои. Прилагательные: добрый, умный, глупый, грустный, злой, веселый. | Сюжетные картинки. | |
9 | 8.02 | Форма дательного падежа падежа существительных с окончаниями -у, -е. | Закрепление умения употреблять в речи двухсловные фразы вида «глагол повелительного наклонения+существительное в дательном падеже». | Домашние и дикие животные. | Предметные картинки, игра «День рождения». | |
10 | 12.02 | Составление двусоставных предложений по сюжетным картинкам. | Закрепление умения строить предложения вида «им. падеж существительного + согласованный глагол 3-го лица наст. времени. | Бытовые приборы.
| Сюжетные картинки, игра «Помощники». | |
11 | 15.02 | Формы множественного числа существительных с окончаниями -ы, -и. | Формирование умения образовывать форму множественного числа существительных (без изменения звукослоговой структуры слов). | Игрушки, учебные вещи. | Предметные картинки, лото «Один – много» | |
12 | 19.02 | Составление предложений из 3 слов с существительными в винительном падеже с нулевым окончанием. | Закрепление умения строить предложения с прямым дополнением (форма вин. падежа совпадает с формой им. падежа) | Пища. Сок, чай, компот, суп, мясо, салат. | Сюжетные и предметные картинки, игра «Обед». | |
13 | 22.02 | Составление предложений из 3 слов с существительными в винительном падеже с окончанием -у. | Формирование умение строить предложения с прямым дополнением (форма винительного падежа с окончанием -у). | Фрукты. Ягоды. | Предметные картинки, лото «Урожай». | |
14 | 26.02 | Составление предложений из трех слов по теме «Урок труда». | Закрепление умения строить предложения с прямым дополнением (форма вин. падежа с окончанием -у). | Лепит. Животные (белка, лиса, собака, кошка, мышка). | Сюжетные и предметные картинки, игра «Кто что лепит?» | |
15 | 1.03 | Образование формы множественного числа существительных с окончаниями -ы, -и. | Закрепление умения образовывать форму множественного числа существительных (без изменения звукослоговой структуры слов). | Овощи, фрукты. Магазин. | Муляжи, игра «Магазин». | |
16 | 5.03 | Составление предложений из трех слов по теме «Урок рисования». | Формирование умение строить предложения с прямым дополнением (форма вин. падежа с окончанием -а). | Рисует. Животные (слон, волк, тигр, бегемот). | Сюжетные и предметные картинки, игра «Кто что рисует?» | |
17 | 12.03 | Составление предложений из трех слов по теме «Зоопарк». | Закрепление умение строить по образцу предложения с прямым дополнением (форма вин. падежа с окончанием -а). | Зоопарк. | Предметные картинки, лото «Зоопарк». | |
18 | 15.03 | Форма родительного падежа существительных с окончанием -а. | Закрепление употребления формы родительного падежа существительных с окончанием -а. | Бытовые предметы. | Предметные картинки, игра «Чего нет?» | |
19 | 19.03 | Форма родительного падежа существительных с окончаниями -ы, -и.
| Закрепление умения образовывать по образцу форму родительного падежа существительных с окончаниями -ы, -и. | Животные. | Предметные картинки, игра «Прятки» | |
20 | 22.03 | Закрепление усвоенных грамматических конструкций. Сюжетная игра «Доктор Айболит». | Активизация словаря, закрепление в самостоятельной речи усвоенных грамматических конструкций (словосочетаний, предложений). | Животные. Оценочные прилагательные. | Сюжетные и предметные картинки, атрибу-ты для игры «Доктор Айболит». | |
IVчетверть - 14 часов | ||||||
1 | 2.04 | Составление предложений из трех слов по теме «Весенние каникулы». | Активизация словаря, закрепление умения строить предложения с косвенными дополнениями. | Каникулы. Игры детей. | Предметные и сюжетные картинки, лото «Мы играем». | |
2 | 5.04 | Форма творительного падежа существительных с окончанием -ом. | Закрепление употребления формы творительного падежа существительных с окончанием -ом. | Бытовые предметы. | Предметные картинки, игра «Мы работаем». | |
3 | 9.04 | Форма творительного падежа существительных с окончанием -ой. | Развитие умения образовывать по образцу форму творительного падежа существительных с окончанием -ой. | Вилка, ложка; ручка, щетка, метла, палка, лопата. | Предметные картинки, лото «Помощники». | |
4 | 12.04 | Составление предложений из 3 слов с существительным в творительном падеже. | Формирование умения строить по образцу предложений с косвенным дополнениям (творительный падеж существительных с окончаниями -ом, -ой). | Орудия труда. | Сюжетные картинки, лото «Кто? Что делает? Чем?». | |
5 | 16.04 | Составление предложений из трех слов с прямыми и косвенными дополнениями. | Закрепление умения строить предложения из 3 слов с существительными в винительном и творительном падеже. | Сюжетные картинки, электронная игра «Отправь поезд». | ||
6 | 19.04 | Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных с суффиксом -очк- | Формирование умения образовывать по образцу уменьшительно – ласкательную форму существительных с суффиксом -очк-. | Имена детей, предметы быта. | Игра «Лена и Леночка», предметные картинки. | |
7 | 23.04 | Составление предложений из трех слов по теме «Весна». | Активизация словаря, закрепление в самостоятельной речи усвоенных грамматических конструкций (словосочетаний, предложений). | Весна. Признаки весны. | Предметные и сюжетные картинки, лото «Времена года». | |
8 | 26.04 | Понимание пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогом в, на, под. | Закрепление понимания значения предлогов умения их различать, выполнять инструкции, содержащие предложно – падежные конструкции. | Мебель. | Предметные и сюжетные картинки, игра «Положи на место». | |
9 | 28.04 | Предложно - падежные конструкции с предлогом на. | Формирование умения строить по образцу ППК с предлогом на. | Игрушки. Школьная мебель. | Сюжетные картинки, игра «Найди игрушки» | |
10 | 3.05 | Предложно - падежные конструкции с предлогом в. | Формирование умения строить по образцу ППК с предлогом в. | Корзина, чемодан, сумка, рюкзак. Вещи. | Игра «Собери вещи», предметные картинки. | |
11 | 7.5 | Предложно - падежные конструкции с предлогами в, на. | Закрепление умения различать в речи предлоги в-на, строить по образцу предложно – падежные конструкции существительных. | Посуда. Пища. | Игрушечная посуда, сюжетные картинки, игра «Повара». | |
12 | 10.05 | Предложно - падежные конструкции с предлогом под. | Формирование умения строить по образцу ППК с предлогом под. | Мебель. | Сюжетные картинки, игрушечная мебель. | |
13 | 14.05 | Составление предложений с прямыми и косвенными дополнениями по сюжетным картинкам. | Активизация словаря, закрепление в самостоятельной речи усвоенных грамматических конструкций. | Поездка. Транспорт. | Предметные и сюжетные картинки, игра «Путешествие». | |
14 | 17.05 | Закрепление усвоенных грамматических конструкций. | Активизация номинативного и предикативного словаря, умения правильно употреблять в речи усвоенные грамматические конструкций (словосочетания, предложения). | Каникулы. Игры детей летом. | Сюжетные и предметные картинки, игра «Каникулы». |
Учебно – методический комплекс
Группа №7(1)
Учебная программа | Методический материал | Дидактический материал | Дополнительная литература |
«Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» (под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой), -С-Пб, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой. 2013). | Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова. Методика работы по преодолению общего недоразвития речи. –М., 2013 Е.В. Кириллова. Логопедическая работа с безречевыми детьми. – М., Творческий центр, 2011 Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией. – М., 2010, 2013 | Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Альбомы №2-3. – М., 2010, 2013 О. А. Новиковская. Логопедическая грамматика для малышей. ООО «Корона - век» - С-Пб, 2013 З.Е. Агранович. Дидактический материал по развитию зрительного гнозиса. С-П, 2013 ЭОР «Учимся говорить правильно». Л.Е. Шевченко. Онлайн-альбом «Формирование слоговой структуры слова» http://slogovajastruktura.blogspot.ru Электронные приложения к занятиям. | Е.Ф. Рау., В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селивёрстова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.
Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...
Рабочая программа по предмету Ремесло для учащихся 5-9 классов с умеренной умственной отсталостью
Ремесло – пятигодичная комплексная программа, предназначенная для организации работы по трудовому обучению с текстильными материалами детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в школах VIII в...
Программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся 5 - 6 классов с умеренной умственной отсталостью.
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона "Об образовании", Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспита...
Адаптированная рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи тяжелой степени
Адаптированная рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи тяжелой степени...
Рабочие программы с КТП для учащейся 6 класса с умеренной умственной отсталостью, обучающейся в условиях индивидуального обучения на дому
Все представленные программы соответствуют индивидуальному учебному плану учащейся 6 класса, обучающейся индивидуально на дому....
Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 3 класса с умеренной умственной отсталостью
технологическая карта...
Рабочая программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» для обучающегося первого класса с умеренной умственной отсталостью
логопедическая программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» для обучающегося первого класса с умеренной умственной отсталостью...