Рабочая программа по курсу «Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников» для обучающихся 1-го класса общеобразовательного обучения
рабочая программа по логопедии (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
На МС Зам.директора по НРМ Директор школы
Протокол №___от____2016г. ________ ________/Белкина А.В.
________2016г. _________2016г.
Протокол №___от____2016г.
Рабочая программа
по курсу «Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников»
для обучающихся 1-го класса общеобразовательного обучения
Учитель-логопед 1 квалификационной категории
Капитан Е.Ю.
на 2016-2017 уч.гг.
Пояснительная записка. Актуальность.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании», с учетом «Стратегии развития образования ХМАО – Югры до 2020 года», АООПНОО для обучающихся с ТНР. Настоящая программа разработана на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» /под редакцией АВЯстребова, Т.Б.Бессоновой-М.,1996г. По результатам логопедического обследования детей, поступивших в 1-ые классы, ежегодно выявляется от 33 до 50% учащихся с речевыми нарушениями. Из этой группы детей-логопатов наибольшую группу (в среднем 40-48%) составляют школьники с логопедическим заключением ОНР -3 уровня (общее недоразвитие речи). Для общего недоразвития речи (или по-другому –системного недоразвития речи) характерно недоразвитие всех структурных компонентов. Если таким детям не будет своевременно оказана логопедическая помощь, они в дальнейшем не смогут полноценно овладеть грамотой, вследствие чего возникают вторичные нарушения речи (дисграфия, дислексия), а также дизорфография.
Дисграфия-частичное специфическое нарушение процесса письма, дислексия- частичное специфическое нарушение процесса чтения, дизорфография-неумение применять правила правописания.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального школьного образования в разделе требований к метапредметным результатам освоения программы перечислен ряд требований:
развитие коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных сфер. Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений, таким образом возникла необходимость реализация проекта программы по коррекции и развитию устной и письменной речи школьников с ОНР-3 уровня.
Проект программы составлен на основе программы Филичивой Т.Б., Чиркиной Г.В.,Тумановой Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»
В проекте рабочей программы определены целевые ориентиры, основные задачи на осуществление коррекции речии формирование УУД.
Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению ОНР решает ряд специфических задач:
- устранение дефектов звукопроизношения;
- формирование фонематических процессов;
- уточнение и расширение лексического запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование полноценной связной речи.
Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:
- активизация речевой деятельности учащихся;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование просодической стороны речи;
- активизация внимания, памяти, мышления;
- развитие мелкой пальцевой моторики;
- развитие языковой интуиции;
- индивидуализация коррекционного обучения.
Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.
I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:
1 период. Формирование фонематических процессов.
2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.
II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):
3 период. Формирование грамматического строя речи.
4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.
III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:
5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.
Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа - упорядочения фонетико-фонематической стороны речи - начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.
Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).
Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.
Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.
При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.
Сроки реализации программного материала. Программа по коррекции ОНР III –IV уровня рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.
С 15 сентября до начала третьей четверти (18 недель) - реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 36 занятий (часов), занятия проводятся 2 раза в неделю.
С начала третьей четверти до 15 мая (11 недель) - реализация II и III этапа коррекционной программы - предусматривает 22 занятий (часов), занятия проводятся два раза в неделю.
Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 58 занятий (часов) (29 недель).
В программу включено календарно-тематическое планирование занятий, на которые отводится 3 часа в неделю.
С 15 сентября до середины третьей четверти (19 недель) - реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 57 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.
С середины третьей четверти до 15 мая (10 недель) - реализация II и III этапа коррекционной программы - предусматривает 30 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.
Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 87 занятий (часов) (29 недель).
Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д.
Область применения программы. Несмотря на то, что программа предназначена, прежде всего, для устранения ОНР, ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений, входящих в структуру ОНР. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность. Поэтому данная программа подойдёт для коррекции следующих нарушений:
- фонетического недоразвития (ФН). Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.;
- для коррекции фонематического недоразвития речи (ФНР), дислексии на фоне ФНР. Сроки коррекции: 0,5 - 1 учебный год;
- фонетико-фонематичсекого недоразвития речи (ФФНР), дислексии на фоне ФФНР. Сроки коррекции: 0,5-1 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией, сроки могут продлиться до 2 лет.
Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.
К концу первого этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:
- строение артикуляционного аппарата;
- акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
- о значении правильного дыхания;
- основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.
Обучающиеся должны уметь:
- четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
- называть отличия гласных и согласных звуков;
- правильно обозначать звуки буквами;
- производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
- дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
- определять место ударения в слове;
К концу второго этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:
- значения многих лексических единиц;
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
- составлять предложения, пользуясь различными частями речи;
- грамматически правильно связывать слова в предложении;
- пересказывать текст;
- составлять текст на определенную тему.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата План/ Факт | Кол-во часов | Темы | Звуковой анализ | Содержание работы. Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях | Развитие неречевых процессов |
1 | 1 | Звук. Слово. Предложение. | Знакомство с органами речи. Представление о речи. Выделение предложения в потоке речи. Схематическая запись предложений . Точка. | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый | ||
2 | 1 | Слова – предметы. | Слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Расширение словаря. Главные слова в предложении. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» | ||
3 | 1 | Слова – действия. | Слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? Глагол. Выделение из речи слов, обозначающих действия предметов. Составление схемы предложения. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые | Отработка понятий «правый» и «левый | ||
4 | 1 | Слова – признаки. | Слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Уточнение и активизация словаря. Описание предметов по величине, цвету, форме, вкусу и т. д. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые | |||
5 | 1 | Слова – предметы, действия, признаки. | Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые. Составление схемы предложения. | |||
6 | 1 | Звук и буква А | Выделение звука из слова | «Фрукты». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам. | ||
7 | 1 | Звук и буква О | Выделение звука из слова | «Овощи» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам. | ||
8 | 1 | Звук и буква У | Выделение звука из слова | «Фрукты» — овощи». Предлоги НА, В, ПОД. « Огород» | Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек» | |
9 | 1 | Звуки и буквы А, О. У | Анализ и синтез ряда гласных | «Деревья». Предлоги ПО, ЗА, НА. Наречия ВЫСОКО, НИЗКО, ВВЕРХУ. | ||
10 | 1 | Звук и буква Э | Выделение первого ударного звука в слове | « Цветы» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | ||
11 | 1 | Звук и буква Ы | Выделение звука из слова | «Птицы». Именительный падеж, множественное число существительных. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей» | |
12 | 1 | Звук и буква И | Выделение первого ударного звука в слове | «Птицы». Именительный падеж, множественное число существительных. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | ||
13 | 1 | Звуки И-Ы Буквы И-Ы | Анализ и синтез ряда гласных | « Осень». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | ||
14 | 2 | Гласные звуки и буквы | Выделение звука из слова. Выделение ударного звука в слове. | « Осень». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка | |
15 | 2 | Звуки М-М* Буква М | Начало, середина , конец, слова. Анализ обратного слога типа АМ | « Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | ||
16 | 2 | Звуки Н-Н*, Буква Н | Начало, середина , конец, слова. Анализ прямого слога типа НА | « Лес». Предлоги К, ОТ, С, СО, ИЗ. Составление простых предложений по демонстрируемым действиям. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур | |
17 | 2 | Звуки П-П* Буква П | Начало, середина , конец, слова. Анализ слога ПИ | «Грибы». Предлоги К, ОТ, С, СО, ИЗ. Составление простых предложений по демонстрируемым действиям. | ||
18 | 2 | Звуки Т-Т* Буква Т | Анализ слова типа ТОМ | « Инструменты». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений. | ||
19 | 2 | Звуки К-К* Буква К | Анализ слова типа КОТ | «Транспорт» . Употребление глаголов ,образованных посредством приставок ( выехал-подъехал-съехал). | ||
20 | 2 | Звуки Х-Х* Буква Х | Анализ слова типа МУХА | «Продукты». Образование относительных прилагательных. | ||
21 | 2 | Звуки С-С* Буква С | Анализ слова типа СТОП, СТУК | «Обувь». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. | |
22 | 2 | Звуки З-З* Буква З | Анализ слова типа ЗАМОК, ТАЗИК | «Одежда». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений. | ||
1 | Звуки С-З (С*-З*) | Анализ слова типа СТОП, ЗАМОК, | «Обувь». «Одежда». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений. | |||
23 | 2 | Звуки Б-Б* Буква Б | Анализ слова типа СОБАКА | «Домашние животные». Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами. | ||
24 | 1 | Звуки П –Б Буквы П- Б | Анализ слова типа СОБАКА | «Домашние животные». Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания | |
25 | 2 | Звуки Л-Л* Буква Л | Анализ слова типа ЛАМПА, ПЛИТА КАТАЛА | «Дикие животные» . Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами. | ||
26 | 2 | Звук Ш буква Ш | Анализ слова типа КОШКА, УШЛА | «Школьные принадлежности». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах | ||
27 | 2 | Звук Ж буква Ж | Анализ слова типа ЖАСМИН | «Животные жарких стран». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | ||
28 | 1 | Звуки Ш-Ж Буквы Ш -Ж | Анализ слова типа КОШКА, ЖАСМИН | «Животные жарких стран». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания | |
29 | 2 | Звуки В-В* Буква В | Анализ слова типа ВОЛК,СОВУШКА | « Посуда». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке. | ||
30 | 2 | Звуки Ф-Ф* Буква Ф | Анализ слова типа ФЛАКОН, КОФТА, ФАНТИК | « Мебель». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по картинке. | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания | |
31 | 1 | Звуки В — Ф | Анализ слова типа ФЛАКОН, СОВУШКА | « Мебель». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по картинке. | ||
32 | 2 | Звуки Д-Д* Буква Д | Анализ и синтез слова типа ПОДУШКА | «Рыбы». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по картинке. | Упражнения для развития мышления | |
33 | 1 | Звуки Т — Д Буквы Т — Д | Анализ и синтез слова типа ПОДУШКА, ПЛИТА | Рыбы». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по картинке. | Упражнения для развития мышления | |
34 | 2 | Звуки Г-Г* Буква Г | Анализ слова типа ПИРОГИ, КНИГА | « Времена года» . Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке. | ||
35 | 1 | Звуки К-Г | Анализ слова типа ПИРОГИ, КАПУСТА | « Времена года» . Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке. | Упражнения для развития мышления | |
36 | 2 | Звуки Р-Р* Буква Р | Анализ слова типа СТРАНА, ПИРОГИ | « Праздники». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке. | ||
37 | 1 | Звуки Р- Л | Анализ слова типа СТРАНА, РИСОВАЛА | « Праздники». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке | Упражнения на осознанное восприятие | |
38 | 2 | Звук Й Буква Й | Анализ слова типа КРАСНЫЙ, ЗМЕЙ | «Наш город». Усвоение наиболее доступных антонимических отношение между словами (высокий — низкий). | ||
39 | 2 | Буква Я | Анализ слова типа ЯМА | «Домашние животные». «Дикие животные». Употребление притяжательных прилагательных ( волчий, лисий). | Упражнения на осознанное восприятие | |
40 | 2 | Буква Ю | Анализ слова типа ЮЛА | « Профессии». Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени. | ||
41 | 2 | Буква Е | Анализ слова типа ЕЖИ | «Птицы». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | Упражнения на осознанное восприятие | |
42 | 2 | Буква Ё | Анализ слова типа ЁРШ | « Времена года». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке. | ||
43 | 2 | Гласные буквы Я, Ю. Е, Е, И. | Анализ слова типа Нина, Лена,Аня | Уточнение роли гласных букв Я , Е. Ю. Е, И в обозначении мягкости согласных звуков на письме. | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления | |
44 | 2 | Буква Ь | Анализ слова типа СЕМЬЯ | «Насекомые». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | ||
45 | 2 | Буква Ъ | Анализ слова типа ПОДЪЁМ | «Сад- огород». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления | |
46 | 2 | Звук Ц Буква Ц | Анализ и синтез слова типа ЦАПЛИ | «Деревья». « Цветы» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по картинке. | ||
47 | 1 | Звуки С — Ц Буквы С — Ц | Анализ и синтез слова типа ЦАПЛИ, КАПУСТА | «Деревья». « Цветы» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по картинке. | ||
48 | 2 | Буква Щ Звук Щ | Анализ слова типа ЩЕНОК | « Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. | |
49 | 2 | Звук Ч Буква Ч | Анализ слова типа ЧАЙКА | « Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. | |
50 | 1 | Звуки Ч-Щ Буквы Ч-Щ | Анализ слов разного звуко-слогового состава | «Насекомые». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | ||
51 | 1 | Звуки Ч-Ц Буквы Ч-Ц | Анализ слов разного звуко-слогового состава | « Лето». Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени. | Формирование приемов самоконтроля. | |
52 | 1 | Звуки Ч — Т* Буквы Ч -Т | Анализ слов разного звуко-слогового состава | « Лето». Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени. | ||
53 | 6 | Повторение | ||||
Итого 90 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс....
Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников.
Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников, 1 класс....
Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...
Рабочая программа по курсу "Коррекция устной и письменной речи младших школьников с ЗПР"
Рабочая программа по курсу "Коррекция устной и письменной речи младших школьников с ЗПР" (вариант 7.1.). Данная рабочая программа соответствует ФГОС НОО. Программа составлена на основе реком...
Аннотация к рабочей программе по курсу «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи»
В аннотации указаны: нормативно-правовое основание разработки рабочей программы, список используемой литературы, цели и задачи курса, срок реализации программы, место в учебном плане и план...
Рабочая программа по курсу: Коррекция нарушения письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 5-6 класс
Общая характеристика программы. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.Логопедическая работа в шк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Коррекция и развитие когнитивной сферы личности младших школьников» для учащихся 2 класса (вариант обучения 8.2)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Коррекция и развитие когнитивной сферы личности младших школьников» для учащегося 2 класса (вариант 8.2)...