Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная группа детей отличается недостаточной сформированностью или несформированностью фонематических процессов ( восприятия, слуха, анализа, синтеза), что может проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это:
- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
- замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
Для коррекции данного вида нарушений необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Название программы – Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.
Рабочая программа рассчитана на 65 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).
Программа составлена для обучающихся 1-х классов, имеющих заключение-
фонетико – фонематическое недоразвитие речи .
Цели и задачи курса:
- Развитие звуковой стороны речи, фонематических процессов, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников.
- Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
- Формирование умения дифференцировать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
- Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
- Развитие связной речи.
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению (наблюдательности, самоконтроля, познавательной активности, произвольности общения и поведения); внимания, памяти, процессов мышления; формирование положительной внутренней мотивации к логопедическим занятиям, интереса к русскому языку.
- Формирование коммуникативных навыков: слушать и слышать учителя, понять, принять и выполнить учебную задачу, адекватно реагировать на контроль со стороны учителя-логопеда.
К концу курса дети должны приобрести следующие универсальные учебные действия:
- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
- знать термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;
- различать пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;
- дифференцировать оппозиционные звуки;
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Ведущая технология- технология коррекционно-развивающего обучения, цель которой -
научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах
Ожидаемые результаты:
- ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
- ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, с использованием оппозиционных звуков.
Формы организации деятельности учащихся –
групповая, работа в парах, индивидуальная.
Содержание коррекционной работы реализуется на протяжении четырех взаимосвязанных этапов: диагностико -подготовительный
коррекционно - развивающий
оценочный.
Календарно-тематическое планирование
М-ц | № | Тема | Содержание | часы |
I-II этапы диагностико-подготовительные | ||||
Обследование речи. Исследование неречевых функций, психических процессов (внимания, памяти, обобщения, сравнения, классификации, анализа и синтеза). Сбор анамнеза. Зачисление в группу. | ||||
III этап – коррекционно-развивающий | ||||
09
| 1 | Речь Органы речи Сказка о веселом Язычке | Понятие об органах речи. Знакомство с артикуляционной гимнастикой | 1 |
2 | Звуки. Буквы. Алфавит (ознакомление) | Звуки речи, способы их образования | 1 | |
3 | Школа | Лексика: Школа, профессии людей, работающих в школе. Расширение словарного запаса. Адаптация к обучению. | 1 | |
4 | Семья (диагностическое) | Лексика: Семья. Словообразование и практическое употребление слов с уменьшительно -ласкательными суффиксами. Ориентация на листе бумаги. Развитие пространственных представлений (вверху, внизу, слева, справа, слева от…, справа от…, по середине) | 1 | |
10 | 5 | Предложение. (ознакомление) | Предложение. Слово. Предложение состоит из слов. | 1 |
6 | Слово Слова-предметы | Лексика: Урожай, овощи. Слова, обозначающие предметы. Практическое употребление существительных в ед. и мн. числе. Предметный словарь. | 1 | |
7 | Слова-предметы | Лексика: Фрукты Рассказ-описание по схеме. Геометрические формы. Цвет. Развитие временных и пространственных представлений. Составление рассказа-описания по схеме. | 1 | |
8 | Слова-признаки | Лексика: Осень. Словарь признаков. Постановка вопросов к словам. Словообразование имени прилагательного от существительного. Составление рассказа по сюжетной картине по образцу Сообщение. Повествование. | 1 | |
9 | Слово Слог | Односложные слова. Вычленение слога из слова. Дифференциация слов и слогов. | 1 | |
10 | Слоговой состав слова | Двухсложные и трехсложные слова. Практическое овладение делением слов на слоги. Слоговой анализ и синтез слова | 1 | |
11 | Слого-звуковой состав слова | Звуковой анализ слова. Слоговой синтез слова. | 1 | |
12 | Звук и буква Гласные и согласные Гласные звуки и буквы | Вычленение гласного звука и буквы на слух и при письме. Обозначение звука буквой. Звуко-буквенный анализ. | 1 | |
Каникулы II четверть | ||||
11 | 13-14 | Слогообразующая роль гласных Гласные I ряда | Определение количества слогов в слове Определение гласных по основному признаку. Обозначение звуков буквами. Выделение гласных в слове, слоге. | 1-2 |
15 | Ударение Деление слов на слоги | Слово. Слог. Ударение. Определение ударного слога. | 1 | |
16 | Гласные II ряда | Образование гласных II ряда | 1 | |
17 | Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда | Смягчение согласных звуков | 1 | |
18 | Дифференциация гласных I и II ряда | Дифференциация гласных I и II ряда на слух и букв при письме. | 1 | |
19-20 | Согласные звуки и буквы Твердые и мягкие согласные | Твердость – мягкость. Дифференциация на слух. Звуковой анализ слова. Количество звуков в слове. Выделение звука из начала, конца и середины слова. | 2 | |
12 | 21-22 | Звонкие и глухие согласные | Определение звонкого и глухого звука. Дифференциация на слух. Звуковой анализ слова. Количество и последовательность звуков в слове. | 2 |
23 | Согласование слов – предметов со словами - признаками | Лексика: Зима Словарь признаков. Согласование прилагательного с существительным. Составление рассказа по сюжетной картине | 1 | |
24 | Слова-действия | Лексика: Зимующие птицы. Обогащение глагольного словаря. Постановка вопросов К словам – действиям. | 1 | |
25-26 | Звуки [п –п’] Буква п | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. | 1-2 | |
27-28 | Звуки[ б-б’] Буква б | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами. | 1-2 | |
29 | Дифференциация б - б, п’ – б’ | Сравнительная характеристика. Слова-паронимы. Звуко-буквенный анализ и синтез. | 1 | |
30-31 | Звуки [т-т’] Буква т | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Звуко-буквенный анализ. Работа со слоговыми таблицами. | 1-2 | |
Каникулы III четверть | ||||
01
| 30 | Развитие связной речи Составление рассказа по впечатлениям | Лексика: Зимние праздники и забавы. Составление рассказа по впечатлениям. Составление плана. Практическое употребление существительных мн. и ед. числа, разных падежных форм. Согласование в речи слов-предметов, слов-действий и слов – признаков. Обогащение словаря. Развитие связной речи. | 1 |
31-32 | Звуки [д - д’] Буква д | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами. | 1-2 | |
33 | Дифференциация д - д, т ’- д’ | Сравнительная характеристика. Слова-паронимы. Вычленение позиций звука на слух и при письме. | 1 | |
36-37 | Звуки [ ф - ф’] Буква ф | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами. | 1-2 | |
02 | 38-39 | Звуки [в - в’] Буква в | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами. | 1-2 |
40 | Дифференциация ф - в, ф’ –в’ | Сравнительная характеристика, выделение в устной и письменной речи. Звуко-буквенный анализ. | 1 | |
Дополнительные каникулы для первоклассников | ||||
| 41-42 | Звуки [к - к’] Буква к | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами. | 1-2 |
43-44 | Звуки [г – г’] Буква г | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами. | 1-2 | |
03 | 45 | Дифференциация к - г, к’- г’ | Сравнительная характеристика, выделение в устной и письменной речи. Слова-паронимы. Звуко-буквенный анализ. | 1 |
46 | Развитие связной речи Составление рассказа по сюжетной картине | Лексика: Весна. Праздник мамы. Составление рассказа по сюжетной картине с опорой на план. Согласование слов в предложении. Обогащение словаря. | 1 | |
46-47 | Звуки [с -с’] Буква с | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами. | 1-2 | |
48-49 | Звуки [з – з’] Буква з | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами. | 1-2 | |
50 | Дифференциация с - з, с’ – з’ | Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи. Слова-паронимы. Звуковой анализ и синтез слов и слогов. | 1 | |
Каникулы IV четверть | ||||
04 | 51 | Звук и буква ш | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами | 1 |
52 | Звук и буква ж | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами | 1 | |
53 | Дифференциация ш - ж | Сравнительная характеристика. Слова-паронимы. Вычленение позиций звука на слух и при письме. | 1 | |
54 | Дифференциация с - ш | Сравнительная характеристика. Слова-паронимы. Вычленение позиций звука на слух и при письме. | 1 | |
55 | Дифференциация з - ж | Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи. Звуковой анализ и синтез слов и слогов. | 1 | |
56 | Дифференциация свистящих и шипящих (с-ш-з-ж) | Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи. Закрепление материала. | 1 | |
57 | Звук и буква ч | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами | 1 | |
58 | Звук и буква щ | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами | 1 | |
59 | Дифференциация ч - щ | Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи. Звуко-буквенный анализ и синтез слова. | 1 | |
60 | Звук и буква ц | Артикуляция, звучание, характеристика. Выделение на слух, при письме и чтении. Вычленение звука из середины, начала и конца слова. Работа со слоговыми таблицами | 1 | |
05 | 61 | Дифференциация ц - с | Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи. | 1 |
62 | Дифференциация ц - ч | Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи. | 1 | |
63 | Дифференциация свистящих и шипящих | Закрепление материала | 1 | |
IV этап – оценочный | ||||
Проверочные работы. Обобщение и закрепление материала. Оценка результативности коррекционной работы. Подведение итогов работы за год. 65 часов |
Список литературы
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР., СПб.: «Детство - Пресс», 2001.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.:Ось-89, 1998.
- Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Развитие фонематического слуха у детей., СПб.: «Лань», 1999.
- Беляева А.И.. Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР.//Логопед.2004
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
- Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.,М.: Просвещение, 1991.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 1997.
- Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
- Мазанова Е.В. Логопедия. М.: «Аквариум бук», 2004.
- Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.,1997.
- ФГОС,утвержденный Минобрнауки от 6 октября 2009г.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя-логопеда в общеобразовательной школе, 1996.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у младших школьников с задержкой психического развития
В статье раскрываются методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития....
«Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха».
Доклад для региональной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников». Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы...
Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников.
Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников, 1 класс....
Учебная программа по Коррекции фонетико-фонематического нарушения речи для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по предмету «Коррекция нарушений фонетико-фонематического недоразвития речи» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Рабочая программа групповой коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста
Программа составлена в соответствии с государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе. Она учитывает особенности и структуру речевого дефекта и отражает современн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ КОРРЕКЦИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (1-4 КЛАССЫ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповой коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста (1-4 классы)...