РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Коррекция и развитие когнитивной сферы личности младших школьников» для учащихся 2 класса (вариант обучения 8.2)
рабочая программа (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Коррекция и развитие когнитивной сферы личности младших школьников» для учащегося 2 класса (вариант 8.2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8.2razvitie_i_korretsiya_kognitivnoy_sfery_l.docx | 70.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов, протокол от № | ПРИНЯТА и рекомендована к утверждению решением заседания педагогического совета, протокол от № | УТВЕРЖДЕНА и ВВЕДЕНА в действие приказом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» от № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Коррекция и развитие когнитивной сферы личности младших школьников»
для учащегося 2 класса
(вариант 8.2)
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (ФГОС НОО ОВЗ)
Срок освоения программы – 1 год (17 часов)
Составители программы:
учитель-дефектолог
Надым
2020
Пояснительная записка.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа «Коррекция и развитие когнитивной сферы личности младших школьников» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра РАС (8.2).
На основании решении ПМПК во 2б классе обучается ученик с ОВЗ, нуждающийся в специальных образовательных условиях.
ФИО | ребёнок с ОВЗ, трудности в обучении, обусловленные расстройством аутистического спектра | нуждается в специальных образовательных условиях | Вариант 8.2 |
На освоение программы отводится 17 часов согласно индивидуальному учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» на 2020/2021 учебный год (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).
Целью применения данной программы является: познавательное развитие обучающегося, формирование коммуникативных навыков, развитие когнитивной деятельности с выстраиванием алгоритмов (простых) продуктивной деятельности, организации целенаправленного поведения, ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся.
Задачи программы:
Обучающие:
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослым;
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-формирование социально-приемлемого поведения;
-обучение пониманию своих собственных чувств, распознавание эмоционального состояния другого человека;
-обучение вербальному выражению своих желаний и чувств
Развивающие:
-развитие познавательных навыков;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления;
-развитие речи;
-развивать понятийный аппарат и моторику рук;
Воспитывающие:
-воспитывать у детей умение видеть красоту в окружающем мире;
-формировать умение работать самостоятельно;
-формирование навыков социально- бытового ориентирования.
Характеристика учащихся с РАС:
Эмоционально-волевая сфера детей с расстройствами аутистического спектра характеризуется нарушением процессов аффективной регуляции, быстрым пресыщением информацией и впечатлениями. Часто отмечаются страхи, ауто- и гетероагрессия, повышенная тревожность, эмоциональная незрелость, склонность к быстрой смене настроения.
Коммуникативная сфера является дефицитарной по причине отсутствия или снижения показателей потребности в общении со сверстниками и взрослыми, трудностей в использовании вербальных и невербальных средств взаимодействия. Игровые действия зачастую носят манипулятивный характер, сюжетная игра не сформирована. Интерес к играм может быть связан с привлекательностью сенсорных свойств игрушек.
Нарушения сенсорной сферы часто проявляются в повышенной или же сниженной чувствительности (гипо- или гиперстезии), погруженности в ощущения узконаправленной модальности.
У детей выражены трудности привлечения произвольного внимания, его быстрая истощаемость, повышенная либо сниженная переключаемость. Нарушенной оказывается динамика мнестических процессов и недостаток логической памяти. У детей со сложным вариантом развития нарушения мыслительной деятельности, зачастую, отмечаются на уровне нагляднодейственного мышления и связаны со скудным опытом практического взаимодействия с предметами. В связи с этим снижено оперирование образами предметов в мыслительном плане, логические действия с предметами совершаются с затруднениями.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.
Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме. Так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности
Продолжительность индивидуальных дефектологических занятий не превышает 20 минут. В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастикаВыбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Программа занятий включает следующие основные направления:
- Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
- Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
- Ликвидацию пробелов знаний;
- Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
- Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.
Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.
1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:
- Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- Развитие навыков каллиграфии;
- Развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания;
- Развитие зрительной памяти и внимания;
- Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- Развитие пространственных представлений и ориентации;
- Развитие представлений о времени;
- Развитие слухового внимания и памяти;
- Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- Навыков соотнесенного анализа;
- Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- Развитие наглядно-образного мышления;
- Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица);
6. Развитие речи;
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина, форма;
- различать основные геометрические фигуры;
- различать речевые и неречевые звуки;
- составлять предмет из нескольких частей;
- определять на ощупь величину объемных фигур и предметов.
Метапредметные результаты
- проговаривать последовательность действий при выполнении задания;
- работать по предложенному плану;
- отличать правильно выполненное задание от ошибочного;
- совместно с педагогом давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии;
- оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи (на уровне одного предложения);
- договариваться и находить общее решение в совместной деятельности;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать, обследовать, сравнивать предметы(объекты) и на их основе делать доступные для обучающегося выводы;
Личностные результаты
- понимания причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей;
- принятия и освоения своей социальной роли;
- потребности в общении, владения навыками коммуникации и адекватными ритуалами социального взаимодействия;
- развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях взаимодействия;
- овладения социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ЦЕЛЯМ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Задания | внимание | само-контроль | память | пространственное восприятие | аккурат-ность | графичес-кие навыки | логическое мышление | Использование на уроке |
Графический диктант | X | X | X | X | X | МО | ||
Мозаика | X | X | X | X | X | МТИ | ||
«Муха» | X | X | X | X | MПO | |||
«Зашифрованный рисунок» | X | X | X | М | ||||
Лабиринты | X | X | X | X | МО | |||
«Продолжи числовой ряд» | X | X | М | |||||
«Продолжи логический ряд» | X | X | М | |||||
«Дорисуй девятое» | X | X | МО | |||||
«Исключи лишнее» | X | X | МПЧ О | |||||
«Сходство и различие» | X | X | ПЧО | |||||
«Противоположное слово» | X | X | ПЧ | |||||
«Угадай слово» | X | X | X | О | ||||
«Точки» | X | X | X | М | ||||
Зрительный диктант | X | X | X | X | МО | |||
«Найди отличия» | X | X | МОИ | |||||
«Внимательный художник» | X | X | ЧОИ | |||||
«Снежный ком» | X | X | X | ПЧО | ||||
«Волшебный мешочек» | X | X | X | ОТИ | ||||
«Корректурная проба» | X | X | X | X | ПЧ | |||
Поиск ошибок в тексте | X | X | X | X | ПЧО | |||
«И мы...» | X | X | ЧО | |||||
«Что перепутал художник?» | X | X | X | ОИ | ||||
«Запутанные дорожки» | X | X | ОИ |
Уроки: М — математика, П — письмо/русский, Ч — чтение/литература, О —окружающий мир, Т — труд, И — рисование (ИЗО).
Содержание коррекционно-развивающих занятий.
Развитие аналитико-синтетической сферы
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
Развитие внимания
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над вычислительными задачами и развитием речи. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.
Развитие пространственного восприятия и воображения
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие памяти
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков.
Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации.
Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки “Моя проблема”, тестирование уровня тревожности с помощью методики “Дом. Дерево. Человек”.
Контроль уровня обученности:
1.Общая характеристика познавательной деятельности учащихся после каждого полугодия:
- задания на развитие аналитико-синтетической деятельности;
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие пространственного восприятия и воображения;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие личностно-мотивационной сферы.
2.Сравнительный анализ развития познавательной деятельности каждое полугодие и в конце учебного года.
Литература
1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.
3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.
4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006
8.Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ | Тема занятия | Содержание работы | Терминология | Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
1 | Диагностическое обследование | |||
2 | «Найди отличия». ЛПЗ.РР.Осень | Формирование знаний о сезонных изменениях в природе | Листопад, дождь, иней | Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря |
3 | «Что больше (меньше)?» ЛПЗ. Нахождение суммы | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Плюс, минус | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
4 | «Точки». ЛПЗ. Геометрические фигуры | Закрепление знаний о геометрических фигурах | Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений |
5 | «Зрительный диктант» ЛПЗ. Числовой ряд от 1 до 10. | Определение порядка при счете, количества предметов. | По порядку | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений |
6 | «Сказка про язычок». ЛПЗ. Братья наши меньшие | Формирование знаний и представлений о домашних животных | Домашние животные Дикие животные | Развитие речи, развитие внимания, обобщение, классификация. |
7 | «Найди лишнее» ЛПЗ. Временные представления | Знакомство с частями суток, с их последовательностью | День, ночь, вечер, утро | Развитие речи, развитие мышления |
8 | «Запомни цвета» ЛПЗ. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. | Понятия: сложить, вычесть, плюс, минус. | Сложить, вычесть, плюс, минус | Развитие речи, расширение математических представлений. |
9 | «Запоминание предметов» ЛПЗ. Числа от 10 до 13. | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Десять, десятый и т.д. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
10 | «Волшебный мешочек» ЛПЗ. Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что? | Формирование навыка тактильно узнавать предметы | Много, гладкий, живой и неживой предмет | Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия. Формирование навыков грамотного письма. |
11 | Части и целое Обобщающее занятие. | Формирование навыка узнавать предмет по части и собирать из частей целый предмет | Целый, часть | Развитие целостного и дифференцированного восприятия, развитие зрительного внимания, развитие наглядно-образного мышления |
12 | «Запоминание предметов» ЛПЗ.Числа от 13 до 16. | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Десять, десятый и т.д. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
13 | «Опиши предмет» ЛПЗ.составление рассказа «Зимние забавы». | Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских играх зимой | Снеговик, санки, лыжи, коньки | Развитие воображения, развитие речи, расширение и уточнение словарного запаса |
14 | «Исключи лишнее». ЛПЗ Названия предметов, отвечающих на вопрос что? | Правильная постановка вопроса Что? | Неживые предметы | Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления |
15 | «Что перепутал художник?» ЛПЗ. Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. | Употребление слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов | Один, много | Формирование понятий один предмет, много предметов. Дифференциация понятий. |
16 | «Найди отличия». ЛПЗ.РР.Весна | Формирование знаний о сезонных изменениях в природе | Гололедица, ручьи, капель | Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря |
17 | Диагностическое обследование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика и коррекция нарушений письма младших школьников с ОВЗ (I вариант обучения)
Обучению русскому языку в коррекционной школе уделяется большое внимание. От того, как учащиеся овладевают навыками грамотного письм, во многом зависит обучение данной категории детей в целом....
Проектная деятельность как условие развития нравственной сферы личности младшего школьника
Развитие нравственной сферы школьника через проектную деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред. Л.И. П...
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников
Цикл занятий – уроков общения –рассчитан на детей младшего школьного возраста. Формы занятий самые разные: путешествие, сочинение сказки, составление письма, рисование, размышление, диалог...
Статья Нарушения развития эмоциональной сферы у младших школьников
Нарушения развития эмоциональной сферы...
Рабочая программа по коррекции специфических особенностей когнитивной деятельности детей с ОВЗ «Ступеньки развития»
Настоящая программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), обучающихся в 1-4 классах общеобразовательной школы, и составлена с учетом содержания учебных пред...