РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Коррекция и развитие когнитивной сферы личности младших школьников» для учащихся 2 класса (вариант обучения 8.2)
рабочая программа (2 класс)

Ковалёва Ольга Вячеславовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Коррекция и развитие когнитивной сферы личности младших школьников» для учащегося 2 класса (вариант 8.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8.2razvitie_i_korretsiya_kognitivnoy_sfery_l.docx70.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждениеОписание: эмблема школы_11 лучей

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей начальных классов, протокол

от  №

ПРИНЯТА

и рекомендована к утверждению

решением заседания педагогического совета, протокол

от  №

УТВЕРЖДЕНА и ВВЕДЕНА

в действие приказом МОУ

«Средняя общеобразовательная школа №»

от  №

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса
«Коррекция и развитие когнитивной сферы личности младших школьников»

для учащегося 2 класса

(вариант 8.2)

Федеральный   государственный образовательный  стандарт

начального общего образования  (ФГОС НОО ОВЗ)

Срок освоения программы – 1 год (17 часов)

Составители программы: 

учитель-дефектолог

Надым

2020

Пояснительная записка.

Индивидуальная  коррекционно-развивающая  программа «Коррекция и развитие когнитивной сферы личности младших школьников»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра РАС (8.2).

На основании решении  ПМПК во 2б классе обучается ученик с ОВЗ, нуждающийся в специальных образовательных условиях.

ФИО

ребёнок с ОВЗ, трудности в обучении, обусловленные расстройством аутистического спектра

нуждается в специальных образовательных условиях

Вариант 8.2

 На освоение программы отводится 17 часов согласно индивидуальному учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» на 2020/2021 учебный год (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).

  Целью применения данной программы является: познавательное развитие обучающегося, формирование коммуникативных навыков, развитие когнитивной деятельности с выстраиванием алгоритмов (простых) продуктивной деятельности, организации целенаправленного поведения, ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся.

Задачи программы:

Обучающие:

-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослым;

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

-обучение его простым навыкам контакта;

-формирование социально-приемлемого поведения;

-обучение пониманию своих собственных чувств, распознавание эмоционального состояния другого человека;

-обучение вербальному выражению своих желаний и чувств

Развивающие:

-развитие познавательных навыков;

-развитие внимания;

-развитие памяти, мышления;

-развитие речи;

-развивать понятийный аппарат и моторику рук;

Воспитывающие:

-воспитывать у детей умение видеть красоту в окружающем мире;

-формировать умение работать самостоятельно;

-формирование навыков социально- бытового ориентирования.

Характеристика учащихся с РАС:

Эмоционально-волевая сфера детей с расстройствами аутистического спектра характеризуется нарушением процессов аффективной регуляции, быстрым пресыщением информацией и впечатлениями. Часто отмечаются страхи, ауто- и гетероагрессия, повышенная тревожность, эмоциональная незрелость, склонность к быстрой смене настроения.

Коммуникативная сфера является дефицитарной по причине отсутствия или снижения показателей потребности в общении со сверстниками и взрослыми, трудностей в использовании вербальных и невербальных средств взаимодействия. Игровые действия зачастую носят манипулятивный характер, сюжетная игра не сформирована. Интерес к играм может быть связан с привлекательностью сенсорных свойств игрушек.

Нарушения сенсорной сферы часто проявляются в повышенной или же сниженной чувствительности (гипо- или гиперстезии), погруженности в ощущения узконаправленной модальности.

У детей выражены трудности привлечения произвольного внимания, его быстрая истощаемость, повышенная либо сниженная переключаемость. Нарушенной оказывается динамика мнестических процессов и недостаток логической памяти. У детей со сложным вариантом развития нарушения мыслительной деятельности, зачастую, отмечаются на уровне нагляднодейственного мышления и связаны со скудным опытом практического взаимодействия с предметами. В связи с этим снижено оперирование образами предметов в мыслительном плане, логические действия с предметами совершаются с затруднениями.

При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.

Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме. Так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности

        Продолжительность индивидуальных дефектологических занятий не превышает 20 минут.  В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастикаВыбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Программа занятий включает следующие основные направления:

  • Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
  • Ликвидацию пробелов знаний;
  • Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
  • Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.

         Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.

1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:

  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • Развитие навыков каллиграфии;
  • Развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Развитие зрительной памяти и внимания;
  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • Развитие пространственных представлений и ориентации;
  • Развитие представлений о времени;
  • Развитие слухового внимания и памяти;
  • Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • Навыков соотнесенного анализа;
  • Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

  • Развитие наглядно-образного мышления;
  • Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица);

6. Развитие речи;

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина, форма;
  • различать основные геометрические фигуры;
  • различать речевые и неречевые звуки;
  • составлять предмет из нескольких частей;
  • определять на ощупь величину объемных фигур и предметов.

Метапредметные результаты

  • проговаривать последовательность действий при выполнении задания;
  • работать по предложенному плану;
  • отличать правильно выполненное задание от ошибочного;
  • совместно с педагогом давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии;
  • оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи (на уровне одного предложения);
  • договариваться и находить общее решение в совместной деятельности;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать, обследовать, сравнивать предметы(объекты) и на их основе делать доступные для обучающегося выводы;

Личностные результаты

  • понимания причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей;
  • принятия и освоения своей социальной роли;
  • потребности в общении, владения навыками коммуникации и адекватными ритуалами социального взаимодействия;
  •  развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях взаимодействия;
  • овладения социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ЦЕЛЯМ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Задания

внимание

само-контроль

память

пространственное восприятие

аккурат-ность

графичес-кие навыки

логическое мышление

Использование

 на уроке

Графический диктант

X

X

X

X

X

МО

Мозаика

X

X

X

X

X

МТИ

«Муха»

X

X

X

X

MПO

«Зашифрованный рисунок»

X

X

X

М

Лабиринты

X

X

X

X

МО

«Продолжи числовой ряд»

X

X

М

«Продолжи логический ряд»

X

X

М

«Дорисуй девятое»

X

X

МО

«Исключи лишнее»

X

X

МПЧ

О

«Сходство и различие»

X

X

ПЧО

«Противоположное слово»

X

X

ПЧ

«Угадай слово»

X

X

X

О

«Точки»

X

X

X

М

Зрительный диктант

X

X

X

X

МО

«Найди отличия»

X

X

МОИ

«Внимательный художник»

X

X

ЧОИ

«Снежный ком»

X

X

X

ПЧО

«Волшебный мешочек»

X

X

X

ОТИ

«Корректурная проба»

X

X

X

X

ПЧ

Поиск ошибок в тексте

X

X

X

X

ПЧО

«И мы...»

X

X

ЧО

«Что перепутал художник?»

X

X

X

ОИ

«Запутанные дорожки»

X

X

ОИ

Уроки: М — математика, П — письмо/русский, Ч — чтение/литература, О —окружающий мир, Т — труд, И — рисование (ИЗО).

Содержание коррекционно-развивающих занятий.

Развитие аналитико-синтетической сферы

Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.

Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.

Развитие внимания

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над вычислительными задачами и развитием речи. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.

Развитие пространственного восприятия и воображения

Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.

Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.

Развитие памяти

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков.

Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации.

Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки “Моя проблема”, тестирование уровня тревожности с помощью методики “Дом. Дерево. Человек”.

 Контроль уровня обученности:

1.Общая характеристика познавательной деятельности учащихся после каждого полугодия:
  • задания на развитие аналитико-синтетической деятельности;
  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие пространственного восприятия и воображения;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на развитие личностно-мотивационной сферы.
2.Сравнительный анализ развития познавательной деятельности каждое полугодие и в конце учебного  года.

Литература

1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.

4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006

          8.Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (протокол от 22 декабря  2015 г. № 4/15)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

1

Диагностическое обследование

2

«Найди отличия».

ЛПЗ.РР.Осень

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе

Листопад, дождь, иней

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря

3

«Что больше (меньше)?»

ЛПЗ. Нахождение суммы

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

Плюс, минус

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

4

«Точки».

ЛПЗ. Геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия,  формирование элементарных математических представлений

5

«Зрительный диктант»

ЛПЗ. Числовой ряд от 1 до 10.

Определение порядка при счете, количества предметов.

По порядку

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений

6

«Сказка про язычок».

ЛПЗ. Братья наши меньшие

Формирование знаний и представлений о домашних животных

Домашние животные

Дикие животные

Развитие речи, развитие внимания, обобщение, классификация.

7

«Найди лишнее»

ЛПЗ. Временные представления

Знакомство с частями суток, с их последовательностью

День, ночь, вечер, утро

Развитие речи, развитие мышления

8

«Запомни цвета» ЛПЗ.  Сложение и вычитание чисел в пределах 10.

Понятия: сложить, вычесть, плюс, минус.

Сложить, вычесть, плюс, минус

Развитие речи, расширение математических представлений.

9

«Запоминание предметов» ЛПЗ. Числа от 10 до 13.

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

Десять, десятый и т.д.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

10

«Волшебный мешочек»

ЛПЗ. Различие слов, отвечающих на вопросы кто?  и что?

Формирование навыка тактильно узнавать предметы

Много, гладкий, живой и неживой  предмет

Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия. Формирование навыков грамотного письма.

11

Части и целое

Обобщающее занятие.

Формирование навыка узнавать предмет по части и собирать из частей целый предмет

Целый, часть

Развитие целостного и дифференцированного восприятия, развитие зрительного внимания, развитие наглядно-образного мышления

12

«Запоминание предметов» ЛПЗ.Числа от 13 до 16.

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

Десять, десятый и т.д.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

13

«Опиши предмет»

ЛПЗ.составление рассказа «Зимние забавы».

Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских играх зимой

Снеговик, санки, лыжи, коньки

Развитие воображения, развитие речи, расширение и уточнение словарного запаса

14

«Исключи лишнее».

ЛПЗ Названия предметов, отвечающих на вопрос что?

Правильная постановка вопроса  Что?

Неживые предметы

Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления

15

«Что перепутал художник?»

ЛПЗ. Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов.

Употребление слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов

Один, много

Формирование понятий один предмет, много предметов. Дифференциация понятий.

16

«Найди отличия».

ЛПЗ.РР.Весна

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе

Гололедица, ручьи, капель

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря

17

Диагностическое обследование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция нарушений письма младших школьников с ОВЗ (I вариант обучения)

Обучению русскому языку в коррекционной школе уделяется большое внимание. От того, как учащиеся овладевают навыками грамотного письм, во многом зависит обучение данной категории детей в целом....

Проектная деятельность как условие развития нравственной сферы личности младшего школьника

Развитие нравственной сферы школьника через проектную деятельность...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред.  Л.И. П...

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи  у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников

Цикл занятий – уроков общения –рассчитан на детей младшего школьного возраста. Формы занятий самые разные: путешествие, сочинение сказки, составление письма, рисование, размышление, диалог...

Рабочая программа по коррекции специфических особенностей когнитивной деятельности детей с ОВЗ «Ступеньки развития»

Настоящая  программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), обучающихся в 1-4 классах общеобразовательной школы, и составлена с учетом содержания учебных пред...

Рабочая логопедическая программа по коррекции произношения "В мире звуков" для младших школьников с задержкой психического развития

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности г...