Рабочая программа по курсу: Коррекция нарушения письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 5-6 класс
рабочая программа по логопедии

Людмила Александровна Фокина

Общая характеристика программы.

 Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения.

Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:

  • нарушение звукопроизношения;
  • недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
  • аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
  • нарушения сложных форм словообразования;
  • недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
  • выраженная дислексия;
  • дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в цело, а не только на один изолированный дефект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx49.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа разработана: учителем-логопедом Фокиной Людмилой Александровной.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

  Коррекции нарушения письменной речи у   обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

(5-6 КЛАССЫ)

                                              Срок реализации 2 года

                                                                            г. Певек

Пояснительная записка.

  1. Рабочая программа разработана в соответствии с учетом:
  2. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Приказа Министерства образования и науки РФ об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19.12.2014 г. №1598;
  4. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой
  5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 (в ред. приказа от 17.07.2015 №734) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  6. Примерных адаптированных основные общеобразовательные программ начального общего образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 протокол №4/15 (сайт fgosreestr.ru)

С учётом санитарно-эпидемиологической обстановки рабочая программа может быть реализована в дистанционном формате.

В связи с внедрением образовательных стандартов второго поколения, одной из ключевых позиций современного образования становится его направленность на формирование языковой личности учащегося – носителя языка, свободно владеющего всеми видами речевой деятельности, воспринимающего язык как социокультурную, эстетическую и этническую ценность (Ю.Н. Караулов, А.Н. Леонтьев).

Поскольку освоение ребёнком современного социокультурного пространства невозможно без полноценного речевого развития и связано с переработкой постоянно возрастающих объёмов информации на основе чтения и письма, концепцией языкового образования предусмотрена последовательная трансформация чтения и письма как главных предметов начального обучения в фундаментальную основу универсальных компетенций. На этих позициях выстроены научно методические системы обучения грамоте, русскому языку и чтению, реализуемые в системе общего образования (О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая).

Согласно этому основным целями обучения русскому языку в настоящее время являются: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в различных ситуациях общения; усвоение знаний о русском языке, о его устройстве, стилистике, основных нормах речевого этикета; обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать, осуществлять необходимый информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных умений в своей речевой практике. Но стоит отметить, что серьёзным препятствием на пути формирования развития языковой личности учащегося являются нарушения процессов чтения и письма, стойкая неспособность к овладению письменно-речевой деятельностью.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние его возможности и резервы; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной; идеи ряда учёных (Г.А.Каше, М.С.Певзнер, В.Г.Петровой, С.Д.Забрамной, Р.И.Лалаевой и других) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Так как уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с нарушением интеллекта зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания, то решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ, позволяющей приобретать учащимися универсальные учебные действия.  

Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

Распределение учебного времени:

5 – 7 классы – 2 раза в неделю.

Общая характеристика программы.

 Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения.

Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:

  • нарушение звукопроизношения;
  • недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
  • аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
  • нарушения сложных форм словообразования;
  • недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
  • выраженная дислексия;
  • дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в цело, а не только на один изолированный дефект.

Методологические и теоретические основы программы.

   Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся 5-7 классов» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

  • гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
  • системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
  • реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
  • деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
  • индивидуально-дифференцированного подхода -  изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
  • системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

 Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

Цели и задачи программы.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

  1. Коррекция нарушения звукопроизношения создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей, учащихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Организация работы по программе.

Коррекция нарушений речи учащихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

Направлена на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

  В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

В начале учебного года обследуются все вновь принятые дети и учащиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года).

Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается в условиях индивидуального обследования традиционными логопедическими приемами.

Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости, общения ребенка. Занятия бывают индивидуальные и групповые.

Занятия с каждой группой проводятся:

6 – 7 классы – 2 раза в неделю (68 часов в год).

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.  В 6 – 7 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой, используемой на уроках трудового обучения.

В структуру занятия может входить:

упражнения для развития артикуляционной моторики;

  • упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
  • дыхательная гимнастика;
  • коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
  • формирование фонематических процессов;
  • работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
  • работа над предложением, текстом;
  • обогащение и активизация словарного запаса.
  • Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Программа состоит из следующих разделов:

1) коррекция звукопроизношения,

2) коррекция фонематических процессов,

3) коррекционная работа на лексическом уровне,

4) коррекционная работа на синтаксическом уровне,

            5) совершенствование связной речи.

Планируемые результаты обучения.

К концу шестого-седьмого годов коррекционных занятий обучающиеся научаться:

  • согласовывать слова в словосочетании и предложении;
  • пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;
  • определять тему рассказа, основную мысль текста;
  • составлять план связного высказывания;
  • конструировать повествовательное сообщение.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Коммуникативные учебные действия:

  • умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса;
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.  

Познавательные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
  • писать под диктовку;
  • работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу).

Педагогические ориентиры

  • Преодолеть речевой и неречевой негативизм у детей, формировать эмоциональный контакт с окружающими, развивать положительное отношение детей к занятиям.
  • Развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Расширять понимание речи.
  • Развивать интерес к окружающей действительности и познавательную деятельность детей.
  • Формировать элементарные коммуникативные умения, обучать детей взаимодействию с окружающими.
  • Учить детей отражать в речи содержание выполненных действий.
  • Формировать общие речевые навыки.
  • Совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в процессе развития общей, мелкой и артикуляторной моторики.
  • Обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи.
  • Формировать грамматические стереотипы, словоизменения и словообразования.
  • Формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических связей в составе предложения.
  • Расширять возможности участия детей в диалоге, формировать монологическую речь.
  • Осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функции.
  • Создавать благоприятные условия для последующего формирования функций фонематической системы.
  • Осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи, развивать фонематические процессы.

Содержание курса.

5 класс

Основной задачей логопедических занятий в шестом классе является работа над формированием устной и письменной монологической речи, так как именно в связном высказывании проявляется уровень овладения словарным запасом, грамматическим строением, нормами речи в целом. Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом.

Учащиеся анализируют с помощью логопеда содержание прочитанного материала, учатся располагать его в нужной последовательности, выполняют задания по пересказу текста по вопросам, опорным словам и картинкам, предложенному и самостоятельно составленному плану.

 Устные виды работ необходимо чередовать с письменными, для определения результатов деятельности и осуществления контроля, исправления недостатков в построении высказываний.

  1. Повторение раздела грамматики и синтаксиса.

Предложения и словосочетания (согласование и управление).

  1. Пересказы.

Пересказ по вопросам, по опорным словам, и предметным картинкам, по данному плану, по составленному плану. Самостоятельный выбор помощи при пересказе. Пересказ краткий, выборочный, творческий.

Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение грамматических заданий.

6класс

Основной задачей логопедических занятий в седьмом классе является продолжение работы по формированию устной и письменной монологической речи.

После освоения различных видов пересказа переходят к составлению собственных рассказов. В планировании даны примерные названия и темы рассказов, так как этот материал может подбираться логопедом исходя из конкретных особенностей, уровня развития и интересов детей данного класса.

  1. Составление рассказа по данным вопросам, по серии картинок.
  2. Составление рассказа по сюжетным картинкам и готовому плану.
  3. Самостоятельное составление плана к рассказу по сюжетной картинке и составление рассказа по нему.
  4. Составление рассказа на заданную тему по опорным словам.
  5. Составление рассказа-описания на заданную тему.

5 класс

В неделю – 2 часа

В год – 68 часов

Содержание программы

Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.

  1. Гласные и согласные звуки и буквы.
  2. Ударные и безударные гласные.
  3. Твердые и мягкие согласные звуки.
  4. Парные звонкие и глухие согласные.
  5. Роль мягкого и твердого знаков.
  6. Слог. Перенос. Ударение.
  7. Звукобуквенный анализ слов.

Лексико-грамматический строй речи.

Лексика в соответствии с темами по развитию речи.

  • Работа с синонимами, антонимами, многозначными словами.
  • Переносное значение слов.
  • Состав слова.
  • Имя существительное. Грамматические категории существительного: род, число, падеж. Падежные окончания имен существительных в единственном и множественном числе.
  • Глагол. Грамматические категории глагола: время, число, род в прошедшем времени. Согласование глагола с именем существительным.

Содержание

Кол-во часов

1.

Обследование речи

6

2.

Звуковая сторона речи. Фонематические процессы

20

3.

Лексико-грамматический строй речи

18

4.

Работа над предложением и связной речью.

24

Итого:

68

                     

Тематическое планирование занятий курса "Логопедия" 5 класс

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Обследование навыка чтения.

1

Обследование навыка письма.

1

Обследование сформированности лексико-грамматического строя. Обследование связной речи.

2

Уточнение представлений учащихся о предложении, главных и второстепенных членах предложения, нераспространённых и распространённых предложениях.

1

Практическое овладение навыком образования словосочетаний различных частей речи.

1

Практическое закрепление навыка составления предложений из данных слов.

1

Работа с деформированным предложением: «смысловые скважины», конструирование предложений из слов, данных в нужной и начальной форме.

1

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв в составе слова. Звуко-буквенный анализ слов.

1

Слоговой анализ: определение количества, последовательности и места слога в слове. Составление слов из данных слогов.

1

Дифференциация ударных и безударных гласных в слове. Звукобуквенный анализ слов различной слоговой структуры.

1

Практические упражнения в выделении ударных и безударных гласных в корне слова. Способы проверки безударных гласных.

1

Практические упражнения в правописании безударных гласных в корне слова. Способы их проверки.

1

Обозначение мягкости согласных гласными буквами И, Е, Ё, 0 Ю, Я.

1

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

1

Дифференциация твёрдых и мягких согласных в слове. Звуко-буквенный анализ.

1

Практические упражнения по морфемному анализу слова (состав слова).

1

Практические упражнения в нахождении и образовании однокоренных слов.

1

Практическое освоение навыка образования глаголов при помощи приставки.

1

Практическое освоение навыка образования  глаголов –антонимов при помощи приставки.

1

Практическое различение предлога и приставки.

1

Практические упражнения в различении предлога и приставки.

1

Практическое освоение навыка образования имён существительных при помощи суффикса.

1

Практическое овладение навыком образования имён существительных, обозначающих названия людей по роду их занятий или профессии, при помощи суффикса.

1

Практическое овладение навыком образования имён прилагательных при помощи суффикса.

1

Практические упражнения в образовании имён прилагательных при помощи суффикса.

1

Дифференциация звонких и глухих согласных в корне слова.

1

Практические упражнения в правописании звонких и глухих согласных на конце слова. Способы их проверки.

1

9.Практические упражнения в правописании звонких и глухих согласных в середине слова. Способы их проверки.

1

Дифференциация шипящих Ж, Ш, Ч,  Щ и их правописание с гласными.

1

Практическое употребление имён существительных с шипящей на конце в предложении.

1

Практическое употребление имён существительных с шипящей на конце в  тексте.

1

Практическое освоение навыка образования множественного числа имён существительных.

1

Практическое употребление  имён существительных в форме множественного числа в предложении, тексте.

1

Практическое различение имён существительных, употребляющихся только в одном числе.

1

Практическое различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.

1

Практическое употребление имён существительных мужского, женского и среднего рода в предложении.

1

Практические упражнения в употреблении имён существительных мужского, женского и среднего рода в тексте.

1

Практическое освоение навыка выделения имён существительных собственных из потока устной и письменной речи.

1

Практическое употребление в письменной и устной речи имён существительных в форме различных косвенных падежей.

1

Практическое употребление в письменной  и устной речи имён существительных в форме различных косвенных падежей.

1

Уточнение представлений учащихся об имени прилагательном. Роль имени прилагательного в нашей речи.

1

Практические упражнения в согласовании имени прилагательного с именем существительным в числе и роде.

1

Практические упражнения в согласовании прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.

1

Практическое употребление имени прилагательного мужского и среднего рода в форме родительного падежа единственного числа.

1

Практическое употребление имени прилагательного мужского и среднего рода в форме родительного и дательного падежей единственного числа.

1

Практическое употребление имени прилагательного мужского и среднего рода в форме творительного падежа единственного числа.

1

Практическое употребление имени прилагательного мужского и среднего рода в форме предложного падежа единственного числа.

1

Практическое употребление имени прилагательного женского рода в форме родительного, дательного, предложного и творительного падежей единственного числа.

1

Практическое употребление имени прилагательного женского рода в форме родительного, дательного, предложного и творительного падежей единственного числа.

1

Практическое употребление имени прилагательного женского рода в форме винительного падежа единственного числа.

1

Практическое употребление имени прилагательного в форме именительного и винительного падежей множественного числа.

1

Практическое употребление имени прилагательного в форме родительного и предложного падежей множественного числа.

1

Практическое употребление имени прилагательного в форме дательного и творительного падежей множественного числа.

1

Практические упражнения в распространении предложений прилагательными различных грамматических форм.

1

Практические упражнения в согласовании имени существительного и числительного.

1

Составление простых предложений из слов, данных в начальной форме.

1

Практическое различение предложений различной интонации в тексте.

1

Логическое ударение в предложении. Практическое освоение навыка постановки вопроса к разным словам предложения в зависимости от логического ударения и формулирования ответа на него.

1

Практическое различение слов, близких по значению. Практическое употребление синонимов для более точного выражения мысли.

1

Практическое различение слов с противоположным значением. Практическое употребление антонимов в предложениях и текстах.

1

Практическое употребление предложений с однородными членами предложения.

1

Практическое освоение навыка составления сложных предложений из двух простых при помощи интонации.

1

Текст. Отличительные признаки текста. Деление сплошного текста на предложения.

1

Деление текста на части по данному плану.

1

 Деление текста на части и составление плана.

1

Мониторинг сформированности устной и письменной речи.

2

Итого

68

6 класс

В неделю – 2 часа

В год – 68 часов

Содержание программы

  1. повторение пройденного материала за все годы (выборочно);
  2. развитие элементарных произносительных навыков;
  3. пополнение активного и пассивного словаря;
  4. развитие активной речи;
  5. составление небольших рассказов по сюжетной картине;
  6. составление рассказов на заданную тему (темы для рассказов брать из жизни детей: труд, экскурсии, детские праздники);
  7. коллективное составление писем;
  8. игры в магазин, почту, справочное бюро.

Содержание

Кол-во часов

1.

Обследование речи

6

2.

Звуковая сторона речи. Фонематические процессы

10

3.

Лексико-грамматический строй речи

12

4.

Работа над предложением и связной речью.

40

Итого:

68

Тематическое планирование занятий курса "Логопедия" 6 класс.

Тема урока

Кол-во часов

  1. 1-2

Обследование сформированности лексико-грамматического строя языка, навыков звукопроизношения, чтения, письма и письменной речи.

2

  1. 3-4

Обследование сформированности лексико-грамматического строя языка, навыков звукопроизношения, чтения, письма и письменной речи.

2

  1. 5

Уточнение представлений учащихся о предложении. Главные и второстепенные члены предложения.

1

  1. 6

Дифференциация простых и сложных предложений.

1

  1. 7

Дифференциация простых предложений с однородными членами и сложных  предложений.

1

  1. 8

Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв в составе слова.

1

  1. 9

Уточнение представлений учащихся о составе слова. Морфемный анализ слов различной слоговой структуры.

1

  1. 10

Практические упражнения в нахождении, подборе и образовании однокоренных слов.

1

  1. 11

Дифференциация звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Способы их проверки.

1

  1. 12

Дифференциация звонких и глухих согласных в корне слова. Способы их проверки.

1

  1. 13

Дифференциация ударных и безударных гласных в слове. Практические упражнения в определении безударных гласных в корне слова. Способы их проверки.

1

  1. 14

Практические упражнения в правописании безударных гласных в корне слова.

1

  1. 15

Уточнение представлений учащихся о твёрдых и мягких согласных в слове. Звукобуквенный анализ слов с различным обозначением мягкости согласных.

1

  1. 16

Практическое употребление на письме имён существительных с шипящей на конце.

1

  1. 17

Практические упражнения в написании и образовании сложных слов.

1

  1. 18

Составление предложений с данными словами.

1

  1. 19

Уточнение представлений учащихся о предлоге и приставке. Дифференциация предлога и приставки.

1

  1. 20

Практическое различение предлога и приставки в предложении.

1

  1. 21

Практическое усвоение навыка правописания имён существительных единственного числа в косвенных падежах.

1

  1. 22

Практическое овладение навыком образования имён существительных при помощи суффикса.

1

  1. 23

Практическое овладение навыком образования имён существительных при помощи суффикса.

1

  1. 24

Практическое овладение навыком образования имён прилагательных при помощи суффикса.

1

  1. 25

Практическое овладение навыком образования имён прилагательных при помощи суффикса.

1

  1. 26

Практические упражнения в согласовании имён существительных и прилагательных в единственном и множественном числе в словосочетаниях и предложениях.

1

  1. 27

Практическое употребление в речи имён существительных и прилагательных, близких по значению.

1

  1. 28

Практическое употребление в речи имён существительных и прилагательных, противоположных по значению.

1

  1. 29

Практическое употребление имён существительных множественного числа в предложении с изменением их по падежам.

1

  1. 30

Практическое употребление имён существительных множественного числа в тексте. Изменение по падежам.

1

  1. 31

Практические упражнения в согласовании количественных числительных с именем существительным в предложении.

1

  1. 32

Практические упражнения в согласовании количественных числительных с именем существительным в тексте.

1

  1. 33

Работа с деформированным текстом.

1

  1. 34

Практическое употребление местоимений в устной и письменной речи.

1

  1. 35

Практическое употребление местоимений 1 лица в предложении.

1

  1. 36

Практическое употребление местоимений 1 лица в тексте.

1

  1. 37

Практическое употребление местоимений 2 лица в предложении.

1

  1. 37

Практическое употребление местоимений 2 лица в тексте.

1

  1. 38

Практическое употребление местоимений 3 лица в предложении.

1

  1. 39

Практическое употребление местоимений 3лица в тексте.

1

  1. 40

Уточнение представлений учащихся о глаголе, его грамматических признаках и роли в речи.

1

  1. 41

Практические упражнения в нахождении глаголов настоящего времени.

1

  1. 42

Практические упражнения в образовании глаголов настоящего времени.

1

  1. 43

Практические упражнения в нахождении глаголов  прошедшего времени.

1

  1. 44

Практические упражнения в образовании глаголов прошедшего времени.

1

  1. 45

Практические упражнения в нахождении глаголов  будущего времени.

1

  1. 46

Практические упражнения в образовании глаголов будущего времени.

1

  1. 47

Практические упражнения в употреблении глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени в устной и письменной речи.

1

  1. 48

Практические упражнения в образовании глаголов с –ся, - сь.

1

  1. 49

Практические упражнения в образовании глаголов с противоположным значением при помощи приставки.

1

  1. 50

Практические упражнения в употреблении глаголов с противоположным значением.

1

  1. 51

Практическое употребление глаголов – синонимов в речи для более точного выражения мысли.

1

  1. 52

Составление рассказа по картинке. Тема «Зима».

1

  1. 53

Практические упражнения в нахождении повествовательного, вопросительного, восклицательного предложения.

1

  1. 54

Практические упражнения в нахождении повествовательного, вопросительного, восклицательного предложения.

1

  1. 55

Работа с деформированным текстом. Деление сплошного текста на предложения.

1

  1. 56

Синтаксический разбор предложения:

главные и второстепенные члены предложения;

 нахождение слов, связанных с подлежащим;

 нахождение слов, связанных со сказуемым.

1

  1. 57

Синтаксический разбор предложения:

 главные и второстепенные члены предложения;

 нахождение слов, связанных с подлежащим;

 нахождение слов, связанных со сказуемым.

1

  1. 58

Конструирование простых предложений (нераспространённые, распространённые, с однородными членами).

1

  1. 59

Конструирование простых предложений (нераспространённые, распространённые, с однородными членами).

1

  1. 60

Конструирование сложных предложений с союзами.

1

  1. 61

Текст. Отличительные признаки текста.

1

  1. 62

Деление текста на части по данному плану.

1

  1. 63

Деление текста на части и составление плана.

1

  1. 64

Изложение данного текста (опорные слова).

1

  1. 65

Составление рассказа по картинке и опорным словам.

1

65.6

67-68

Обследование по итогам курса сформированности фонематического слуха, лексико–грамматического строя языка, связной речи, навыков письма и чтения.

2

Итого:

68

Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Логопедия» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир.

· Интернет-ресурсы:

1. Инфоурок. https://infourok.ru/

2. Учи.ру https://uchi.ru/

3. Мерсибо https://mersibo.ru/

4. Российская электронная школа РЭШ https://resh.edu.ru

5. LearningApps.org

6. Мультиурок https://multiurok.ru

Литература (основная и дополнительная).

  1. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на Дону: «Феникс», 2006г.
  2. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М: «Мозайка», 2004г.
  3. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».–М: «Айрис дидактика», 2007 г.
  4. Пожиленко, Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М: «Владос» - 2003 г.
  5. Фомичёва, М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». –М: «Просвещение», 1981 г.
  6. Каше, Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся».– М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
  7. Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
  8. Ефименко, Л, Н. Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей-олигофренов». – М: «Просвещение»,1970 г.
  9. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М: 2006 г.
  10. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М: «Владос», 1995 г.
  11. Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М: «Просвещение», 1972 г.Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М: «Аквариум», 1996 г.
  12. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М: 2005 г.
  13. Лалаева, Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М: «Владос», 2001 г.
  14. Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М: 2005 г.
  15. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: «АРДЛТД»,1998 г.
  16. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М: «5 за знания» 2005 г.Филлипова, «Говори правильно». – М: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
  17. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М: 2007 г.
  18. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
  19. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М: «Просвещение», 1991 г.
  20. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку.  Имя существительное». – М: «Просвещение», 2002 г.
  21. Новостроева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи Ч – Щ». -  Ярославль: «Академия развития»,1999 г.
  22. Новоторцева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук С – С». -  Ярославль: «Академия развития», 1999 г.Новоторцева, Н.В.  «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». -  Ярославль: «Академия развития», 1999 г.
  23. Елецкая, О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М: «Творческий центр»,2005 г.
  24. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М: «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
  25. Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
  26. Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
  27. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
  28. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
  29. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
  30. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М: «Владос», 2004 г.Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку.  Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
  31. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.». – М: «Просвещение», 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса "Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся 7 класса с умеренной умственной отсталостью".

Программа коррекционного курса составлена на основе программы «Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся специальных классов». Содержание разработано с учётом &l...

Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса "Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи" для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)

Рабочая программа логопеда составлена в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Программа включает пояснительную записку, характеристику КРК, описание места КРК в учебном плане, планируемые результ...

Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Мир природы и человека» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучаю...

Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Мир природы и человека» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуаль...