Рабочая программа по курсу: Коррекция нарушения письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 5-6 класс
рабочая программа по логопедии
Общая характеристика программы.
Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения.
Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в цело, а не только на один изолированный дефект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 49.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа разработана: учителем-логопедом Фокиной Людмилой Александровной.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекции нарушения письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
(5-6 КЛАССЫ)
Срок реализации 2 года
г. Певек
Пояснительная записка.
- Рабочая программа разработана в соответствии с учетом:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19.12.2014 г. №1598;
- «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 (в ред. приказа от 17.07.2015 №734) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Примерных адаптированных основные общеобразовательные программ начального общего образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 протокол №4/15 (сайт fgosreestr.ru)
С учётом санитарно-эпидемиологической обстановки рабочая программа может быть реализована в дистанционном формате.
В связи с внедрением образовательных стандартов второго поколения, одной из ключевых позиций современного образования становится его направленность на формирование языковой личности учащегося – носителя языка, свободно владеющего всеми видами речевой деятельности, воспринимающего язык как социокультурную, эстетическую и этническую ценность (Ю.Н. Караулов, А.Н. Леонтьев).
Поскольку освоение ребёнком современного социокультурного пространства невозможно без полноценного речевого развития и связано с переработкой постоянно возрастающих объёмов информации на основе чтения и письма, концепцией языкового образования предусмотрена последовательная трансформация чтения и письма как главных предметов начального обучения в фундаментальную основу универсальных компетенций. На этих позициях выстроены научно методические системы обучения грамоте, русскому языку и чтению, реализуемые в системе общего образования (О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая).
Согласно этому основным целями обучения русскому языку в настоящее время являются: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в различных ситуациях общения; усвоение знаний о русском языке, о его устройстве, стилистике, основных нормах речевого этикета; обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать, осуществлять необходимый информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных умений в своей речевой практике. Но стоит отметить, что серьёзным препятствием на пути формирования развития языковой личности учащегося являются нарушения процессов чтения и письма, стойкая неспособность к овладению письменно-речевой деятельностью.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние его возможности и резервы; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной; идеи ряда учёных (Г.А.Каше, М.С.Певзнер, В.Г.Петровой, С.Д.Забрамной, Р.И.Лалаевой и других) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Так как уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с нарушением интеллекта зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания, то решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ, позволяющей приобретать учащимися универсальные учебные действия.
Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
Распределение учебного времени:
5 – 7 классы – 2 раза в неделю.
Общая характеристика программы.
Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения.
Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в цело, а не только на один изолированный дефект.
Методологические и теоретические основы программы.
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся 5-7 классов» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
Цели и задачи программы.
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
- Коррекция нарушения звукопроизношения создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей, учащихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи учащихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.
Направлена на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.
Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
В начале учебного года обследуются все вновь принятые дети и учащиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года).
Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается в условиях индивидуального обследования традиционными логопедическими приемами.
Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости, общения ребенка. Занятия бывают индивидуальные и групповые.
Занятия с каждой группой проводятся:
6 – 7 классы – 2 раза в неделю (68 часов в год).
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 6 – 7 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой, используемой на уроках трудового обучения.
В структуру занятия может входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
- Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
1) коррекция звукопроизношения,
2) коррекция фонематических процессов,
3) коррекционная работа на лексическом уровне,
4) коррекционная работа на синтаксическом уровне,
5) совершенствование связной речи.
Планируемые результаты обучения.
К концу шестого-седьмого годов коррекционных занятий обучающиеся научаться:
- согласовывать слова в словосочетании и предложении;
- пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;
- определять тему рассказа, основную мысль текста;
- составлять план связного высказывания;
- конструировать повествовательное сообщение.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Коммуникативные учебные действия:
- умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса;
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
- писать под диктовку;
- работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу).
Педагогические ориентиры
- Преодолеть речевой и неречевой негативизм у детей, формировать эмоциональный контакт с окружающими, развивать положительное отношение детей к занятиям.
- Развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления.
- Расширять понимание речи.
- Развивать интерес к окружающей действительности и познавательную деятельность детей.
- Формировать элементарные коммуникативные умения, обучать детей взаимодействию с окружающими.
- Учить детей отражать в речи содержание выполненных действий.
- Формировать общие речевые навыки.
- Совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в процессе развития общей, мелкой и артикуляторной моторики.
- Обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи.
- Формировать грамматические стереотипы, словоизменения и словообразования.
- Формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических связей в составе предложения.
- Расширять возможности участия детей в диалоге, формировать монологическую речь.
- Осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функции.
- Создавать благоприятные условия для последующего формирования функций фонематической системы.
- Осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи, развивать фонематические процессы.
Содержание курса.
5 класс
Основной задачей логопедических занятий в шестом классе является работа над формированием устной и письменной монологической речи, так как именно в связном высказывании проявляется уровень овладения словарным запасом, грамматическим строением, нормами речи в целом. Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом.
Учащиеся анализируют с помощью логопеда содержание прочитанного материала, учатся располагать его в нужной последовательности, выполняют задания по пересказу текста по вопросам, опорным словам и картинкам, предложенному и самостоятельно составленному плану.
Устные виды работ необходимо чередовать с письменными, для определения результатов деятельности и осуществления контроля, исправления недостатков в построении высказываний.
- Повторение раздела грамматики и синтаксиса.
Предложения и словосочетания (согласование и управление).
- Пересказы.
Пересказ по вопросам, по опорным словам, и предметным картинкам, по данному плану, по составленному плану. Самостоятельный выбор помощи при пересказе. Пересказ краткий, выборочный, творческий.
Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение грамматических заданий.
6класс
Основной задачей логопедических занятий в седьмом классе является продолжение работы по формированию устной и письменной монологической речи.
После освоения различных видов пересказа переходят к составлению собственных рассказов. В планировании даны примерные названия и темы рассказов, так как этот материал может подбираться логопедом исходя из конкретных особенностей, уровня развития и интересов детей данного класса.
- Составление рассказа по данным вопросам, по серии картинок.
- Составление рассказа по сюжетным картинкам и готовому плану.
- Самостоятельное составление плана к рассказу по сюжетной картинке и составление рассказа по нему.
- Составление рассказа на заданную тему по опорным словам.
- Составление рассказа-описания на заданную тему.
5 класс
В неделю – 2 часа
В год – 68 часов
Содержание программы
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.
- Гласные и согласные звуки и буквы.
- Ударные и безударные гласные.
- Твердые и мягкие согласные звуки.
- Парные звонкие и глухие согласные.
- Роль мягкого и твердого знаков.
- Слог. Перенос. Ударение.
- Звукобуквенный анализ слов.
Лексико-грамматический строй речи.
Лексика в соответствии с темами по развитию речи.
- Работа с синонимами, антонимами, многозначными словами.
- Переносное значение слов.
- Состав слова.
- Имя существительное. Грамматические категории существительного: род, число, падеж. Падежные окончания имен существительных в единственном и множественном числе.
- Глагол. Грамматические категории глагола: время, число, род в прошедшем времени. Согласование глагола с именем существительным.
№ | Содержание | Кол-во часов |
1. | Обследование речи | 6 |
2. | Звуковая сторона речи. Фонематические процессы | 20 |
3. | Лексико-грамматический строй речи | 18 |
4. | Работа над предложением и связной речью. | 24 |
Итого: | 68 |
Тематическое планирование занятий курса "Логопедия" 5 класс
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
Обследование навыка чтения. | 1 | ||
Обследование навыка письма. | 1 | ||
Обследование сформированности лексико-грамматического строя. Обследование связной речи. | 2 | ||
Уточнение представлений учащихся о предложении, главных и второстепенных членах предложения, нераспространённых и распространённых предложениях. | 1 | ||
Практическое овладение навыком образования словосочетаний различных частей речи. | 1 | ||
Практическое закрепление навыка составления предложений из данных слов. | 1 | ||
Работа с деформированным предложением: «смысловые скважины», конструирование предложений из слов, данных в нужной и начальной форме. | 1 | ||
Дифференциация гласных и согласных звуков и букв в составе слова. Звуко-буквенный анализ слов. | 1 | ||
Слоговой анализ: определение количества, последовательности и места слога в слове. Составление слов из данных слогов. | 1 | ||
Дифференциация ударных и безударных гласных в слове. Звукобуквенный анализ слов различной слоговой структуры. | 1 | ||
Практические упражнения в выделении ударных и безударных гласных в корне слова. Способы проверки безударных гласных. | 1 | ||
Практические упражнения в правописании безударных гласных в корне слова. Способы их проверки. | 1 | ||
Обозначение мягкости согласных гласными буквами И, Е, Ё, 0 Ю, Я. | 1 | ||
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. | 1 | ||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных в слове. Звуко-буквенный анализ. | 1 | ||
Практические упражнения по морфемному анализу слова (состав слова). | 1 | ||
Практические упражнения в нахождении и образовании однокоренных слов. | 1 | ||
Практическое освоение навыка образования глаголов при помощи приставки. | 1 | ||
Практическое освоение навыка образования глаголов –антонимов при помощи приставки. | 1 | ||
Практическое различение предлога и приставки. | 1 | ||
Практические упражнения в различении предлога и приставки. | 1 | ||
Практическое освоение навыка образования имён существительных при помощи суффикса. | 1 | ||
Практическое овладение навыком образования имён существительных, обозначающих названия людей по роду их занятий или профессии, при помощи суффикса. | 1 | ||
Практическое овладение навыком образования имён прилагательных при помощи суффикса. | 1 | ||
Практические упражнения в образовании имён прилагательных при помощи суффикса. | 1 | ||
Дифференциация звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 | ||
Практические упражнения в правописании звонких и глухих согласных на конце слова. Способы их проверки. | 1 | ||
9.Практические упражнения в правописании звонких и глухих согласных в середине слова. Способы их проверки. | 1 | ||
Дифференциация шипящих Ж, Ш, Ч, Щ и их правописание с гласными. | 1 | ||
Практическое употребление имён существительных с шипящей на конце в предложении. | 1 | ||
Практическое употребление имён существительных с шипящей на конце в тексте. | 1 | ||
Практическое освоение навыка образования множественного числа имён существительных. | 1 | ||
Практическое употребление имён существительных в форме множественного числа в предложении, тексте. | 1 | ||
Практическое различение имён существительных, употребляющихся только в одном числе. | 1 | ||
Практическое различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. | 1 | ||
Практическое употребление имён существительных мужского, женского и среднего рода в предложении. | 1 | ||
Практические упражнения в употреблении имён существительных мужского, женского и среднего рода в тексте. | 1 | ||
Практическое освоение навыка выделения имён существительных собственных из потока устной и письменной речи. | 1 | ||
Практическое употребление в письменной и устной речи имён существительных в форме различных косвенных падежей. | 1 | ||
Практическое употребление в письменной и устной речи имён существительных в форме различных косвенных падежей. | 1 | ||
Уточнение представлений учащихся об имени прилагательном. Роль имени прилагательного в нашей речи. | 1 | ||
Практические упражнения в согласовании имени прилагательного с именем существительным в числе и роде. | 1 | ||
Практические упражнения в согласовании прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. | 1 | ||
Практическое употребление имени прилагательного мужского и среднего рода в форме родительного падежа единственного числа. | 1 | ||
Практическое употребление имени прилагательного мужского и среднего рода в форме родительного и дательного падежей единственного числа. | 1 | ||
Практическое употребление имени прилагательного мужского и среднего рода в форме творительного падежа единственного числа. | 1 | ||
Практическое употребление имени прилагательного мужского и среднего рода в форме предложного падежа единственного числа. | 1 | ||
Практическое употребление имени прилагательного женского рода в форме родительного, дательного, предложного и творительного падежей единственного числа. | 1 | ||
Практическое употребление имени прилагательного женского рода в форме родительного, дательного, предложного и творительного падежей единственного числа. | 1 | ||
Практическое употребление имени прилагательного женского рода в форме винительного падежа единственного числа. | 1 | ||
Практическое употребление имени прилагательного в форме именительного и винительного падежей множественного числа. | 1 | ||
Практическое употребление имени прилагательного в форме родительного и предложного падежей множественного числа. | 1 | ||
Практическое употребление имени прилагательного в форме дательного и творительного падежей множественного числа. | 1 | ||
Практические упражнения в распространении предложений прилагательными различных грамматических форм. | 1 | ||
Практические упражнения в согласовании имени существительного и числительного. | 1 | ||
Составление простых предложений из слов, данных в начальной форме. | 1 | ||
Практическое различение предложений различной интонации в тексте. | 1 | ||
Логическое ударение в предложении. Практическое освоение навыка постановки вопроса к разным словам предложения в зависимости от логического ударения и формулирования ответа на него. | 1 | ||
Практическое различение слов, близких по значению. Практическое употребление синонимов для более точного выражения мысли. | 1 | ||
Практическое различение слов с противоположным значением. Практическое употребление антонимов в предложениях и текстах. | 1 | ||
Практическое употребление предложений с однородными членами предложения. | 1 | ||
Практическое освоение навыка составления сложных предложений из двух простых при помощи интонации. | 1 | ||
Текст. Отличительные признаки текста. Деление сплошного текста на предложения. | 1 | ||
Деление текста на части по данному плану. | 1 | ||
Деление текста на части и составление плана. | 1 | ||
Мониторинг сформированности устной и письменной речи. | 2 | ||
Итого | 68 |
6 класс
В неделю – 2 часа
В год – 68 часов
Содержание программы
- повторение пройденного материала за все годы (выборочно);
- развитие элементарных произносительных навыков;
- пополнение активного и пассивного словаря;
- развитие активной речи;
- составление небольших рассказов по сюжетной картине;
- составление рассказов на заданную тему (темы для рассказов брать из жизни детей: труд, экскурсии, детские праздники);
- коллективное составление писем;
- игры в магазин, почту, справочное бюро.
№ | Содержание | Кол-во часов |
1. | Обследование речи | 6 |
2. | Звуковая сторона речи. Фонематические процессы | 10 |
3. | Лексико-грамматический строй речи | 12 |
4. | Работа над предложением и связной речью. | 40 |
Итого: | 68 |
Тематическое планирование занятий курса "Логопедия" 6 класс.
№ | Тема урока | Кол-во часов |
| Обследование сформированности лексико-грамматического строя языка, навыков звукопроизношения, чтения, письма и письменной речи. | 2 |
| Обследование сформированности лексико-грамматического строя языка, навыков звукопроизношения, чтения, письма и письменной речи. | 2 |
| Уточнение представлений учащихся о предложении. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
| Дифференциация простых и сложных предложений. | 1 |
| Дифференциация простых предложений с однородными членами и сложных предложений. | 1 |
| Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв в составе слова. | 1 |
| Уточнение представлений учащихся о составе слова. Морфемный анализ слов различной слоговой структуры. | 1 |
| Практические упражнения в нахождении, подборе и образовании однокоренных слов. | 1 |
| Дифференциация звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Способы их проверки. | 1 |
| Дифференциация звонких и глухих согласных в корне слова. Способы их проверки. | 1 |
| Дифференциация ударных и безударных гласных в слове. Практические упражнения в определении безударных гласных в корне слова. Способы их проверки. | 1 |
| Практические упражнения в правописании безударных гласных в корне слова. | 1 |
| Уточнение представлений учащихся о твёрдых и мягких согласных в слове. Звукобуквенный анализ слов с различным обозначением мягкости согласных. | 1 |
| Практическое употребление на письме имён существительных с шипящей на конце. | 1 |
| Практические упражнения в написании и образовании сложных слов. | 1 |
| Составление предложений с данными словами. | 1 |
| Уточнение представлений учащихся о предлоге и приставке. Дифференциация предлога и приставки. | 1 |
| Практическое различение предлога и приставки в предложении. | 1 |
| Практическое усвоение навыка правописания имён существительных единственного числа в косвенных падежах. | 1 |
| Практическое овладение навыком образования имён существительных при помощи суффикса. | 1 |
| Практическое овладение навыком образования имён существительных при помощи суффикса. | 1 |
| Практическое овладение навыком образования имён прилагательных при помощи суффикса. | 1 |
| Практическое овладение навыком образования имён прилагательных при помощи суффикса. | 1 |
| Практические упражнения в согласовании имён существительных и прилагательных в единственном и множественном числе в словосочетаниях и предложениях. | 1 |
| Практическое употребление в речи имён существительных и прилагательных, близких по значению. | 1 |
| Практическое употребление в речи имён существительных и прилагательных, противоположных по значению. | 1 |
| Практическое употребление имён существительных множественного числа в предложении с изменением их по падежам. | 1 |
| Практическое употребление имён существительных множественного числа в тексте. Изменение по падежам. | 1 |
| Практические упражнения в согласовании количественных числительных с именем существительным в предложении. | 1 |
| Практические упражнения в согласовании количественных числительных с именем существительным в тексте. | 1 |
| Работа с деформированным текстом. | 1 |
| Практическое употребление местоимений в устной и письменной речи. | 1 |
| Практическое употребление местоимений 1 лица в предложении. | 1 |
| Практическое употребление местоимений 1 лица в тексте. | 1 |
| Практическое употребление местоимений 2 лица в предложении. | 1 |
| Практическое употребление местоимений 2 лица в тексте. | 1 |
| Практическое употребление местоимений 3 лица в предложении. | 1 |
| Практическое употребление местоимений 3лица в тексте. | 1 |
| Уточнение представлений учащихся о глаголе, его грамматических признаках и роли в речи. | 1 |
| Практические упражнения в нахождении глаголов настоящего времени. | 1 |
| Практические упражнения в образовании глаголов настоящего времени. | 1 |
| Практические упражнения в нахождении глаголов прошедшего времени. | 1 |
| Практические упражнения в образовании глаголов прошедшего времени. | 1 |
| Практические упражнения в нахождении глаголов будущего времени. | 1 |
| Практические упражнения в образовании глаголов будущего времени. | 1 |
| Практические упражнения в употреблении глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени в устной и письменной речи. | 1 |
| Практические упражнения в образовании глаголов с –ся, - сь. | 1 |
| Практические упражнения в образовании глаголов с противоположным значением при помощи приставки. | 1 |
| Практические упражнения в употреблении глаголов с противоположным значением. | 1 |
| Практическое употребление глаголов – синонимов в речи для более точного выражения мысли. | 1 |
| Составление рассказа по картинке. Тема «Зима». | 1 |
| Практические упражнения в нахождении повествовательного, вопросительного, восклицательного предложения. | 1 |
| Практические упражнения в нахождении повествовательного, вопросительного, восклицательного предложения. | 1 |
| Работа с деформированным текстом. Деление сплошного текста на предложения. | 1 |
| Синтаксический разбор предложения: главные и второстепенные члены предложения; нахождение слов, связанных с подлежащим; нахождение слов, связанных со сказуемым. | 1 |
| Синтаксический разбор предложения: главные и второстепенные члены предложения; нахождение слов, связанных с подлежащим; нахождение слов, связанных со сказуемым. | 1 |
| Конструирование простых предложений (нераспространённые, распространённые, с однородными членами). | 1 |
| Конструирование простых предложений (нераспространённые, распространённые, с однородными членами). | 1 |
| Конструирование сложных предложений с союзами. | 1 |
| Текст. Отличительные признаки текста. | 1 |
| Деление текста на части по данному плану. | 1 |
| Деление текста на части и составление плана. | 1 |
| Изложение данного текста (опорные слова). | 1 |
| Составление рассказа по картинке и опорным словам. | 1 |
65.6 67-68 | Обследование по итогам курса сформированности фонематического слуха, лексико–грамматического строя языка, связной речи, навыков письма и чтения. | 2 |
Итого: | 68 |
Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Логопедия» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир.
· Интернет-ресурсы:
1. Инфоурок. https://infourok.ru/
2. Учи.ру https://uchi.ru/
3. Мерсибо https://mersibo.ru/
4. Российская электронная школа РЭШ https://resh.edu.ru
5. LearningApps.org
6. Мультиурок https://multiurok.ru
Литература (основная и дополнительная).
- Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на Дону: «Феникс», 2006г.
- Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М: «Мозайка», 2004г.
- Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».–М: «Айрис дидактика», 2007 г.
- Пожиленко, Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М: «Владос» - 2003 г.
- Фомичёва, М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». –М: «Просвещение», 1981 г.
- Каше, Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся».– М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
- Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
- Ефименко, Л, Н. Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей-олигофренов». – М: «Просвещение»,1970 г.
- Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М: 2006 г.
- Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М: «Владос», 1995 г.
- Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М: «Просвещение», 1972 г.Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М: «Аквариум», 1996 г.
- Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М: 2005 г.
- Лалаева, Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М: «Владос», 2001 г.
- Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М: 2005 г.
- Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: «АРДЛТД»,1998 г.
- Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М: «5 за знания» 2005 г.Филлипова, «Говори правильно». – М: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
- Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М: 2007 г.
- Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
- Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М: «Просвещение», 1991 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное». – М: «Просвещение», 2002 г.
- Новостроева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи Ч – Щ». - Ярославль: «Академия развития»,1999 г.
- Новоторцева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук С – С». - Ярославль: «Академия развития», 1999 г.Новоторцева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль: «Академия развития», 1999 г.
- Елецкая, О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М: «Творческий центр»,2005 г.
- Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М: «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
- Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
- Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М: «Владос», 2004 г.Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.». – М: «Просвещение», 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу «Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников» для обучающихся 1-го класса общеобразовательного обучения
Рабочая программа....
Программа коррекционного курса "Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся 7 класса с умеренной умственной отсталостью".
Программа коррекционного курса составлена на основе программы «Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся специальных классов». Содержание разработано с учётом &l...
Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса "Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи" для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
Рабочая программа логопеда составлена в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Программа включает пояснительную записку, характеристику КРК, описание места КРК в учебном плане, планируемые результ...
Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)
Рабочая программа курса «Мир природы и человека» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучаю...
Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 класса (вариант 1)
Рабочая программа курса «Мир природы и человека» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуаль...