I
II
| Организационный момент
Знакомство с темой занятия через развитие фонематического слуха
Основная часть Сравнительная характеристика звуков занятия, соотнесение звуков с буквой и символами
Развитие фонематического слуха
Дифференциация звуков в слогах и словах
Развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации
Физминутка с элементами релаксации и дыхательной гимнастики
Дифференциация звуков и букв в предложениях и тексте
Уточнение и расширение словарного запаса
Шифровка слов
Игра «большой – маленький»
Четвертый лишний | 5 мин
30 мин
| «Цепочка дружбы» - Добрый день, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу. Возьмите свои шарики, покатаем их! (Массаж Су – Джок шарами) Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас «получилась цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи! Садитесь. Сегодня вас ждет много интересных заданий, поэтому сядьте удобно, правильно.
Запомните и четко, ясно повторите скороговорки. Скороговорка для первого ряда: «Скворцы и синицы – веселые птицы» Скороговорка для второго ряда: «На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи» Какой звук чаще всего повторялся в первой скороговорке? А во второй? А чем похожи эти скороговорки? О ком они? Догадались, о каких звуках мы будем говорить на занятии? (Вывешивает на доску демонстрационные карточки с буквами Ц Ч после ответа детей) Правильно, тема нашего занятия «Звуки и буквы Ц и Ч» Запишите тему в тетрадь. Дайте, пожалуйста, сравнительную характеристику звуков занятия. Возьмите зеркала. Произнесите звук Ц, звук Ч. Определите где находится кончик языка, в каком положении губы, какая воздушная струя ощущается? Чем отличаются звуки? Заполните таблицу символами. Дайте характеристику звукам. Это гласные звуки или согласные? Звонкие или глухие? Какой из этих звуков всегда мягкий? А звук ц какой? Молодцы! Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о звуках и буквах Ц и Ч? Чему мы должны научиться? Ребята, послушайте стихотворения: Буква Ц – внизу крючок, Точно с краником бочок. Вот такая буква Ц: С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка. Ребята, как вы думаете на что еще похож нижний элемент у буквы Ц? Ч с четверкой спутал чижик И прочел: «Четыре, чижик». Да, вы правильно решили, Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. А верхний элемент у буквы Ч на что похож? Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуками Ц , Ч. Если вы услышите звук Ч, то поднимите правую руку вверх, если Ц- опустите вниз. Слоги: ца, чу, оч, ец, цы, чи,.ач, иц, цо. Слова: час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик. Отгадайте загадку: «Квохчет, кудахчет, детей созывает, всех под крылья свои собирает» Верно. Курица – домашняя птица. Она живет в курятнике, спит на насесте. Курица ходит по двору и собирает зернышки. Но наша курица необычная, вместо зернышек будет собирать буквы. (Дидактическая игра «Курица») Если курица соберет их правильно, у нее получится слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые курица будет собирать, и в конце путешествия вы сможете прочитать полученное слово. Первая буква, которую собрала курица – Ц. От буквы Ц курица прошла одну клеточку налево – Ы, потом две клеточки вниз и одна налево – П, Одна клеточка вверх – л, еще одна вверх –Ё, одна налево – Н, одна вниз – О, еще одна вниз – Ч, одна налево – Е и одна вверх – К. Какое слово у вас получилось? Какая буква в этом слове первая, какая восьмая? Давайте пропишем сочетание ЦЧ до конца строчки, проговаривая вслух. Молодцы! Сейчас мы немножко отдохнем. Вставайте в круг. Присели (Звучит музыка). Вы маленькие зернышки и скоро превратитесь в чудесные цветы. Ночь. Цветочки спят. Только солнышко взойдет и цветочек оживет. Он тихонько потянулся, стебелечек разогнулся Лепесточки распускаются и солнцу улыбаются Ветерок слегка подул и цветочек он нагнул Покачались, покивали, лепесточки задрожали, И как крыльями взмахнули – птичками обернулись. Запорхали над цветами, закружились над полями. К деревьям подлетели. Подул ветерок. Листочки зашуршали. Ветер стих. Покружились – покружились птички. Опять в цветочки превратились. Листочки закрываются, реснички опускаются, Цветы спят и видят сны… (слышно пение птиц) Слышите? Расскажите, что вы слышите? Садитесь. Послушайте рассказ, запомните слова со звуками Ц и Ч Зиме конец. Текут ручьи. Прилетели грачи. Они хлопочут у своих гнезд. Скоро грачи выведут птенцов. Птицы наши друзья. Берегите птиц! О ком этот рассказ? Сколько в рассказе слов со звуком Ц, а со звуком Ч? Вставьте пропущенные буквы Ц и Ч в этот текст. Поменяйтесь карточками и проверьте работу соседа по парте. Прочитаем еще раз. Читаем по одному предложению по цепочке. О каком времени года говорится в рассказе А какие птицы прилетают весной следом за грачами? А каких вы еще знаете птиц в названии которых есть звуки Ц или Ч. (вывешивает картинки после ответа детей) Запишите эти слова в тетрадь, рисуя вместо буквы Ц стрелочку вниз, вместо Ч – стрелочку вверх. Прочитайте слова по цепочке – расшифруйте их. Разговаривали большая синица и маленькая (слова записываются детьми на доске по мере ответов) Большая говорит: А маленькая Кольцо колечко Крыльцо ? Курица ? Птенец ? Огурец ? Какой звук Ц или Ч звучал в больших предметах? А в маленьких? Запишите эти слова к себе в тетрадь в два столбика. На доске записаны слова, но кто-то перепутал слоги. Прочитайте слова. Ку цы ри, ч игра, ки чай, жи чи Какое слово лишнее? Почему? А еще по каким признакам слово курицы лишнее?
|
Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом
Выполняют движения по инструкции учителя-логопеда.
Повторяют по очереди.
Повторяют по очереди.
Звук Ц Звук Ч Эти скороговорки о птицах
О звуках Ц и Ч
Записывают тему в тетради с доски. Дети отвечают на вопросы и оформляют таблицу Различие | Ч | Ц | Кончик языка |
|
| губы | Вытянуты в трубочку | улыбаются | Струя воздуха | теплая | холодная |
Согласные, глухие, звук ч – всегда мягкий, звук ц – всегда твердый.
Будем учиться их различать.
На звено цепи, на ногу цапли..
На крыло чайки, на носик чайника…
Это курица
Выполняют задание по инструкции учителя-логопеда, двигаясь по таблице с буквами Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Ь | К | Л | Е | М | Н | Ё | Ы | Ц | Ъ | К | О | Л | У | Ф | Я | Е | Ч | П | Ш | Ю | Щ |
Цыплёночек Первая буква Ц, а восьмая Ч
Выполняют
Выполняют действия, описанные в стихотворении
.
Плавно дуют, изображая ветерок
Плавно дуют, изображая ветерок
Присели, закрыли глаза
Пение птиц
О грачах 4 4 (называют слова)
Взаимопроверка.
Читают выразительно. О весне.
Скворцы
Синица, чиж, цапля, чайка
Читают по цепочке
.
Крылечко Курочка Птенчик огурчик Звук Ц звучал в больших предметах, а звук Ч в маленьких Записывают Работа в тетрадях.
Курицы, грачи, чайки, чижи Курицы – это домашние птицы, а остальные – дикие. В слове курицы 3 слога, а в остальных 2. В слове курицы есть буква Ц, а в остальных словах – Ч. |