Конспект логопедического занятия на тему: "Звуки и буквы Ц-Ч"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Шель Ольга Николаевна

Задачи:

коррекционно-развивающие

коррекционно-образовательные

коррекционно-воспитательные

- учить учащихся дифференцировать звуки Ц-Ч изолировано, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте;

-учить соотносить звуки с буквами Ц-Ч;

- обогащать словарь учащихся;

- развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки фонематического анализа;

 - развивать зрительное восприятие, пространственную ориентацию

- учить работать с текстом.

- закрепление представлений о весне и перелетных птицах

- совершенствовать навык словообразования (суффиксальный способ)

- создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме;

- формирование навыков сотрудничества и ответственного отношения к выполнению задания;

- воспитывать устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка;

Планируемые результаты

Предметные:

Овладение знаниями по русскому языку, окружающему миру, совершенствовать навыки беглого чтения и грамотного письма

Метапредметные:

 Коммуникативные – учащиеся будут стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные – учащиеся научаться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать оценку учителя-логопеда.

Познавательные – учащиеся научаться строить речевое высказывание в устной форме, сравнивать и анализировать объекты по заданным критериям, находить способы решения  проблемно-поисковых ситуаций.

Личностные:

У учащихся сформируется познавательный интерес к изучению нового материала и русскому языку в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ch.docx42.26 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект логопедического занятия в условиях реализации ФГОС с учащимися  2 класса

Тема: Звуки и буквы Ц-Ч

Тип занятия: изучение новой темы

Форма занятия: групповая

Задачи:

коррекционно-развивающие

коррекционно-образовательные

коррекционно-воспитательные

- учить учащихся дифференцировать звуки Ц-Ч изолировано, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте;

-учить соотносить звуки с буквами Ц-Ч;

- обогащать словарь учащихся;

- развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки фонематического анализа;

 - развивать зрительное восприятие, пространственную ориентацию

- учить работать с текстом.

- закрепление представлений о весне и перелетных птицах

- совершенствовать навык словообразования (суффиксальный способ)

- создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме;

- формирование навыков сотрудничества и ответственного отношения к выполнению задания;

- воспитывать устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка;

Планируемые результаты

Предметные:

Овладение знаниями по русскому языку, окружающему миру, совершенствовать навыки беглого чтения и грамотного письма

Метапредметные:

 Коммуникативные – учащиеся будут стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные – учащиеся научаться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать оценку учителя-логопеда.

Познавательные – учащиеся научаться строить речевое высказывание в устной форме, сравнивать и анализировать объекты по заданным критериям, находить способы решения  проблемно-поисковых ситуаций.

Личностные:

У учащихся сформируется познавательный интерес к изучению нового материала и русскому языку в целом.

Ресурсы занятия: символы для изображения звуков занятия, картинки с изображением птиц, запись – голоса птиц, музыка для физкультурной минутки, демонстрационные карточки с изображением букв Цц, Чч, таблица с буквами, таблица для характеристики звуков (на каждого ребенка) текст с пропущенными буквами ц и ч (на каждого ребенка), моноблок.

Ход занятия

п/п

Название этапа занятия

Время

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

I

II

Организационный момент

Знакомство с темой занятия через развитие фонематического слуха

Основная часть

Сравнительная характеристика звуков занятия, соотнесение звуков с буквой и символами

Развитие фонематического слуха

Дифференциация звуков в слогах и словах

Развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации

Физминутка с элементами релаксации и дыхательной гимнастики

Дифференциация звуков и букв в предложениях и тексте

Уточнение и расширение словарного запаса

Шифровка слов

Игра «большой – маленький»

Четвертый лишний

5 мин

30 мин

«Цепочка дружбы»

- Добрый день, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу. Возьмите свои шарики, покатаем их! (Массаж Су – Джок шарами)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

 А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас «получилась цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

Садитесь. Сегодня вас ждет много интересных заданий, поэтому сядьте удобно, правильно.

Запомните и четко, ясно повторите скороговорки. Скороговорка для первого ряда: «Скворцы и синицы – веселые птицы»

Скороговорка для второго ряда: «На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи»

Какой звук чаще всего повторялся в первой скороговорке? А во второй? А чем похожи эти скороговорки? О ком они?

Догадались, о каких звуках мы будем говорить на занятии? (Вывешивает на доску демонстрационные карточки с буквами Ц Ч после ответа детей) Правильно, тема нашего занятия «Звуки и буквы Ц и Ч» Запишите тему в тетрадь.

Дайте, пожалуйста, сравнительную характеристику звуков занятия.

Возьмите зеркала. Произнесите звук Ц, звук Ч. Определите где находится кончик языка, в каком положении губы, какая воздушная струя ощущается? Чем отличаются звуки?

Заполните таблицу символами.

Дайте характеристику звукам. Это гласные звуки или согласные? Звонкие или глухие? Какой из этих звуков всегда мягкий? А звук ц какой? Молодцы!

Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о звуках и буквах Ц и Ч? Чему мы должны научиться?

Ребята, послушайте стихотворения:

Буква Ц – внизу крючок,

Точно с краником бочок.

Вот такая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Ребята, как вы думаете на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?

Ч с четверкой спутал чижик

И прочел: «Четыре, чижик».

Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

А верхний элемент у буквы Ч на что похож?

Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуками Ц , Ч. Если вы услышите звук Ч, то поднимите правую руку вверх, если Ц- опустите вниз.

Слоги: ца, чу, оч, ец, цы, чи,.ач, иц, цо.

Слова: час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.

Отгадайте загадку: «Квохчет, кудахчет, детей созывает, всех под крылья свои собирает»

Верно. Курица – домашняя птица. Она живет в курятнике, спит на насесте. Курица ходит по двору и собирает зернышки. Но наша курица необычная, вместо зернышек будет собирать буквы.(Дидактическая игра «Курица») Если курица соберет их правильно, у нее получится слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые курица будет собирать,  и в конце путешествия вы сможете прочитать полученное слово.

Первая буква, которую собрала курица – Ц. От буквы Ц курица прошла одну клеточку налево – Ы, потом две клеточки вниз и одна налево – П, Одна клеточка вверх – л, еще одна вверх –Ё, одна налево – Н, одна вниз – О, еще одна вниз – Ч, одна налево – Е и одна вверх – К. Какое слово у вас получилось?

Какая буква в этом слове первая, какая восьмая?

Давайте пропишем сочетание ЦЧ до конца строчки, проговаривая вслух.

Молодцы! Сейчас мы немножко отдохнем. Вставайте в круг. Присели (Звучит музыка). Вы маленькие зернышки и скоро превратитесь в чудесные цветы.

Ночь. Цветочки спят.

Только солнышко взойдет и цветочек оживет.

Он тихонько потянулся, стебелечек разогнулся

Лепесточки распускаются и солнцу улыбаются

Ветерок слегка подул и цветочек он нагнул

Покачались, покивали, лепесточки задрожали,

И как крыльями взмахнули – птичками обернулись.

Запорхали над цветами, закружились над полями. К деревьям подлетели. Подул ветерок. Листочки зашуршали. Ветер стих.

Покружились – покружились птички.

Опять в цветочки превратились.

Листочки закрываются, реснички опускаются,

Цветы спят и видят сны… (слышно пение птиц)

Слышите? Расскажите, что вы слышите?

Садитесь.

Послушайте рассказ, запомните слова со звуками Ц и Ч

Зиме конец. Текут ручьи. Прилетели грачи. Они хлопочут у своих гнезд. Скоро грачи выведут птенцов. Птицы наши друзья. Берегите птиц!

О ком этот рассказ? Сколько в рассказе слов со звуком Ц, а со звуком Ч?

Вставьте пропущенные буквы Ц и Ч в этот текст. Поменяйтесь карточками и проверьте работу соседа по парте.

Прочитаем еще раз. Читаем по одному предложению по цепочке.

О каком времени года говорится в рассказе

А какие птицы прилетают весной следом за грачами? А каких вы еще знаете птиц в названии которых есть звуки Ц или Ч.

(вывешивает картинки после ответа детей)

Запишите эти слова в тетрадь, рисуя вместо буквы Ц стрелочку вниз, вместо Ч – стрелочку вверх. Прочитайте слова по цепочке – расшифруйте их.

Разговаривали большая синица и маленькая (слова записываются детьми на доске по мере ответов)

Большая говорит:       А маленькая

Кольцо                         колечко

Крыльцо                        ?

Курица                           ?

Птенец                            ?

Огурец                           ?

Какой звук Ц или Ч звучал в больших предметах? А в маленьких?

Запишите эти слова к себе в тетрадь в два столбика.

На доске записаны слова, но кто-то перепутал слоги. Прочитайте слова.

Ку цы ри, ч игра, ки чай, жи чи

Какое слово лишнее? Почему?

А еще по каким признакам слово курицы лишнее?

Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом

Выполняют движения по инструкции учителя-логопеда.

Повторяют по очереди.

Повторяют по очереди.

Звук Ц Звук Ч

Эти скороговорки о птицах

 О звуках Ц и Ч

Записывают тему в тетради с доски.

Дети отвечают на вопросы и оформляют таблицу

Различие

Ч

Ц

Кончик языка

губы

Вытянуты в трубочку

улыбаются

Струя воздуха

теплая

холодная

Согласные, глухие, звук ч – всегда мягкий, звук ц – всегда твердый.

 Будем учиться их различать.

На звено цепи, на ногу цапли..

На крыло чайки, на носик чайника…

Это курица

Выполняют задание по инструкции учителя-логопеда, двигаясь по таблице с буквами

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Ь

К

Л

Е

М

Н

Ё

Ы

Ц

Ъ

К

О

Л

У

Ф

Я

Е

Ч

П

Ш

Ю

Щ

Цыплёночек

Первая буква Ц, а восьмая Ч

Выполняют

Выполняют действия, описанные в стихотворении

.

Плавно дуют, изображая ветерок

Плавно дуют, изображая ветерок

Присели, закрыли глаза

Пение птиц

О грачах

4  4 (называют слова)

Взаимопроверка.

Читают выразительно.

О весне.

Скворцы

Синица, чиж, цапля, чайка

Читают по цепочке

.

Крылечко

Курочка

Птенчик

огурчик

Звук Ц звучал в больших предметах, а звук Ч в маленьких

Записывают

Работа в тетрадях.

Курицы, грачи, чайки, чижи

Курицы – это домашние птицы, а остальные – дикие.

В слове курицы 3 слога, а в остальных 2. В слове курицы есть буква Ц, а в остальных словах – Ч.

Подведение итогов

Рефлексия (5 мин): Чему вы сегодня научились на занятии? Что вам больше всего понравилось?

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ "ЗВУКИ [З] [ЗЬ].БУКВА З" в группе для детей с ОНР (1 класс)

Задачи:1. закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [з зь  ] в слогах,словах и предложениях.               2....

Конспект логопедического занятия на тему "Звук и буква Р"

Тема: «Звук и буква Р»Лексическая тема: «Птицы»Грамматический строй: образование притяжательных прилагательных.Цель:Четкое произнесение и характеристика звука [Р];Выделение согласного звука [Р] в слов...

конспект логопедического занятия по теме" Звуки и буквы. Гласные и согласные", 1класс

конспект группового логопедического занятия с учащимися с ОНР, 1 класс...

Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".

Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик...

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».

Цель: Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».Задачи:ОбразовательныеЗакрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`]...

Конспект логопедического занятия на тему: Звуки [к], [к’]. Буква К к.

 Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении зву...

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки [П], [П’] .Буква П»

Групповое логопедическое занятие для детей подготовительного класса на тему  «Звуки [П], [П’] .Буква П»...