Логопедическое занятие с учащимися 2 класса «Звуки и буквы Т - Д»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Ирина Анатольевна Маркевич

Цель:  учить детей различать звуки [т] – [д] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи.

- Развивать слуховое и зрительное восприятие.

- Вырабатывать четкую дифференциацию [т]-[д] по звонкости и глухости.

- Формировать навыки языкового анализа и синтеза:

а) звукобуквенного анализа и синтеза слов;

б) анализа и синтеза предложений из 4 слов.

- Расширять лексический запас.

- Развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции.

- Развивать мелкую моторику рук, межполушарные взаимодействия,

- Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, любовь к родному языку, интерес к занятиям.

Оборудование: презентация “Различение звуков [т] – [д]”, мяч, карточки с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d-t_k_uroku_2012.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие с учащимися 2 класса

«Звуки и буквы Т-Д»

Цель:  учить детей различать звуки [т] – [д] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи.

- Развивать слуховое и зрительное восприятие.

- Вырабатывать четкую дифференциацию [т]-[д] по звонкости и глухости.

- Формировать навыки языкового анализа и синтеза:

а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов;

б) анализа и синтеза предложений из 4 слов.

- Расширять лексический запас.

- Развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции.

- Развивать мелкую моторику рук, межполушарные взаимодействия,

- Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, любовь к родному языку, интерес к занятиям.

Оборудование: презентация “Различение звуков [т] – [д]”, мяч, карточки с текстом.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Орг.момент. (слайд 1) (Щелчок)

Логопед:         Прозвенел и смолк звонок – Начинается урок.

Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 2.

II. Повторение. (Слайд 2)

Логопед: - Посмотрите, кто это к нам пришёл?

Дети: - К нам пришёл Язычок, он опять, наверное, какую-нибудь интересную игру нам приготовил?

Лог.:  - Да, это мой помощник «Язычок». Он приготовил вам интересные игры и задания. Слушайте его внимательно и выполняйте.

(Щелчок мыши по экрану - идёт “звук”). Игра “Запоминай-ка!”

Язычок: - Здравствуйте, ребята. Сегодня я приготовил вам новую интересную игру “Запоминай-ка!”. Запомните названия всех картинок!

Лог.: -Называем картинки все вместе, хором.

По щелчку мыши появляется первая картинка, каждое последующее изображение, так же по щелчку, возникает после называния детьми предыдущего предмета (6 предметов, в названиях которых встречаются звуки [б’] /3 предмета/ и [п’] /3 предмета/).

Белка, перчатки, спички, лебеди, копилка, рябина.

Щелчок мыши: изображения исчезают, переход на след. слайд.

Звук появляется вместе с изображением язычка.

Язычок: - Повторите их по порядку.  Щелчок мыши по экрану - идёт “звук”.

Язычок: - Повторите по порядку только те картин., в назван.  которых встречается звук [б’].

Щелчок мыши по экрану - идёт “звук”. Язычок: - Повторите их в обратном порядке.

Логопед:  - Проверьте, правильно ли вы называли картинки. 

Щелчок мыши по экрану, после которого появляются 3 картинки.

Щелчок мыши: изображения исчезают, переход на слайд 4.

Звук появляется вместе с изображением язычка.

Язычок: - Припомните и повторите по порядку те картинки, в названиях которых встречается звук [п’]. Щелчок мыши – идёт звук. Язычок: - Повторите их в обратном порядке.

Логопед:   - Давайте проверим.

Щелчок мыши по экрану, после которого появляются 3 картинки.

Логопед:  - Вспомните, с какими буквами и звуками мы работали на прошлом занятии?

Лог.:  - Правильно, со звуками Б-П, Бь-Пь и буквами Бэ, Пэ.

III. Знакомство с новым материалом.

  • Введение в тему.

Лог.: - Попробуем  узнать, с какими звуками и буквами нам предстоит работать сегодня, для этого надо отгадать имена новых героев, которые пришли к нам на урок.

Переход на слайд 5.

- А пришли к нам кошка и домовой.

- Расставьте буквы по порядку в соответствии с цифрами  и узнаете ее кличку кошки.

                        4 1 3 5 2        к т ш а о   (Тошка).  

Лог.: - Какой 1 звук в слове?

- Имя Домового узнаете, если расшифруете слово таким же способом.

                        7651243        ч ы л д а и н   (Данилыч).

Лог.: - Какой первый звук в слове Данилыч? 

- Эти  герои пришли к нам не с пустыми руками. Они принесли много интересных заданий.

Щелчок мыши: переход на слайд 6. Звук

Язычок: - Кто догадался, какой любимый звук у Тошки? У Данилыча?

Лог.: - Не сомневаюсь, что вы уже догадались  с какими звуками  будем  работать.

Дети: - Со звуками Т – Д.

Лог.: - Сегодня на занятии мы будем сравнивать и различать звуки Т и Д и буквы, которые обозначают их на письме Тэ и Дэ.

Лог.: - Открывайте тетради, записываем число и тему (слайд 7).

Щелчок мыши по экрану - появляются изображения Тошки и звука [т], Данилыча и звука [д]. (Щелчок мыши – переход на слайд 8)

  •  Дифференциация изолированных звуков [т] – [д].

Звук появляется вместе с изображением язычка. Язычок: - А теперь, давайте зарисуем портреты кошки Тошки и домового Данилыча.

Кошка Тошка и домовой Данилыч зарисовываются на доске логопедом и в тетрадях учениками. Сначала синим карандашом записывается буква т (д) размером в 2 строчки, а затем она дорисовывается до образа - символа. Под портретами записываются транскрипции соответствующих звуков.

Щелчок мыши по экрану: Язычок: - Охарактеризуйте звук [т] с опорой на таблицу

Щелчок мыши по кнопке “справка” - переход на слайд  9 .

Дети: - Звук [т] – согласный, твёрдый, глухой.

Лог.:  – Давайте убедимся, что это так, любым способом.  Звонкость –глухость звуков проверяем двумя способами (1- руку на горло, 2 – закрыть уши).

Щелчком мыши по кнопке «возврат» возвращаемся на слайд  8.

Щелчок мыши по экрану:

Язычок: - Запишите характеристику звука [т] под портретом кошки Тошки.

3 щелчка мыши по экрану: на каждый щелчок появляется одна характеристика звука.

Щелчок мыши по экрану:         Язычок: - Охарактеризуйте звук [д].

Щелчок мыши по кнопке «справка» - переход на слайд   9 .

Дети: - Звук [д] – согласный, твёрдый, звонкий.

Щелчком мыши по кнопке «возврат» возвращаемся на слайд  8.

Щелчок мыши по экрану:         Язычок: - Запишите характеристику звука [д] под  буквой Д

3 щелчка мыши по экрану: на каждый щелчок появляется одна характеристика звука.

Щелчок мыши по экрану:        Язычок: - Чем похожи звуки [т] и [д]?

Дети: - Оба согласные, твёрдые.

Щелчок мыши по экрану:        Язычок: - Чем же они отличаются?

Дети: - Звук [т] – глухой, а звук [д] – звонкий.

Щелчок мыши по экрану: Язычок: - Отличия заключите в красную рамку.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами.

Лог.: - Найдите эти буквы в изображениях героев и обведите их синим цветом.

Щелчок мыши по кнопке «далее» - переход на слайд 10

  • Дифференциация [т] – [д] в слогах.

Язычок: - У меня для вас приготовлены ещё игры. Сначала давайте потренируем наши ушки в игре с мячом.

  • Игра “Повтори, не торопись! И смотри, не ошибись!” (с мячом).

Лог.: - Я буду называть слоговые ряды и тому, кому кину мяч, должен эти слоги повторить.          (ДЫ-ТЫ-ТЫ-ДЫ,      ТА-ТА-ДА-ТА)

Логопед называет слоговые ряды и кидает мяч детям, те, по очереди, повторяют слоги, предложенные логопедом, и возвращают мяч:  та – да – та;        то – до – то; ту – ту –ду;   и т. д.

  • Дифференциация [т] – [д] в словах.
  • Игра “Колокольчик – наушники” по картинкам  (слайд 11)

Щелчок мыши по экрану:  Язычок: - А теперь игра посложнее! Я буду показывать картинки, если в любом месте слова есть звук [д], покажите воображаемый колокольчик. А если в слове есть звук [т], покажите воображаемые наушники. Объясните свой выбор.

Щелчок мыши: переход на слайд 12 (слайды с  12  по  18  – смена по щелчку мыши):

Дыни, тыква, аист, верблюды, карета, радуга, ландыш, каштан.

  • Физкульминутка (слайд  20 ). Звук появляется вместе с изображением язычка

Язычок: - Давайте немножко отдохнём.

Логопед:  - Ребята, вставайте около парт, послушаем, какую скороговорку приготовил для нас язычок и постараемся её запомнить. 

Щелчок мыши по экрану: язычок читает скороговорку. Речь с движением.

Шла Матрёна с огорода.          Маршировка.

Под кустом нашла удода.        Наклон вперёд (как бы заглядывая под куст).

А удод ей: “Ду-ту-ду!        Пальцы обеих рук разведены веером. Большой палец правой руки приставить к носу. А большой палец левой руки приставить к мизинцу правой. Делаем дразнящие движения.

Я с тобою не пойду!         Отрицающий жест указательным пальцем правой руки.

К бабе Дуне убегу,                Бег на месте.

Даст она мне творогу!”        Показать руками объём миски с творогом.

Лог.:  - Попробуем повторить все вместе с движением.

Щелчок мыши: переход на слайд 21.

IV. Закрепление нового материала.

  • Дифференциация звуков [т] – [д] в словах и словосочетаниях.

Лог.:  - А теперь задания от кошки Тошки и домового Данилыча

Упражнение. Вставьте пропущенные буквы Т или Д в слова, подчеркните на каждой строчке «лишнее» слово.

При помощи ручки на интерактивной доске дети вставляют буквы и подчеркивают лишнее слово.

Слайд 22.

Логопед:  - Кошка Тошка принесла с собой слова-признаки (первый  столбик - цветочный, тонкий, чудесный, заячий, косой). Домовой Данилыч слова-предметы (второй  столбик - аромат, дождь, прут, хвост, дрозд). Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-го  столбика подходящие по смыслу слова из 2 столбика. Запишите в тетрадь 2 словосочетания.

КРОСВОРД (слайд  23).

  • Дифференциация звуков [т] – [д] в предложениях.

Логопед:  - Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова из данных

(слайд  24).

Дети подходят к компьютеру, читают пары слов (например: дом-том), наводят на выбранное слово  мышку, щелчок и это слово перемещается на свое место в предложение.

Слайд 25 (шифровки).

  • Игра в разведчиков. 

Лог.:  - Кошка Тошка и Данилыч прислали нам зашифрованное стихотворение. Нужно прочесть зашифрованную запись, где буква «Т» обозначена черным цветиком, а «Д» белым  цветиком.

Каждый ученик получает карточку под номером с предложением, которое он записывает в тетрадь.

Лог.:  - Прочитает свое расшифрованное двустишие тот, кому попалась карточка под номером 1 (начало стихотворения) и т. д.

Дети читают, каждый свою строчку из стиха.

Лог.:  - О ком это стихотворение?

Дети:  - О дятле.

Слайд 26. Язычок: - Пришло время прощаться с кошкой Тошкой и домовым Данилычем. На память о себе они дарят нам смешную скороговорку. Послушайте её, пожалуйста.

                        Ловит Федот носатого удода.

Логопед: - Повторите эту скороговорку.

- А теперь повторяем её всё быстрее и быстрее с одновременным выполнением упражнения “Кулак – ладонь”.

Скороговорка проговаривается детьми несколько раз с убыстрением темпа и одновременным выполнением упражнения руками на развитие реципрокной координации “Кулак – ладонь”.

Логопед:  - Сколько слов в этом предложении?  Начертите его схему.

- Обозначьте соответствующей транскрипцией каждый звук [т] или [д], встречающийся вам в словах этого предложения. Работаем синим цветом.

Все элементы появляются по щелчку.

V. Итог .

Слайд 27. Щелчок мыши по экрану:

Язычок: - Давайте вспомним, какие звуки мы сравнивали на занятии?

Щелчок мыши по экрану – появляются кошка Тошка и транскрипция звука[т], домовой Данилыч и транскрипция звука [д].

Щелчок мыши по экрану:

- В чём их сходство, а в чём различие?

Щелчок мыши по экрану:

- Какой буквой обозначают на письме звук [т]?

Щелчок мыши по экрану: - Какой буквой обозначают на письме звук [д]?

Щелчок мыши по экрану: - До свидания! До новых встреч!

Щелчок мыши по экрану – появляется слово “Молодцы!” и звенит колокольчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звук и буква Ш"

Предлагаю конспект  логопедического занятия в 1 классе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме "Звук и буква Ш"...

Конспект группового логопедического занятия для 1 класса “Звук [щ], буквы Щ щ”.

Конспект группового логопедического занятия для 1 класса “Звук [щ], буквы Щ щ”. ...

Методическая разработка: логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков и букв Г-К"

Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса, обучающихся по коррекционной программе 8/1Лексическая тема: домашние птицыГрамматическая тема: дифференциация звуков и букв К-ГЦель: Научить детей разл...

Логопедическое занятие в 1 классе «Звук [Ш]. Домашние животные»

Цель занятия: закрепление правильного произношения звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках .Задачи занятия:        Коррекционно-образовательные задачи....

Конспект логопедического занятия во 2 классе. Звуки и буквы Ц-Ч

Конспект логопедического занятия  в условиях реализации ФГОС с учащимися  2 класса....

Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация звуков и букв В-Ф»

Логопедическое занятие для учащихся 2 класса.Цель. Учить дифференцировать звуки и буквы В-Ф.Задачи:Закреплять знания детей о звуках и буквах в-ф, учить дифференцировать звуки в-ф;Уточнять и обогащать ...