Логопедическое занятие с учащимися 2 класса «Звуки и буквы Т - Д»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Цель: учить детей различать звуки [т] – [д] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие.
- Вырабатывать четкую дифференциацию [т]-[д] по звонкости и глухости.
- Формировать навыки языкового анализа и синтеза:
а) звукобуквенного анализа и синтеза слов;
б) анализа и синтеза предложений из 4 слов.
- Расширять лексический запас.
- Развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции.
- Развивать мелкую моторику рук, межполушарные взаимодействия,
- Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, любовь к родному языку, интерес к занятиям.
Оборудование: презентация “Различение звуков [т] – [д]”, мяч, карточки с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d-t_k_uroku_2012.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие с учащимися 2 класса
«Звуки и буквы Т-Д»
Цель: учить детей различать звуки [т] – [д] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие.
- Вырабатывать четкую дифференциацию [т]-[д] по звонкости и глухости.
- Формировать навыки языкового анализа и синтеза:
а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов;
б) анализа и синтеза предложений из 4 слов.
- Расширять лексический запас.
- Развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции.
- Развивать мелкую моторику рук, межполушарные взаимодействия,
- Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, любовь к родному языку, интерес к занятиям.
Оборудование: презентация “Различение звуков [т] – [д]”, мяч, карточки с текстом.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Орг.момент. (слайд 1) (Щелчок)
Логопед: Прозвенел и смолк звонок – Начинается урок.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 2.
II. Повторение. (Слайд 2)
Логопед: - Посмотрите, кто это к нам пришёл?
Дети: - К нам пришёл Язычок, он опять, наверное, какую-нибудь интересную игру нам приготовил?
Лог.: - Да, это мой помощник «Язычок». Он приготовил вам интересные игры и задания. Слушайте его внимательно и выполняйте.
(Щелчок мыши по экрану - идёт “звук”). Игра “Запоминай-ка!”
Язычок: - Здравствуйте, ребята. Сегодня я приготовил вам новую интересную игру “Запоминай-ка!”. Запомните названия всех картинок!
Лог.: -Называем картинки все вместе, хором.
По щелчку мыши появляется первая картинка, каждое последующее изображение, так же по щелчку, возникает после называния детьми предыдущего предмета (6 предметов, в названиях которых встречаются звуки [б’] /3 предмета/ и [п’] /3 предмета/).
Белка, перчатки, спички, лебеди, копилка, рябина.
Щелчок мыши: изображения исчезают, переход на след. слайд.
Звук появляется вместе с изображением язычка.
Язычок: - Повторите их по порядку. Щелчок мыши по экрану - идёт “звук”.
Язычок: - Повторите по порядку только те картин., в назван. которых встречается звук [б’].
Щелчок мыши по экрану - идёт “звук”. Язычок: - Повторите их в обратном порядке.
Логопед: - Проверьте, правильно ли вы называли картинки.
Щелчок мыши по экрану, после которого появляются 3 картинки.
Щелчок мыши: изображения исчезают, переход на слайд 4.
Звук появляется вместе с изображением язычка.
Язычок: - Припомните и повторите по порядку те картинки, в названиях которых встречается звук [п’]. Щелчок мыши – идёт звук. Язычок: - Повторите их в обратном порядке.
Логопед: - Давайте проверим.
Щелчок мыши по экрану, после которого появляются 3 картинки.
Логопед: - Вспомните, с какими буквами и звуками мы работали на прошлом занятии?
Лог.: - Правильно, со звуками Б-П, Бь-Пь и буквами Бэ, Пэ.
III. Знакомство с новым материалом.
- Введение в тему.
Лог.: - Попробуем узнать, с какими звуками и буквами нам предстоит работать сегодня, для этого надо отгадать имена новых героев, которые пришли к нам на урок.
Переход на слайд 5.
- А пришли к нам кошка и домовой.
- Расставьте буквы по порядку в соответствии с цифрами и узнаете ее кличку кошки.
4 1 3 5 2 к т ш а о (Тошка).
Лог.: - Какой 1 звук в слове?
- Имя Домового узнаете, если расшифруете слово таким же способом.
7651243 ч ы л д а и н (Данилыч).
Лог.: - Какой первый звук в слове Данилыч?
- Эти герои пришли к нам не с пустыми руками. Они принесли много интересных заданий.
Щелчок мыши: переход на слайд 6. Звук
Язычок: - Кто догадался, какой любимый звук у Тошки? У Данилыча?
Лог.: - Не сомневаюсь, что вы уже догадались с какими звуками будем работать.
Дети: - Со звуками Т – Д.
Лог.: - Сегодня на занятии мы будем сравнивать и различать звуки Т и Д и буквы, которые обозначают их на письме Тэ и Дэ.
Лог.: - Открывайте тетради, записываем число и тему (слайд 7).
Щелчок мыши по экрану - появляются изображения Тошки и звука [т], Данилыча и звука [д]. (Щелчок мыши – переход на слайд 8)
- Дифференциация изолированных звуков [т] – [д].
Звук появляется вместе с изображением язычка. Язычок: - А теперь, давайте зарисуем портреты кошки Тошки и домового Данилыча.
Кошка Тошка и домовой Данилыч зарисовываются на доске логопедом и в тетрадях учениками. Сначала синим карандашом записывается буква т (д) размером в 2 строчки, а затем она дорисовывается до образа - символа. Под портретами записываются транскрипции соответствующих звуков.
Щелчок мыши по экрану: Язычок: - Охарактеризуйте звук [т] с опорой на таблицу
Щелчок мыши по кнопке “справка” - переход на слайд 9 .
Дети: - Звук [т] – согласный, твёрдый, глухой.
Лог.: – Давайте убедимся, что это так, любым способом. Звонкость –глухость звуков проверяем двумя способами (1- руку на горло, 2 – закрыть уши).
Щелчком мыши по кнопке «возврат» возвращаемся на слайд 8.
Щелчок мыши по экрану:
Язычок: - Запишите характеристику звука [т] под портретом кошки Тошки.
3 щелчка мыши по экрану: на каждый щелчок появляется одна характеристика звука.
Щелчок мыши по экрану: Язычок: - Охарактеризуйте звук [д].
Щелчок мыши по кнопке «справка» - переход на слайд 9 .
Дети: - Звук [д] – согласный, твёрдый, звонкий.
Щелчком мыши по кнопке «возврат» возвращаемся на слайд 8.
Щелчок мыши по экрану: Язычок: - Запишите характеристику звука [д] под буквой Д
3 щелчка мыши по экрану: на каждый щелчок появляется одна характеристика звука.
Щелчок мыши по экрану: Язычок: - Чем похожи звуки [т] и [д]?
Дети: - Оба согласные, твёрдые.
Щелчок мыши по экрану: Язычок: - Чем же они отличаются?
Дети: - Звук [т] – глухой, а звук [д] – звонкий.
Щелчок мыши по экрану: Язычок: - Отличия заключите в красную рамку.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами.
Лог.: - Найдите эти буквы в изображениях героев и обведите их синим цветом.
Щелчок мыши по кнопке «далее» - переход на слайд 10
- Дифференциация [т] – [д] в слогах.
Язычок: - У меня для вас приготовлены ещё игры. Сначала давайте потренируем наши ушки в игре с мячом.
- Игра “Повтори, не торопись! И смотри, не ошибись!” (с мячом).
Лог.: - Я буду называть слоговые ряды и тому, кому кину мяч, должен эти слоги повторить. (ДЫ-ТЫ-ТЫ-ДЫ, ТА-ТА-ДА-ТА)
Логопед называет слоговые ряды и кидает мяч детям, те, по очереди, повторяют слоги, предложенные логопедом, и возвращают мяч: та – да – та; то – до – то; ту – ту –ду; и т. д.
- Дифференциация [т] – [д] в словах.
- Игра “Колокольчик – наушники” по картинкам (слайд 11)
Щелчок мыши по экрану: Язычок: - А теперь игра посложнее! Я буду показывать картинки, если в любом месте слова есть звук [д], покажите воображаемый колокольчик. А если в слове есть звук [т], покажите воображаемые наушники. Объясните свой выбор.
Щелчок мыши: переход на слайд 12 (слайды с 12 по 18 – смена по щелчку мыши):
Дыни, тыква, аист, верблюды, карета, радуга, ландыш, каштан.
- Физкульминутка (слайд 20 ). Звук появляется вместе с изображением язычка
Язычок: - Давайте немножко отдохнём.
Логопед: - Ребята, вставайте около парт, послушаем, какую скороговорку приготовил для нас язычок и постараемся её запомнить.
Щелчок мыши по экрану: язычок читает скороговорку. Речь с движением.
Шла Матрёна с огорода. Маршировка.
Под кустом нашла удода. Наклон вперёд (как бы заглядывая под куст).
А удод ей: “Ду-ту-ду! Пальцы обеих рук разведены веером. Большой палец правой руки приставить к носу. А большой палец левой руки приставить к мизинцу правой. Делаем дразнящие движения.
Я с тобою не пойду! Отрицающий жест указательным пальцем правой руки.
К бабе Дуне убегу, Бег на месте.
Даст она мне творогу!” Показать руками объём миски с творогом.
Лог.: - Попробуем повторить все вместе с движением.
Щелчок мыши: переход на слайд 21.
IV. Закрепление нового материала.
- Дифференциация звуков [т] – [д] в словах и словосочетаниях.
Лог.: - А теперь задания от кошки Тошки и домового Данилыча
Упражнение. Вставьте пропущенные буквы Т или Д в слова, подчеркните на каждой строчке «лишнее» слово.
При помощи ручки на интерактивной доске дети вставляют буквы и подчеркивают лишнее слово.
Слайд 22.
Логопед: - Кошка Тошка принесла с собой слова-признаки (первый столбик - цветочный, тонкий, чудесный, заячий, косой). Домовой Данилыч слова-предметы (второй столбик - аромат, дождь, прут, хвост, дрозд). Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-го столбика подходящие по смыслу слова из 2 столбика. Запишите в тетрадь 2 словосочетания.
КРОСВОРД (слайд 23).
- Дифференциация звуков [т] – [д] в предложениях.
Логопед: - Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова из данных
(слайд 24).
Дети подходят к компьютеру, читают пары слов (например: дом-том), наводят на выбранное слово мышку, щелчок и это слово перемещается на свое место в предложение.
Слайд 25 (шифровки).
- Игра в разведчиков.
Лог.: - Кошка Тошка и Данилыч прислали нам зашифрованное стихотворение. Нужно прочесть зашифрованную запись, где буква «Т» обозначена черным цветиком, а «Д» белым цветиком.
Каждый ученик получает карточку под номером с предложением, которое он записывает в тетрадь.
Лог.: - Прочитает свое расшифрованное двустишие тот, кому попалась карточка под номером 1 (начало стихотворения) и т. д.
Дети читают, каждый свою строчку из стиха.
Лог.: - О ком это стихотворение?
Дети: - О дятле.
Слайд 26. Язычок: - Пришло время прощаться с кошкой Тошкой и домовым Данилычем. На память о себе они дарят нам смешную скороговорку. Послушайте её, пожалуйста.
Ловит Федот носатого удода.
Логопед: - Повторите эту скороговорку.
- А теперь повторяем её всё быстрее и быстрее с одновременным выполнением упражнения “Кулак – ладонь”.
Скороговорка проговаривается детьми несколько раз с убыстрением темпа и одновременным выполнением упражнения руками на развитие реципрокной координации “Кулак – ладонь”.
Логопед: - Сколько слов в этом предложении? Начертите его схему.
- Обозначьте соответствующей транскрипцией каждый звук [т] или [д], встречающийся вам в словах этого предложения. Работаем синим цветом.
Все элементы появляются по щелчку.
V. Итог .
Слайд 27. Щелчок мыши по экрану:
Язычок: - Давайте вспомним, какие звуки мы сравнивали на занятии?
Щелчок мыши по экрану – появляются кошка Тошка и транскрипция звука[т], домовой Данилыч и транскрипция звука [д].
Щелчок мыши по экрану:
- В чём их сходство, а в чём различие?
Щелчок мыши по экрану:
- Какой буквой обозначают на письме звук [т]?
Щелчок мыши по экрану: - Какой буквой обозначают на письме звук [д]?
Щелчок мыши по экрану: - До свидания! До новых встреч!
Щелчок мыши по экрану – появляется слово “Молодцы!” и звенит колокольчик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звук и буква Ш"
Предлагаю конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме "Звук и буква Ш"...
Конспект группового логопедического занятия для 1 класса “Звук [щ], буквы Щ щ”.
Конспект группового логопедического занятия для 1 класса “Звук [щ], буквы Щ щ”. ...
Методическая разработка: логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков и букв Г-К"
Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса, обучающихся по коррекционной программе 8/1Лексическая тема: домашние птицыГрамматическая тема: дифференциация звуков и букв К-ГЦель: Научить детей разл...
Логопедическое занятие в 1 классе «Звук [Ш]. Домашние животные»
Цель занятия: закрепление правильного произношения звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках .Задачи занятия: Коррекционно-образовательные задачи....
Конспект логопедического занятия во 2 классе. Звуки и буквы Ц-Ч
Конспект логопедического занятия в условиях реализации ФГОС с учащимися 2 класса....
Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация звуков и букв В-Ф»
Логопедическое занятие для учащихся 2 класса.Цель. Учить дифференцировать звуки и буквы В-Ф.Задачи:Закреплять знания детей о звуках и буквах в-ф, учить дифференцировать звуки в-ф;Уточнять и обогащать ...