Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звук и буква Ш"
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме
Предлагаю конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме "Звук и буква Ш"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект группового занятия в 1 класс
Речевое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Тема: Звук и буква [Ш].
Цель: познакомить детей со звуком [Ш] и с буквой Ш.
Задачи:
1.Коррекционные:
- Уточненить звукопроизношение и автоматизировать звука Ш в слогах. словах предложениях и речи;
- развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа;
-упражнять в употреблении сущ. в родительном падеже;
- развивать мышление, память, мелкую моторику рук.
- Образовательные
- закрепить зрительный образ буквы Ш ;
- учить читать слоги, слова, предложения с изученными буквами; закреплять понятия «слово» «слог»;
- правописани е ШИ
- Воспитательные: воспитывать навыки самоконтроля за речью и самопроверки, внимательности.
Оборудование: зеркала, кассы букв, пластилиновые дощечки, горох, тетради.
Ход занятия
1.Оргмомент
Чтение отрывка из рассказа Драгунского «Заколдованная буква».
Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной.
Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:
- Смотрите, а на елке сыски висят.
"Сыски"! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять.
Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:
- Ой, умру от смеха! Сыски!
Я орал:
- Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она - сыски.
У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.
- Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу
сказать "сыски", а у меня высвистывается "сыски"...
Мишка сказал:
- Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два
шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда,
здорово - хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:
Ох, хыхечка зеленая,
Боюся уколюся я.
Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:
- Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!
А Мишка:
- Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.
И оба давай реветь. Только и слышно: "Сыски!" - "Хыхки!" - "Сыски!".
Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:
- Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!
Вот и все!
- Какой звук неправильно произносили дети?
Сообщение темы занятия. Давайте научим их правильному произношению. Разбор артикуляции звука Ш. Работа с зеркалами. При произнесении звука Ж губы округлены, зубы почти сомкнуты, язык в форме «чашечки» поднят к верхним передним зубам, выдыхаемый воздух теплый, голосовые связки работают.
Для того, чтобы правильно произносить все звуки нужно делать артикуляционную гимнастику. Дети выполняют артикуляционное упражнения «Лопатка»,«Чашечка»,«Лошадка».
2.Сообщение темы занятия
-Сегодня мы познакомимся с буквой и звуком Ш, потому что сегодня у неё день рождения и она всех нас приглашает на праздник.
3.Дыхательная гимнастика. «Надуваем шары на праздник»
4.Релаксация. Психогимнастика.
Изобразить: шары сдулись, шары надутые.Как огорчились, когда шары сдулись? Как были рады?
5.Развитие фонематического восприятия.
-Давайте зайдём в магазин и купим подарки для именинницы. Дети выбирают подарки в названии которых есть звук Ш и определяют его местоположение.
Отправляемся на день рождения в Звукоград на Шипящую улицу.
6.Произнесение звука Ш в слогах, словах и предложениях.
На Шипящей улице под ногами шелестят листья. Повторить, как шелестят листья.
Ша-шо-шу
Шу-ши-ша
Шо-шу-ши-ша.
Продолжим путешествие в Звукоград на машине. Повторить:
Едут быстрые машины
По шоссе шуршат их шины. Ш-Ш-Ш-Ш
7. Знакомство с буквой. Детей встречает буква Ш. На что похожа буква Ш? Чтение стихов.
Выложить портрет буквы Ш горохом на пластилиновых дощечках.
-К букве Ш пришли в гости гласные. И они решили вместе спеть. Чтение слогов правописание ШИ. Буква Ш никогда не дружит с буквой Ы.
8.Звуко-буквенный анализ и синтез.
- Буква Ш приготовила для гостей загадки, конкурсы игры.
Отгадать загадку и сделать звуковой анализ этого слова.
Живет в норке, любит хлебные корки. (Мышка.)
Превращение слов мышка---мишка---шишка.
Фокусы. Заменить первый звук на Ш.
Чашка-----
Дар-----
Губы-----
Мыло-----
Топот-----
Ребусы. (Ш(пион), Ш(топор), Ш(утка).
Игра- соревнование «Слово рассыпалось».
Звук Ш живет не только в словах, но и в окружающих нас звуках природы. Где в природе вы слышали звук Ш?
Разучивание физминутки.
Так шумит в реке камыш Ш-Ш-Ш.
Так шуршит по полом мышь Ш-Ш-Ш.
Так листочки шелестят Ш-Ш-Ш.
Злые гуси так шипят Ш-Ш-Ш.
Сделать портрет буквы Ш из мелкого бросового материала (ниток, спичек, проволоки, гороха).
9. Работа в тетради.
Письмо рукописной буквы в тетради . Письмо слогов, дополнение их до целого слова.
Ша – шары
Шу – шуба
Ши – шина
Шо - шорох
10.Дети дарят подарки (портреты), рассказывают стихи со звуком Ш.
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Гласные звуки и буквы"
Конспект логопедического занятия "Гласные звуки и буквы"(итоговое занятие по этой теме). К конспекту прилагается презентация....
Конспект логопедического занятия во 2 кл. "Буквы Н,К"
Занятие для подгруппы детей с оптической дисграфией....
Конспект логопедического занятия_Дифференциация букв и-й. Перенос слов с этими буквами.
Конспект логпедического занятия по теме "Дифференциация букв И-Й. Перенос слов с этими буквами."...
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв О-У"
Конспект логопедического занятия во 2 классе...
Конспект логопедического занятия по теме:" Дифференциация букв п-т"
Конспект данного занятия предназначен для учащихся начальных классов и направлен на дифференциацию букв схожих по своему написанию. Конспект содержит подробное изложение хода логопедическог...
Конспект логопедического занятия "Гласные звуки и буквы"
Разработка логопедического занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровня....
Конспект логопедического занятия Звуки [з] –[з’]. Буква З.
Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса....