Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
план-конспект по логопедии по теме

Eгорова Лариса Борисовна

Цели занятия:

Образовательные:

-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;

-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;

-  обогащение лексики по теме «Животные»;

- закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза (определения количества слогов, последовательности звуков в словах);

-  учить образовывать словосочетания по типу «прил. +сущ.» и составлять предложения с использованием этих словосочетаний;

- учить работать с деформированным текстом.

Развивающие:

- развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, воображения, мышления.

Воспитательная:

-  воспитание навыков совместной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_z-zh_breyn-ring.doc66 КБ
Файл naglyadnyy_material_k_uroku.rar102.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 им. Н.К.Крупской»

Конспект

логопедического занятия по теме

«Дифференциация звуков и букв «З» - «Ж»

в словах и предложениях

(игра «Брейн-ринг»)

Учитель- логопед

Егорова Лариса Борисовна


Кольчугино

Тема. Дифференциация звуков и букв «З»-«Ж» в словах и предложениях.

Цели занятия:

Образовательные:

-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;

-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;

-  обогащение лексики по теме «Животные»;

- закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза (определения количества слогов, последовательности звуков в словах);

-  учить образовывать словосочетания по типу «прил. +сущ.» и составлять предложения с использованием этих словосочетаний;

- учить работать с деформированным текстом.

Развивающие:

- развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, воображения, мышления.

Воспитательная:

-  воспитание навыков совместной деятельности.

Оборудование: изображение  солнышка и звездочки, два конверта, жетоны для жеребьевки двух цветов с написанными на обратной стороне буквами, жетоны для подведения итогов, табличка «З-Ж», символы гласных букв с наборными полотнами, изображение фигуры Поппельрейтера, изображение змеи и жука, наборы букв «З» и «Ж» для всех участников, «звуковые» полоски, наборные полотна, карточки со словами для образования словосочетаний, карточки для работы по слоговой структуре слова, тексты с ошибками, деформированные тексты, два набора разрезных картинок, два флажка.      

           Столы в кабинете расставлены для двух команд.

        Для комплектования  команд перед началом занятия проводится жеребьевка между участниками игры.

Ход занятия.

Логопед. Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем игру «Брейн-ринг». После проведения жеребьевки у нас  получились две команды. У каждой команды должно быть название. Переверните ваши жетоны и попробуйте сложить из букв, которые написаны на обратной стороне жетонов, слово.  Это и будет название команды. Ах, вы не можете? Правильно, у вас не хватает букв. Я добавлю недостающие буквы.

        Дети собирают слова «звездочка» и «солнышко». После этого выбирают капитанов. Эмблемы команд прикрепляются на доске.

Логопед. Теперь я расскажу об условиях игры. Я буду задавать вопросы. Если вы готовы отвечать, то должны поднять флажок. Кому из вас отвечать, решает капитан. За каждое правильно выполненное задание команда получает по одному жетону, которые я буду складывать вот в эти конверты (конверты прикрепляются на доске под эмблемами). Те, кто выполнит задание первыми, получит еще один жетон. Начнем игру.

Выделение первых звуков в словах.

        Демонстрируется картинка с изображением змеи в виде буквы «З» и жука в виде буквы «Ж»

Логопед.

- Каких представителей животного мира вы здесь видите? (жука и змею).

- С какого звука начинается слово «змея»? («з»).

- Дайте его характеристику (согласный, звонкий, твердый).

- С какого звука начинается слово «жук»? («ж»).

- Дайте его характеристику (согласный, звонкий, твердый).

- Оба звука согласные, звонкие, твердые. А в чем же их отличие? (в подъеме языка, в раскрытии рта).

з                 

ж                                 

     язык     губы

- Что еще заметили? (змея похожа на букву «з», жук похож на букву «ж»).

- Поэтому сегодня во время игры мы будем различать на слух и на письме звуки и буквы «ж», «з».

Чтение цепочки слогов по артикуляционным признакам

          У -            у -           у -           у -          у

   

       а -     а -       а -      а  -       а  

Работа над гласными звуками. Определение слова по гласным звукам.

Логопед.

- Знаете ли вы имена со звуками «з», «ж» (дети называют).

- Отгадайте, какое имя я загадала (детям предлагается схема гласных букв).

        Захар                        Зинаида        

        Кузьма                                Рузанна           

        Жора                                Снежана        

 

                       

                 

      О  

   

           

 

                       

                 

      О  

   

           

 

                             ο

     

       

   

           

 

                       

                 

      О  

   

           

 

                             ο

     

       

   

           

        

                


Выделение отдельных слов из строчки букв (развитие концентрации внимания)

Логопед.

- В этих строчках спрятаны слова. Выберите их и подчеркните (на доске прикреплены две длинных полосы бумаги с написанным набором букв)

абкузнечиклбдивжукаиблстрекозавкдижуравль

рмнкозафложирафтшкзебраоусмжук

(дети называют слова и подчеркивают их)

- В каждой строчке найдите лишнее слово (журавль, жук).

- Почему так решили? (журавль – это птица, а кузнечик, жук, стрекоза – насекомые;    жук – насекомое, а коза, жираф, зебра – животные).

Определение места звука в слове.

Логопед.

- Пользуясь звуковыми полосками и карточками с буквами «з», «ж», определите место звука в слове и укажите его.

Прыжок, мимоза, заноза, творожок, разжал, железо, звезда.

 • • • • • • • • •

     Ж

Развитие внеречевых процессов (восприятия, зрительной памяти). Развитие звукобуквенного анализа.

(демонстрируется фигура Поппельрейтера: контурные изображения предметов, наложенных друг на друга)

Логопед.

- Назовите предметы, которые вы видите на этом запутанном рисунке.

(см. Приложение).

- Назовите слова, которые обозначают живые предметы. А теперь назовите слова, которые обозначают неживые предметы.

- Найдите на этом рисунке  предметы, в названии которых есть звук «з». Назовите их.

- Найдите на этом рисунке  предметы, в названии которых есть звук «ж». Назовите их.

-  А теперь найдите предмет, в названии которого есть оба этих звука.

-  Назовите предметы, в названии которого звук «з» на 1-ом месте, на 3-ем месте, встречается дважды. Назовите предметы, в названии которого звук «ж»  на 1-ом месте, на 2-ом месте, на 4-ом месте.

( затем изображение закрывается)

- Вспомните, пожалуйста, все предметы, которые вы видели на этом рисунке.

(дети называют предметы, которые запомнили)

Выбор нужного слога «за» или «жа».

(детям предлагаются листы со словами, в которых отсутствуют слоги «за» или «жа»)

Логопед.

- Догадайтесь, пожалуйста, какого слога не хватает в этих словах,  и запишите его. (Дети выполняют задание, затем 1 команда зачитывает слова со слогом «за», а

2 команда - со слогом «жа»)

   СА          …                                                ЗА        …

   КО          …                                                СА           …    ЛИ

   ПИ         …         МА                                      БА        …

   СКА       …        ЛИ                                                     …    БА

   ЛИ         …         ЛИ

Физминутка

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – всем присесть,

Семь, восемь – встать просим,

Девять, десять – сели вместе.

Работа над слоговой структурой слова.

Логопед.

- По слоговой схеме определите, какие слова я загадала.

(Карточки с заданием устроены таким образом, что слово-ответ находится внизу на загнутой полосе картона (см.Приложение). После получения ответа детей, логопед открывает слово-отгадку)

1 – 3 – 3                 1 – 1 – 2                         1 – 1 – 2                 1 -  2 – 3

Луна                        гвозди                        круги                        муравей

Урожай                дикарь                        железо                розы

Ступенька                река                                сова                        рубашка

Лужайка                гвоздика                        кружева                музыка

Составление словосочетаний по схеме прил. + сущ. Использование полученных словосочетаний при составлении предложений.

Логопед. 

- Ребята, теперь вам даются 10 карточек со словами и одно наборное полотно (см. Приложение). Ваша задача – составить из этих слов словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова.

        Свежий                                 ружье

        Полезное                                 ветер

        Железное                                 кольцо

        Пассажирский                            поезд

        Заряженное                            занятие                        

(Дети выполняют задание).

Логопед. 

- Прочитайте полученные словосочетания. Составьте с этими словосочетаниями предложения.

Работа с разрезными картинками (развитие аналитико-синтетических способностей, пространственного воображения, классификации и логического обобщения)

Логопед.

- Сейчас я каждой из команд раздам по 8 разрезанных картинок

(см. Приложение) Подумайте, на какие две группы их можно разделить. (Логопед достает две коробки и высыпает содержимое на стол каждой команде. Дети выполняют задание).

- Ответьте теперь, на какие две группы вы разделили картинки (животные и насекомые).

Текст с ошибками.

Логопед.

- Я принесла вам стихи одного мальчика. Он еще очень маленький, поэтому допускает много ошибок. Поможете ему исправить их? (Детям предлагается текст с ошибками. Они исправляют их красным фломастером).

                                           Медвезата

                                Не жнали медвезата,

                                Что колются езата,

                                И давай с ежатами

                                 Играть, как с медвезатами

                                Вдруг медвезата в слезы:

                                - Езики – жанозы!

                                Испугались езики.

                                Несут щипцы и нозики.

                                И давай по штучке

                                Вынимать колючки.

        

Деформированный текст.

Логопед.

- Наша игра подходит к концу. Можно уже подсчитать количество набранных жетонов, но у меня осталось еще одно задание. Ребята, помогите мне сложить текст. (Дети собирают текст, в котором предложения написаны на отдельных полосках бумаги. Текст см. в Приложении).

Подведение итогов игры:

Дети подсчитывают количество набранных жетонов и определяют, чья команда выиграла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

конспект логопедического занятия "Слуховая дифференциация звуков [н]-[н,] на конце слов".

Конспект логопедического занятия, проведённого в подгруппе учащихся  3 класса, имеющими логопедическое заключение: смешанная форма дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синт...

Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".

Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик...

Конспект идивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах.

Представлен вашему вниманию конспект идивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш....