РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА
рабочая программа по логопедии (2 класс) по теме

Андреева Алла Александровна

Программа расчитана для  младших школьников 2 класса с ОВЗ.

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.)

С учетом рекомендаций и методических разработок логопеда – практика: Козыревой Л. М.

На основе:

- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред.

Козыревой Л. М., 2006.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_rechi_s_onr_2_e_klass.docx50.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №42 г. Белгорода

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С УЧИТЕЛЕМ - ДЕФЕКТОЛОГОМ

на 2014  - 2015 учебный год

Название предмета: общее недоразвитие речи

Класс: 2-ой  с ОВЗ

Учитель – дефектолог: Шилина Алла Александровна

Общее количество часов на предмет по учебному плану: 90 часов

I четверть 17

II четверть 22

III четверть 27

IV четверть 17

Контрольные работы

1

1

1

1

По 2 часа в неделю. Всего учебных занятий:  87

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.)

С учетом рекомендаций и методических разработок логопеда – практика: Козыревой Л. М.

На основе:

- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред.

Козыревой Л. М., 2006.

        В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58). Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного и среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.02.2013 г. №1015, Письмом Департамента Образования Белгородской области №9-06/1086 – НМ от 21.02.2014 «О промежуточной аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений», локальным актом школы №108 от 28.02.2014 г., с у четом праздничных дней в календарно – тематическое планирование внесены изменения: по плану 90 часов, по факту – 87 часов.

Содержание программы:

1.1.Пояснительная записка.

1.2.Учебно – методическое обеспечение программы.

1.3.Календарно – тематическое планирование.

1.1.Пояснительная записка

К числу важнейших задач учителя – дефектолога  работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на восполнения пробелов в звуковом строе речи.

Учитываются принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку – второкласснику опираться на уже имеющиеся знания у него знания и умения и обеспечивает его поступательное развитие.

Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному. Причем в занятия включены темы с целью обобщения сведений по звукобуквенному составу русского языка, уяснить смыслоразличительную роль фонемы, учатся проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соотношения между звуками и буквами. Так же программа включает занятия на устранение артикуляторно-акустической и акустической дисграфии, проявляющейся в смешении твердых и мягких согласных

Коррекционно – воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления).

Рабочая программа составлена с учетом рекомендаций и методических разработок логопеда – практика: Козыревой Л.М.

Основная цель программы: восполнение пробелов в звуковом строе речи и устранение артикуляторно-акустической и акустической дисграфии, проявляющейся в смешении твердых и мягких согласных

Адресат программы: учащиеся второго класса с ОВЗ.

Основные задачи программы:

- формирование полноценного звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;

- дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;

- уточнение и обобщение сведений о звукобуквенном составе русского языка;

- обогащение словарного запаса и накопление представлений об окружающем мире.

        Программа рассчитана на 87 часов – 3 раза в неделю.

Коррекционно – развивающие  занятия проводятся в групповой форме.

Содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей данной группы. Длительность занятия 40 минут.

        Оценка результативности программы.

Результативность и эффективность программы выявляется путем диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно – развивающего обучения и после него в конце учебного  года.  Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ.

        Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся к концу коррекционно – развивающего обучения.

Учащиеся должны знать:

- сведения по звукобуквенному составу русского языка, уяснить смыслоразличительную роль фонемы, учатся проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соотношения между звуками и буквами;

-  составление слов из слогов, данных вразбивку, на добавление недостающего слога к слову;

- различать твердые и мягкие согласные звуки;

-  дифференциации смешиваемых согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

-  различение  глухих и звонких согласных.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

  • игровые,
  • наглядно - демонстрационные,
  • словесные.

Принципы логопедической работы:

  • наглядность,
  • доступность,
  • системность,
  • комплексность,
  • принцип развития,
  • онтогенетический принцип.

        Формы организации деятельности учащихся:

  • групповая;
  • работа в парах;
  • индивидуальная.

Содержание программы:

Программа включает в себя 4 раздела: звукобуквенный анализ и синтез слов;слоговой анализ и синтез слов;ударение;твердые и мягкие согласные звуки; глухие и звонкие согласные звуки и буквы;свистящие и шипящие звуки, аффрикаты;

сонорные звуки. Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих разделов:

Изучаемые разделы

Количество часов

I четверть

17

1.Звукобуквенный анализ и синтез слова

7

2.Слоговой анализ и синтез слова

7

3.Ударение

3

II четверть

22

4.Твердые и мягкие согласные звуки и буквы

22

III четверть

27

5.Глухие и звонкие согласные звуки и буквы

23

6.Свистящие и шипящие согласные звуки и буквы

4

IV четверть

17

7. Аффрикаты

13

8. Сонорные звуки и буквы

4

Контрольные работы

4

Формы и средства контроля.

Поурочный контроль ведется в виде устного опроса учащихся по основным  направлениям изученного материала. Тематический контроль проходит в конце каждого раздела, который  направлен на обобщение полученных знаний и выявление уровня усвоения пройденного материала.

В конце изучения программы учащимся дается контрольное диктант и работа с ним. Целью, которого является выявление уровня полученных знаний, умений и навыков. В завершении дается качественная оценка полученных результатов и дальнейшие рекомендации.

Учебно – методическое обеспечение программы.

Автор

Название

Изд-во

Год издания

Кол-во экз.

1

Черошникова Г.С.

«Логопедические занятия в начальной школе»

Творческий центр. Москва

2001

1

2.

Мазанова Е.В.

«Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». Конспекты занятий.

ГНОМиД

Москва

2008

1

3.

Мазанова Е.В.

«Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий»

ГНОМиД

Москва

2008

1

4.

Мазанова Е.В.

«Коррекция агромматиеской дисграфии» конспекты занятий.

ГНОМиД

Москва

2008

1

5.

Мазанова Е.В.

«Коррекция оптической дисграфии»

ГНОМиД

Москва

2008

1

6.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.

«Организация м методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»»

«Просвещение»

Москва

1991

1

7.

Черошникова Г.С.

Логопедические занятия. Часть 1.

ИПКРО

Иркутск

2005

1

8.

Черошникова Г.С.

Логопедические занятия. Часть 2.

ИПКРО

Иркутск

2005

1

9

Селиверствов В.И.

«Словарь логопеда»

Владос.

Москва

1998

1

10.

Елецкая О.В.

Горбачевская Н.Ю.

«Развитие и коррекция пространственно – временных представлений у детей»

«Школьная пресса»

2004

1

11.

Коноваленко С.В.

Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет

Москва

1998

1

12.

Алифанова Е.А.

Н.Е.Егорова

Логопедические рифмовки и миниатюры»

Новая школа

Москва

1994

1

13.

Леонова М.А.

Крапивина Л.М.

Дидактические материалы по логопедии

«Школа-Пресс»

Москва

1999

1

14.

Филичева Т.Б.

Совершенствование связной речи

«Эксмо»

Москва

2011

1

15.

Лебедева П.Д.

Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития.

СПб: КАРО

2004

1

16.

Козырева Л.М.

Логопедическая программа коррекции нарушений письменной речи

«Академия развития»

Ярославль

2008

1

Календарно – тематическое планирование коррекционной работы младших школьников

с  общим  недоразвитием речи.

2 класс с ОВЗ

п/п

Количество часов

Наименование раздела и тем

Дата проведения

План

Факт

                             18

I четверть

I

7

Звукобуквенный анализ и синтез слова

Развитие аналитико – синтетической сферы. Развитие мыслительных операций.

15.09.14

1

1

Выделение первого  звука в слове

«Четвертый лишний».

«Что перепутал художник».

«Разорванные слова»

«Собрать слово».

15.09.14

2

1

Выделение последнего звука в слове

«Подобрать пару к слову».

«Найти нужную заплатку»

«Закончи слово»

«Продолжи узор»

17.09.14

3

1

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

«Лабиринт»

«Светофор»

«Сравнение предметов»

«Анаграмма»

19.09.14

4

1

Определение количества звуков в слове

«На что это похоже»

«Определи понятия»

«Найди похожее слово»

«Раздели на группы»

22.09.14

5

1

Соотношение между звуками и буквами в слове

«Подбери слова»

«Найди общее слово»

«Что больше»

«Подбери нужное слово»

24.09.14

6

1

Буква-смыслоразличитель

«Как это можно использовать»

«Говори на оборот»

«Бывает не бывает»

«Назови правильно»

26.09.14

7

1

Проверочная работа

29.09.14

II

7

Слоговой анализ и синтез слова

Развитие внимания. Развитие устойчивости, концентрации, распределения и увеличения объема внимания.

1.10.14

8

1

Выделение первого слога в слове

«Живая Картинка»

«Слова – невидимки».

«Восстановить пропущенное слово».

«Домики»

1.10.14

9

1

Слогообразующая роль гласных звуков

«Муха»

«Найди отличия»

«Самый внимательный»

«Птица не птица»

3.10.14

10

1

Определение количества слогов в слове

«Выполни по образцу»

«Корректурная проба»

«Я самый меткий»

«Сороконожка»

6.10.14

11

1

Определение количества слогов в слове

«Волшебный мешочек»

«Найди отличия»

«Найди буквы»

«Закодированные слова»

8.10.14

12

1

Составление слов из слогов

«Пиктограммы»

«Пишущая машинка»

«Заметь все»

«Полет шмеля»

10.10.14

13

1

Деление слов на слоги

«6 пар»

«Путаница»

«Дорисуй и раскрась вторую половинку»

13.10.14

14

1

Проверочная работа

15.10.14

III

4

Ударение.

Развитие внимания. Развитие устойчивости, концентрации, распределения и увеличения объема внимания.

17.10.14

15

1

Ударение в двухсложных словах

«Расставь значки»

«Повторяй за мной»

«Запоминай порядок»

«Корректурная проба»

17.10.14

16

1

Ударение в трехсложных словах

«Найди отличия»

«Лабиринты»

«Замри»

20.10.14

17

1

Орфоэпические нормы постановки ударения

«карлики – великаны»

«Найди пару»

«Дорисуй»

22.10.14

18

1

Проверочная работа

24.10.14

                            23

II четверть

IV.

23

Твердые и мягкие согласные звуки

Развитие пространственного восприятия и воображения

5.11.14

19

1

Мягкий знак на конце слова

«Цветные палочки»

«Спички»

«Измеряй на глазок»

«Проставь значки»

5.11.14

20

1

Мягкий знак на конце слова

«Расставь точки»

«Найди спрятанные предметы»

«Посчитай шарики»

7.11.14

21

1

Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова

«Геометрические фигуры»

«Зашумленные предметы»

«Нарисуй фигуру»

«Раскрась по точкам»

10.11.14

22

1

Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова

«Раскрась картинку, следуя цветам»

«Найди спрятанные фигуры»

«Назови, что где находится»

«Прочти предложение»

12.11.14

23

1

Мягкий знак в середине слова

«Что изменилось»

«Вьетнамская игра»

«Перерисовать картинку»

«Собери картинку»

14.11.14

24

1

Мягкий знак в середине слова

«На что похож предмет»

«Найди спрятанные фигуры»

«Собери фигуры»

«Что не дорисовал художник»

17.11.14

25

1

Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова

«Какие изображены предметы»

«Найди отличия»

«Проследи глазами»

«Нарисуй квадраты»

19.11.14

26

1

Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова

«Кто больше»

«Продолжи ряд»

«Дорисуй»

«Расставь точки»

21.11.14

27

1

Различение на письме букв А—Я после согласных

«Штриховка»

«Слушай и рисуй»

«Спрятанные изображения»

«Зашумленные изображения»

24.11.14

28

1

Различение на письме букв А—Я после согласных

«Дорисуй фигуры»

«От маленького к большому»

«Одинаковые буквы»

«Маршруты»

26.11.14

29

1

Различение на письме букв У—Ю после согласных

«Выложи из палочек»

«Собери картинку»

«Шкафчик»

«Измеряем на глазок»

28.11.14

30

1

Различение на письме букв У—Ю после согласных

«Какие предметы изображены»

«Найди отличия»

«Найди заплатку»

«Фотограф»

1.12.14

31

1

Различение на письме букв 0—Ё после согласных

«Точечные изображения»

«Перевернутые фигуры»

«Буковки»

«Нелепицы»

3.12.14

32

1

Различение на письме букв 0—Ё после согласных

«Найди сочетания»

«Сопоставление»

«Что пропущено»

«Слово в слове»

5.12.14

33

1

Различение на письме букв Ы—И после согласных

«Расколдуй слово»

«Составь слово»

«Перевернутая картинка»

«Складывание пазлов»

8.12.14

34

1

Различение на письме букв Ы—И после согласных

«Найди буквы, цифры»

«Что забыл нарисовать художник»

«Расколдуй слово»

10.12.14

35

1

Твердые и мягкие согласные звуки перед Е

«Что пропущено»

«Расколдуй слово»

«Найди отличия»

12.12.14

36

1

Непарные твердые согласные Ш, Ж, Ц

«Найди отличия»

Перевернутая картинка»

«Фотограф»

«Слово в слове»

15.12.14

37

1

Непарные твердые согласные Ш, Ж, Ц

«Найди заплатку»

«Опиши изображения»

«Собери разрезанную картинку»

17.12.14

38

1

Непарные мягкие согласные Щ, Ч, И

«Найди и разукрась геометрические фигуры»

«Где, что нарисовано»

«Клякса»

19.12.14

39

1

Непарные мягкие согласные Щ, Ч, И

«Дорисуй изображение»

«Опиши, что ты видишь»

«Расколдуй слово»

22.12.14

40

1

Проверочная работа

24.12.14

41

1

Игра Умники и умницы»

26.12.14

                            28

III четверть

V

23

Глухие и звонкие согласные звуки и буквы

Развитие памяти. Развитие слуховой, зрительной, двигательной и словесно – логической памяти

12.01.15

42

1

Звуки и буквы П — Б

«Разноцветная лесенка»

«Инопланетяне»

«Опиши картинку»

«Фигуры»

12.01.15

43

1

Звуки и буквы П — Б

«Посмотри и рисуй»

«Эстафета слов»

«Что какого цвета»

«Выбор»

14.01.15

44

1

Звуки и буквы П — Б

«Стоп»

«Запоминаем движения»

«Повторяй за мной»

«Посмотри и запомни»

16.01.15

45

1

Звуки и буквы Т—Д

«Запрещенное движение»

«Группировка слов»

«Свяжи пару»

19.01.15

46

1

Звуки и буквы Т—Д

«Ассоциации»

«Рисуем схему»

«Ключевые слова»

21.01.15

47

1

Звуки и буквы Т—Д

«Путаница»

«Запомни пару»

«Субтест 1 »

23.01.15

48

1

Звуки и буквы Т—Д

«Субтест  2»

«Запомни фигуры»

«Единственное и множественное число»

26.01.15

49

1

Звуки и буквы К—Г

«Мужской и женский род»

«Найди одинаковые»

«Запомни профиль»

28.01.15

50

1

Звуки и буквы К—Г

«Запоминание цифр»

«Запоминаем фигуры»

«Загадки»

30.01.15

51

1

Звуки и буквы К—Г

«Движения животных»

«Предложения»

«Рисуй по памяти»

2.02.15

52

1

Звуки и буквы В—Ф

«От слова к рассказу»

«Таинственное слово»

«Волшебник меняет лицо»

4.02.15

53

1

Звуки и буквы В—Ф

«Ассоциации»

«Ключевые слова»

«Эстафета слов»

6.02.15

54

1

Звуки и буквы В—Ф

«Что какого цвета»

«Выбор»

«Стоп»

9.02.15

55

1

Звуки и буквы С—3

«Инопланетяне»

«Запоминаем движения»

«Повторяй за мной»

11.02.15

56

1

Звуки и буквы С—3

«Запрещенное движение»

«Ключевые слова»

«Субтест 3»

13.02.15

57

1

Звуки и буквы С—3

«Составляем план»

«Путаница»

«Запомни пару»

16.02.15

58

1

Звуки и буквы Ш—Ж

«Эстафета слов»

«Фигуры»

«Запоминаем картинки»

18.02.15

59

1

Звуки и буквы Ш—Ж

«Что, какого цвета»

«Выбор»

«Стоп»

20.02.15

60

1

Непарные глухие согласные X,Ц,Ч, Щ

«Инопланетяне»

«Запрещенное движение»

«Повторяй за мной»

25. 02.15

61

1

Непарные глухие согласные X,Ц,Ч, Щ

«Группировка слов»

«Свяжи пару»

«Ассоциации»

27.02.15

62

1

Непарные звонкие Й, Л, М, Н

«Составляем план»

«Путаница»

«Запомни и найди одинаковые предметы»

2.03.15

63

1

Проверочная работа

4.03.15.

64

1

Слуховой диктант

6.03.15.

VI

5

Свистящие и шипящие согласные звуки и буквы

Развитие личностно-мотивационной сферы. Развитие нравственности, положительного отношения к себе и положительного эмоционального состояния.

11.03.15

65

1

Звуки и буквы С—Ш

«Ранжирование ценностей»

«Закончи историю»

«Разукрась школу»

11.03.15.

66

1

Звуки и буквы С—Ш

«Нарисуй детям лица»

«Ласковые имена»

«Закончи предложение»

13.03.15.

67

1

Звуки и буквы 3—Ж

«Насколько ты себя ценишь»

«Я – реальное, я – идеальное»

«Красивое имя»

16.03.15.

68

1

Звуки и буквы 3—Ж

«Хороший плохой»

«Тест – опросчик»

«Хлопки по кругу»

18.03.15.

69

1

Проверочная работа

20.03.15

                                           18

IV четверть

VII

13

Аффрикаты

Развитие личностно-мотивационной сферы. Развитие нравственности, положительного отношения к себе и положительного эмоционального состояния.

70

1

Звуки и буквы С — Ц

«Егорки»

«Кошки – мышки»

«Привет – привет»

1.04.15

71

1

Звуки и буквы С — Ц

«Доброта»

«Шляпа»

«Образ эмоции»

3.04.15

72

1

Звуки и буквы С — Ц

«Большое ухо»

«Фотография»

«Танцы – противоположности»

6.04.15

73

1

Звуки и буквы Ц—Ч

«Броуновское движение»

«Золушка»

«Толкни, поймай»

8.04.15

74

1

Звуки и буквы Ц—Ч

«Давай поругаемся»

«Чужими глазами»

«Скамья запасных»

10.04.15

75

1

Звуки и буквы Ч—Т

«Волшебное число»

«Секундомер»

«Спрятанные проблемы»

13.04.15

76

1

Звуки и буквы Ч—Т

«Чувства»

«Мир чувств»

«Ситуации»

15.04.15

77

1

Звуки и буквы Ч — Щ

«Лучики»

«Черепаха»

«Дракон»

17.04.15

78

1

Звуки и буквы Ч — Щ

«Колечко»

«Ухо – нос»

«Буратино»

20.04.15

79

1

Звуки и буквы С — Щ

«Говори»

«Замри»

«Ухо – нос»

22.04.15

80

1

Звуки и буквы С — Щ

Рисунок «это – я»

Рисунок «моя семья»

«Запрещенная буква»

24.04.15

81

1

Игра «Умники и умницы»

27.04.15

82

1

Проверочная работа

29.04.15

VIII

5

Сонорные звуки и буквы

Развитие личностно-мотивационной сферы. Развитие нравственности, положительного отношения к себе и положительного эмоционального состояния.

6.05.15

83

1

Звуки и буквы Л—Р

«Что новенького»

«Птица-не птица»

«Выполни по образцу»

6.05.15

84

1

Звуки и буквы Л' — Р'

«Сказочный счет»

«Найди слова»

«Это я, узнай меня»

8.05.15

85

1

Звуки и буквы Л' — Р'

«Водопад»

«Я самый метки»

«Камень мудрости»

11.05.15

86

1

Игра «Умники и умницы»

13.05.15

87

1

Проверочная работа

15.05.15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.

Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска  приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Цель  коррекционно-развивающего курса: развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений у учащихся, испытывающих трудности в обучении и освоении АООП.Задачи:- корригировать нарушения...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Содержание№п/пРазделСтраница1.Целевой раздел31.1Общее назначение программы31.2Цель  программы61.3Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, ...

Рабочие программы учителя-дефектолога

Рабочая программа корреционно-развивающей работы (дефектологические занятия), рабочая программа "Сенсорное развитие", рабочая программа "Альтернативная коммуникация"...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Рабочая программа дефектолога (начальная школа)...

Рабочая программа Учителя - дефектолога

Рабочая программа для учащихся 1-4 классов РАС...

Рабочая программа Учителя - дефектолога

Рабочая программа учителя - дефектолога для обучающихся 1- 4 классов с УО...