Рабочая программа учителя-дефектолога
рабочая программа (1, 2 класс) на тему
Цель коррекционно-развивающего курса: развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений у учащихся, испытывающих трудности в обучении и освоении АООП.
Задачи:
- корригировать нарушения восприятия пространства, пространственного анализа, зрительно-моторной координации, внимания, мелкой моторики;
- формировать способы познавательной деятельности, позволяющие осваивать АООП;
- предупреждать вторичные нарушения в развитии, затрудняющие образование и социализацию ребенка;
- устранять затруднения в освоении знаний и умений, специфичных для предметных областей «Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (Окружающий мир)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_programmy_6.2.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
ЗАНЯТИЙ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Пояснительная записка
В системе образования обучающихся с НОДА работа учителя-дефектолога является важным звеном в общей системе коррекционной работы.
Для данной категории детей характерно сочетание нескольких нарушений (ДЦП в сочетании с нейросенсорной тугоухостью, нейровизуальными нарушениями, различными неврологическими синдромами и др.). У большинства учеников с НОДА наблюдается выраженная дисгармония в способностях усваивать разные циклы учебных дисциплин. При хороших (и даже высоких) показателях усвоения одних предметов они могут испытывать значительные затруднения при обучении другим учебным предметам. Это связано и с направленностью личности ребенка, но чаще – со спецификой познавательной деятельности, обусловленной поражением центральной нервной системы. Кроме того учащиеся с НОДА отличаются медленным и неустойчивым формированием пространственных, плоскостных и первоначальных математических представлений, замедленным темпом усвоения учебного материала. При изучении индивидуальных особенностей школьника принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных АООП.
Программа коррекционной работы позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Для обучающихся, нуждающихся в особых условиях обучения в соответствии с темпом и уровнем усвоения образовательной программы, актуально введение коррекционно-развивающего курса занятий учителя-дефектолога, направленного на устранение пробелов в знаниях. Данный курс способствует реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).
Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием познавательных процессов, мелкой моторики, графомоторных навыков, сенсорных и пространственно-временных представлений, устранением пробелов в знаниях по учебным предметам, профилактика вторичных нарушений (дисграфия, дислексия, дискалькулия).
Цель коррекционно-развивающего курса: развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений у учащихся, испытывающих трудности в обучении и освоении АООП.
Задачи:
- корригировать нарушения восприятия пространства, пространственного анализа, зрительно-моторной координации, внимания, мелкой моторики;
- формировать способы познавательной деятельности, позволяющие осваивать АООП;
- предупреждать вторичные нарушения в развитии, затрудняющие образование и социализацию ребенка;
- устранять затруднения в освоении знаний и умений, специфичных для предметных областей «Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (Окружающий мир)».
Место коррекционно-развивающего курса в учебном плане
Коррекционно-развивающие занятия данного курса проводятся с обучающимися индивидуально, 2 раз в неделю (66 часов в 1 классе, 68 часов во 2-4 классах) в рамках внеурочной деятельности.
Планируемые результаты освоения курса
Обучающиеся получат возможность к овладению следующими предметными результатами:
– дифференцировать форму, размер, материал, температуру, фактуру предметов;
– сравнивать, классифицировать и ранжировать предметы по указанным признакам;
– определять и называть направления в пространстве относительно себя, человека, расположенного напротив, в плоскости листа;
– безошибочно употреблять в речи предлоги отношения и направления;
Обучающиеся получат возможность к овладению следующими личностными результатами:
– развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;
– освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
– развитие способности к осмыслению временно-пространственной организации картины мира;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных условиях учебной и предметной деятельности;
– формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.
Обучающиеся получат возможность к овладению следующими метапредметными результатами:
– развитие способностей принимать и сохранять цели решения типовых учебных и практических задач;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– использование элементарных знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
– использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
– готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса занятий.
Основное содержание коррекционного курса
Содержание программы занятий учителя-дефектолога включает в себя следующие направления работы:
– коррекция нарушений и развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия (цвет, форма, размер, тяжесть предметов; характеристики предмета, выявляемые при ощупывании; пространственная ориентировка и пространственные представления; коррекция нарушений и развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха);
– коррекция нарушений и развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации (пальчиковые игры, пальчиковый массаж и бассейн, конструирование из мелких деталей, лепка, рисование, шнуровка, соотносящие действия, складывание разрезных картинок и пазлов);
– коррекция нарушений и развитие мыслительных операций анализа и синтеза (классификации, систематизации, дифференциации), а также внимания и памяти.
В основу проведения занятий положены следующие принципы:
– содержание и материал заданий подбирается не по возрасту, а по возможностям детей;
–дозировка заданий в соответствии с возможностями ребенка, постепенное их усложнение;
– индивидуальный подбор поз ребенка для занятий.
В процессе решения задач курса могут быть использованы различные приемы, наглядный и дидактический материал на усмотрение учителя-дефектолога с учетом индивидуальных особенностей детей.
После проведения обследования, проводятся встречи с родителями и обсуждаются рекомендации для занятий дома.
На каждого обучающегося, зачисленного на занятия, составляется рабочая программа, включающая индивидуальное тематическое планирование, в соответствии с имеющимися особенностями развития. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен объем изучаемого материала.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
В работе учителя дефектолога с учащимися с НОДА особую роль играет сенсорный материал. Для проведения коррекционно-развивающих занятий используются:
- для развития тактильного и кинестетического восприятия (Игровой комплект «Пертра»);
- для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);
- развития крупной моторики (мячи, кольцебросы, обручи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.);
- для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.; «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные предметы;
- символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);
- знаковый материал: наборы цифр и букв, таблицы и др.,
- компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.
Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА
Программа расчитана для младших школьников 2 класса с ОВЗ.Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.)С уч...
Рабочая программа учителя-дефектолога
Содержание№п/пРазделСтраница1.Целевой раздел31.1Общее назначение программы31.2Цель программы61.3Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, ...
Рабочие программы учителя-дефектолога
Рабочая программа корреционно-развивающей работы (дефектологические занятия), рабочая программа "Сенсорное развитие", рабочая программа "Альтернативная коммуникация"...
Рабочая программа учителя-дефектолога
Рабочая программа дефектолога (начальная школа)...
Рабочая программа Учителя - дефектолога
Рабочая программа для учащихся 1-4 классов РАС...
Рабочая программа Учителя - дефектолога
Рабочая программа учителя - дефектолога для обучающихся 1- 4 классов с УО...