Рабочая программа Учителя - дефектолога
календарно-тематическое планирование

Гришкова Лариса Витальевна

Рабочая программа для учащихся 1-4 классов РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kl_ras_def.docx50.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8.  

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495)410-38-95;

email: 2065@edu.mos.ru;

web: www.sch2065tn.mskobr.ru

Рабочая программа учителя-дефектолога

для  учащихся  1- 4 класса РАС

Уровень образования  начальное

Количество часов всего 68 в неделю 2

Учитель-дефектолог:   Гришкова

Лариса Витальевна  

г. Москва

2019/2020

Пояснительная записка

        На сегодняшний день в России сделаны важные шаги по оптимизации диагностики, коррекции, образования и сопровождению школьников с аутизмом, но, наряду с тенденциями к изменению содержания процесса образования и сопровождения детей с РАС, остро стоит проблема организации специальных условий для обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Под специальными условиями для обучающихся с РАС понимается специально организованное, научно и методически обоснованное образовательно-развивающее пространство, включающее необходимые средства и приспособления, способствующее формированию навыков учебной деятельности и успешной социализации и адаптации. Эти условия должны учитывать особенности детей и способствовать их включению в общеобразовательную среду и их социальной адаптации в целом.     Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с РАС, обусловленных недостатками в их физическом или психическом  развитии;  осуществление индивидуальноориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей,  индивидуальных возможностей обучающихся с рекомендациями ЦПМПК.  

Принципы коррекционной работы

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию учителя, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с РАС.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в психическом или физическом развитии.

Цель программы – коррекция и развитие познавательной деятельности в динамике образовательного процесса, продуктивного взаимодействия.

         Задачи программы: 

- выявление индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося;

 - определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

- создание условий, способствующих адаптации учащихся в школе и освоению обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;         

- составление индивидуального плана коррекционной работы для каждого обучающегося;

 - реализация комплексного подхода к выполнению программы коррекционной работы всеми специалистами, осуществляющими образовательную работу с данным ребенком;

 - обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционно-развивающих услуг;

- реализация системы мероприятий по социализации детей с РАС, формированию жизненных компетенций;

 - оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и методической помощи по вопросам обучения и воспитания детей с РАС, медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Коррекционная работа включает:

 - подбор оптимальных для развития ребенка с РАС коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

 - системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

 - коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие и коррекцию социально-эмоциональных и коммуникативных навыков, социально-бытовых компетенций детей с РАС;

- устранение нежелательных форм поведения детей с РАС;

- социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;

- общеоздоровительные мероприятия.

Ожидаемый результат по окончанию курса коррекционных занятий

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1.Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

 2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.  

3. Освоить  роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

  2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

 4. Слушать и понимать речь других.

5. Участвовать  в паре.  

2 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

 2. Уважение к своему народу, к своей родине.  

 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.  

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Использовать в работе простейшие  инструменты и более сложные приборы (циркуль).                       7. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.                   8. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.  

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

 2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план.

 5. Определять, в   каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.  6. Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

3 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

 2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

 3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.  

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.  

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.  

8. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

 2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,  иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

 5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

 6. Критично

относиться к своему мнению.

7. Понимать точку зрения другого.

 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.  

4 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

 3. Освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

1. Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

  2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. 3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.  

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

  6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого.

 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Конечным результатом проведения  коррекционных занятий по данной программе является повышение качества усвоения знаний учащимися при обучении по всем школьным предметам, что особенно актуально в рамках введения ФГОС НОО ОВЗ.

Методы, формы и приёмы,  используемые на  коррекционных занятиях:

-диагностические методы;

- методика определения активного словарного запаса младших школьников;

 - методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое);

 - развивающие упражнения.

 Техническое обеспечение коррекционных занятий:

 - занятия проводятся  в кабинете  (оборудован ИКТ);

 - мебель в учебном кабинете соответствует росту ребёнка;

- ребёнок на занятиях имеет: тесты, игры, дидактические упражнения, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, чтобы подчёркивать, рисовать, писать.

        Рабочая программа учителя-дефектолога коррекционно-развивающего обучения группы учащихся 1-4 классов с расстройством аутистического спектра:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с расстройством аутистического спектра (варианты 1 и 2).
  • с учетом диагностических данных учащихся группы.

Характеристика обучающихся

Ребёнок с РАС находится в постоянном стрессе от воздействия внешней среды (посторонний шум, свет, требования учителя). Изменение связей между зрительной корой и миндалиной нарушает эмоциональную реакцию ребёнка, что повышает нервную возбудимость, учащенное сердцебиение. И как следствие постоянное беспокойство. Трудно в таком состоянии видеть предметы и обращать внимание на их свойства, трезво оценивать ситуацию и принимать решения.

Эти дети имеют специфические трудности переработки и организации информации, ведущие к нарушению формирования картины мира в целом, особенности восприятия информации и как следствие трудности мыслительных операций и асинхронность, мозаичность развития всех остальных психических процессов. Более явные из их: пространственно - временные; слуховое восприятие, внимание; переключение; быстрота реакции; формирование выводов, причинно - следственных связей.

Внимание страдает в первую очередь. Фиксируется сужение объёма внимания, нарушение концентрации и переключаемости.

Память обладает рядом особенностей: информация запоминается выборочно и неструктурированно, хаотично. Воспроизведение её отличается спонтанностью и несоблюдением социальной ситуации, в которой находится ребёнок. Объём запоминаемой информации может быть велик.

Проявления речевых расстройств многообразны и отличаются степенью выраженности: от отсутствия речи (остаются отдельные вокализации, звукоподражания, эхолалии/эхофразии без обращений) до способности самостоятельно использовать устную и письменную речь. К особенностям речевого развития относятся: нарушение коммуникативной функции речи, стереотипность речи, склонность к неологизмам, нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи (интонация, темп, ритм и т.д.)

Мышление чрезвычайно субъективно, оторвано от реальной жизни, формируется вокруг личного опыта ребёнка. Все полученные знания детям затруднительно применить вне контекста учебной ситуации.

Отмечается снижение или отсутствие познавательной, исследовательской активности в целом.

Уникальность ребенка состоит из перечисленных выше особенностей, выраженных в разной степени, которые следует учитывать при обучении данных детей.

Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.

  • Развитие мелкой моторики, навыков каллиграфии;
  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;
  • Развитие пространственно - временных представлений и ориентации;
  • Развитие мыслительных операций (сравнение, исключение, обобщение, аналогии, классификация);
  • Развитие умения устанавливать причинно - следственные связи и последовательность событий;
  • Развитие речи;
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Структура занятия:

  1. Гимнастика для мозга.
  2. Разминка (загадки, ребусы, шарады).
  3. Слуховое восприятие и память.
  4. Внимание.
  5. Задания на развитие пространственных ориентиров.
  6. Общая и мелкая моторика.
  7. Письмо и чтение.
  8. Логически - поисковые задачи.
  9. Выводы и умозаключения, причинно - следственные связи. Разбор жизненных ситуаций.
  10. Развитие быстроты реакции. Игры на переключение.  

Методы и приемы коррекционной работы направлены на формирование и коррекцию устной речи, развитие психических процессов и познавательной деятельности. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания и памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков.

Форма регистрации результатов: итоговая диагностика, направленная на выявление динамики развития познавательной деятельности, речи и всех психических процессов. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года и включает в себя игровые, тестовые и вербальные задания, а также диктант.

Форма и режим занятий:

Решение данных задач  осуществляется на индивидуальных занятиях  продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего за год должно быть проведено 68 занятий.

Сроки реализации программы: 4 года.

Программно-методические материалы:

  1. Алексеева, Е.О. Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений.- М. Сфера, 2002.
  2. Забрамная С. Д., Костенкова Ю.А. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения: 1 класс: пособие для педагогов, дефектологов, психологов.
  3. Стребелева Е.А.Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2014г.
  4. Коннова Е.Г. РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 1-4 класс.  
  5. Тарасова О.В., Шамарина Е.В. "Считаю и размышляю".(рабочая тетрадь для выполнения заданий по книге "Развитие мышления младших школьников с ЗПР средствами математики").

  6. Белопольская Н.Л. Методики исследования познавательных процессов у детей 6-11 лет.

        

1 класс

Цель: Формирование базовых учебных действий.

Программа занятий включает следующие основные направления:

  • Развитие продуктивного взаимодействия;
  • Формирование алгоритмов продуктивной деятельности;
  • Развитие познавательной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

у учащихся 1-ых классов

(занятия 2 раза в неделю)

 №

Тема занятий

Кол- во часов

Вводное занятие. Начальная диагностика и тестирование.

1

Диагностика математических представлений.

1

Диагностика письменной речи. Написание диктанта.

1

Диагностика связной речи и процесса чтения.

1

Вовлечение в процесс обучения с помощью игровых приёмов.

1

Вовлечение в процесс обучения с помощью игровых приёмов.

1

Вовлечение в совместную деятельность с помощью конструктивных навыков.

1

Вовлечение в совместную деятельность с целью создания единого творческого продукта.

1

Вовлечение в совместную деятельность на базе сюжетно - ролевой игры “Школа”.

1

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.  

1

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

1

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).  

1

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

 

1

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

 

1

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1

Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.

1

Упражнения на развитие внимания.

1

Упражнения на развитие умения 

устанавливать связи между понятиями.

1

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

1

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

 

1

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.  

1

Развитие слухового и зрительного восприятия: что я слышу, что я вижу.

1

Складывание разрезных картинок из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного изображения.

1

Конструирование из кубиков, счетных палочек.

1

Развитие зрительного восприятия. Дифференциация геометрических фигур по форме, цвету, размеру и соотнесение с формой реальных предметов.

1

Развитие слухового восприятия. Вычленение из речевого потока, заданное слово или звук. Повтори ритмический рисунок.

1

Развитие тактильного и обонятельного восприятия: найди на ощупь и по запаху, опиши предмет.

1

Развитие зрительного внимания и памяти на карточном материале. Рассматривание сюжетной картинки (Что видишь?) обращение внимания на детали.

1

Развитие слухового внимания и памяти на стихах и сказках.

1

Увеличение объёма памяти и концентрации внимания.

1

Тренировка зрительной памяти и устойчивости внимания на пальчиковой гимнастике.

1

Развитие переключения внимания и долгосрочной памяти.

1

Ориентировка в сторонах собственного тела и тела напротив сидящего.

1

Формирование восприятия предмета в пространстве и ориентировка на листе бумаги.

1

Ориентировка своего тела в пространстве.

1

Уточнение и расширение представлений о времени суток и времени года.

1

Восприятие пространства на плоскости. Работа с предлогами.

1

Уточнение и расширение представлений о днях недели и часах.

1

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

1

Формирование механизмов мыслительного оперирования образами воссоздающего воображения.

1

Формирование обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования.

1

Формирование понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными связями.

1

Формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач.

1

Развитие устной коммуникации, способности к осмысленному чтению.

1

Развитие письменной коммуникации, способности к осмысленному письму.

1

Уточнение и развитие понятийного словаря. Работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текста.

1

Письмо под орфографическую диктовку.

1

Диагностика ( 4 часа)

1

Диагностика высших психических функций.

1

Диагностика математических представлений.

1

Диагностика письменной речи. Написание диктанта.

1

2 класс

Цель: коррекция и развитие познавательной деятельности и мыслительных операций на основе программного материала.

Программа занятий включает следующие основные направления:

  • Развитие восприятия (пространственного, слухового, зрительного);
  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Формирование умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • Развитие письменной и устной речи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

у учащихся 2-ых классов

(занятия 2 раза в неделю)

Тема занятий

Кол- во часов

Диагностика высших психических функций.

1

Диагностика математических представлений.

1

Диагностика письменной речи. Написание диктанта.

1

Диагностика связной речи и процесса чтения.

1

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

1

Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями.

1

Упражнения на развитие умения предметы и слова.

1

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.

1

Упражнения на развитие мышления ( процессы синтеза).

1

Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа.

1

Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями.

1

Упражнения на развитие логического мышления.

1

Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями.

1

Упражнения на развитие быстроты реакции.

1

Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями.

1

Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.

1

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1

Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.

1

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.  

1

Упражнения на развитие мышления ( процессы синтеза).

1

Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями.

1

Упражнения на развитие вербально – логического мышления.

1

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.

1

Упражнения на развитие внимания.

1

Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями.

1

Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями.

1

Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями.

1

Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез.

1

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1

Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями.

1

Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа.

1

Упражнения на развитие внимания.

1

Упражнения на развитие умения  устанавливать связи между понятиями.

1

Развитие операции классификация.

1

Выделения существенных свойств конкретных объектов.

1

Использование предметов с учётом их свойств.

1

Выделение в явлениях природы разных особенностей, вычленение в предмете разные свойства и качества.

1

Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков.

1

Развитие операций анализа и синтеза (обобщение, исключение)

1

Сравнение картинок с последующим рассуждением.

1

Формирование обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования.

1

Формирование понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными связями.

1

Формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач.

1

Формирование представления о последовательности и порядке.

1

Формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией

1

Развитие операции аналогия и классификация.

1

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

1

Установление последовательности событий (серия картинок, предложение).

1

Понимание картин с нелепыми сюжетом и скрытым смыслом.

1

Формирование понимания юмора, развитие адекватных реакций на юмор.

1

Словосочетания. Подборка к существительному прилагательных или глаголов.

1

Составление простых предложений на основе визуально полученной информации.

1

Расставление слов по порядку, чтобы получилось предложение.

1

Закончи предложение. Вставь в текст пропущенные слова.

1

Обучение высказыванию своих пожеланий и просьб.

1

Работа с незнакомыми словами (значение слова, где и как его применять).

1

Диалог. Обучение задавать вопрос соседу и отвечать на его вопрос.

1

Диалог. Обучение задавать вопрос соседу и отвечать на его вопрос.

1

Заучивание наизусть маленького стихотворения.

1

Восприятие пространства на плоскости. Работа с предлогами.

1

Работа с лабиринтами, картами, планами местности.

1

Уточнение и расширение представлений о времени суток.

1

Уточнение и расширение представлений о часах.

1

Диагностика высших психических функций.

1

Диагностика математических представлений.

1

Диагностика письменной речи. Написание диктанта.

1

Диагностика связной речи и процесса чтения.

1

3 класс

Цель: коррекция и развитие познавательной деятельности и мыслительных операций на основе программного материала.

Программа занятий включает следующие основные направления:

  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Формирование умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • Развитие письменной и устной речи.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

у учащихся 3-ых классов

(занятия 2 раза в неделю)

Тема

Кол – во часов

1.

Диагностика высших психических функций.

1

2.

Диагностика математических представлений.

1

3.

Диагностика письменной речи. Написание диктанта.

1

4.

Диагностика связной речи и процесса чтения.

1

5.

Выполнение упражнений, направленных на увеличение объема, уровня распределения и устойчивости внимания.

1

6.

Тренировка переключения, распределения и избирательности внимания.

1

8.

Формирование приемов запоминания и развитие смысловой памяти.

1

9.

Тренировка смысловой и слуховой памяти. Формирование умения рассуждать как элемента логической грамотности.

1

10.

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и навыков.

1

11.

Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана.

1

12.

Развитие речи и наглядно-образного мышления (знакомство с характерными признаками, осенними месяцами, погодой данного времени года, соотнесение картинки и слова).

1

13.

Развитие наглядно-образного мышления. Определение образа согласно описанию.

1

14.

Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков.

1

15.

Формирование элементов логического мышления. Развитие зрительной памяти.

1

16.

Формирование понимания последовательности событий, изображённых на картинках.

1

17.

Формирование понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными связями.

1

18.

Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.

1

19.

Формирование обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования.

1

20.

Формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач.

1

21.

Классификация и сравнение.

1

22.

Развитие операции анализа и синтеза.

1

23.

Обобщение, исключение (4-тый лишний).

1

24.

Установление последовательности событий по серии картинок.

1

25.

Понимание картин со скрытым смыслом.

1

26.

Понимание пословиц и поговорок.

1

27.

Формирование механизмов мыслительного оперирования образами воссоздающего воображения.

1

28.

Развитие логического мышления.

1

29.

Формирование умения устанавливать связи между понятиями.

1

30.

Развитие словесно-логического мышления.

1

31.

Развитие умения определять причинно-следственные связи.

1

32.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.

1

33.

Развитие понимания и применение крылатых выражений.

1

34.

Развитие понимания значения фразеологизмов.

1

35.

Понимание картин со скрытым смыслом и нелепым смыслом

1

36.

Формирование умений устанавливать зависимости.

1

37.

Решение двуфазовых задач.

1

38.

Формирование целостного образа предмета относительно других предметов.

1

39.

Развитие ориентировки в пространстве и способности к наглядному моделированию.

1

40.

Восприятие пространства и ориентировка в нем.

1

41.

Ориентировка в собственном теле.

1

42.

Развитие ориентировки в пространстве и на листе бумаги. Развитие навыка конструирования.

1

43.

Расширение и уточнение временных понятий. Составление рассказа во временных рамках.

1

44.

Работа с картой. Формирование пространственных отношений на графическом объекте.

1

45.

Ориентировка в городе. Путь в школу.

1

46.

Конструирование из геометрических фигур по словесной инструкции.

1

47.

Развитие навыка отвечать на вопросы

1

48.

Развитие понимания предложений. Работа с сюжетными картинками.

1

49.

Формирование соотношений между словом и образом.

1

50.

Понимание картин со скрытым смыслом.

1

51.

Понимание пословиц и поговорок.

1

52.

Работа с крылатыми выражениями.

1

53.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

1

54.

Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками.

1

55.

Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач.

1

56.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

1

57.

Разбор условия задач. Составление задач по схеме.

1

58.

Решение простых задач.

1

60.

Решение двухфазных задач.

1

61.

Решение задач с косвенным вопросом.

1

62.

Решение логических задач.

1

63.

Умения работать по словесной инструкции, алгоритму. Построение алгоритмов.

1

64.

Умения работать по письменной инструкции, алгоритму.

1

65.

Диагностика высших психических функций.

1

66.

Диагностика математических представлений.

1

67.

Диагностика письменной речи. Написание диктанта.

1

68.

Диагностика связной речи и процесса чтения.

1

 

4 класс

Цель: коррекция и развитие познавательной деятельности и мыслительных операций на основе программного материала.

Программа занятий включает следующие основные направления:

  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Формирование умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • Ликвидация пробелов программного материала по основным предметам;
  • Развитие письменной и устной речи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

у учащихся 4-ых классов

(занятия 2 раза в неделю)

Тема

Кол- во часов

1.

Диагностика высших психических функций.

1

2.

Диагностика математических представлений.

1

3.

Диагностика письменной речи. Написание диктанта.

1

4.

Диагностика связной речи и процесса чтения.

1

5.

Выполнение упражнений, направленных на увеличение объема, уровня распределения и устойчивости внимания.

1

6.

Развитие уровня кратковременной слуховой памяти.

1

7.

Формирование целостного образа предмета. Развитие зрительного внимания и концентрации.

1

8.

Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана

1

9.

Тренировка смысловой и слуховой памяти. Формирование умения рассуждать как элемента логической грамотности.

1

10.

Развитие логической памяти на картинном ряде.

1

11.

Развитие логического мышления. Сравнение, анализ и синтез.

1

12.

Формирование соотношений между словом и образом.

1

13.

Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов.

1

14.

Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.

1

15.

Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.

1

16.

Развитие способности анализировать простые закономерности.

1

17.

Сравнение картинок с последующим рассуждением.

1

18.

Формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией.

1

19.

Установление последовательности событий (серия картинок, предложение).

1

20.

Понимание картин с нелепыми сюжетом и скрытым смыслом.

1

21.

Построение выводов и умозаключений.

1

22.

Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.

1

23.

Развитие элементов причинного мышления.

1

24.

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

1

25.

Формирование понимания скрытого смысла, понимание юмора, развитие адекватных реакций на юмор.

1

26.

Развитие способности к наглядному моделированию по словесной инструкции и по образцу.

1

27.

Логический анализ текста. Восстановления деформированных компонентов на уровне последовательности, лишнего смыслового компонента.

1

28.

Восстановление логической  последовательности в сюжетном ряде. Сжатый пересказ.

1

29.

Работа со сложными метафорами. Поиск метафор в тексте.

1

30.

Анализ фразеологизмов. Подбор синонимичного фразеологического ряда.

1

31.

Работа с пословицами. Анализ и обобщение.

1

32.

Разбор текста со скрытым смыслам. Обсуждение основной сюжетной линии.

33.

Развитие ориентировки в пространстве и способности к наглядному моделированию. Развитие творческих способностей.

1

34.

Формирование основных временных понятий. Составление рассказа с учётом времени.

1

35.

Работа с картой. Формирование пространственных отношений на графическом объекте.

1

36.

Анализ текстов, содержащих пространственно-временной компонент. Редактирование нарушенных связей в тексте.

1

37.

Формирование умения ориентироваться по карто-схеме. Развитие логического мышления.

1

38.

Восприятие пространства на плоскости. Работа с предлогами.

1

39.

Повышение уровня смысловой догадки. Работа с текстом.

1

40.

Соотнесение определений с заданными словами. Составление собственных описательных моделей.

1

41.

Формирование представлений о различии поговорок и пословиц. Развитие экспрессивной речи.

1

42.

Чтение пословиц и соотнесение со смысловым образом (подбор соответствующей истории).

1

43.

Составление рассказа по сюжетной картинке. Развитие понимания  скрытого смысла (сюжетной линии) по картинке.

1

44.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Развитие речи через беседу.

1

45.

Работа с крылатыми выражениями.

1

46.

Развитие способности пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.

1

47.

Узнавание предметов лексической темы по их описанию. Составление

описательных загадок.

1

48.

Составление рассказа по обозначенному началу.

1

49.

Составление рассказа по серии картин. Обогащение лексикона новыми словами, в том числе сложных слогового состава.

1

50.

Пересказ текста с опорой на картинно-графическую (ассоциативную) схему.

1

51.

Работа с текстом. Прочтение, деление на части, поиск иллюстрации к тексту. Пересказ текста.

1

52.

Формирование навыка составления рассказа самостоятельно.

1

53.

Работа с антонимами. Работа с деформированным текстом. Замена имён существительных антонимами.

1

54.

Работа с антонимами. Работа с деформированным текстом. Замена имён прилагательных антонимами.

1

55.

Определение нормативного связного высказывания из предложенных образцов. Пересказ с опорой на ассоциативный план.

1

56.

Составление схемы связного высказывания (описательный рассказ). Сравнение образца текста с планом высказывания.

1

57.

Развитие умения работать по алгоритму на математическом материале. Развитие логического мышления.

1

58.

Арифметические действия на геометрическом материале.

1

59.

Повышение уровня познавательного материала. Развитие кругозора.

1

60.

Работа с задачей. Разбор условия задачи.

1

61.

Составление задач по образцы, схеме.

1

62.

Решение сложных задач.

1

63.

Решение задач с косвенным вопросом.

1

64.

Решение  логических задач.

1

65.

Диагностика высших психических функций.

1

66.

Диагностика математических представлений.

1

67.

Диагностика письменной речи. Написание диктанта.

1

68.

Диагностика связной речи и процесса чтения.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.

Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска  приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА

Программа расчитана для  младших школьников 2 класса с ОВЗ.Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.)С уч...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Цель  коррекционно-развивающего курса: развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений у учащихся, испытывающих трудности в обучении и освоении АООП.Задачи:- корригировать нарушения...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Содержание№п/пРазделСтраница1.Целевой раздел31.1Общее назначение программы31.2Цель  программы61.3Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, ...

Рабочие программы учителя-дефектолога

Рабочая программа корреционно-развивающей работы (дефектологические занятия), рабочая программа "Сенсорное развитие", рабочая программа "Альтернативная коммуникация"...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Рабочая программа дефектолога (начальная школа)...

Рабочая программа Учителя - дефектолога

Рабочая программа учителя - дефектолога для обучающихся 1- 4 классов с УО...