Рабочая программа Учителя - дефектолога
календарно-тематическое планирование
Рабочая программа учителя - дефектолога для обучающихся 1- 4 классов с УО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uo.docx | 54.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (495)410-38-95; email: 2065@edu.mos.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru |
Рабочая программа учителя-дефектолога
для учащихся 1- 4 класса с УО
Уровень образования начальное
Количество часов всего 68 в неделю 2
Учитель-дефектолог:Гришкова
Лариса Витальевна
г. Москва
- Пояснительная записка стр. 2-5
- Коррекционная направленность образовательного процесса….. стр. 2
- Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью……………………………………………стр. 3
- Цель и задачи рабочей программы………………………………стр.3
- Сроки реализации рабочей программы………………………… стр. 4
- Содержание рабочей программы ……………………………………стр. 4 2.1.Основные направления деятельности учителя-дефектолога:……….стр.4 2.2.Диагностическо направление работы…………………………………..стр. 4 2.3.Коррекционно-развивающее направление работы………………..стр. 4-9
Тематическое планирование ……………………………………...стр.10-12 2.4.Консультативное направление работы……………………………..стр. 12 2.5.Информационно просветительское направление работы …………стр.13
3.Форма и режим занятий………………………………………………. стр.13 4.Система оценки достижений планируемых результатов…………стр.13 5.Планируемый результат освоения материала. ………………..стр. 14-15 6.Программно-методическое обеспечение……………………….…стр. 15-16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная Рабочая программа учителя-дефектолога предназначена для обучающихся по Адаптированной основной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (уровень начальной школы).
Рабочая программа построена с учетом реализации основных направлений работы специалиста:
- диагностическое (входная, итоговая диагностика);
- коррекционно-развивающее (проведение индивидуальных коррекционных занятий с ребенком);
- консультативное (консультативная помощь родителям и педагогам);
- информационно-просветительское (разъяснительная деятельность по вопросам образования и развития детей данной категории).
Коррекционно-развивающее направление занимает основной блок данной рабочей программы.
Коррекционно-развивающие занятия для детей данной категории проводятся в индивидуальной и/или групповой форме (2 человека из одной параллели).
Рабочая программа разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Муниципального образования город Ирбит «Средняя общеобразовательная школа № 1».
Коррекционная направленность образовательного процесса
заключается в удовлетворении особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает:
- обязательность непрерывной коррекционной работы, реализуемой в процессе урочной и внеурочной деятельности, собственно коррекционной работы;
- обеспечение практико-ориентированного, действенного характера содержания образования и доступность предъявляемых для освоения познавательных задач;
- необходимость систематической актуализации освоенных детьми знаний и умений и специальному «переносу» в новые ситуации;
- создание условий для овладения детьми разнообразными видами,
средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность
установления и реализации социокультурных связей и отношений детей с социальной средой;
- введение в ОП учебных предметов, способствующих формированию
представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;
- необходимость осуществления коррекционной работы, направленной на обеспечение развития познавательной деятельности, формирования высших психических функций, развития эмоционально-личностной сферы.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов,
их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции (внимание, восприятие, память, речь, мышление), но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Цель и задачи рабочей программы.
Цель рабочей программы – обеспечение развития и коррекции
познавательной деятельности обучающихся начальных классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через развитие и коррекцию высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия,
речи и эмоционально-волевой сферы); формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и
письменной речи, нарушений счёта (дисграфии, дислексии, дискалькулии).
Задачи программы:
- определение особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- осуществление индивидуально ориентированной коррекционной помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учѐтом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Сроки реализации рабочей программы.
Данная рабочая программа рассчитана на четыре года (возраст 7 – 11 лет) школьной жизни детей.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
- Диагностическое направление работы.
Цель - определение зоны актуального развития ребенка (входная
диагностика) и определение динамических изменений в развитии ребенка (итоговая диагностика в конце учебного года).
Диагностические методики. (см. «Диагностический комплект учителя- дефектолога Рычковой Т.А.»):
- Беседа.
- Недорисованные, наложенные изображения.
- Методика «Разрезные картинки».
- Исключение 4 лишней картинки.
- Установление последовательности в серии картин.
- Исключение понятий (Исследование словесно-логического мышления (пятый лишний).
- Подбор простых аналогий.
- Выделение двух существенных признаков.
- Понимание сюжетных картин со скрытым смыслом. 10.Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок. 11.Обследование знаний учащихся по математике за 1 класс.
12.Обследование знаний учащихся 1 класса по русскому языку. 13.Обследование знаний учащихся по математике (2 класс).
14.Обследование знаний учащихся по русскому языку (2 класс). 15.Обследование знаний учащихся по математике (3 класс).
16.Обследование знаний учащихся по русскому языку (3 класс). 17.Обследование знаний учащихся по русскому языку (4 класс). 18.Обследование знаний учащихся по математике (4 класс).
- Коррекционно-развивающее направление работы - проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
Коррекционно-развивающая работа направлена на формирование
базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Коррекционно-развивающая работа
строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение
содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
- Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
- Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
- Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
- Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Коррекционно-развивающая работа включает на каждом занятии этапы работы по развитию:
- познавательных процессов (ВПФ);
- развитие устной и письменной речи;
- развитие математических представлений.
Коррекция недостатков познавательной деятельности (высших психических функций) (осуществляется совместно с педагогом-психологом).
Коррекционные методики, используемые для развития ВПФ у детей начальных классов:
№ п\п | Название высшей психической функции | Название параметра для коррекции | Название коррекционной методики (упражнения) | Примечание |
1 | Восприятие | Зрительное | Узнавание недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов; | |
Слуховое | Развитие фонематического слуха; | |||
Пространственное | Ориентация в понятиях «право, лево, выше, ниже, над, на, под, снизу, сверху, между, в, за, перед».Развитие способности ориентироваться на листе бумаги, писать и читать, не теряя строчку. | |||
Временное | Ориентировка во времени: суток, в последовательности времен года, месяцев, дней недели, понятиях «раньше-позже, моложе-старше, перед- после» и т.д. | |||
2 | Внимание | Устойчивость | Наблюдение; корректурная проба Бурдона; | |
Концентрация Переключение | Метод наблюдения (в процессе учебных занятий) |
Распределение | ||||
3 | Память | Зрительная | Запоминание 10 предметных картинок; Игра «Чего не стало?»;«Узнавание фигур», «Запомни фигуры». | |
Слуховая | Заучивание стихов, правил, пословиц, поговорок, чистоговорок. | |||
Смысловая | Воспроизведение рассказа. | |||
4 | Мышление | Развитие операций: -анализа - синтеза, -сравнения, -обобщения, -установления причинно- следственных связей | Установление последовательности в сериях сюжетных картин; «Цветные матрицы» Равена; Понимание скрытого смысла в сюжетной картине, рассказе; Решение математических, логических задач. |
Коррекция недостатков устной и письменной речи.
Учебный предмет – обучение грамоте.
Основная задача – помощь в выработке достаточно прочного навыка грамотного письма.
Коррекционно- развивающие задачи | Методы и приемы | Виды деятельности обучающегося | Прогнозируемый результат | Примечание |
Развитие мелкой моторики и графических навыков | Наглядно- практический |
| Более точные автоматизированные движения пальцев рук, более правильное графическое письмо букв. | |
Развитие зрительно- пространственной ориентировки на листе бумаги | Практический | Прописывание букв, слогов в строчку. | Ориентация на листе бумаги, видение строчки, более правильное графическое письмо. | |
Выработка навыка звукобуквенного анализа и синтеза. | Практический | Выделение из слова заданного звука-буквы | Развитие звуко- буквенного анализа и синтеза. | |
Выработка навыка правильного | Практический | Списывание доступных пониманию | Выработка навыка правильного списывания |
списывания прописными буквами с печатного текста. | коротких текстов. | прописными буквами с печатного текста. | ||
Выработка навыка письма под диктовку слогов, слов, предложений. | Практический | Письмо под диктовку. | Правильное письмо под диктовку небольших текстов (3-5 предложений). | |
Развитие связной устной и письменной речи. | Словесный, практический | Обучение построению предложения, связному письменному высказыванию. |
Учебный предмет – чтение и развитие речи (1-4 класс)
Основная задача – научить читать доступный пониманию текст вслух и
«про себя», осмысленно воспринимать прочитанное.
Коррекционно- развивающие задачи | Методы и приемы | Виды деятельности обучающегося | Прогнозируемый результат | Примечание |
Коррекция внимания, развитие способности быстро узнавать буквы. | Корректурные пробы Бурдона. | Вычеркивание (подчеркивание) определенной одной или нескольких букв | Развитие внимания, развитие способности быстро узнавать буквы. | |
Развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. | Словесные | Выделение заданного звука, слога, слова. Определение количества звуков, слогов в слове, слов в предложении. | Развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. | |
Развитие техники чтения и понимания прочитанного. | Словесные | Чтение слов из 1-го, 2-х, 3-х слогов. Чтение коротких предложений, небольших текстов из 3-5 предложений. | Развитие техники чтения и понимания прочитанного. | |
Обогащение и уточнение словарного запаса и развитие мыслительных операций. | Словесные, наглядные (предметные картинки). | Обобщение предметов (по темам)*; сравнение предметов; классификация предметов и пр. | Обогащение и уточнение словарного запаса и развитие мыслительных операций. | |
Развитие устной речи. | Словесные | Обучение построению | Выработка умения строить |
предложений, связному устному высказыванию. | простое правильное предложение, использовать разные части речи. |
* тематика – игрушки, учебные вещи и игрушки; семья; одежда; обувь; овощи; фрукты; растения; домашние животные; дикие животные; птицы; транспорт и др.
Учебный предмет – математика (1-4 класс)
Основная задача – дать доступные количественные, пространственные и временные представления.
Коррекционно- развивающие задачи | Тема | Виды деятельности обучающегося | Прогнозируемый результат | Примечание |
Развитие | Развитие | Графический | Видит строчку, | |
зрительно- | зрительно- | диктант. | клетку, | |
пространственной | пространственной | Черчение | ориентируется на | |
ориентировки на | ориентировки на | геометрических | листе бумаги | |
листе бумаги | листе бумаги | фигур. | (вверху, внизу, | |
Штриховка. | слева, справа), | |||
чертит основные | ||||
геометрические | ||||
фигуры с | ||||
помощью | ||||
линейки и | ||||
карандаша. | ||||
Развитие | Нумерация. | Изучение чисел | Развитие | |
механической | в пределах 10, | количественных | ||
памяти, наглядно- | 20,… 100. | представлений о | ||
образного | числе, понятий | |||
мышления. | «единица», | |||
«десяток», | ||||
«сотня». | ||||
Развитие | Арифметические | Развитие | Должен уметь | |
наглядно- | действия | приемов | складывать, | |
образного | (сложение, | устных и | вычитать числа в | |
мышления. | вычитание). | письменных | пределах 100 в | |
вычислений в | столбик. | |||
пределах 10, | ||||
20,… 100. | ||||
Развитие | Арифметические | Обучение | Использование | |
наглядно- | действия | приемам | приемов | |
образного | (умножение, | табличного | табличного | |
мышления. | деление). | умножения и | умножения и | |
деления на | деления на | |||
2,3,4,5. | 2,3,4,5. | |||
Развитие | Временные | Упражнения в | Знает и | |
временных | представления. | определении | дифференцирует | |
представлений. | текущего дня | временные | ||
недели, месяца, | понятия (7 дней | |||
времени года. | недели, 12 | |||
Упражнения в | месяцев, |
определении понятий «сегодня, завтра, вчера, позавчера, послезавтра». Упражнения в определении времени по часам. | соотносит месяцы по временам года), определяет время по часам. | |||
Развитие | Решение задач. | Упражнения в | Развитие | |
наглядно- | решении задач. | наглядно- | ||
действенного, | действенного, | |||
словесно- | словесно- | |||
логического | логического | |||
мышления. | мышления. |
Тематическое планирование коррекционных занятий.
Ниже представлено тематическое планирование коррекционных занятий с 1-го по 4 класс, количество которых определено количеством учебных недель в году (33 недели в 1 классе, 35 недель во 2-4 классах). В процессе коррекционных занятий используются специальные методы и приемы на развитие ВПФ, а также, уделяется внимание формированию правильному, в достаточном темпе, выразительному чтению и пересказу. В зависимости от цели занятия и/или запроса педагога выбирается структура коррекционного занятия. Она может быть нескольких вариантов:
Вариант 1. Структура коррекционно-развивающего занятия: 1.Упражнения на коррекцию и развитие высших психических функций. 2.Упражнения на коррекцию устной и письменной речи.
Вариант 2. Структура коррекционно-развивающего занятия: 1.Упражнения на коррекцию и развитие высших психических функций. 2.Упражнения на развитие базовых учебных навыков по математике.
Вариант 3. Структура коррекционно-развивающего занятия: 1.Упражнения на коррекцию и развитие высших психических функций. 2.Упражнения с целью преодоления отставания в программном материале по русскому языку или математике.
Тематическое планирование 1 класс
№ | Раздел. Тема. | Кол-во занятий | Примечание |
1 | Входная диагностика. | 1 | |
2 | Пишем имя, фамилию. | 1 | |
3 | Учим домашний адрес. | 1 | |
4 | Времена года, месяцы. | 1 | |
5 | Дни недели. | 1 | |
6 | Дата рождения, возраст. | 1 |
7 | Рисунок (что умеет). | 1 | |
8 | Алфавит. | 1 | |
9 | Порядковый счет от 1 до 10. | 1 | |
10 | Пальчиковая гимнастика. | 1 | |
11 | Чтение доступных слогов. | 1 | |
12 | Упражнения на развитие внимания. | 1 | |
13 | Слияние букв в слоги. | 1 | |
14 | Чтение слогов с изученными буквами. | 1 | |
15 | Порядковый счет от 1 до 10 и обратно. | 1 | |
16 | Упражнения на развитие памяти. | 1 | |
17 | Счет, цифра, количество. | 1 | |
18 | Упражнения на развитие мышления. | 1 | |
19 | Чтение слогов с изученными буквами. | 1 | |
20 | Пишем имена родителей. | 1 | |
21 | Решение примеров. | 1 | |
22 | Чтение слогов, коротких слов. | 1 | |
23 | Решение задач. | 1 | |
24 | Упражнения на развитие мышления. | 1 | |
25 | Пересказ прочитанного учителем текста. | 1 | |
26 | Рисунок. | 1 | |
27 | Упражнения на развитие ВПФ. | 1 | |
28 | Чтение слогов, слов. | 1 | |
29 | Решение примеров. | 1 | |
30 | Контрольное списывание. | 1 | |
31 | Итоговая диагностика. | 1 | |
32 | Коррекционные игры. | 1 | |
33 | Коррекционные игры. | 1 | |
33 |
- класс
№ | Раздел. Тема. | Кол-во занятий | Примечание |
1 | Входная диагностика. | 1 | |
2 | Пишем паспортные сведения. | 1 | |
3 | Времена года, месяцы. | 1 | |
4 | Дни недели. | 1 | |
5 | Часы. Определение часов без минут. | 1 | |
6 | Дата рождения, возраст. Повторение. | 1 | |
7 | Рисуночный тест «Дом, дерево, человек». | 1 | |
8 | Списывание на оценку. | 1 | |
9 | Операции в пределах 10. | 1 | |
10 | Чтение. Развитие плавности. | 1 | |
11 | Упражнения на развитие внимания. | 1 | |
12 | Упражнения на развитие памяти. | 1 | |
13 | Упражнения на развитие мышления. | 1 | |
14 | Тренировочные упражнения по запросу учителя. | 1 | |
15 | Диктант. | 1 | |
16 | Упражнения на развитие мышления. | 1 | |
17 | Решение примеров. | 1 |
18 | Рисунок. Развитие мелкой моторики. | 1 | |
19 | Развитие навыка чтения. | 1 | |
20 | Тренировочные упражнения по запросу учителя. | 1 | |
21 | Решение примеров. | 1 | |
22 | Развитие навыка чтения. | 1 | |
23 | Решение задач. | 1 | |
24 | Упражнения на развитие мышления. | 1 | |
25 | Пересказ прочитанного учителем текста. | 1 | |
26 | Рисунок. Развитие мелкой моторики. | 1 | |
27 | Упражнения на развитие ВПФ. | 1 | |
28 | Тренировочные упражнения по запросу учителя. | 1 | |
29 | Решение примеров. | 1 | |
30 | Контрольное списывание. | 1 | |
31 | Диктант. | 1 | |
32 | Итоговая диагностика. | 1 | |
33 | Коррекционные игры. | 1 | |
34 | Коррекционные игры. | 1 | |
34 |
- класс
№ | Раздел. Тема. | Кол-во занятий | Примечание |
1 | Входная диагностика. | 1 | |
2 | Повторение. | 1 | |
3 | Предложение. | 1 | |
4 | Меры времени. | 1 | |
5 | Звуки и буквы. | 1 | |
6 | Решение примеров. | 1 | |
7 | Упражнения на развитие ВПФ. | 6 | |
8 | Тренировочные упражнения по запросу учителя. | 8 | |
9 | Слово (названия предметов). | 1 | |
10 | Круглые десятки. | 1 | |
11 | Слово (названия действий). | 1 | |
12 | Меры времени. Календарь. | 1 | |
13 | Слово (названия признаков). | 1 | |
14 | Сложение и вычитание круглых 10-ков | 2 | |
15 | Предлоги. | 1 | |
16 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | 2 | |
17 | Контрольное списывание. | 1 | |
18 | Диктант. | 1 | |
19 | Итоговая диагностика. | 1 | |
20 | Коррекционные игры. | 1 | |
34 |
- класс
№ | Раздел. Тема. | Кол-во занятий | Примечание |
1 | Входная диагностика. | 1 | |
2 | Повторение Русский язык. | 1 |
3 | Повторение. Математика. | 1 | |
4 | Упражнения на развитие ВПФ. | 6 | |
5 | Звуки и буквы. Чтение. | 1 | |
6 | Нумерация чисел в пределах 100. | 1 | |
7 | Ударные и безударные гласные. | 1 | |
8 | Сложение и вычитание в пределах 100. | 2 | |
9 | Тренировочные упражнения по запросу учителя. | 6 | |
10 | Сложение и вычитание с переходом через разряд. | 3 | |
11 | Чтение, пересказ. | 2 | |
12 | Таблица умножения на 2,3. | 1 | |
13 | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | |
14 | Таблица умножения на 3,4. | 1 | |
15 | Контрольное списывание. | 1 | |
16 | Диктант. | 1 | |
17 | Таблица умножения на 5. | 1 | |
18 | Итоговая диагностика. | 1 | |
19 | Двойное обозначение времени (часы, минуты). | 2 | |
34 |
- Консультативное направление работы.
Учитель-дефектолог оказывает консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) и педагогам по вопросам развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Консультативная помощь осуществляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов начальных классов и учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога, администрации школы, а также,
по инициативе специалиста. Учитель-дефектолог является членом школьного психолого-медико-педагогическлго консилиума. Учитель-дефектолог
осуществляет групповое консультирование родителей и педагогов, выступает на родительских собраниях, совещаниях с педагогами и т.д.
Форма журнала консультаций для родителей и педагогов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
№ п/п | Дата | ФИО обратившегося | Статус | Вопрос | Рекомендация | Контактный телефон | Примеч. |
Информационно-просветительское направление работы.
Информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками
образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Форма и режим занятий.
Форма занятий – индивидуальные и групповые.
Режим занятий - проводятся в первой и во второй половине дня во внеурочное время по 20-25 минут согласно графику занятий 2 раза в неделю.
Система оценки достижений планируемых результатов
Оценивание детей с ОВЗ должно быть объективным. На занятиях не ставятся отметки, но оценивание осуществляется. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются. Общая атмосфера на занятиях создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание
научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию возможностей, повышению самооценки, уверенности в себе.
Функции оценки:
- обучающая (прибавление, расширение фонда знаний);
- воспитательная (формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям);
- ориентирующая (воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний);
- стимулирующая (воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений).
Планируемый результат освоения материала.
Удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- успешно адаптируется в образовательном учреждении;
- проявляет познавательную активность;
- умеет выражать свое эмоциональное состояние, прилагать волевые усилия к решению поставленных задач;
- имеет сформированную учебную мотивацию;
- ориентируется на моральные нормы и их выполнение;
- организует и осуществляет сотрудничество с участниками образовательного процесса.
Коррекция негативных тенденций развития обучающихся:
- дифференцирует информацию различной модальности;
- соотносит предметы в соответствии с их свойствами;
- ориентируется в пространственных и временных представлениях;
- владеет приемами запоминания, сохранения и воспроизведения информации;
- выполняет основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация);
- адекватно относится к учебно-воспитательному процессу;
- работает по алгоритму, в соответствии с установленными правилами;
- контролирует свою деятельность;
- адекватно принимает оценку взрослого и сверстника;
- понимает собственные эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других людей;
- контролирует свои эмоции, владеет навыками саморегуляции и самоконтроля;
- владеет навыками партнерского и группового сотрудничества;
- строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи;
- использует навыки невербального взаимодействия;
- выражает свои мысли и чувства в зависимости от ситуации, пользуется формами речевого этикета;
- использует речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных результатов.
Использовать приобретённые универсальные учебные действия (УУД) в практической деятельности и повседневной жизни для:
- формирования познавательных интересов;
- расширения практического опыта детей;
- привлечение внимания к различным сторонам окружающего мира (что способствует расширению диапазона познавательных интересов).
Педагогический мониторинг за планируемым результатом освоения коррекционного курса (заполняется каждый учебный год)
Критерий | Показатели | Контрольные срезы | ||
начало учебного года | конец учебного года | |||
Звуко- буквенный анализ |
| |||
Контрольное списывание |
| |||
Письмо под диктовку |
| |||
Чтение |
| |||
Связная речь | -не может самостоятельно строить фразу, нуждается в помощи в виде вопросов; |
- самостоятельно строит фразу, предложение. | ||||
Решение примеров. |
| |||
Решение задач. |
|
Программно-методическое обеспечение:
- Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ «Школа № 1»;
- Методических рекомендаций по организации специальных условий получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключениями ПМПК (Письмо МОПО СО от 06.04.2016 г. № 02-01-81/2940);
- Разработка адаптированных основных общеобразовательных программ общего образования. Требования к структуре, подходы к содержанию: методические рекомендации / С. В. Соловьева; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. – 75 с.;
- Материалы с КПК ИРО «Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательных организациях» (обучение с использованием дистанционных образовательных технологий), объем 108 ч., 2019 г.
- Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей С.Д.Забрамная, О.В.Боровик (Пособие для психолого-педагогических комиссий) ВЛАДОС 2003;
- Личный диагностический комплект учителя-дефектолога Т.А.Рычковой;
- Учебник «Математика» 2 класс Т.В.Алышева (ФГОС ОВЗ) в 2 частях;
- Учебник «Русский язык» 2 класс Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова (ФГОС ОВЗ) в 2 частях;
- Учебник «Математика» 3 класс Т.В.Алышева (ФГОС ОВЗ) в 2 частях; 11.Учебник «Русский язык» 3 класс Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова
(ФГОС ОВЗ) в 2 частях;
- Учебник «Математика» 4 класс Т.В.Алышева, И.М.Яковлева (ФГОС ОВЗ) в 2 частях;
- Учебник «Русский язык» 4 класс Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова (ФГОС ОВЗ) в 2 частях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.
Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА
Программа расчитана для младших школьников 2 класса с ОВЗ.Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.)С уч...
Рабочая программа учителя-дефектолога
Цель коррекционно-развивающего курса: развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений у учащихся, испытывающих трудности в обучении и освоении АООП.Задачи:- корригировать нарушения...
Рабочая программа учителя-дефектолога
Содержание№п/пРазделСтраница1.Целевой раздел31.1Общее назначение программы31.2Цель программы61.3Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, ...
Рабочие программы учителя-дефектолога
Рабочая программа корреционно-развивающей работы (дефектологические занятия), рабочая программа "Сенсорное развитие", рабочая программа "Альтернативная коммуникация"...
Рабочая программа учителя-дефектолога
Рабочая программа дефектолога (начальная школа)...
Рабочая программа Учителя - дефектолога
Рабочая программа для учащихся 1-4 классов РАС...