Рабочие программы учителя-дефектолога
рабочая программа

Волкова Эльза Ахмедкиреевна

Рабочая программа корреционно-развивающей работы (дефектологические занятия), рабочая программа "Сенсорное развитие", рабочая программа "Альтернативная коммуникация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ)

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения учителей

____________________________

Протокол  от «___»________201__ г. № ___

УТВЕРЖДАЮ

Директор  

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

______________М.И. Иванова

приказ от «___»______201_ г. №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КОРРЕКЦИОННЫМ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

Классы:5-12
        
Объём: 2720 занятий

Учитель-дефектолог:

 Э.А.Волкова

г. Нефтеюганск – 2019


Оглавление

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

1.1.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

1.2.

Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы

1.3.

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

2.

Содержательный раздел

2.1.

Содержание занятий с обучающимися

2.2.

Календарно-тематическое планирование

3.

Приложения

3.1.

Диагностический инструментарий

3.2.

Карты дефектологического обследования

3.3.

Пояснительная записка

Дефектологическая программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», составлена для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

Целью применения данной разработки является:

•        ликвидация пробелов знаний обучающихся

  1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Всего обучающихся – 40 человек

Из них:

1. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью – 13 человек

2. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением зрения – 8 человек

3.Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением опорно – двигательного аппарата – 4 человека

4. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, дети РАС – 2 человека

5 Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением слуха – 6 человек

6. Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР – 7 человек

У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью существует ряд специфических особенностей в их личности, познавательной, эмоционально-волевой сфере и поведении:

При письме особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение, замена сложного правила простым, смешение грамматических понятий и орфографических правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требуют от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Дети с ограниченными возможностями плохо ориентируются в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не соотносят их с образцами.

Процесс формирования навыков чтения у обучающихся своеобразен: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой. Слабая техника чтения, нарушение осознанности чтения.

Речь.  Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. Речь бедна, маловыразительна и монотонна, нет логических ударений. 

Нарушения деятельности анализаторов. Сенсорная сфера (ощущения, восприятия), как правило, оказывается очень нарушенной. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. При умственном недоразвитии оказывается дефектным восприятие: нарушение обобщенности и замедленный темп. Отмечается узость объема и трудности восприятия пространства и времени. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Все функции мышления недостаточно сформированы у детей с нарушениями интеллектуального развития и имеют своеобразные черты. У детей с нарушениями интеллектуального развития страдает внимание: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость, сужение объема. Сильно страдает непроизвольное внимание. Произвольное - нецеленаправленно.

Особенности восприятия и осмысления неразрывно связаны с особенностями памяти. У детей с нарушениями интеллекта процессы запоминания, сохранения и воспроизведения имеют специфические особенности. Память у данных детей характеризуется сужением объема, замедленным темпом, недостаточной осмысленностью и последовательностью.

Детям, имеющим нарушения интеллектуального развития свойственно нарушение эмоционально-волевой сферы и личности в целом

Коррекционно – развивающие задачи для обучающихся

на   2019 - 2020 учебный год

Класс/ № гр

Ф.И обучающегося

Учебно – коррекционная

Коррекционно – воспитательная

Коррекционно – развивающая

2

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Способствовать формированию умения работать в малых группах

Коррекция  восприятия пространственных представлений

4

Способствовать формированию умения понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога

Коррекция умения аккуратно оформлять записи в тетради

Коррекция  восприятия пространственных представлений

6

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Способствовать формированию умения работать в малых группах

Коррекция  восприятия пространственных представлений

2

Способствовать формированию умения понимать и принимать простейшую инструкцию педагога

Способствовать формированию умения готовиться к уроку до звонка самостоятельно

Коррекция временных представлений

4

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Способствовать формированию умения работать в малых группах

Коррекция  пространственных представлений

6

Сформировать умение понимать, принимать и выполнять пошаговую инструкцию педагога

Способствовать формированию умения готовиться к уроку до звонка самостоятельно

Коррекция временных представлений

2

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Способствовать формированию умения удерживать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца

Коррекция пространственных представлений

4

Способствовать формированию умения отвечать на вопросы по прочитанному

Сформировать умение выполнять правила поведения на уроке, перемене

Коррекция пространственных представлений.

6

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Сформировать умение удерживать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца

Коррекция пространственных представлений

1

Способствовать формированию  умения понимать и принимать простейшую инструкцию педагога

Способствовать формированию  умения готовиться к уроку до звонка с обучающей помощью учителя.

Коррекция и развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия.

3

Коррекция количественных и пространственных представлений

Способствовать формированию  умения готовиться к уроку до звонка с направляющей помощью учителя

Создать условия для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия

5

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Способствовать формированию  умения удерживать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца.

Коррекция временных представлений

2

Коррекция умения отвечать на вопросы по прочитанному.

Способствовать формированию умения удерживать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца.

Коррекция временных представлений

2

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Способствовать формированию адекватно реагировать на внешний контроль и оценку

Коррекция умения устанавливать

логические связи

4

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Коррекция взаимоотношений со сверстниками

Коррекция умения устанавливать логические связи

6

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Коррекция умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с контролирующей помощью

Коррекция восприятия пространства и времени

2

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Создать условия для формирования способности поддерживать коммуникацию со сверстниками

Коррекция восприятия пространства и времени

4

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Создать условия для формирования способности инициировать общение со сверстниками

Коррекция восприятия пространства и времени

1

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Создать условия для формирования способности адекватно реагировать на внешний контроль и оценку

Коррекция умения устанавливать логические связи

3

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Создать условия для формирования способности адекватно вести себя на уроке, перемене, мероприятиях, столовой с контролирующей помощью учителя

Коррекция умения устанавливать логические связи

5

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Коррекция модели поведения в отношении со сверстниками

Коррекция мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков

6

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Создать условия для формирования представления о собственных возможностях

Коррекция умения устанавливать логические связи

2

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Создать условия для формирования представления о собственных возможностях

Коррекция умения устанавливать логические связи

4

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Создать условия для формирования поддерживать коммуникацию со сверстниками и взрослыми

Развитие крупной и мелкой моторики

2

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Коррекция моделей поведения в отношениях со сверстниками

Коррекция умения самостоятельно контролировать и регулировать свою деятельность

4

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Коррекция моделей поведения в отношениях со сверстниками

Коррекция восприятия пространства

6

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Коррекция умения адекватно вести себя на уроке, перемене, мероприятиях, столовой с контролирующей помощью учителя

Коррекция восприятия пространства

2

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Коррекция умения работать в коллективе

Коррекция умения самостоятельно контролировать и регулировать свою деятельность

4

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Коррекция моделей поведения в отношениях со сверстниками

Коррекция умения самостоятельно контролировать и регулировать свою деятельность

6

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Коррекция моделей поведения в отношениях со сверстниками, взрослыми

Коррекция умения самостоятельно контролировать и регулировать свою деятельность

11а

2

4

8

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Коррекция коммуникативных навыков

Расширить знания о профессиях, доступных для выпускника коррекционной школы

6

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Расширить знания о профессиях, доступных для выпускника коррекционной школы

Коррекция умения устанавливать логические связи

12а

2

4

6

Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного плана

Создать условия для формирования представления о собственных возможностях в выборе профессии

Расширить знания о профессиях, доступных для выпускника коррекционной школ

  1. Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы

Категории обучающихся

Класс

Ожидаемые результаты на конец учебного года

С легкой умственной отсталостью

5

должны уметь:

- анализировать, сравнивать и обобщать при помощи педагога;

-классифицировать предметы, числа понятия по заданному основанию;

- находить логические ошибки;

- запоминать и хранить в памяти несложные инструкции;

- переключиться с одного действия на другое

6

должны уметь:

- делать простейшие обобщения и умозаключения как с помощью педагога, так и самостоятельно;

- классифицировать предметы по их существенным признакам с помощью наводящих вопросов;

- находить логические ошибки и устранять их с помощью педагога;

- запоминать и хранить в памяти более сложные инструкции;

- составлять план своей деятельности.

7

должны уметь:- выделять существенные признаки с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности как с помощью педагога, так и самостоятельно;

- сравнивать и отличать от несущественных признаков как с помощью педагога, так и самостоятельно;

- строить простейшие умозаключения.

8

должны уметь:- делать обобщения и умозаключения как с помощью педагога, так и самостоятельно;

- классифицировать предметы по их существенным признакам как с помощью педагога, так и самостоятельно;

- устранять логические ошибки как с помощью педагога, так и самостоятельно;

- хранить в памяти и использовать полученные инструкции;

9

должны уметь:- делать обобщения и умозаключения самостоятельно и с помощью учителя;

- классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно;

- устранять логические ошибки;

- хранить в памяти и использовать полученные инструкции;

С умеренной умственной отсталостью

5-6

должны уметь с помощью учителя:

- анализировать простые закономерности;

- выделять в явлении разные особенности;

- вычленять в предмете разные качества;

- сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам

7-8

должны уметь с помощью учителя и самостоятельно:

- анализировать простые закономерности;

- выделять в явлении разные особенности;

- вычленять в предмете разные качества;

- сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам

9

должны уметь самостоятельно:

- анализировать простые закономерности;

- выделять в явлении разные особенности;

- вычленять в предмете разные качества;

- сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам

  1. Сведения о создании условий для обучающихся

            с ограниченными возможностями здоровья

п.п

Нозологии

Формы, методы и приемы

работы с обучающимися

1

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью

  • Решение наглядно-практических задач
  • Простейшие логические операции анализа и синтеза
  • Введение задачи в игру, в практическую деятельность.
  • Предметно – игровая деятельность, направленная на пробуждение интереса и мотивации.
  • Постановка вопроса или ориентировка в условиях задач, создание гипотез возможного решения, осуществления решения и проверка правильного решения.

2

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью,

с нарушением зрения

  • Метод наглядности (насыщенность и контрастность цветов, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета);
  • Метод слова (беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, устное оценивание);
  • Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим)
  • Метод стимулирования двигательной активности (со-здание ситуации успеха)

3

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением опорно – двигательного аппарата

  • Щадящий индивидуальный двигательный режим
  • Практические методы и приемы обучения:

-многократное повторение практических и умственных действий;  

-подражательные упражнения;  дидактические игры;

4

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, дети РАС

  • Подсказки (вербальная, жестовая или физическая помощь);
  •  Положительное поощрение;
  • Визуальная поддержка;

5

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением слуха

  • Требования к речи учителя, формам и условиям ее предъявления:

-хорошее освещение лица говорящего;

- четкость, выразительность, плавность речи, соблюдение орфоэпических норм произношения, исключение утрированной артикуляции;

- постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи.

  • Наглядные методы:

-показ способа действий (должен быть точным, выразительным, разделенным на части, может быть полным или частичным)

  • Методические  приемы,  усиливающие  словесные методы (сравнение, повторение, интонация)

6

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения);
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами);
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

  1. Содержательный раздел

Программа включает в себя 6 разделов, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии общеучебных навыков по предметам и соответствуют элементам программного материала.

 №1. Диагностика. На этом этапе осуществляется обследование развития базовых учебных действий с использованием различного диагностического инструментария. На этом этапе осуществляется знакомство с обучающимися, определение основных проблем развития и путей решения этих проблем.

 №2.  Развитие графических навыков. Ведется работа по коррекции почерка посредством развития каллиграфических навыков и мелкой моторики. Данный модуль посвящён развитию учебных навыков через коррегирование зрительной памяти, внимания, формирование пространственных представлений и графических умений.

         №3. Развитие учебных действий посредством изучения программного материала по письму и развитию речи. В процессе работы с программным грамматическим материалом развиваются фонематический слух, восприятие и мыслительная деятельность, память, внимание и речь. Упражнения и задания носят коррекционный характер и подобраны с учетом возрастных особенностей и уровнем развития обучающихся данного класса.

          №4. Развитие учебных действий посредством изучения программного материала по чтению и развитию речи. Обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.

 №5. Развитие учебных действий посредством изучения программного материала по математике. Развитие математических знаний и умений в объеме программы. Через призму математических заданий происходит развитие мыслительной деятельности и познавательной активности, внимания и самоконтроля.

         № 6. Мониторинг развития базовых учебных действий. Проводится повторное тестирование обучающихся и сравнение результатов. Определяется эффективность коррекционной работы.

Структура занятия.

1.Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.

2. Введение в деятельность. Активизация мозговой деятельности.

3. Основная часть. Коррекционные упражнения и задания.

4. Итог. Рефлексия.

2.1. Содержание занятий с обучающимися с легкой степенью отсталостью

№ п.п

Раздел

Формы

БУДы

Коррекционно-развивающая работа

Личностные:

- принятие социальной роли обучающегося; понимание значения собственного учения; 

-учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: 

-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания);

-умение придерживаться заданной последовательности учебно-практических и познавательных действий (основы практического планирования);

-умение предвидеть ближайший практический результат учебного действия (основы прогнозирования);

-умение выполнять доступные операции для осуществления контроля (пошагового и итогового) за учебным действием;

Познавательные:

-актуализация, накопление, расширение, уточнение знаний;

-освоение и использование элементарных общих понятий, обеспечивающих учебно- познавательную деятельность;

№1. Диагностика развития базовых учебных действий (со 3  по 21 сентября 2018)         Приложение 1

№2.  Развитие графических навыков  

1

Ориентирование на листе бумаги и в пространстве

Упражнение «Солнышко», упражнения на понимание сторон «право-лево», «верх-низ», «центр», «Круг в круге»

Л

К

Р

П        

Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости листа; посредством закрепления понятий: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

2

Рисование узоров, элементов букв и цифр

«Одновременное рисование»

Проведение параллельных линий – вертикальных и наклонных. Графический диктант

Л

К

Р

П

Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров, элементов букв и цифр. Развитие памяти, слухового внимания

посредством написания геометрических и знаковых диктантов.

3

Коррекция почерка

Работа над формой букв.

Графический диктант.

Работа в прописях

Рисование фигур, букв и цифр в воздухе.

Л

К

Р

П

Формирование каллиграфического навыка путем написания прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов (точечных).

№3. Развитие учебных действий, посредством изучения программного материала по письму  (русский язык)

1

Дифференциация букв и звуков речи

Алфавит.  «Буква и звук». Упражнения на изменение смысла слов (пруд-прут).

Л

К

Р

П

Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определённом порядке

2

Дифференциация гласных и согласных

Алфавит. Упражнения с глухими и звонкими согласными. Зрительно-орфографический диктант.

Л

К

Р

П

Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного и согласного звука

3

Составление словосочетаний и предложений

«Дополни предложение словами», «Закончи предложение», цепочки слов. Деформированный текст

Л

К

Р

П

Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов.

4

Письмо стихотворений и предложений по памяти

«Найди рифму» «Закончи стихотворение» «Строчки перепутались»

Л

К

Р

П

Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством

письма по памяти.

5

Составление предложений по сюжетной картинке.

Зрительный диктант по методике И.Т. Федоренко.

Подбор подписей к сюжетным рисункам.

Л

К

Р

П

Развитие объема кратковременной и оперативной памяти посредством написания зрительных диктантов

6

Работа с текстом. Рассказ по плану (по программе  

русского языка)

«Составь пункты плана по порядку»

«Вставь слово в текст по смыслу»

Л

К

Р

П

Развитие устной и письменной речи через умение составлять предложения из данных вразбивку слов с последующей их записью

№4. Развитие учебных действий, посредством изучения программного материала по чтению и развитию речи

1

Разучивание чистоговорок

Интонационные упражнения

«послушай и воспроизведи»

Л

К

Р

П

Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов.

2

Интонационные упражнения

 «Послушай и воспроизведи по памяти»

Л

К

Р

П

Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов. Упражнения по развитию голоса.

3

Виды предложений

Различение предложений по интонации. Постановка соответствующего знака.

Л

К

Р

П

Развитие эмоциональной сферы посредством интонирования предложения.

4

Наблюдения за природой родного края

Экскурсия. Наблюдения за природой.  Составление рассказа по увиденному. Сюжетные картины

Л

К

Р

П

Развитие устной диалогической и монологической речи через умение составлять предложения по картинкам природы посредством правильного построения ответа на вопрос учителя.

5

Восприятие текста на слух

Воспроизведение прочитанного. Работа над пониманием текста.

Л

К

Р

П

Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение

прочитанного текста.

6

Устное сочинение по картине

Составление вопросов по картине: «Назови краски картины»  «Передний и задний план». Составь словосочетания и предложения по картине

Л

К

Р

П

Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания серии связанных единым сюжетом картинок. Развитие способности устанавливать    причинно – следственные связи через рассматривание картинок и расположение их в необходимой смысловой последовательности.

7

Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения)

Интонационные упражнения. Рисование по смыслу прочитанного

Л

К

Р

П

Развитие выразительности чтения посредством соблюдения знаков препинания при чтении

8

Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения)

«Закончи стихотворение»

«Закончи загадку» (добавить последнее слово)

Л

К

Р

П

Развитие восприятия и выразительности речи посредством чтения коротких стихотворений громко, тихо, шёпотом

9

Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения)

Рисование по сюжету. Чтение коротких текстов. «Придумай окончание рассказа»

Л

К

Р

П

Развитие переключения внимания посредством чтения короткого текста и  его иллюстрирования

№5. Развитие учебных действий, посредством изучения программного материала по математике

1

Разряды чисел. Устный счет. Сравнение чисел

Устный счет. «Лишнее число», «Лабиринт», выполнение заданий по учебнику

Л

К

Р

П

Развитие умения дифференцировать разряды чисел.  Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа

2

Умножение и деление чисел

Работа с таблицей умножения.

ИКТ

Л

К

Р

П

Развитие быстроты реакции и мыслительной деятельности через решение  примеров на умножение и деление.

3

Решение примеров  на умножение и деление

Устный счет. «Соотнеси число с картинкой»

 «Шифровка»

Л

К

Р

П

Развитие умения дифференцировать примеры.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры

4

Решение примеров в два действия

Решение примеров.

«Найди закономерность»

Л

К

Р

П

Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров в два действия.

5

Решение примеров в три действия

«Найди дату»,

«математическая цепочка»

Л

К

Р

П

Развивать мышление через умение применять правило о переместительном свойстве сложения на практике.

6

Решение задач на сложение и вычитание

Задачи на внимательность.

«Математическое лото»

«Составь задачу по картинке»

Л

К

Р

П

Развитие воображения, мышления посредством решения простых задач на   сложение и вычитание.  Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по картинке и их решение.

7

Решение задач с одним неизвестным

«Обратная задача»

Решение задач по таблице

Составление схемы по смыслу задачи.

Л

К

Р

П

Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение пробелов в таблицах.  Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя

8

Геометрические фигуры

Танграм. «Составь рисунок из фигур» «Сосчитай углы» «Сосчитай фигуры»

Графический диктант

Логический квадрат

Л

К

Р

П

Увеличение объёма зрительного восприятия в процессе использования геометрических фигур способом наращивания.  Развитие памяти, слухового

внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов

9

Занимательная математика

Занимательные задачи.

Задачи-шутки.

Математический квадрат

Математическая викторина

Л

К

Р

П

Развитие логического мышления посредством решения логических задач. Развитие логического мышления посредством решения логических примеров (математический квадрат).

 № 6. Мониторинг развития базовых учебных действий (с 13 - 28 мая 2019г.)

Содержание занятий с обучающимися с РАС и умеренной умственной отсталостью

№ п.п

Раздел

Формы

БУД

Коррекционно-развивающая работа

Л: Частичная или полная самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей 

К: вступать в контакт и работать в коллективе; выполнять совместные действия по речевой инструкции; отвечать на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации; выполнять совместные действия по речевой инструкции

Р: работать с учебными принадлежностями; передвигаться по школе; выполнять требования

взрослых, обращаться к ним за помощью совместные действия с другими детьми, «принимать» присутствие других детей, не нарушать их занятия.

П: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу

№1. Диагностика развития базовых учебных действий (со 3  по 21 сентября 2018) Приложение 1

№2.  Развитие графических навыков  

1

Ориентирование на листе бумаги и в пространстве

Упражнение «Солнышко», упражнения на понимание сторон «право-лево», «верх-низ», «центр», «Круг в круге»

Р

П

К

Л

Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости листа; посредством закрепления понятий: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

2

Рисование узоров, элементов букв и цифр

«Одновременное рисование»

Проведение параллельных линий – вертикальных и наклонных. Графический диктант

Р

П

К

Л

Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров, элементов букв и цифр. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов.

3

Работа в прописях

Работа над формой букв.

Графический диктант.

Работа в прописях

Рисование фигур, букв и цифр в воздухе.

Р

П

К

Л

Формирование каллиграфического навыка путем написания прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов (точечных).

№ 4. Развитие учебных действий. посредством изучения программного материала по предметам Речь и альтернативная коммуникация

1

Наблюдения за природой родного края. Связная речь.

Экскурсия. Наблюдения за природой.  Составление рассказа по увиденному. Сюжетные картинки.

Л

К

Р

П

Развитие устной диалогической и монологической речи через умение составлять предложения по картинкам природы посредством правильного построения ответа на вопрос учителя.

2

Восприятие текста на слух

Воспроизведение прочитанного. Работа над пониманием текста.

Л

К

Р

П

Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста.

3

Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения)

«Закончи стихотворение»

«Закончи загадку» (добавить последнее слово)

Л

К

Р

П

Развитие  выразительности речи посредством чтения коротких стихотворений громко, тихо, шёпотом

№5. Развитие учебных действий, посредством изучения программного материала по математике (математическим представлениям)

1

Устный счет.  Состав чисел

Устный счет. «Лишнее число»

«Соотнеси число с картинкой»  

Л

К

Р

П

Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых.  Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа

2

Решение примеров  на сложение и вычитание

Устный счет. «Домино»

Л

К

Р

П

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры

3

Геометрические фигуры

Танграм. «Составь рисунок из фигур»

Л

К

Р

П

Развитие внимания, логического мышления

4

Графический диктант

Л

К

Р

П

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, ориентировка на листе бумаги

№ 6. Мониторинг развития  базовых учебных действий (с 13 - 28 мая 2019г.)

2.2. Календарно-тематическое планирование

3. Приложения к программе

3.1. Диагностический инструментарий

При обследовании детей необходимо ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.

Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов.

Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.

Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа.  Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения.  Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.

Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.  

Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.

Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию.

.

Практический диагностический материал

Для исследования внимания.

  1. Бланки «Корректурных проб».
  2. Таблицы Шульте.
  3. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.

Для исследования восприятия.

  1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.
  2. Доски Сегена разных вариантов сложности.
  3. Кубики Коса.
  4. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать
  5. Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.
  6. Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине».

Для исследования мышления.

  1. Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам.
  2. Таблицы с заданиями на исключение понятия.
  3. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
  4. Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
  5. Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
  6. Таблицы с пословицами и поговорками.
  7. Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.
  8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности.
  9. Таблицы с текстами разной сложности.
  10. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
  11.  Таблицы с загадками.
  12. Бланки со словами для исследования ассоциаций.

Для исследования памяти.

  1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.
  2. Бланки к методике для запоминания 10 слов.
  3. Картинки для запоминания слов с изображением предметов.
  4. Бланки с текстами для воспроизведения.

Познавательные процессы. Восприятие.

Исследуются процессы:

  1. Зрительно-предметного восприятия:
  • Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.
  • Узнавание «зашумленных» предметных картинок.
  • Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.
  • Узнавание цвета.
  • Узнавание пальцев рук.

Познавательные процессы. Память.

Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая, двигательная, зрительно-предметная память.

Познавательные процессы. Внимание.

Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.

Речь и речевые процессы. Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).

3.2. Карты дефектологического обследования

Дефектологическое обследование

5-7 классы

1.Умение вступать в контакт _________________________________________________________

2.Сведения о себе __________________________________________________________________

3.Понимание обращённой речи _______________________________________________________

4.Уровень общей осведомлённости ____________________________________________________

5.Графо-моторные навыки:

А) Ведущая рука ___________________________________________________________________

Б) Моторика кистей и пальцев рук ____________________________________________________

6.Пространственно-временные понятия и отношения:

А) Части суток, времена года  ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Б) Различает правую, левую стороны на своём теле ______________________________________

__________________________________________________________________________________

В) Складывание разрезных картинок (горизонтали, вертикали, диагонали из 4-6 частей) ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Г) Понимание простых, сложных предлогов______________________________________________

7.Сформированность сенсорных эталонов:

А) Цвет:

Называние цвета

Выбор цвета по названию

основные цвета

оттенки

основные цвета

оттенки

Б) Форма:

Называние формы

Выбор формы по названию

-Узнавание формы в рисунке, в предмете _________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 В) Величина _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

8.Память:

А)  Объём слухоречевой памяти:  

конь

каша

машина

брат

кот

окно

рука

стол

цветок

1.

2.

3.

4.

5.

     

 - Повторение фразы: «Летом в лесу было много ягод и грибов» _________________

________________________________________________________________________

Б) Зрительная память:

- Запомни, что нарисовано (предъявляется 7 картинок) _________________________

________________________________________________________________________

9. Исследование внимания:

А) Найди пару каждому зонтику ____________________________________________

Б) Расставь значки в фигурках по образцу_____________________________________

________________________________________________________________________

10. Мышление:

А) Чего не хватает? _______________________________________________________

Б) «4-ый лишний» ________________________________________________________

________________________________________________________________________

В) Подбор обобщающего слова _____________________________________________

________________________________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Г) Чем похожи, чем отличаются? ____________________________________________

________________________________________________________________________

Д) Что сначала, а что потом? _______________________________________________

________________________________________________________________________

11. Математика:

А) Счёт _________________________________________________________________

Б) Сравнение множеств (больше, меньше, равно) ______________________________

В) Выделение предметов из множества ______________________________________

________________________________________________________________________

Г) Соотнесение количества предметов с числом _______________________________

12. Особенности эмоционально-волевой сферы ________________________________

________________________________________________________________________

Вывод: __________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

План коррекции: ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дефектолог:

Дефектологическое обследование

8-9 классы

1.Умение вступать в контакт ___________________________________________________________

2.Сведения о себе ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3.Понимание обращённой речи _________________________________________________________

4.Уровень общей осведомлённости ______________________________________________________

5.Пространственно-временные понятия и отношения:

А) Времена года (последовательность, признаки) __________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________Б) Части суток _______________________________________________________________________

 ___________________________________________________________________________________

В) Дни недели ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Г) Схема собственного тела ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Д) Понимание понятий:

Впереди-            напротив-        вниз-

Посередине-        налево-        близко-

Внизу-        направо-        далеко-

Между-        вверх-

Е) Ориентировка на листе бумаги _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

6. Сформированность сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)___________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Память:

А) Объём слухоречевой памяти:

     - Запомни и повтори:

дом

кот

лес

брат

мост

ночь

игла

конь

стол

окно

1.

2.

3.

4.

5.

    - Воспроизведение пар слов, предъявленных последовательно:

дом – окно        дом -

стол – цветок        стол -

дверь – песок        дверь -

мышь - река        мышь -

     - Пересказать рассказ: _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Б) Зрительная память:

    - Запомни, что нарисовано (10 картинок) _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  - Чего не хватает? ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

8. Исследование внимания:

А) Какое слово встречается чаще других:

Тучи, снег, зима, окно, лицо, мак, зима, дочка, мама, зима, стол, дерево, зима.

Б) Что изменилось?  ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

9. Мышление:

А) Обобщение родовых категорий _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Б) 4-ый лишний ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

В) Сравнение понятий:

Девочка – кукла _____________________________ птица - самолёт ___________________________

Мяч – арбуз  ________________________________утка – лодка ______________________________

Г) Понимание метафор:

Золотые руки ______________________________Каменное сердце ___________________________

Светлая голова ____________________________ Ядовитый человек __________________________

Д) Устанавливает ли причинно-следственные связи ________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Е) Составление рассказа по серии сюжетных картин _______________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ж) Понимание и пересказ прочитанного _________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

З) Умение абстрагировать _____________________________________________________________

10. Математика:

А) Счёт _____________________________________________________________________________

Б) Пересчитывание предметов с называнием итога (Сколько всего?) __________________________

_____________________________________________________________________________________

В) Сформированность цифрового гнозиса ________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Г) Знание математических знаков _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Д) Счётные операции в пределах 5-ти, 10-ти (отвлечённо, на конкретном материале) ___________

____________________________________________________________________________________

Е) Решение задач (отвлечённо, на конкретном материале) __________________________________

11. Чтение:

А) Знание букв, написание букв (печатных, письменных) ___________________________________

_____________________________________________________________________________________

Б) Чтение (побуквенное, послоговое, целыми словами) _____________________________________

12. Особенности эмоционально-волевой сферы ____________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Заключение: _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

План коррекционной работы: ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Дефектолог:

Дефектологическое обследование

 11-12 классы

1. Умение вступать в контакт ___________________________________________________________

2. Сведения о себе ____________________________________________________________________

3. Понимание обращённой речи _________________________________________________________

4. Уровень общей осведомлённости _____________________________________________________

5. Пространственно-временные понятия и отношения:

А) Времена года (последовательность; количество месяцев в году, в одном времени года; выделение специфических признаков и т.д.) ______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Дни недели (последовательность, «соседи») ____________________________________________

____________________________________________________________________________________

В) Части суток _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Г) Ориентировка на листе бумаги _______________________________________________________

Д) Понятие направления _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Е) Понятие расстояния ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

6. Сформированность сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) __________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7. Память:

А) Объём слухоречевой памяти:

    - Запомни и повтори:

медведь

зима

дом

книга

сумка

конверт

окно

воробей

лес

утро

1.

2.

3.

4.

5.

   - Воспроизведение пар слов:

небо – луна         небо-

туча – дождь        туча-

лягушка – цапля         лягушка-

ковёр – комната         ковёр -

        - Воспроизведение предложения: «В саду за высоким забором росли яблоки» ________________

____________________________________________________________________________________

   - Пересказ прочитанного рассказа  ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Б) Зрительная память:

  - Запомни, что нарисовано ____________________________________________________________

  - Чего не хватает? ____________________________________________________________________

8. Исследование внимания:

А) Корректурная проба (изменённый тест Пьерона-Рузера) _________________________________

____________________________________________________________________________________

Б) Какое слово встречается чаще других:

Тучи, снег, зима, окно, лицо, мак, зима, дочка, мама, зима, стол, дерево, зима.

В) Запомни и нарисуй:

МОСТ __________________________                            3143 _________________________

9. Мышление:

А) Обобщение родовых категорий _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Б) Исключение _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

В) Отгадывание загадок________________________________________________________________

Г) Выделение существенных признаков:

   - Выбери,2 слова без чего нет сада:  

              Сад (садовник, собака, земля, забор)

Д) Понимание пословиц, поговорок _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Е) Сравнение по памяти:

Муха - бабочка

Вода – молоко

Город – деревня

10. Математика:

А) Счёт _____________________________________________________________________________

Б) Состав чисел в пределах 10-ти _______________________________________________________

В) Решение задач ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

11.Чтение (послоговое, побуквенное, целыми словами) ____________________________________

12. Письмо:

А) Списывание ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Б) Письмо слов, предложений под диктовку ______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Особенности эмоционально-волевой сферы ____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

План коррекционной работы: ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дефектолог:

Дефектологическое обследование

обучающихся с умеренной умственной отсталостью

1.Умение вступать в контакт _______________________________________________

________________________________________________________________________

2.Сведения о себе _________________________________________________________

________________________________________________________________________

3.Понимание обращённой речи _____________________________________________

________________________________________________________________________

4.Уровень общей осведомлённости _________________________________________

________________________________________________________________________

5. Графо-моторные навыки:

А) Ведущая рука _________________________________________________________

Б) Моторика кистей и пальцев рук __________________________________________

6.Пространственно-временные понятия и отношения:

А) Части суток: __________________________________________________________

________________________________________________________________________

Б) Времена года: _________________________________________________________

________________________________________________________________________

В) Покажи правую, левую руку (ногу) _______________________________________

Г) Складывание разрезных картинок (из 2-4 частей) ____________________________

________________________________________________________________________

Д) Понимание предлогов (на, в, под, над) ____________________________________

7. Сформированность сенсорных эталонов:

А) Цвет:

Выбор цвета по названию

Называние цвета

к

с

з

ж

о

г

к

с

з

ж

о

г

Б) Форма:

Выбор фигуры по названию

Называние фигуры

В) Величина (складывание пирамиды, матрёшки, чашечек) _____________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

8. Память:

А) Объём слухоречевой памяти:

дом

конь

лес

брат

кот

ночь

мост

1.

2.

3.

4.

5.

Б) Зрительная память:

1) Запомни, что нарисовано:

машина

ручка

телевизор

книга

дом

телефон

2) Найди такую же матрёшку __________________________________________

9. Исследование внимания:

А) Расскажи, чем похожи, чем отличаются? ________________________________

Б) Найди такой же предмет ________________________________________________

10. Мышление:

А) Подбери заплатки к коврикам ____________________________________________ Б) Найди лишний предмет _________________________________________________

В) Подбери подходящую картинку __________________________________________

11. Математика:

А) Счёт _________________________________________________________________

Б) Сформированность понятий:

      большой -  маленький                                          высокий – низкий

      длинный – короткий                                             широкий - узкий

В) Соотнесение количества предметов с количеством пальцев ___________________ ________________________________________________________________________

Г) Выделение предметов из множества (1-5) по слову, образцу, показу ____________

________________________________________________________________________

12. Особенности эмоционально-волевой сферы ________________________________

________________________________________________________________________

Вывод: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _____________________________________________________________

________________________________________________________________________

План коррекционной работы: ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дефектолог:



Предварительный просмотр:

Оглавление

              №

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

1.1.

Психолого - педагогическая характеристика обучающихся

1.2.

Планируемые предметные результаты освоения коррекционного курса.

1.3.

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2

Содержательный раздел

2.1

Содержание коррекционного курса

 2.2.

Календарно – тематическое планирование

3

Приложение

3.1.

Система контрольно-измерительных материалов

3.2.

Описание материально-технического обеспечения.

1. Пояснительная записка

        Рабочая программа, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся в освоении адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2), коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

1.1. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

        Всего обучающихся   классов –   человек

Из них:

  1. Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР –  человек;

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР.

Для данной категории обучающихся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.

        Обучающиеся отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У обучающихся затруднено формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.

        Внимание обучающихся крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация нарушена. Обучающимся трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.

        Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части обучающихся отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

Обучающиеся с расстройством аутистического спектра (РАС).

Расстройства аутистического спектра (РАС) являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии. В настоящее время говорят уже не столько о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарѐнность. В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре группы детей, различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития.

  

1.2. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

        В соответствии с ПМПк от 05.2020 года определены задачи индивидуальных образовательных маршрутов:

Таблица 1.

Ф.И обучающегося

Задачи

класс

Учебно – коррекционная задача: Сформировать умения слушать и слышать вопросы, инструкцию учителя.

Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение удерживать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца.

Коррекционно – развивающая задача: Формировать зрительно – моторную координацию. 

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

        Таблица 2.

Название

раздела

Планируемые

образовательные результаты

Личностные

БУД

Звукопроизношение:

 

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Регулятивные:

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Личностные:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

Познавательные:

-выделять  существенные,  общие  и отличительные  свойства предметов,

читать,

наблюдать.

Фонематические процессы:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявлять  социально значимый  мотив

 учебной деятельности

Регулятивные:

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Активно участвовать в деятельности.

Личностные:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

Познавательные:

-работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Лексико-грамматический строй::

-владеть

навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

 

Регулятивные:

-активно участвовать в деятельности.

Личностные:

- вступать  в  контакт  и  работать

  в  коллективе  (учитель   –  ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс).

Познавательные:

- работать  с  информацией  (понимать  изображение, текст,  устное  высказывание,  элементарное  схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Развитие связной речи и речевого общения: 

- формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе.

-формирование интереса к языковой и речевой деятельности.

-владение навыками

Регулятивные:

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Личностные:

Личностные:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи,.

Познавательные:

- использовать в жизни и деятельности некоторые меж предметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

1.3. Сведения о создании условий,  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Создание образовательной среды

Таблица 3.

п.п

Нозологии

Формы, методы и приемы

работы с обучающимися

1.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения);
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами);
  • Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание коррекционного курса

Таблица 4.

п/п

Раздел

Формы организации учебных (коррекционных) занятий

Формируемые БУД

Коррекционно-развивающая работа

Диагностика уровня речевого развития

Звукопроизношение

индивидуальные

индивидуальные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Комплексный подход

Комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков и слоговые упражнения.

Фонематические процессы

индивидуальные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.

Различение  близких по звучанию, но разных по значению слов.

Лексико-грамматический строй

индивидуальные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря обучающихся, обогащение его словами обозначающими предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и обучение  их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи.

Развитие связной речи и речевого общения:

индивидуальные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Совершенствование  умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану

Календарно - тематическое планирование занятий

        

№ п/п

Тема

Количество занятий

Дата

1 четверть (8                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          занятий)

1

Развитие слухового внимания

1

2

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

1

3

Слушание стихотворения В. Степанова «Воробей»

1

4

Школьные принадлежности

1

5

Подготовка руки к письму (трафареты)

1

6

Подготовка руки к письму (трафареты)

1

7

Слушание сказки «Три поросенка»

1

8

Инсценировка сказки «Три поросенка»

1

2 четверть (14 занятий)

1

Осень. Работа с сюжетной картиной.

1

2

Подготовка руки к письму (трафареты)

1

3

Осень. Работа с предметными картинками

1

4

Подготовка руки к письму (геометрические фигуры)

1

5

Сезонная одежда. Работа с предметными картинками

1

6

Развитие мелкой моторики

1

7

Приветствие собеседника

1

8

Развитие слухового внимания

1

9

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

1

10

Подготовка руки к письму (проведение линий)

1

11

Моя семья

1

12

Что такое книга?

1

13

Подготовка руки к письму (обведение по контуру)

1

14

Подготовка руки к письму (трафареты)

1

3 четверть (22 занятия)

1

Праздник «Новый год»

1

2

Сказка про Деда мороза.

1

3

«Как тебя зовут?» Глобальное чтение

1

4

Зима. Работа с предметными картинками

1

5

Развитие мелкой моторики

1

6

Подготовка руки к письму. Волнистые линии.

1

7

Сказка про Машу. («да» и «нет»)

1

8

Дикие животные (работа с предметными картинками).

1

9

Развитие слухового внимания

1

10

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

1

11

«Сказка про мальчика Петю» (хорошо, плохо)

1

12

Подготовка руки к письму (проведение линий)

1

13

Подготовка руки к письму (обведение по контуру)

1

14

Праздник 8 марта

1

15

Подготовка руки к письму (трафареты)

1

16

Сказка про вежливого мальчика.

1

17

Подготовка руки к письму (наклонные линии).

1

18

Домашние животные (работа с предметными картинками)

1

19

Развитие слухового восприятия

1

20

Развитие слухового восприятия

1

21

Развитие слухового восприятия

1

22

Развитие слухового восприятия

1

4 четверть (16 занятий)

1

Весна. Работа с предметными картинками

1

2

Весна. Работа с сюжетной картинкой

1

3

Подготовка руки к письму. Волнистые линии.

1

4

Цветы. Работа предметными картинками.

1

5

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

1

6

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

1

7

Прослушивание стихотворения «Одуванчик»

1

8

Насекомые. Работа с предметными картинками

1

9

Прослушивание фрагмента сказки «Муха-Цокотуха»

1

10

Прослушивание фрагмента сказки «Муха-Цокотуха»

1

11

Итоговая диагностика

1

12

Итоговая диагностика

1

13

Подготовка руки к письму

1

14

Подготовка руки к письму

1

15

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

1

16

Итоговая диагностика

1



Предварительный просмотр:

Оглавление

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

1.1.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

1.2.

Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы

1.3.

Создание образовательной среды

2.

Содержательный раздел

2.1.

Содержание коррекционного курса

2.2.

Календарно-тематическое планирование

2.2.1

Календарно-тематическое планирование

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» составлена на основании адаптированной основной общеобразовательной программа КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». По средством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПк).

  1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Программа разработана для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Всего –  1 обучающийся.

Из них:

  1. Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью – 1 человек.

Обучающиеся данной группы способны овладеть навыками общения, социально-бытовыминавыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.

Программа составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.

Восприятие детей с нарушениями интеллекта характеризуется неточностью и фрагментарностью, получаемый сенсорный опыт не перерабатывается и не дифференцируется, что затрудняет формирование сенсорных эталонов и перцептивных умений. У многих детей отмечается недостаточная сформированность двигательных навыков: скованность движений, плохая координация, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, общая моторная неловкость. Учитывая особенности развития детей данной категории и значимость полноценного восприятия для их успешного обучения, необходимость целенаправленной работы по формированию сенсорных процессов у учащихся коррекционной школы не вызывает сомнений. 

Задачи индивидуальных образовательных маршрутов

Таблица  1

Ф.И обучающегося

Задачи

6 класс

… Богдан

Предметная задача: сформировать умение пользоваться жетоном (с указанием ФИО, ФИО родителей, домашнего адреса, контактных телефонов родителей)

Личностная задача: сформировать правила поведения ученика (сидеть за партой при выполнении письменных заданий)

  1. Планируемые результаты реализации программы

(коррекционной работы)

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Формы промежуточной аттестации по итогам года

Освоение основной адаптированной образовательной программысопровождается прохождением промежуточной аттестацией обучающихся,проводимой в формах, определённых учебным планом, и в порядке,установленном образовательной организацией: мониторинг овладения вербальными и невербальными средствами.

Обучающийся должен знать:

Обучающийся должен уметь: 

  • точно выполнять движения по инструкции педагога;
  • выполнять выразительные движения;
  • согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
  • рисовать и обводить по трафарету, штриховать;
  • определять предметы по форме, величине, цвету, обозначать их словом;
  • различать и называть основные цвета;
  • конструировать предметы из 4—5 геометрических фигур;
  • узнавать предмет по части;
  • определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре);
  • различать вкусовые качества

  • выполнять действия с различными предметами; 
  • выполнять действия с различными материалами. 
  • выполнять простые подражательные движения за учителем по инструкции, по показу, самостоятельно

  1. Сведения о создании условий для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

п./п.

Нозологии

Формы, методы и приемы работы с обучающимися

1

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения).
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами).
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка.

  1. Создание образовательной среды

        Особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вызывают необходимость создания специальных условий организации образовательного пространства(см.таблицу 3).

Таблица 3

Сведения о создании условий для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья

п/п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы

 работы с обучающимися

1

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  1. Материалы различной структуры: вода, вата, нитки для вязания в клубках, ткань, бумага, песок, глина, пластилин, деревянные палочки, металлические предметы, кусочки меха, стекла, свечи, в холодное время года – снег, лед и т.п. Необходимо иметь набор материалов по количеству детей в группе. 
  2. Конструкторы: металлический, пластмассовый. 
  3. Материалы для изо деятельности: кисти, краски, альбомы, цветные карандаши, клей, ножницы, цветная бумага. 
  4. Наборы для рукоделия, бусины. 
  5. Природный материал. 
  6. Предметные и сюжетные картинки. 
  7. Наборы геометрических фигур. 
  8. Натуральные фрукты, овощи. 

Емкости для жидкостей и сыпучих материалов. 

Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения);

Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами);

Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения;

Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.

Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время;

Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;

Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.

Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.


2. Содержательный раздел

Программа включает в себя 4 раздела:

  1. Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Развитие крупной и мелкой моторики, графо моторных навыков

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений с помощью педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов») Согласованность действий и  движений разных частей тела (повороты, броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Игровой массаж. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, собирание пирамидки ). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Тактильно – двигательное восприятие

Изучение на ощупь фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Знакомство с различными видами материалов Мех, шелк, шерсть) Игры с сыпучими предметами(крупа, фасоль, горох).

Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение заданий обозначающих,  словом положения различных частей своего тела ( сели, встали)

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 1-2 деталей, с помощью педагога). Упражнения для профилактики и коррекции зрения.


Содержание каждого раздела представлено по принципу «от простого к сложному». Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений учащихся, актуализацию их собственной активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Учащиеся учатся не только распознавать свои ощущения, но и принимать их, перерабатывать получаемую таким образом информацию, что в будущем поможет им лучше ориентироваться в окружающем мире.

Календарно-тематическое планирование

по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

Раздел

Тема занятия

Кол-во занятий

Дата

проведения

1 четверть, 18 занятий

Развитие зрительного восприятия

Диагностика

2

Нахождение отличных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметов/сюжетных/картинок).

2

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

2

Игры с мелким дидактическим материалом (мозаика, шнуровка)

2

Кинезиологические упражнения

2

Упражнения с массажным мячом

2

Дидактические игры с липучками, фетром

2

Игры на нахождение общих признаков

2

Повторение пройденного

2

2 четверть, 14 занятий

Развитие слухового восприятия

Упражнение «Угадай что звучит?»

2

Игры на локализацию неподвижного и подвижного источника звука.

2

Дидактические игры «Найди звук», «Где звенит».

2

Упражнения на воспроизведение ритма.

2

Упражнения на воспроизведение ритма.

2

Самостоятельное воспроизведение музыкальных звуков.

2

Самостоятельное воспроизведение музыкальных звуков.

2

3 четверть, 20 занятий

Восприятие особых свойств предметов

Знакомство с холодными, теплыми, горячими предметами в бытовой обстановке учебного помещения.

2

Дидактическая игра «Холодно. Тепло. Горячо»

2

Дидактическая игра «Покажи и найди».

2

Дидактическая игра «Что какого вкуса». 

2

Дидактическая игра «Что какого вкуса». 

2

Игровой массаж мячиками разной фактуры.

2

Игровой массаж мячиками разной фактуры

2

Игровые упражнения на развитие осязания.

2

Игровые упражнения на развитие осязания.

2

Игровые упражнения на развитие осязания.

2

4 четверть, 18 занятий

Кинестетическое и кинетическое развитие

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Тактильные игры

2

Тактильные игры

2

Тактильные игры

2

 Дидактическая игра «Двигайся в заданном направлении».

2

 Дидактическая игра «Двигайся в заданном направлении».

2

Ориентировка на листе бумаги (верх, низ)

2

Ориентировка на листе бумаги (верх, низ)

2

Диагностика.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.

Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска  приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА

Программа расчитана для  младших школьников 2 класса с ОВЗ.Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.)С уч...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Цель  коррекционно-развивающего курса: развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений у учащихся, испытывающих трудности в обучении и освоении АООП.Задачи:- корригировать нарушения...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Содержание№п/пРазделСтраница1.Целевой раздел31.1Общее назначение программы31.2Цель  программы61.3Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, ...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Рабочая программа дефектолога (начальная школа)...

Рабочая программа Учителя - дефектолога

Рабочая программа для учащихся 1-4 классов РАС...

Рабочая программа Учителя - дефектолога

Рабочая программа учителя - дефектолога для обучающихся 1- 4 классов с УО...