Выступление на МО учителей начальных классов по вопросу: «Система упражнений для профилактики и диагностики ошибок на письме»
статья по логопедии на тему

Тешке Наталья Анатольевна

Выступление  на  МО  учителей начальных  классов  по вопросу:   «Система  упражнений  для  профилактики и  диагностики  ошибок на  письме»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_sistema_profilaktiki_oshibok_na_pisme.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  на  МО  учителей начальных  классов  по вопросу:   «Система  упражнений  для  профилактики и  диагностики  ошибок на  письме»

                                                                                                           20.03.15г.

     

     Ошибки в  письме  фиксируются   рукой  самого  пишущего.  Учету ошибок  предшествует  их  визуальное  вычленение  логопедом  в  тексте  письменной  работы.  Разумеется,  что,  проверяя  работы  учеников,  я  не  упускаю  из  поля  зрения  и  орфографические  ошибки. После  чего  проводится  диагностика  всех  речевых  компонентов:  фонематического  восприятия,  звукопроизношения,  лексико-грамматического  строя  речи,  выявление  уровня  развития  словаря  и  связной  речи. Результаты  обследования  вносятся  в  Журнал  обследования  речи  детей,  и  в  заведенной  на  каждого  ребенка  речевой  карте,  где  на  речевом  профиле  фиксируется  уровни развития  всех  сторон  речи.  Затем  комплектуются  группы  учащихся  с  учетом  выявленных  нарушений,  контролируется  эффективность  коррекционного  обучения  на различных  этапах  и  своевременно  вносятся  поправки  в  текущую  работу.

     Все  логопедические  занятия  по  различению  звуков,  имеющих акустико-артикуляционное  сходство,  имеют  обязательные  этапы:  развитие  фонематического  слуха,  дифференциация  этих  звуков  на  уровне  слогов,  слов,  отработка в  словосочетаниях  и  предложениях.  Ниже  я  приведу  образцы  карточек,  применение  которых  помогает  избавиться  детям  от такого  дефекта,  как  смешение  букв  по  глухости-звонкости.  ( по  теме:  «Дифференциация  Ш – Ж»).

Карточка 1

 Вставьте  в  слова  пропущенные  буквы  Ш  или  Ж.

     -уба,  -ук,  -ум,  кра-а,  -ивой,  ви-ня,  вра-да,  ли-ний,  булы-ник,  умно-ение,  ве-алка,  пе-ка,  сло-ение,  дви-ение,  дол-ен,  ти-е,  бли-е,  -ирный,  бума-ный,  -поры,  -палы,  кры-овник.

     -а-ки,  мо-е-ь,  -ур-ал,  -иве-ь,  ле-и-ь,  -тани-ки,  -ари-ь,  ма-е-ь, -ур-ит.

Карточка 2.

Вставьте  в  слова  пропущенные  слоги  ША  или  ЖА.

ка--                       Ми--                  лап--                        мы—та

лу--                       Да--                   кры--                        е—та

Лу--                      са--                    бар--                          кало—

Ма--                      лы--                   сар--                         ку—ет

ко--                       ло--                    Па--                          сту—

Карточка 3.

Выпишите  слова  в  три  столбика:  в первый – с буквой Ж,  во  второй – с буквой Ш, в  третий – с буквами  Ш, Ж.

     Лежит,  пишет,  кружит,  машет,  положишь,  жалеешь,  жакет,  дружно,  живёшь,  калоша,  кружева,  ужинаешь,  катушка,  крыжовник,  окошко.  Душ,  держишь,  режешь,  журавль,  душно,  лошадь, должна,  ждешь,  лужайка,  жуки,  лукошко,  окошко.

Карточка 4.

Вставьте  в  слова  пропущенные  букву  Ж  или  Ш.  В скобках напишите  проверочное  слово.

     Поду-ка,  подру-ка,  доро-ка,  моро-ка,  но-ка,  луко-ко,  овра-ки,  ладо-ки,  серё-ки,  кро-ки,  бума-ка,  руба-ка,  кры-ка,  избу-ка,  рома-ка,       варе-ка,  сапо-ки,  игру-ки,  пиро-ки.

Карточка 5.

Вставьте  в  предложения  подходящие  по  смыслу  слова.

Жар – шар                      У  Жени  жёлтый …  .

                                        У  Шуры  сильный  …  .

Шаль – жаль                  Мама  купила  новую  … .

                                        Нам  …  расставаться  с  летом.

Ужи – уши                     У  зайца  длинные  … .

                                       …   совсем  не  опасны.

Шалит – жалит              Оса  сильно  … .

                                        Женя  …  на  уроках.

Карточка 6.

К словам  из  первого  столбика  подберите  подходящие  по  смыслу  слова  из  второго  столбика.

послушная             дружба                                  книжный              машинка

свежая                    Жанна                                   бумажный            шкаф

надежная                каша                                      швейная               шлем

шерстяная              крыша                                   ближняя               животное

железная                одежда                                   домашнее             школа

рыжая                     кошка                                     тяжелый               мешок

Карточка 7.

Измените  слово  так,  чтобы  после  согласных  Ш,  Ж  появился  гласный.

     Образец:  кружка – кружечка

Подушка -                 матрешка -                      мошка –

подружка -               старушка -                       стружка –

лягушка -                  стрижка -                         крышка –

кошка -                      кружка -                          окошко –

пробежка -                ложка -                            катушка –

Карточка 8.

Измените  слова  по  образцу: водил – вожу,  писал – пишу.

Водил -                           кружил -                               сказал –

писал -                           махал -                                  спешил –

носил -                           служил -                               возил –

сидел -                           положил  -                            сушил –

Карточка 9.

Составьте  из  данных  слов  предложения.

     Чижик,  в,  Маша,  у,  клетка.   В,  ужи,  трава,  шуршат.  На,  выбежали,  школьники,  дорожка,  беговая.  Гриша, жёлтого,  жука,  нашёл,  дорожка,  на.  По,  жеребёнок,  лужайке,  бежал,  рыженький.  Каникулы,  школьники,  приближаются,  уже.

Карточка 10.

Составьте  из  данных  слов  предложения.

     Шарик,  уши,  вдруг,  насторожить.   Он,  слышать,  чужого,  шаги.   У,  Маша,  живут,  ежи.   Намокло,  дождя,  от,  одежда.   Мы,  и,  жёлуди,  нашли,  в,  положили,  мешок.   Женя,  жёлтым,  раскрашивает,  карандаш,  кружок.

Карточка 11.

Вставьте  пропущенные  буквы  Ш  или  Ж. В  скобках  напишите   проверочные  слова.

     На  столе  стоит  кру-ка.  В  глаз  попала  мо-ка.   На  теле-ке  я  во-у  траву.  Деду-ка  -ивёт  в  сторо-ке.  Сторо-ка  стоит  на  опу-ке  леса.   Вот  и  верба  нарядилась  в  белые  сере-ки.  Далеко  на  озере  квакает  лягу-ка.  Метель  заметает  доро-ки.

Карточка 12.

Спишите предложения, измените  по  смыслу  слова, данные  в скобках.

     Ты  (вязать)  варежки.  Я  (вязать)  шарф.  Ты  (дежурить)  сегодня  в  классе.  Я  (дежурить)  в  холле.  Ты  (жарить)  картошку.  Я  (жарить)  рыбу.  Ты  (лежать)  на  диване.  Я (лежать)  на  софе. Ты (мазать)  хлеб  маслом.  Я (мазать)  хлеб  вареньем.

Карточка 13.

Вставьте  в  слова  пропущенные  буквы  Ж  или  Ш.

     Ребяти-ки  побе-али  к  ма-ине.   –еня  вя-ет   деду-ке  -акет.  Ко-ка  ле-ит  на  ле-анке.  В  -ивом  уголке  -ивут  мы-и.   –ура  -ивёт  около  -колы.  По-арные  поту-или  по-ар.   Ма-ина  бабу-ка  -ивёт  на  втором  эта-е.  Ребяти-ки  бе-али  по  лу-айке.

Карточка 14.

Вставьте  в  слова  пропущенные  буквы   Ж   или  Ш.

     На  теле-ке  ле-али   ме-ки.    Ми-а  поло-ил  кни-ку  в  -каф.  Бабу-ка  набрала  луко-ко  кры-овника.   –еня  -ьёт  Ната-е  ме-ок  для  сапог.              –кольники  должны   -ить  дру-но.     –анна  и  Серё-а  поло-или  е-а  в  -апку.   Да-а  уронила  фла-ок  в  лу-у.

Карточка 15.

Вставьте в  предложения  пропущенные  слова  с  буквами  Ж  или  Ш.

     В  болоте  квакала  … .  Маша  и  Жанна – хорошие  …  .   Миша  пил  молоко  из … .  Бабушка  печёт  вкусные  … .  Кошка  ловит … .  Мышка  боится  … .  Суп  едят  … .  У  портнихи  ровная  … .  Забавная  игрушка - … .  Туристы  воду  носят  во  … .

Слова  для  справок:   лягушка,  подружки,  кружки,  пирожки,  мышку,  кошки,  ложкой,  стёжка,  матрёшка,  фляжке.

Учитель-логопед                                                                       Тешке Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 2 класс. Какие слова отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что?

Урок русского языка во 2 классе по программме "Школа 2100". Цель: познакомить учащихся со словами, отвечающими на вопросы кто? и что?...

Разработка урока по русскому языку по программе "Школа 2100" 2 класс по теме "Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?, а какие на вопрос КТО" с использованием ЦОР

Разработка урока по русскому языку 2 класс по программе "Школа 2100" на тему "Какие слова отвечают на вопрос ЧТО? , а какие на вопрос КТО?" с использование ЦОР...

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие – на вопрос: что?

Планируемые результаты: Предметные·        Формируем умение ставить к слову вопросы: кто? или что? и разграничивать слова – названия людей, животных и предметов....

«Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?»

Данный урок по программе «Школа России», авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г в 1 классе , На данном уроке используется технология  деятельностного метода обучения, технология сотрудничества и ИКТ-...

План - конспект урока по русскому языку для 2 класса "Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?"

План - конспект  урока  по русскому языку для 2 класса "Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?" по ОС "Школа 2100" Цель  урока: формирование...