"Дифференциация в-ф"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

ГКОУ РА « Адыгейская республиканская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

                            Конспект логопедического занятия : «Дифференциация звуков в-ф»

 

Цель: учить дифференцировать звуки в-ф, определять их положение в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

·         учить дифференцировать   звуки в-ф  по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

·         развивать навыки звуко –  буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;

·         развивать орфографическую зоркость;

·         соблюдать преемственность в работе с учителем;

·         расширить словарный запас путем словообразования;

·         развить логическое мышление, внимание, память, фонематический слух;

·         воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

 

Ход занятия:

 

Организационный момент.

Психологический настрой.

- Здравствуйте, дети!

- Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и приготовьтесь ответить.

 

1.       Основная часть.

Ведение в тему.

Фокусник , фокусник, ты настоящий?

Медленно тянет за шнур он блестящий!

Замерли все, от восторга немея….

Из факела вдруг появляется фея!

Ф- фа-фо-фу-фы-фи-фэ!

Л.: На какую букву начинаются слоги?

Весело поет волчонок,

Волка маленький ребенок.

Вь –ва-во-ву-вы-ви-вэ!

Л.: На какую букву начинаются слоги?

Характеристика звуков.  Ученики перед зеркалом произносят звуки В и Ф. Сравнить звуки по акустическим признакам.

Ф- согласный, твердый, глухой, потому что нет голоса когда произносим.

В- согласный, твердый, звонкий, потому что произносится с голосом.

 

2.       Дифференциация звуков  В- Ф в слогах.

Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись».

 

Ва – фа                        ву- фу- ву- фу                      ва- во- ву- вы

Фа- ва                          ва- фа- ва- фа                     фа- фо- фу- фы

Вао- ва- фа                вы- фы- вы- фы                   ву- во- ва- вы

Фа- ва – ва                 во- фо- во- фо                     фу- фо- фа- фы

 

 

3.       Повторите слова четко и разделите их устно на слоги.

Ваня – Фаня                           Вилка – Филька

Ваня – Феня                           Влага - фляга

Вата – фата                             Слива - скифы   

Ваза – фаза                            Травы- графы

Сова – софа                            Гривы- грифы

 

4.       Игра « Лишнее слово».

Вставьте пропущенные буквы В-Ф, подчеркните В-, ф= чертами. Найдите « лишнее» слово и объясните почему?

Коро..а,  с..екла,  ..утбол,  ..етер.

Ту..ли,  ..онтан,  ко..та,  сли..а.

..агон,  ко..рик,  ..ишка,  ..одопад.

..абрика,  ..иалка,  сло..а,  кон..ета.

 

5.       Физминутка .( Речь с движением)

Руки вверх, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

 

6.       Разгадывание кроссворда.

Время смекалки. Отгадаете загадки, отгадаете и кроссворд.

·         За водой идут- песни звонкие поют.

А назад идут- слезы льют. ( Ведра)

·         По полю рыщет, поет да свищет,

Деревья ломает, к земле приклоняет. ( Ветер)

·         Без ног и без крыльев оно, быстро летит,

Не догонишь его. ( Время)

·         Знак , обозначающий число. ( Цифра)

·         Обувь . ( Туфли)

·         Водитель автомобиля. ( Шофер)

·         Любимые сладости детей . ( Вафли)

 

В

 

 

 

 

В

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

Ф

 

 

В

 

Ф

 

 

 

7.       Составление словосочетаний, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркнуть слоги с буквой В-, Ф= чертами.

Красивый                           ватрушка

Свежая                                флакон

Шелковый                          фабрика

Обувная                              шарфик

Новый                                  конфета

Вкусная                               сарафан

 

8.       Работа у доски.

Закончите предложения используя слова для справок. Выделите слоги с буквами В и Ф.

Работа выполняется только на доске, по « цепочке». Один записывает, остальные проверяют.

 

Вера открыла …. .

Оборвался телефонный …. .

Федя осветил дорогу ….. .

У машины не было одной …. .

Фаина сварила компот из …. .

В нашем доме не работает …. .

 Слова для справок: фонарь, форточка, фрукты, лифт, провод, фара.

 

9.       «Перепутались слова».

В предложениях слова не на своих местах, расставьте их по своим местам и запишите правильные предложения.

 

Вилка тщательно вымыл Федю.

На фарфоровых сливах блюдо .

Вера сплела фиалку из венка.

Вода выпрыгнула из дельфинов.

Ветки вороны из гнезда.

 

10.   Итог занятия.

ü  Какие звуки сегодня учились различать?

ü  Дайте характеристику этим звукам.

ü  Что больше понравилось?

ü  Спасибо за занятие, все молодцы!

 

 

 

 

 

      

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v-f.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РА « Адыгейская республиканская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

                            Конспект логопедического занятия : «Дифференциация звуков в-ф»

Цель: учить дифференцировать звуки в-ф, определять их положение в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

  • учить дифференцировать   звуки в-ф  по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  • развивать навыки звуко –  буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;
  • расширить словарный запас путем словообразования;
  • развить логическое мышление, внимание, память, фонематический слух;
  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

Ход занятия:

Организационный момент.

Психологический настрой.

- Здравствуйте, дети!

- Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и приготовьтесь ответить.

  1. Основная часть.

Ведение в тему.

Фокусник , фокусник, ты настоящий?

Медленно тянет за шнур он блестящий!

Замерли все, от восторга немея….

Из факела вдруг появляется фея!

Ф- фа-фо-фу-фы-фи-фэ!

Л.: На какую букву начинаются слоги?

Весело поет волчонок,

Волка маленький ребенок.

Вь –ва-во-ву-вы-ви-вэ!

Л.: На какую букву начинаются слоги?

Характеристика звуков.  Ученики перед зеркалом произносят звуки В и Ф. Сравнить звуки по акустическим признакам.

Ф- согласный, твердый, глухой, потому что нет голоса когда произносим.

В- согласный, твердый, звонкий, потому что произносится с голосом.

  1. Дифференциация звуков  В- Ф в слогах.

Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись».

Ва – фа                        ву- фу- ву- фу                      ва- во- ву- вы

Фа- ва                          ва- фа- ва- фа                     фа- фо- фу- фы

Вао- ва- фа                вы- фы- вы- фы                   ву- во- ва- вы

Фа- ва – ва                 во- фо- во- фо                     фу- фо- фа- фы

  1. Повторите слова четко и разделите их устно на слоги.

Ваня – Фаня                           Вилка – Филька

Ваня – Феня                           Влага - фляга

Вата – фата                             Слива - скифы    

Ваза – фаза                            Травы- графы

Сова – софа                            Гривы- грифы

  1. Игра « Лишнее слово».

Вставьте пропущенные буквы В-Ф, подчеркните В-, ф= чертами. Найдите « лишнее» слово и объясните почему?

Коро..а,  с..екла,  ..утбол,  ..етер.

Ту..ли,  ..онтан,  ко..та,  сли..а.

..агон,  ко..рик,  ..ишка,  ..одопад.

..абрика,  ..иалка,  сло..а,  кон..ета.

  1. Физминутка .( Речь с движением)

Руки вверх, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

  1. Разгадывание кроссворда.

Время смекалки. Отгадаете загадки, отгадаете и кроссворд.

  • За водой идут- песни звонкие поют.

А назад идут- слезы льют. ( Ведра)

  • По полю рыщет, поет да свищет,

Деревья ломает, к земле приклоняет. ( Ветер)

  • Без ног и без крыльев оно, быстро летит,

Не догонишь его. ( Время)

  • Знак , обозначающий число. ( Цифра)
  • Обувь . ( Туфли)
  • Водитель автомобиля. ( Шофер)
  • Любимые сладости детей . ( Вафли)

В

В

В

Ф

Ф

Ф

В

Ф

  1. Составление словосочетаний, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркнуть слоги с буквой В-, Ф= чертами.

Красивый                           ватрушка

Свежая                                флакон

Шелковый                          фабрика

Обувная                              шарфик

Новый                                  конфета

Вкусная                               сарафан

  1. Работа у доски.

Закончите предложения используя слова для справок. Выделите слоги с буквами В и Ф.

Работа выполняется только на доске, по « цепочке». Один записывает, остальные проверяют.

Вера открыла …. .

Оборвался телефонный …. .

Федя осветил дорогу ….. .

У машины не было одной …. .

Фаина сварила компот из …. .

В нашем доме не работает …. .

 Слова для справок: фонарь, форточка, фрукты, лифт, провод, фара.

  1. «Перепутались слова».

В предложениях слова не на своих местах, расставьте их по своим местам и запишите правильные предложения.

Вилка тщательно вымыл Федю.

На фарфоровых сливах блюдо .

Вера сплела фиалку из венка.

Вода выпрыгнула из дельфинов.

Ветки вороны из гнезда.

  1. Итог занятия.
  • Какие звуки сегодня учились различать?
  • Дайте характеристику этим звукам.
  • Что больше понравилось?
  • Спасибо за занятие, все молодцы!

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы

Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....

Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш

Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен  практический материал по дифференциации С-Ш....

Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике

Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...

Дифференциация звуков "С-Ц"

Урок  дифференциации звуков "С-Ц"  в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация....

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...