Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике
статья на тему
Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В статье подробно рассматривается дифференциация обучения в начальном звене на различных этапах урока, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Несмотря на наличие сравнительно обширной литературы, посвященной проблеме дифференциации и индивидуализации обучения, и богатого многолетнего опыта исследовательской и практической работы по этим проблемам, нельзя не отметить отсутствия единства и ясности даже в толковании этих терминов. "Педагогическая энциклопедия" различает понятия "дифференцированное обучение" и "индивидуализация обучения". Дифференцированное обучение, согласно энциклопедии, - это "разделение учебных планов и программ в старших классах средней школы" а индивидуализация обучения - это "организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению
Попытки дать толкования понятию "дифференциация обучения" предпринимаются учеными давно. Чтобы отчетливее представить движение научной мысли относительно содержания рассматриваемого понятия, обратимся к определениям этого понятия, сформулированные разными учеными:
- Калмыкова З.И.: “Дифференциация обучения это создание специализированных классов и школ, рассчитанных на учете психологических особенностей школьников”.
- Унт И.Э.: “Это учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения”
Рассмотрев понятие "дифференциация обучения", нельзя не коснуться следующего понятия - "дифференцированный подход”. В педагогической литературе часто рассуждение о дифференцированном подходе ассоциируется с дифференциацией обучения. Различия в этих терминах в следующем. Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. Приведу понимание рядом исследователей сущности понятия "дифференцированный подход".
- Бабанский Ю.К : “Способ оптимизации, который предполагает оптимальное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения
- Кирсанов А.А.: “Особый подход учителя к различным группам учеников, заключающийся в организации учебной работы, различной по содержанию, объёму, сложности методам, приёмам”.
- Рабунский Е.С.: “Дидактическое положение, предполагающее деление класса на группы. Дифференцированный подход - приспособление форм и методов работы к индивидуальным особенностям учащихся”.
Индивидуальный подход к учащимся предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения всестороннего ее развития. Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.
Так же существует дифференциация по способностям. На основании учета успеваемости в предыдущем классе учащиеся распределялись на несколько групп (по специальной бальной системе). Такое деление предполагалось ежегодным. Практика показала, что переход из группы с меньшим баллом в группу с большим невозможен, так как уровень освоения учебного материала в них различен и практически возможен, оставался лишь переход из группы с более высоким баллом в группу с низким. Способности человека не есть нечто раз и навсегда данное и неизменное, они формируются и развиваются в определенных видах деятельности и проявляются у разных людей в разном возрасте. Поэтому при группировке учащихся по способностям всегда существует вероятность ошибки. Другой разновидностью этой системы была дифференциация по интеллекту на основе интеллектуальных тестов. Тестирование начиналось с момента поступления ребенка в школу. По результатам тестирования детей распределяли на группу способных, средних и неспособных. Все учащиеся изучали одни и те же предметы, но содержание их было различным. В настоящее время дифференциация обучения по способностям не применяется.
Одним из недостатков обучения в школьной практике была ориентация на "среднего" ученика. Всех по существу учили одинаково, без учета индивидуальных психологических особенностей школьников, по единым программам, в учебном процессе использовались одни и те же методы обучения, таким образом создавались единые для всех педагогические условия. Вместе с тем, каждый ученик учился и учится по-разному за счет различных психических качеств - усидчивости, старательности, памяти, быстроты и гибкости мышления, творческого воображения и достигает различных результатов в овладении знаниями. Поэтому каждый ребенок должен иметь гарантии того, что он займет достойное, с точки зрения своих личностных прав, место в процессе школьного образования. Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны.
В первом классе учителем совместно с психологом проводится диагностика готовности детей к обучению по следующим параметрам:
- речевое развитие;
- развитие мелкой моторики;
- память;
- внимание;
- работоспособность.
На основании результатов обследования учащиеся были распределены в 3 группы:
1 группа – высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.
2 группа – достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.
3 группа – учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью 2–3 психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.
Изучение ребёнка – процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для изучения школьников 2 и 3 классов был иной план наблюдений:
- тип темперамента;
- ведущая модальность;
- самооценка;
- тревожность учебная и межличностная:
- уровень самоконтроля;
- память;
- мышление;
- внимание;
- мотивация;
- уровень обучаемости;
- уровень обученности;
- сформированность общеучебных и специальных умений.
Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения. Своевременная диагностика успехов ученика позволяет гибко менять состав групп. Это создает возможность строить процесс обучения на оптимальном уровне трудности.
Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в 1 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия. Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися первой группы привлекаю их к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задания творческого характера. Ученики 3-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 3-й группы, предлагаю им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.
Следует обратить внимание на работу в группах. Задание даётся группе от 2 до 4-х человек, а не отдельному ученику. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях. В беседе внутри малой группы он может высказать своё мнение, активнее участвовать в решение учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями.
В зависимости от целей и задач урока дифференцированная работа может применяться на различных этапах урока. При изучении нового сначала фронтально проводится подготовительная работа, затем создаётся проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Для этого организуется работа в группах по 4–5 человек. Каждая группа предлагает свой способ разрешения проблемы. Далее дети 1-ой группы обобщают главное, делают выводы и приступают к самостоятельной работе.Самостоятельная работа состоит из обязательных и дополнительных заданий. Они должны быть подготовлены к уроку заранее: записаны на доске, карточках.Обязательные задания способствуют умению правильно применять изученное правило для выработки навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны для выполнения каждому ученику. Дополнительные задания рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для выполнения заданий повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определённых выводов. Количество упражнений может быть разным, но достаточным для усвоения правила и полной занятости детей на данном этапе урока.
Итак, одна группа выделена. С остальными детьми проводится второе объяснение по учебнику, используются имеющиеся иллюстрации и делаются необходимые записи на доске. При этом затрачивается меньше времени, т.к. внимание детей направлено только на главные выводы. После этого можно предложить выполнить самостоятельную работу ещё какой-то группе детей. Возможно, останутся дети, которым потребуется ещё раз выделение правил, выделение главного. Затем все дети должны выполнить обязательные задания самостоятельно.
Дифференцированный подход предполагает использование разноуровневых заданий, которые составляются с учетом знаний и способностей детей. Дифференцированные задания- это система упражнений, выполнение которых поможет глубоко и осознанно усвоить правила и выработать необходимый навык на его основе. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня обученности. Существует несколько способов дифференциации, которые могут быть использованы в начальной школе:
*Дифференциация по уровню творчества;
- Дифференциация по уровню сложности заданий;
- Дифференциация по объёму учебного материала;
- Дифференциация по степени самостоятельности учащихся;
- Дифференциация по характеру помощи учащимся;
- Дифференциация по форме учебных действий.Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться обучающимся на выбор.
Технология организации внутриклассной дифференциации включает:
- определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы;
- проведение диагностики по выбранному критерию;
- распределение детей по группам с учетом диагностики;
- выбор способов дифференциации;
- разработку разноуровневых заданий;
- реализацию дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока;диагностический контроль за результатами работы, в соответствии с которым может изменять состав групп и характер дифференцированных заданий.
В начальной школе целесообразно использовать в качестве основного критерия – обученность младших школьников. Это определенный итог предыдущего обучения. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, уровень усвоения навыков и умений, их осознанность и обобщенность.
Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома основана на систематическом изучении трудностей, которые учащиеся испытывают в усвоении материала, изучении пробелов в их знаниях, глубоком анализе их текущих самостоятельных работ, чёткой классификации ошибок. Суть такой дифференциации сводится к изменению характера инструкции для самостоятельной работы, т.е. в домашнее задание включаются подготовительные вопросы или упражнения, выполнение которых подводит к решению основного задания.Это может быть образец решения, теоретическая справка, рисунок, чертёж, вспомогательные вопросы к инструкции по решению задач и по работе с книгой.
Завершая изложение вопроса о дифференциации и индивидуализации обучения младших школьников, можно сформулировать некоторые условия его эффективного осуществления: знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся; умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся; составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся; умение “ спрограммировать” обучение разных групп учащихся и каждого ученика.
Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов. В результате учитель получает материал, отражающий уровень обученности класса в целом, групп и отдельных учеников. Строгий учет индивидуальных достижений каждого ученика, определение зоны ближайшего развития и дальнейшее составление программы работы с учеником дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня. Но самое главное индивидуализация и дифференциация обучения помогает ребёнку познавать себя, преодолевать трудности, способствует саморазвитию и формированию положительной “Я – концепции”.Это как нельзя лучше способствует 100% уровню обученности и высокому качеству знаний обучающихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«От просвещения к современной педагогической теории и практике»
Индивидуализация и дифференциация начального обучения. ...
Проблема преемственности работы специалистов психолого-педагогической службы и пути их решения
Презентация посвящена анализу проблем преемственности между специалистами психолого-педагогической службы ГБОУ Школа " 2115 г. Москвы. В презентации раскрываются цель и задачи психолого-педагогическог...
Использование компьютерной программы «Волна» для решения задач психолого-педагогической практики.
Публикация из материалов первой региональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования"....
Практика наставничества Лубневской И.Л. в период организации педагогической практики студентки Воронежского Государственного Педагогического Университета физико-математического факультета Грабарь В. В.
На протяжении многих лет МБОУ «Лицей №1» сотрудничает с Воронежским государственным педагогическим университетом. В декабре 2022 года студентка второго курса Вороне...
Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)
Данный методическая разработка обобщает опыт работы наставнической пары учителей по форме "учитель-учитель".Одним из магистральных направлений и ключевых условий проекта «Школа Минпрос...