Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С' в слогах, словах, предложениях"
методическая разработка по логопедии по теме

Кандыбенко Лидия Фёдоровна

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : Дифференциация  звуков [ С - С'] в слогах, словах, предложениях.

 Задачи:

 Дидактическая: учить различать звуки, оппозиционные по твёрдости и мягкости;  формировать навыки синтеза, односложных слов типа «гусь»;

Коррекционная: развивать фонематическое восприятие детей на основе упражнений в выделении оппозиционных звуков.

Воспитательная: учить чувствовать и  понимать красоту родной природы.

 Оборудование: зеркала, серия картинок «Птицы», звуковые сигналы, муляж гнезда, компьютер.

План урока:

  1. Оргмомент.

- Чему учимся на уроке произношения?  

II. Психологический настрой.

- посмотрите на эти лица, какие они разные.

(радость, удивление, обида)

- Покажите мне такое лицо. ( обида, удивление, радость)

-  О чём нужно подумать, чтобы у вас было такое радостное лицо?

III. Введение в тему.

- Хорошее настроение может быть у человека и от приятной музыки.

     Звучит музыка Чайковского «Времена года»

- Эту музыку написал композитор о временах года.

- Какие времена года вы знаете?

 - О каком времени года мы будем говорить сегодня, вы узнаете, когда сложите картинку из нескольких частей.

     (У каждого ребенка конверт с разрезанной картинкой)

- Какой период осени у вас получился?

Слайд1.

- Листья стали желтыми, золотыми, но еще иногда светит солнышко.

- И сегодня на урок к нам пришла «Осень» и «Солнышко»

- Выделите голосом первый звук в слове «Солнышко» и второй звук в слове «Осень» [С - С']

- сегодня на уроке мы будем учиться слышать, произносить и различать звук [С - С'] в слогах, словах, предложениях.

IV. Подготовительные упражнения.

- Для того, чтобы правильно и красиво говорить и выговаривать звуки С- С мы должны выполнить специальную речевую гимнастику.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Шли мы как-то по дорожке

Видим: ходят чьи – то ножки.

Смотрим выше – вот она!

Белка смотрит из дупла.

  1. Дыхательная гимнастика.

 - Будем вдыхать аромат осенних листочков.

(вдох носом – выдох ртом, на счет 1,2,3,4,)

быстрый вдох носом и ртом  - на выдохе «Какие красивые листья»

  1. Развитие силы голоса.

Что делает человек, когда заблудится в лесу?

( кричит аааааууууу  -  ууууууааааа).

  1. Самомассаж.

       (подготовим мышцы лица и шеи к речевой гимнастике)

Слайд 2. 3, 4, 5,

  1. Артикуляционная гимнастика.

 - Мы отправляемся в красивый, осенний лес.   Улыбка.

 - И удивились, когда увидели белочку на высоком дереве. Трубочка.

 -  Она сидела и спокойно смотрела на нас. Лопаточка.

- Вдруг подул холодный осенний ветерок. Холодная воздушная струя.

- Белочка стала прыгать вверх – вниз. Качели.

 -Стало прохладно, белочка поджала хвостик. Катушечка.

 - А ветер дует ещё сильнее. Воздушная струя.

 - Белочка спряталась в своё дупло.

Итог: Что мы выполняли?  Какую зарядку? Для чего? А какие звуки мы будем учиться различать?

Физминутка.

Вверх  - на белку посмотри,

Вниз – головку опусти.

Вправо – влево, вправо – влево,

Все деревья пожелтели.

Головою покачай

Ничего не упускай, и плечами повращай:

Вперед – назад, вперед – назад

И все дела пойдут на лад.

V. Артикуляция и характеристика звуков.

VI. Развитие звукового анализа и синтеза.

  1. Различение звуков среди других звуков.

(использовать звуковые сигналы).

  1. Различение звуков среди слогов.

Игра «Наоборот».

  1. Различение звуков в словах.

(выставить картинки птиц: синица, чибис, аист, сова, овсянка, гусь).

- кто это?

- Где они живут?

 - «Солнышко и Осень» хотят позвать к себе своих птиц. А кто каких?

 - Исключить лишнюю.

( на картинках нарисованы птицы. Какая птица лишняя и почему?)

  1. Звукобуквенный анализ слова –гусь.
  2. Употребление в речи предлогов «В, НА, НАД»

- как называются детёныши у птиц?

 - Где выводят птицы птенцов? (показать гнездо)

 - Из чего сделано гнездо? А кто его строит?

 - кто у меня в руках? (Птица)

Я посадила сову в гнездо.

Сова летает над гнездом.

Сова села на гнездо.

  1. Дети выполняют инструкцию учителя на своих местах.
  2. В парах задают вопросы: Где летает твоя птица? И т.д.

VII. Итог урока.

 - В какое время года птицы выводят птенцов?

 - А что они делают осенью?

 - Кто приходил к нам в гости?

 - Какие птицы прилетели к «солнышку», а какие к «Осени»?

 А почему? Что мы учились делать с ними?

 - А для чего мы это делали?

 


Самомассаж.





Руки растираем и разогреваем.





И лицо теплом своим все мы умываем.





Грабельки сгребают все плохие мысли.





Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.





Их вперед сгибаем , тянем вниз за мочки.





А потом уходим пальцами на щечки.





Уголками губ мы щечки поднимаем.





А потом от носа мы к губам стекаем.





Губки пожуем мы – шарики надуем.





И губами вправо – влево потанцуем.





Под губой язык лежит – кулачок в губу стучит.





Под другой губой лежит, кулачок другой стучит.



Тянем подбородок и его щипаем.



А потом по шейке ручками сбегаем.



 






Шли мы как-то по дорожке

Види                                                                                                                                                                                                                                                                              м: ходят чьи – то ножки.

Смотрим выше – вот она!

Белка смотрит из дупла.

Вверх  - на белку посмотри,

Вниз – головку опусти.

Вправо – влево, вправо – влево,

Все деревья пожелтели.

Головою покачай

Ничего не упускай, и плечами повращай:

Вперед – назад, вперед – назад

И все дела пойдут на лад.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка речевого материала для автоматизации звуков Р-Рь в слогах, словах, предложениях, текстах

Речевой материал для автоматизации звуков Р-Рь (их дифференциации) в слогах, словах (сложных словах), предложениях и текстах....

Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами

Тема урока: «Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами». Тип урока: урок закрепления пройденного материала....

Презентация «Упражнение в чтении слогов, слов, предложений с буквами Ч, ч. Многозначные слова»

Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе "Упражнение в чтении слогов, слов, предложений с буквами Ч, ч. Многозначные слова"...

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука [P\'] в слогах. словах, предложениях".

Представлено индивидуальное занятие на автоматизацию звука [P'] для  учащихся младших классов. Приводятся артикуляционные упражнения, чистоговорки, а также работа над предложением....

Конспект НОД (открытого) в подготовительной к школе группе Индивидуально-подгрупповое занятие по автоматизации звука [л] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Тема: «Лунтик в гостях у ребят»

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия«Лунтик в гостях у ребят» по автоматизации звука [Л] Цель: автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях и связ...