Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш
статья по логопедии по теме
Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен практический материал по дифференциации С-Ш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретический материал по теме «ДИСГРАФИЯ».
Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Статистические данные показывают, что 55% детей в д/с потенциальные дисграфики. ДИСГРАФИЯ- это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в частых, стойких, специфических, повторяющихся ошибках. Причины дисграфии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные.
Дисграфические ошибки связаны с несформированностью высших психических функций, которые участвуют в процессе письма:
- дифференциации фонем на слух и в произношении;
- анализа предложений на слова;
- слогового и фонематического анализа и синтеза;
- лексико-грамматического строя речи;
- оптико-пространственных функций.
Ошибки при ДИСГРАФИИ характеризуются нарушением фонематического принципа письма, т.е. ошибки наблюдаются в сильной фонематической позиции (ЛОПАДА - вместо ЛОПАТА, ДМ – вместо ДОМ), в отличие от орфографических ошибок, которые наблюдаются лишь в слабой фонематической позиции(ВАДЯНОЙ –вместо ВОДЯНОЙ, ДАМА –вместо ДОМА).
Выделяются следующие группы ошибок при дисграфии:
- Искажённое написание букв(например, Э-с, С- ).
- Замены рукописных букв:
- Графически сходных ( например, );
- Обозначающих фонетически сходные звуки (например,
- Искажения звукобуквенной структуры слова:
перестановки, пропуски, добавления, персеверации (застревание), контаминации (слияние) букв, слогов( например, ВЕСЕНА-вместо ВЕСНА, СТАНА- вместо СТРАНА, КУЛБОК- вместо КЛУБОК).
- Искажения структуры предложения:
Раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов (например, ИСТЁПЛЫХ СТРАНЛЕТЯ ГРАЧИ- вместо ИЗ ТЁПЛЫХ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ ).
- Аграмматизмы на письме (например, МНОГО КАРАНДАШОВ, НЕТ КЛЮЧОВ, НА ВЕТКОВ).
Опираясь на современные представления о сущности дисграфии, наиболее важным критерием классификации дисграфии является несформерованность определённых операций процесса письма. Учитывая это выделяют следующие виды дисграфии:
1.Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребёнок пишет слова так, как он их произносит. Этот вид дисграфии проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи.
2.Акустическая дисграфия ( на основе нарушения фонемного распознавания- дифференциации фонем).
Механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
4. Аграмматическая дисграфия.
Это вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
5.Оптическая дисграфия.
Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций.
Остановимся подробно на одном из видов дисграфии.
АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ.
Это вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-Т, Ц-Т/, Ц-С, С-Ш, З-Ж, Б-П, Д-Т, Г-К, и др.), а также гласные О-У, Е-И.
Это связано с тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховая дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счёт автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причём этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе исследовательской деятельности, по представлению. В других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и её соотнесению с буквой.
Неразличение речевых звуков на слух ребёнком дошкольного возраста есть несомненная предпосылка акустической дисграфии.
ВЫЯВНЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК
АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.
Наиболее короткий и безошибочный путь выявления трудностей слуховой дифференциации звуков- это проверка возможности правильного показа ребёнком называемых логопедом картинок, названия которых отличаются друг от друга лишь одним звуком . Например, если необходимо проверить слуховую дифференциацию звуков С и Ш, то логопед в разной последовательности называет лежащую перед ребёнком соответствующую пару картинок, повторяя иногда название одной и той же картинки несколько раз подряд. Такими «парами» в данном примере могут быть следующие: МИСКА и МИШКА, КРЫСА и КРЫША, КАСКА и КАШКА.
Обязательной проверке подлежит состояние слуховой дифференциации наиболее часто не различаемых детьми групп звуков:
- Мягких и твёрдых ( С-СЬ, Т-ТЬ, Л-ЛЬ и др.);
- Глухих и звонких (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-З, Ш-Ж);
- Свистящих и шипящих (С-Ш, З-Ж, Ч-Ц, Ц-Щ и др.)
- Р-Л и Й (Р-Л, РЬ-ЛЬ, Р-Й, РЬ-Й, ЛЬ-Й).
ВИДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ ПРИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.
- Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков.
II. Работа по дифференциации смешиваемых звуков:
- Формирование навыка дифференциации звуков «…»- «…».
- Развитие навыка дифференциации звуков «…»- «…».
- Дифференциация смешиваемых звуков в слогах.
- Дифференциация смешиваемых звуков в словах.
- Дифференциация смешиваемых звуков в предложениях.
- Дифференциация смешиваемых звуков в связной речи.
III. Различные виды фонематического анализа и синтеза.
IV. Выборочный диктант.
- Устный – поднять букву, если в слове содержится определённый звук (буквы раздаются детям заранее ).
- Письменный – запись слов, содержащих определённый звук.
V. Графические диктанты.
VI. Списывание с пропущенными буквами.
VII. Слуховые диктанты.
Возьмём для примера звуки [С ] и [Ш] не различаемые каким-то конкретным ребёнком на слух.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.
1.Выделение звука [С ] из слова. Выделение звука [Ш] из слова.
КамыШ- Ш-Ш Ш-Ш-Шумит со звуком Ш-Ш-Ш,
А в С- С- Свисте С- С- Слышим мы звук С- С- С.
2. Наблюдение за артикуляцией.
[С ] | [Ш] | |
Губы | В улыбке | Рупором |
Язык | У нижних зубов | «чашечкой» |
Воздушная струя | Холодная | Тёплая |
3. Сравнить по артикуляции (подчёркивается различие). Узнать изолированные звуки по беззвучному артикулированию.
- как шипит змея? (картинка-символ) Ш- Ш- Ш.
- как из шарика выходит воздух? (картинка-символ) С- С- С.
4. Соотнести звуки с буквами С и Ш.
5. Дифференциация в слогах различных типов:
-логопед последовательно произносит слоги, а ребёнок должен поднять руку( или хлопнуть в ладоши, или показать лежащую перед ним карточку с буквой Ш (С ) только в том случае, если услышит звук[С ] или [Ш].
-логопед последовательно произносит слоги, а ребёнок должен записать их в 2 столбика, в зависимости от услышанных звуков[С ] и [Ш].
Речевой материал.
1. ША-СА 2. СА-ША 3. ША-СА-ША 4. СА-ША-СА
СО-ШО СО-ШО ШО-СО-ШО СО-ШО-СО
ШУ-СУ СУ-ШУ ШУ-СУ-ШУ СУ-Ш-СУ
ШИ-СЫ СЫ-ШИ ШИ-СЫ-ШИ СЫ-ШИ-СЫ
5. АШ-АС 6. АС-АШ 7. АША-АСА 8.АСА-АША
ОШ-ОС ОС-ОШ ОША-ОСА ОСА-ОША
УШ-УС УС-УШ УША-УСА УСА-УША
ИШ-ИС ИС-ИШ ИША-ИСА ИСА-ИША
9. СТА-ШТА 10. ШВА-СВА 11. СЛА-ШЛА 12. ШКА-СКА
СТО-ШТО ШВО-СВО СЛО-ШЛО ШКО-СКО
СТУ-ШТУ ШВУ-СВУ СЛУ-ШЛУ ШКУ-СКУ
СТЫ-ШТЫ ШВЫ-СВЫ СЛЫ-ШЛЫ ШКИ-СКИ
- «Незнайкины стихи».
Логопед читает стихи, которые сочинил Незнайка, дети должны услышать ошибку и исправить.
- Лежали на улице свежие доски,
На них отдыхали ленивые коски.
- Миса и Маса лежали в коляске,
Были они, безусловно, двойняски.
- Двое маленьких мышат
Тоже ходят в детский шад.
7. Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.
Перед каждым учеником ряд цифр (1-9).Сначала дети работают в медленном темпе по команде логопеда: ставят палец под цифрой 1 и вслух произносят 1-ый звук слова; затем одновременно передвигают палец под цифру 2 и называют 2-ой звук и т.д. цифра, соответствующая последнему звуку слова, выдвигается из ряда вверх. Постепенно громкое проговаривание заменяется шёпотом и переходит во внутренний план: ученики молча анализируют и выдвигают нужные цифры, обозначающие общее количество звуков в слове, либо место в нём конкретно заданного звука.
Позиционный анализ звуков в слове.
- В начале слова;
- В середине слова;
- В конце слова;
- В любой позиции.
Задание: указать место звука в слове ( по слуху, с опорой на цифровой ряд); назвать предыдущий звук, последующий. Записать соответству- ющую букву.
С- насос, спасибо, кассир, сосны, спустился, русский, смеялся, пушистый, сосиска, шалости, шустрый, душистый, шоссе, шесть;
Ш- старушка, шелушит, шумишь, смешной, пастушок, слышу, наступишь, шалаши, раскрошит, шишки, шуршит, расшумелся, расшалился.
8. Дифференциация в словах:
-логопед последовательно произносит слова, а ребёнок должен поднять руку( или хлопнуть в ладоши, или показать лежащую перед ним карточку с буквой Ш (С ) только в том случае, если услышит звук[С ] или [Ш].
-логопед последовательно произносит слова, а ребёнок должен записать их в 2 столбика, в зависимости от услышанных звуков[С ] и [Ш];
Речевой материал.
В начале слова: сто, стук, соки, скорый, сушка, стучу, сыр, шалаши, сом, суп, шар, Слава, снежок, шахматы, стул, шапка, салют, шуба, самолёт, шалун, сапоги, шофёр, сарафан, снеговик, шустрый, сок, шорох, соты, стол, шесть, стрекоза, сундук, сумка, шутка, свист, сани, шум, самовар, самокат, сачок, шарф, стужа, столяр, сказка, штора, сова, шмель, слон, скука, скамейка, скобка, шинель, сын, шкатулка, сад, сахар, шило, собака, соска, стадо, стакан, станок, шест, светофор, шина, солнце, скворец, шиповник, станок, стадион, статус, слоги, слова, супница, столица.
В середине слова: машина, кошка, груша, чашка, малыши, куст, игрушки, частый, шалаши, часы, мыши, лапша, мешок, лягушка, Тишка, Пушок, пушинка, пласт, костёр, тишина, песок, мошка, букашка, дедушка, вышка, лиса, тоска, братишка, Настя, хлопушка, оса, мартышка, рыбёшка, пасут, горошки, кастрюля, ладошки, доска, Алиса, ватрушка, пляшут, лист, ослик, коса, крыша, слышу, астра, весна, бабушка, колесо, окошко, восток, пятнышко, окрошка, гармошка, кашка, рубашка, посуда, мясо, миска, киска, каска, крошка, киоск, кошка, матрёшка, подсолнух, неваляшка, блеск, шишка, кувшин, пастух, ушанка, Наташа, кости, галстук, пушинка, кисточка, ромашка, подушка, колбаса, мышонок, бусы, мошка, усы, лошадка, хлопушка, капуста, аист, космонавт, петушок, пылесос, русалка, лестница, мост, пышка, хвост, пешка, невеста, пушок, баскетболист, мешок, ушки, Даша, Маша, таксист, катушка, Паша, пианист, кукушка, танкист, баянист, футболист, опушка, квакушка, записка, занавеска, писатель, душа, всадник.
В конце слова: малыш, автобус, ананас, шалаш, кекс, час, мышь, голос, колос, редис, карандаш, лис, пупс, камыш, троллейбус, нос, ландыш, лес, пылесос, глобус, парус, статус, душ, Денис.
9. Игра «Отгадай слово» (впиши пропущенную букву Ш или С )
*ом *лем ду* анана*
*апка *ова коко* компа*
*умка *айба ква* ланды*
*уба *ад камы* шала*
10. Отобрать картинки, в названии которых содержится определённый согласный звук:
- В начале слова;
- В середине слова;
- В конце слова;
- В любой позиции.
11. Разложить предметные картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от количества звуков в их названии. Примерные картинки:
крыша, сыр, лиса, сушка, аист, сосна, чашка, часы, шапка, шарф, кекс, шар, лес, сани, стол, стул, бусы, груша, слон, доска.
12. «Звуковое лото».
-Ребёнку даётся карточка с картинками и фишки. Задание: закрой фишками лишь те картинки, в названии которых есть звук[С ] ([Ш] )
Образец карточки:
лягушка | слон | рыба |
карандаш | башня | бусы |
-Задание можно усложнить: закрой синими фишками картинки, в названии которых есть звук[С ]; зелёными- звук [Ш]; красными- оба звука.
Образец карточки:
сушка | мышка | крыша |
кошка | крыса | сыр |
13. «Волшебные цепочки».Изменить один звук. Записать новые слова.
Если ребёнок затрудняется, то указывать, какой по счёту звук надо заменить (или конкретизировать какой звук заменить и на какой):
-Сом- сок- сук- суп- сух…
-маска-миска-киска-каска…
- пуск- писк- диск…
- доска-тоска…
- соска-сосна…
14. «Превращения»
найди цепочку преобразованных слов. Запиши её. Какими звуками эти слова отличаются? Где стоят звуки, отличающие эти слова?
Мышка в норке.
МЫШКА в норке росла,
Мышка грызла корки,
Только грызла тоска
Мышку в этой норке!
И решила от тоски:
«Я меняю Ы на И!»
Какое получилось слово?
МИШКА в норке живёт,
Мишка лапу сосёт.
Косолапый тужит:
« Очень скудный ужин!
В этой норке тесно,
Жить неинтересно,
Как- то сыро и темно!
Я меняю И на О!»
Какое теперь получилось слово?
МОШКА в норке живёт,
Мошка крошку сосёт:
«Неуютно дома!
Целые хоромы!
От кровати до ворот
Очень длинный перелёт!
Это не годится-
Я ведь вам не птица!
Нет ни в чём моей вины!
Я меняю О на Ы!»
Какое получилось слово?
Мышка в норке сидит.
У неё довольный вид.
15. «Звёздный час»
Составить слова из букв слова ХЛОПУШКА (пол, школа, кол, лук, лак, ухо, ушко, пушка, шок, куш…)
16. «Собери слово»:
- Рассмотри картинки (или прочитай слова). Из первых звуков (букв) составь слово. Запиши его.
-сыр, ведро, ежевика, червяк, ананас. (свеча)
-брюки, ангел, шишка, нос, ящерица (башня)
-матрёшка, апельсин, шуба, игла, нож, арбуз (машина)
-коза, озеро, лампа, ель, сумка, очки( колесо)
-сарафан, телефон, арбуз, карандаш, апельсин, носорог (стакан)
-лук, игла, самовар, арбуз (лиса)
-сапоги, тигр, озеро, лиса(стол)
-ведро, ель, стакан, ножницы, апельсин (весна)
-носорог, обезьяна, солнце, кит, игла (носки)
- мышь, абрикос, карандаш (мак)
- мишка, апельсин, сом, кошка, ананас (маска)
-шапка, апельсин, шлем, кот, абрикос (шашка)
- Прочитай слова. Выдели указанный в скобках звук. Из выделенных звуков составь слово и запиши его.
- колесо(4), ослик(1), всадник(2), машина(5), душа(4)…(СОСНА)
- вышка(3), лиса(4), шило(3), пласт(3), пятнышко(6)…(ШАЛАШ)
- тоска(3), пастух(4), лист(2), мошка(3), подсолнух(5), русалка(6)…(СТИШОК)
- глобус(6), пышка(2), лестница(5), ирис(3), кукушка(5), кошка(1),
груша(5)… (СЫНИШКА)
- часы(3), мешок(1), лес(2), крошка(4), столица(5), ландыш(3), гармошка(7), тишина(6) ….(СМЕШИНКА)
- Прослушай слова. Запомни:
- курс- шорты (общий звук, запиши соответствующую букву) - шар- пар (звуки, которыми слова отличаются, запиши соответствующую букву)
- стон- стан (звуки, которыми слова отличаются, запиши соответствующую букву)
Р Ш П О А
Из полученных букв составь слово (шпора).
- Перестановка слогов: запиши слова, получившиеся из слогов:
на- ма- ши-
ги- са- по-
ник- пов- ши-
мо- кат- са-
по- да – су-
куш- ка- ку-
ба- ка- буш-
бус- то- ав-
а- нас-на-
ко- о- кош-
ты- ма- шах-
вя- та- со-
туш- ка- ка-
ко- сы- ко-
у- ка- шан-
сту- па- хи-
ши- ка- мы-
пус- ка- та-
та- ша- мы-
душ-ка- по-
ка- о- шиб-
17. Сопоставление слов-паронимов по значению и звучанию. Составление с ними предложений и запись.
Игра «Наоборот» (вместо [Ш] поставь [С] или наоборот). Запиши полученные слова.
Споры-шпоры шины- Машка-
Басня- наш- крыса-
Сумел- вас- сесть-
Уши- Сашка- шок-
Стиль- штык срам- Мишка- сутки- сайка-
Кашка- мыс- шкала-
Масса- касса- штопор-
Сок- суд- Сурик-
18. Записать слова в 3 столбика (1-со звуком [С ], 2- со звуком [Ш], 3-со звуками [С ] и [Ш]) :
шест, шесть, сушка, аист, шоссе, хвост, киоск, смешно, шлем, стишок, сосна, коляска, спутник, кувшин, катушка, ступеньки, сынишка, принёс, пришил, шпалы, спали, краска, крошка, весна, вишня, пушок, песок, выписка, рубашка, смешинка.
19. Игра «Идём в гости». Подумай, какие слова подарим МАШЕ (Ш), какие –СЕРЁЖЕ (С),какие-САШЕ (С И Ш).Запиши.
20. Игра «Эхо»-образуй признаки и запиши:
смех- смешной потеха-
пух- без шума-
уши- успех-
21.Добавь нужный слог, чтобы получилось слово ( - ШКА или –СКА ; -ШНЯ или -СНЯ) и запиши :
соси… чере…
занаве… пе…
поду… па…
кату… ба…
бабу… бары…
вы… коню…
ми… ви…
до…
22. Списать. Изменить глаголы по образцу, отмечая чередование С и Ш (подчёркивая):
Образец: просить - я прошу.
писать- плясать - спросить-
месить- носить - струсить-
расспросить - красить - взвесить
чесать- косить - откусить-
23. Игра «5-1-9-2»- сосновая шишка
пушистая сосна
игра «9-5-2-1»- пушистый хвост
смешной стишок
Образец записи детьми: пять сосновых шишек, одна сосновая шишка, девять сосновых шишек, две сосновых шишки.
24. Проспрягать в настоящем времени: смешить сынишку,
Спешить в лес за сосновыми шишками.
25. Подумай какую букву надо вставить(С и Ш). Запиши полученные словосочетания (вместо букв С и Ш пропуски)
Речевой материал.
*тар*ий в *емье,
по*у*ить *ено,
*пе*ат *еять,
**ить ко*тюм,
на*а *има,
вы*окая кры*а,
*ильный *ум,
по*лу*ный *ын,
боль*ой интере*,
ва*и *анки,
вку*ная ка*а,
вы*окий *каф,
*ирокий *тол,
об*итое кре*ло,
*иние *таны,
*е*ть или *емь лет,
боль*ая *обака,
ла*ковая ко*ка,
А*ины игру*ки,
*енина *апка,
*ильная ло*адь,
во*емь каранда*ей.
Мы*иный хво*т
Гу*тые камы*и
Ле*ная глу*ь
*тепной *акал
*ме*ной *алуни*ка
*покойная ти*ина
Вы*окий *пиль
*моли*тые *о*новые *и*ки
Не*пе*ный *аг
*тальная *пага
Дет*кий *ампунь
Боль*ая отве*ная *кала
Ма*инное ма*ло
*пилька для воло*
Пу*и*тая *апка
Вку*ные *у*ки
*ладкий *околад
Об*ирная пу*тыня
Про*логодний *нег
Проро**ий овё*
*пло*ные *тепные про*торы
*тепная *ирь
*у*ёные гру*и и *ливы
*тиральный поро*ок
*елкови*тая *ер*ть
*ер*тяной *арф
26. Вставь пропущенную букву. Спиши.
- У ле*а на опу*ке.
Вы*око на *уку
* утра поёт куку*ка:
«Ку- ку, ку- ку, ку-ку!»
- *а*а- луч*ий па*ту*ок.
Он берёт * *обой рожок,
*умку из рогожки
* ми*кой, *у*кой, ложкой.
27. Графические диктанты.
Методика проведения: перед детьми ставится задача определять по слуху только звуки [С ] и [Ш]. Слова, не содержащие указанных звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука –двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слов. Если один из звуков встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды. В ходе графического диктанта логопед раздельно проговаривает слова фразы. При первом прослушивании ученики загибают пальцы по числу слов. При повторном чтении записывают, сверяя число письменных обозначений с количеством слов в предложении. Каждое предложение записывается с новой строки.
Речевой материал.
У Сони пушистая шапка.
Шишки на сосне, шашки на столе.
Спешит Саша по шоссе и ест сушки.
Кошка спит, в мышку видит.
Куст шуршит - косой мимо спешит.
Поспешишь –людей насмешишь.
Наш кот у нас, ваш кот у вас.
Шила Саша шапку споро.
Шов строчила шёлком скоро.
Наша большая пушистая кошка спит на окошке.
Ваша маленькая смешная кошка спешит уйти с окошка.
Саша любит сушки, а Соня любит ватрушки.
Шли сорок мышей, нашли сорок грошей.
Две мыши поплоше нашли по два гроша.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Снег сошёл- за зимой ушёл.
Мы ели салат на опушке лесной.
Стоял наш шалаш под высокой сосной.
Небольшой у лисоньки рост,
Но роскошен пушистый хвост.
Смешной шут пришёл в суд.
Серый сурок нашёл шнурок.
У собаки на шее кожаный ремешок.
В лесу слышен страшный шум.
Сушат сушки для мышки.
Надо суметь тут не шуметь.
Стал солить- не надо шалить.
Наш посол не туда пошёл.
Вышла мышь на самый мыс.
Шестые сутки шутим шутки.
Мишка ест из миски.
На голове каска, а в миске- кашка.
Смолистые шишки не сушат для мышки.
Вишнёвый сок –из спелых вишен.
Соболья шапка- из меха соболя.
Плюшевая скатерть- из плюша.
Шёлковая скатерть- из шёлка.
Мы шли не спешили и всех насмешили.
Крыса не сидит на крыше.
У нашей Иришки сладкие ириски.
У моря скала, у прибоя- шкала.
У малышки соска, у пахаря- сошка.
В лесной глуши не встретишь ни души.
В лепестках ромашки спрятались букашки.
Косолапый мишка встретил шуструю мартышку.
28. «Исправь Незнайкины ошибки».
Зайчишка – трушишка
Жил в чаще лешной.
Зайчишка – трушишка
Дрожал под шошной.
Под липой, под ёлкой
От штраха дрожал,
От шерого волка
Едва убежал.
А нынче зайчишка
Уже не трушишка.
Артиштом работает
В цирке зайчишка.
Вот марш раздаётшя,
Дивятшя кругом:
Зайчишка нешётшя
На волке верхом!
- У мыски в норке
Кроски и корки,
В кладовке у мыски
Кусочки коврижки.
У мыски- норуски
Скварки в кружке,
У мыске в кадуске
Грибочки- волнуски.
В миске у мыски
Остатки закваски,
А в погребочке-
Сырки и колбаски.
- Сколько усек у сести лягусек?
А сколько «усек» у сести подусек?
Шубка у кошки пушиштая,
Мягкая и шелковиштая.
У кошки шешть котят, Крошки крошатся,
У мышки шешть мышат, Сушки шушатся,
У лягушки шешть лягушат, Тушёнка тушится.
И вше куда- то шпешат.
Мыска или миска
Кусает из миски?
Или только киске
Есть дают из миски?
Мыска слусает мыску,
Коска слусает коску.
Коска скусает мыску,
А мыске не скусать коску.
Слусали мы басенку про маленькую басенку
И больсую басню про больсую басню.
- Любопытные мартышки собирают с ёлок пышки.
Утром кости к нам пришли. Всем подарки принесли.
Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.
На виду у детворы крысу красят маляры.
29. Вставь пропущенные буквы (С или Ш). Прочитай (прослушай) текст. Письменно ответь на вопросы.
Речевой материал.
- *а*ин деду*ка – *ахмати*т.
«Я тоже буду *ахмати*том», - ре*ил *а*а. До*тал он из *кафа *ахматы, а что делать даль*е – не знает.
«*кучная игра,- подумал *а*а. – Нет, не буду я *ахмати*том».
И *а*а по*ёл в другую комнату, чтобы убрать *ахматы в *каф.
Это увидел деду*ка и *казал : «Не *пе*и. *ахматы – интере*ная игра. Давай в неё вме*те играть».
Вопросы: -Кто такой Сашин дедушка?
-Что решил Саша?
-Что он сделал?
-Откуда Саша достал шахматы?
-О чём подумал Саша?
-Куда он пошёл?
-Зачем он пошёл в другую комнату?
-Кто это увидел?
-Что сказал дедушка?
- Деду*ка расставил *ахматные фигуры, назвал их и показал*а*е, как они ходят.
- Вот это- пе*ки. Они*тоят впереди и как бы защищают другие фигуры.
- А эта ба*енка как называется?-*просил*а*а.
- Я же тебе говорил: это ладья и объяснил, как она ходит, - ответил деду*ка.
После этого деду*ка*нова расставил фигуры и*делал ход пе*кой.
Вопросы: -Кто расставил шахматные фигуры?
-Где стоят пешки?
-Что спросил Саша?
-Кто снова расставил фигуры?
-Что сделал дедушка?
- - Давай играть в *ахматы, - в*ё время про*ил деду*ку *а*а.
Эта игра нравила*ь *а*е в*ё боль*е и боль*е.
*а*а *тал понимать, как надо дей*твовать, чтобы король деду*ки не мог уйти от «*аха».
И однажды *а*а объявил «мат» королю деду*ки. И деду*ка- *ахмати*т *казал: «*даю*ь!»
- *ахматы- очень хоро*ая игра!- *казал *а*а деду*ке. –Я, когда выра*ту, обязательно буду *ахмати*том.
Вопросы : -О чём всё время просил Саша дедушку?
-Кому нравилась эта игра всё больше и больше?
-Что стал понимать Саша?
-Что сделал однажды Саша?
- Что сказал дедушка- шахматист?
-Кем будет Саша когда вырастет?
- *еня и Па*а не хотят *егодня гулять.
- Почему не идёте гулять? – *пра*ивает их *тар*ая *е*тра *има.
-*кучно!- в один голо* отвечают *еня и Па*а.- За домом у на* только *нег да лёд, а в *нежки играть надоело.
Тогда *има по*ла в магазин и купила им коньки, клю*ки и *айбу.
И * тех пор каждый день *еня и Па*а играют в хоккей.
Однажды *има по*мотрела на них в окно, потом *казала *ене и Па*е:
- Вы *тали на*тоящими хоккеи*тами!
Вопросы: -Кто не хочет сегодня гулять?
-Что спросила старшая сестра?
-Как звали сестру?
-Что ответили ребята?
-Что сделала Сима?
-Что произошло потом?
- Что сказала Сима?
- *урик *акуров *пит и видит *он.
Как будто он, *урик,- ко*монавт и *коро полетит в ко*мо*.
Вот *урик надевает *кафандр и идёт по ко*модрому.
*тарт! И ко*миче*кий корабль у*тремляет*я в ко*мо*.
И тут *урик про*нул*я.
Видит- ни *кафандра, ни ко*модрома, ни ко*миче*кого корабля…
«Пу*ть это- *он, -думает *урик.- В*ё равно. Когда выра*ту. Буду ко*монавтом».
Вопросы: -Кто видит сон?
-Что происходит во сне?
-Кто надевает скафандр?
-Куда идёт Шурик?
-Куда устремился космический корабль?
-Что произошло потом?
-Что увидел Шурик, когда проснулся?
-О чём подумал Шурик?
- Наступили жаркие дни. На полянке выросли ландыши. Саша и бабушка пошли собирать ландыши. Дома они оставили ландыши в вазу.
- Какие дни наступили?
- Что выросло на полянке?
- Кто пошёл собирать ландыши?
- Куда Саша и бабушка поставили цветы?
30. Слуховой диктант.
Рекомендации по проведению: после написания слухового диктанта, логопед отмечает у себя и объявляет количество ошибок каждого из учеников. На несколько минут открывается текст диктанта, записанный на доске, для исправления ошибок. Ученики делают исправления не ручкой, а цветным карандашом( чтобы отличить их от поправок, возможно имевших место в ходе написания диктанта). При проверке работ логопед отмечает количество исправленных ошибок, записывая это число под первым в виде дроби: 5/3, т. е. из 5 допущенных ошибок исправлено 3.
- Шуршат сухие листья. Пастушок потушил костёр. Слышу свист суслика. Шумят вершины сосен. Пора ворошить душистое сено. Тишину нарушал шелест камыша. Скоро поспеют сливы и груши.
- Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом. Корова даёт молоко. Лошадь возит грузы. Овцы дают шерсть и мясо. Мех кролика идёт на шубы и шапки.
- Кто как зиму встретил.
Летучие мыши забрались в дупло. Ёж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку и починила гнездо. Лисица в норе себе из листьев постель сделала.
- Заяц.
К зиме заяц в новой шубке. Летняя шерсть у зайца вылезает, отрастает светлая, пушистая. Трудно различить зайца на снегу. Нет у зайчика норы, нет запасов. Страшны зайцу не мороз и вьюга, а охотники, волки, лисицы и совы. Спасает его от различных врагов сетля шкурка да бойкие прыжки.
31. Списывание:
Рекомендации по проведению: необходимо как можно раньше научить детей при списывании запоминать слог, а не букву, что вытекает из положения о слоге как основной единице произношения и чтения. Специфической задачей письма становится послоговое проговаривание, согласованное с темпом письма.
С первых упражнений в списывании необходимо воспитывать у школьников навыки самопроверки. Педагог, проверяя работы, не исправляет ошибки, а отмечает их на полях соответствующих строк. Ученик сверяет свою запись с текстом учебника, карточки, доски и исправляет ошибки. Несколько позже вводится приём взаимопроверки.
В лесу.
Всё стало тихо, голосов не слышно,
Не вскрикнет сыч, не зашумят листы.
И только ветер с еле слышным свистом
Слегка качает сонные кусты.
И если вдруг лиса хвостом пушистым
Слегка коснётся снежного куста,
То звуков всё равно не будет слышно:
Спокойно спит лесная красота!
Шорохи в тиши.
Тише, тише, не спеши, ты постой, послушай!
В тишине шумит камыш, шум ласкает уши.
Слушай, слушай тишину чуткими ушами.
Много шума в тишине мы услышим с вами.
Где- то шорох слышен, шум, где- то тихий шёпот,
То звук Ш- большой шалун- поднимает ропот.
То бумажкой прошуршит, то шмыгнёт мышонком,
То за кошкой поспешит, что шипит в сторонке.
Тише, тише, не спеши, ты постой, послушай:
Всюду слышится звук Ш, навостри лишь уши!
Колыбельная.
Если сел ты в камыши,
То сиди и не дыши.
В камышах такая тишь,
Словно сыну шепчет мышь:
«Тише, тише, спи, малыш,
Если сам ты зашуршишь,
Перестанет петь камыш.
Тише, тише, спи, малыш!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция оптической дисграфии. "Дифференциация букв П-Т на письме".
Данный материал по дифференциации букв П-Т будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам, работающим в школе. В данной работе представлены упражнения и задания по коррекции оптической дис...
Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах.
Конспект открытого группового логопедического занятия во 2 классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Коррекция аккустической дисграфии. Дифференциация фонем | т-д | в словах.
В цели занятия включены современные образовательные технологии и применяются в занятии. Использованы материалы ЭОР , которые очень интересны детям и легко использовать на занятии с п...
Конспект открытого группового логопедического занятия «Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах»
Yаучить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные устно и на письме....
Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...
Конспект по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв Л М
Дифференциация букв Л М...
Практические упражнения для коррекции акустической дисграфии. Дифференциация Б-П
Практические упражнения для коррекции акустической дисграфии.Дифференциация б-п...