"Проблемы в развитии устной и письменной речи у младших школьников"
статья по логопедии ( класс) по теме
В статье рассматриваются причины недоразвития устной и письменной речи младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_doklad.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемы в развитии устной и письменной речи
у младших школьников»
«Слово есть первый признак сознательной разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира»
К. С. Аксаков
Учитель – логопед - Фонарева Лариса Александровна
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Хорошее знание русского языка необходимо для изучения других предметов в школе. Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка» (А.И. Сорокина).
В настоящее время в первых классах обучается много детей с нарушениями звукопроизношения. У них недостаточно сформирован грамматический строй речи, временные и пространственные представления об окружающем мире, бедный словарный запас. Среди них много детей – билингвистов.
По данным психолого – педагогических и клинических исследований трудности в обучении встречаются у 60% учащихся начальных классов. Речевые нарушения в сочетании с отрицательными особенностями личностных и коммуникативных качеств ученика, отклонений в поведении, обуславливают общее отставание в усвоении школьной программы.
Проблема усвоения письменной речи во многом объясняется особенностями учебной деятельности младших школьников: им свойственна недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке.
Для учащихся с нарушениями письменной речи характерными являются и недостатки психомоторного развития: общая неловкость, неточности в координации движений. У них недостаточно сформированы временные и пространственные представления. В результате недостатков в формировании графомоторных навыков дети оказываются неготовыми к овладению письмом. В школе у них формируется плохой почерк, они долго не могут ориентироваться в пространстве листа, путают строчки и клеточки. Отмечается также повышенный мышечный тонус, который мешает ребенку работать в одном темпе с классом.
У детей страдает импрессивная и экспрессивная речь. Развитие импрессивной речи характеризуется недостаточностью дифференциации речевых звуков. Это затрудняет понимание смысла отдельных слов, предложений.
Экспрессивной речи свойственны аграмматизмы в сочетании с бедным словарным запасом. Дети затрудняются в понимании сюжета рассказа, в пересказе содержания, в установлении причинно – следственных связей. Им трудно составить рассказ по серии сюжетных картинок, описать конкретную ситуацию.
У младших школьников в обычные возрастные сроки бывают недостаточно сформированы фонематический анализ и синтез, что приводит к затруднениям в понимании устной речи, ошибкам при чтении и на письме. Речевые высказывания состоят из простых предложений. Плохо сформированным является умение делить речевой поток на предложения.
У детей наблюдаются многочисленные варианты трудностей овладения чтением: замедленный темп формирования навыка чтения; нарушения технической и смысловой стороны; большое количество ошибок в процессе чтения.
В психолого – педагогических исследованиях указываются основные причины недостаточной сформированности навыка письма:
- много нарушений в устной речи;
- плохая сформированность фонематических процессов;
- низкая познавательная активность.
Для младших школьников характерно частичное расстройство процессов чтения и письма – это дислексия и дисграфия. Их основными симптомами являются специфические ошибки, которые не носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального и сенсорного развития или с нерегулярностью школьного обучения.
Выделяют три группы дисграфических ошибок:
- ошибки на уровне буквы и слога;
- ошибки на уровне слова;
- ошибки на уровне предложения.
При анализе письменных работ младших школьников можно выделить характерные ошибки, связанные с недостаточностью
фонематического (звукового) анализа:
- пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов;
фонематического восприятия:
- замена букв, обозначающих мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные;
смешение букв по кинетическому сходству
ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры предложения:
- слитное написание слов;
- раздельное написание слов;
- пропуск слова.
ошибки, связанные с неумением выделять предложения из текста
- частые пропуски точек в конце предложения;
- замена заглавной буквы на строчную;
- написание каждого нового предложения со строчной буквы.
Отдельно выделяются орфографические ошибки.
Основным направлением в работе учителя-логопеда в школе является коррекция нарушений чтения и письма и оказание консультативной помощи учителям и родителям.
Актуальной задачей коррекционно - логопедической работы является своевременное предупреждение и устранение недостатков в устной и письменной речи у младших школьников. Высокий результат достигается благодаря взаимосвязи и преемственности в работе специалистов всех звеньев (учитель, психолог, логопед, родители).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.
Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....
Групповое занятие по коррекции устной и письменной речи у младших школьников.
Презентация многофункционального использования по коррекции дисграфии у младших школьников со стойким дефицитом внимания.Может быть использована как часть группового занятия или целое занятие. Направл...
Презентация "Коррекция устной и письменной речи у младших школьников полиэтнической школы"
Цель:1)найти кратчайшие и эффективные пути обучения русскому языку как неродному;2)определить наиболее эффективные способы коррекции устной и письменной речи учащихся младших классов....
Творческие задания на уроках как средство развития устной и письменной речи у младших школьников.
Виды творческих заданий на уроках русского языка и литературного чтения, как средство развития устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста....
Применение игр с мячом cу-джок в коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников
Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повы...
Технология работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у младших школьников с использованием ИКТ
Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования, развития и оценивания речевой компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональн...
Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...