Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"
статья по чтению (3 класс)
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения в школе. К сожалению, в последние годы неуклонно растет количество детей, чьи затруднения не дают возможность утверждать, что они овладели грамотой в должном объеме. Часто у этих школьников выявляются многочисленные ошибки в чтении и письме, которые угнетают ребенка, беспокоят учителя и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemv_rechevogo_razvitiya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы
Авторы: Герасимова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов
Пригорнева Татьяна Александровна, учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения в школе. К сожалению, в последние годы неуклонно растет количество детей, чьи затруднения не дают возможность утверждать, что они овладели грамотой в должном объеме. Часто у этих школьников выявляются многочисленные ошибки в чтении и письме, которые угнетают ребенка, беспокоят учителя и родителей.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей начальных классов способствует развитию мыслительной деятельности, успешному усвоению школьной программы. В процессе работы по данному направлению решаются следующие задачи:
- выявление и своевременное предупреждение нарушений устной и письменной речи;
- развитие пространственно- временных представлений;
- развитие артикуляционных навыков, формирование правильного звукопроизношения, речевого дыхания, мелкой моторики и фонематических процессов;
- совершенствование лексико-грамматической стороны, связной речи (диалогической и монологической речи на основе уточнения и обогащения различных форм речевой практики);
- формирование умения различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки;
- актуализация связи звука и буквы;
- развитие звуко-слоговой структуры слова, языкового анализа и синтеза;
- закрепление умения самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения, сочинения;
- формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться в соответствии с требованиям ФГОС НОО;
- осуществление преемственности в работе с родителями обучающихся, специалистами школы, классными руководителями.
Когда обучающиеся начинают читать и писать, у них, как правило, появляются нарушения чтения и письма (дисграфия, дислексия, дисорфография), которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ФНР, ФФНР, ОНР, НВОНР).
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.
Дислексия – парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного).
Дизорфография – это специфическое нарушение орфографического навыка письма у обучающихся с сохранным интеллектом и устной речью. Для обучающихся с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.
Развитию связной речи у обучающихся с способствует четкое планирование структуры урока, применяемые педагогические технологии: технология проблемного обучения; технология уровневой дифференциации; личностно - ориентированные технологии обучения; технологии компенсирующего обучения; арттерапии (музыкотерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия); игровые технологии; ИКТ.
Развитие речи - одна из центральных задач всей системы работы в школе для детей. Основные направления работы по развитию связной речи: работа над словом (лексической); работа над словосочетанием и предложением (грамматическим строем речи); работа над связной речью.
Процесс овладения связной речью необходимо начинать с работы над произношением, темпом, ритмом, интонацией, так как большинство обучающихся имеют нарушенное звукопроизношение. Очень важно развивать у детей фонематические процессы: фонематический слух и фонематическое восприятие. Несформированность этих процессов приводит к большому количеству ошибок в речи обучающихся. Дети допускают следующие ошибки: пропуск или перестановку букв, слогов в слове; наращивают слова лишними буквами; искажают слова; допускают слитное написание слов. Начинать работу необходимо по развитию фонематических процессов с самых простых игр, развивающих слуховое восприятие: «Прохлопай ритм», «Чей голосок?», «Что ты слышишь справа, слева, сзади, спереди?» (это задание дети выполняют с закрытыми глазами), «Улови шепот» (учитель подает команды обычным голосом, а того кто должен выполнить команду, называют шепотом) и др. Эффективными средствами воздействия являются малые формы фольклора (загадки, считалки, чистоговорки, сказки, скороговорки и др.), привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленную на формирование правильного звукопроизношения, делают речь детей более выразительной, яркой. Загадки используются при изучении звуков, при знакомстве с каким либо предметом.
На уроках ученики обязательно выполняют упражнения для пальчиков рук, четко произнося слова хором, применяется звуковая пальчиковая гимнастика Е. Железновой. На уроках литературного чтения необходимо проводить логопедическую зарядку, так как большинство учащихся имеют нарушенное звукопроизношение.
В содержание работы на уроках входит ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словарного творчества и развитие чувства языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Экскурсия как средство развития устной и письменной речи учащихся"
Презентация иллюстрирует процесс создания педагогического проекта, наглядно демонстрирует шаги его реализации и достигаемые при этом результаты....
Обобщенный опыт на тему : "Развитие устной и письменной речи учащихся младших классов в условиях творческой самореализации"
Материал собран на основе многолетнего опыта работы с учащимися коррекционной школы восьмого вида. У детей с ОВЗ плохо развиты слуховое восприятие, звукопроизношение, речевой ...
Речевые карты для обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы
Данный материал необходим учителям-логопедам для обследования устной и письменной речи учащихся младших классов. Речевые карты разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Они позволяют о...
Целесообразность работы по развитию устной и письменной речи учащихся в начальной школе. Борзенкова И. М.
Статья о целесообразности работы по развитию речи учащихся начальных классах....
Развитие устной и письменной речи в начальной школе
Развитие устной и письменной речи в начальной школе.Автор-составитель: учитель начальных классов Парахина Римма Алексеевна, лицей № 410 Санкт-Петербург...
Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках в начальной школе.
Речевое развитие младших школьников – актуальная задача современного этапа обучения русскому языку. Повышенное внимание к этой проблеме не случайно: ведь речь – это канал для развития интеллекта, пока...
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном, язык усваивается ребёнком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого не достаточно. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть...