Применение игр с мячом cу-джок в коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников
статья по логопедии по теме
Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_su_dzhok.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение игр с мячом в коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников
Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.В России в старь в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.
Сейчас в продаже огромный выбор мячей:
∙ пластмассовые
∙ резиновые
∙ надувные
∙ из папье-маше и т.д.
Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества:
∙ ярким
∙ легким
∙ прыгучим
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре ивосточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Су-джок – это также регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.
Су-джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Мы применяем су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.
Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Цель использования су-джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг.
игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению
освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях
помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии
развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве
помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи
регулируют силу и точность движений
движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку)
игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей
развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции
развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов
Все это является
∙ необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов
∙ оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков
Зная уровневую теорию организации движений (по Н.А.Берштейну) педагоги-практики могут подобрать игры с мячом су-джок для каждого ребенка и игры, эффективные для всей группы.
А. Рубро-спинальный уровень регуляции движений
При нарушениях этого уровня у детей наблюдается:
∙ тремор органов артикуляционного аппарата
∙ тремор кончиков пальцев (в состоянии покоя или при письме)
В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения
При нарушениях:
∙ неловкость
∙ трудности во внешней увязке целостности движений (при рисовании затрудняются удерживать лист бумаги)
∙ ослабление выразительности движений и мимики
∙ обедняется голос
∙ при письме разновысокие буквы
Сущность коррекции заключается в согласовании составных частей большого сложного движения.
С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля
Обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения
Есть два подуровня:
С-1 – осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения
С-2 – регулирует максимальную целевую точность движения
При нарушениях:
∙ порезы
∙ нарушения координации движений (ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадрате, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений)
Д. Теменно-премоторный , кортикальный уровень организации движений
Обеспечивает пространственную осмысленность движения. При нарушении:
∙ апраксия и диспраксия
∙ нарушение ориентрировки в пространстве (лево-право)
∙ затруднена выработка любого двигательного навыка
Е. Уровень символической организации
С ним связано понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей.
По данным Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга:
50-60 % учащихся массовых школ имеют расстройства чтения и письма, и количество таких детей увеличивается.
Все игры и упражнения с мячом, используемые в практике логопедических групп, можно разделить на следующие виды:
игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки
игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса , развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ
1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. (идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон)
Можно:
использовать маленькие мячики су-джок или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука
подбирать их по цвету
вводить с их использованием элементы самомассажа
Упражнения:
▪ сжимание мячика
▪ обхват пальцами
▪ прокатывание
▪ прокатывание между пальцами
▪ разминание между ладонями
Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с помощью су-джок мячей.
1. «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.
2. «Дождик» - прокатывание шариков
3. «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных
4. «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации
5. «Спираль»
6. «Кто быстрее?»
7. «Снежинки»
8. «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»
9. «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов
10. «Угощение» - использование съемных картинок
11. «Машина и стрекоза»
12. «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки
2. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве
используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии
применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи
Упражнения:
▪ прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении
▪ выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)
▪ попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях)
▪ комплексы упражнений для ног с элементами массажа
▪ рисование мячом фигур на полу
3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Упражнения и игры:
▪ «Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол
▪ «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх
▪ «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха
▪ «Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово
▪ «Тихо – громко»
▪ Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка»
▪ Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» - все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
Пальчиковая гимнастика, где перечисляются все пальцы по очереди - на каждую строчку ведем мячик с ладошки на пальчик или одеваем колечко) Например: Сидит белка на тележке (крутим мячик поладошке), Продаёт она орешки (прокатили на большой пальчик и обратно) Лисичке-сестричке (прокатили на указательный пальчик и обратно) Воробью, синичке (прокатили на средний пальчик и обратно), Мишке толстопятому (прокатили на безымянный пальчик и обратно), Заиньке усатому (прокатили на мизинчик и обратно). Или: Этот мышонок в норке сидит, Этот мышонок в поле бежит, Этот мышонок колосья считает, Этот мышонок зерно собирает, Этот мышонок кричит: «Ура, все собирайтесь, обедать пора!»
Упражнения и игры:
§ «Мяч бросай и животных называй»
▪ «Я знаю 3(5) названий животных» …
▪ «Животные и их детеныши»
▪ «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»
▪ «Подскажи словечко»
▪ «Скажи ласково»
▪ «Составь предложение»
▪ «Горячий – холодный» (антонимы)
▪ «Из чего сделано»
▪ «Лови да бросай – цвета называй»
▪ «Третий лишний»
▪ «Какой по форме»
▪ «Один – много» (множественное число)
▪ «Бывает – не бывает»
▪ «Кто кем был»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.
Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....
Групповое занятие по коррекции устной и письменной речи у младших школьников.
Презентация многофункционального использования по коррекции дисграфии у младших школьников со стойким дефицитом внимания.Может быть использована как часть группового занятия или целое занятие. Направл...
Презентация "Коррекция устной и письменной речи у младших школьников полиэтнической школы"
Цель:1)найти кратчайшие и эффективные пути обучения русскому языку как неродному;2)определить наиболее эффективные способы коррекции устной и письменной речи учащихся младших классов....
Технология работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у младших школьников с использованием ИКТ
Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования, развития и оценивания речевой компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональн...
Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста»
Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников в условиях логопедического пункта....
" Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся 2 класса с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на подгрупповых логопедических занятиях"
Рабочая программа по логопедии для обучающихся 2 класса с ЛУО (интеллектуальными нарушениями)...