Дифференциация предлогов и приставок.Логопедическое занятие .
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Цель: развивать слуховую память и слуховое восприятие
развитие навыков звукового анализа в процессе упражнений на дифференциацию предлогов и приставок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_predlogov_i_pristavok.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация предлогов и приставок.
Логопедическое занятие .
(занятие проводилось в группе логопатов, имеющих НвОНР)
Цели: 1) развивать слуховую память и слуховое восприятие
2) развивать навыки языкового анализа в процессе упражнений на дифференциацию предлогов и приставок;
3) формировать умение на слух различать приставки и предлоги;
4) учить различать приставки и предлоги в зависимости от сочетания с частями речи;
5) прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова;
6) обогащать словарный запас по теме «Море»(словарь: остров, айсберг, скала
Оборудование: плакат «Море слов», игрушки – самолет и корабль, 4 трафарета корабля, 6 карточек «Назови правильно предлог», 12 карточек с разными предлогами, 6 карточек с личными местоимениями, 6 табличек «Различай предлоги и приставки» в форме морской карты, 3 карточки на листах А-3 «Составь словосочетания».
Ход занятия.
1. Оргмомент. Сейчас мы узнаем, кто из вас самый внимательный. Садится тот, в чьем имени есть гласные буквы. Логопед называет две гласные, садится тот ученик, в чьем имени они звучат.
- е – а: Сева
- ю-я: Юля
- у-я : Уля
- у-а: Руслан
- э-а: Эльдар
- а-а: Фархад
2.Составление и анализ предложений.
- И сейчас мы отправляемся в морское путешествие.
- А какие моря вы знаете? Учащиеся называют моря, которые им известны.
-Мы пролетаем в самолете над морем (логопед демонстрирует действие, дети составляют предложение).
-Приземлившись, нам необходимо продолжить свой путь по морским просторам.(логопед демонстрирует движение кораблика по" Морю слов",дети составляют предложение.)
Возможные предложения: Самолет пролетает над морем. Корабль плывет по морю.
- Сколько слов в первом, втором предложении?
- Назовите самые короткие самостоятельные слова.
- Кто знает как называются эти слова?
- Как пишутся предлоги со словами?
3.Составление сочетаний: предлог+ существительное по карточкам-схемам
И вдруг наш корабль встречает на пути препятствие: скалы. Преодолеет преграду тот, кто правильно заметит сочетание предлог + существительное.
Каждый ребенок получает карточку.
4. Запись в тетради: на скале, над скалой, за скалой, .в скале.
Как вы записали предлог со словом скала? Как доказать, что существительное с предлогом пишется раздельно?
1 способ: ставим вопрос:
на какой скале?
над какой скалой? проговаривают
за какой скалой? дети
в какой скале?
2 способ: ставим слово-признак (прилагательное) между предлогом и существительным:
на высокой скале
над ближней скалой придумывают и проговаривают
за мрачной скалой дети
в темной скале
4. Преодолев трудности, Предлоги вместе с вами доплыли до острова «Существительных». На этом острове оказалось очень много наших родных и знакомых.
И перед нами встала другая задача: рассказать своим друзьям о морском путешествии, используя в своей речи слова: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – т. е. местоимения.
Эти местоимения употребляются вместо имен существительных, значит, с предлогами пишутся раздельно.
5. У каждого из вас на столе по две карточки с предлогами.
Я показываю вам на своей карточки местоимение Вы правильно называете сочетание: предлог + местоимение. И делаете вывод.
1) по - мне я – мне по мне, на мне
2) в - над ты – тебе, тобой в тебе, над тобой
3) под - за вы – вами под вами, за вами
4) о - к она – ней о ней, к ней
5) около - через он – него около него, через него
6) о - из мы – нас о нас, из нас
Каждый ребенок составляет сочетания предлог + местоимение и записывают в тетрадь.
Дети меняются карточками.
6. Взаимопроверка.
7. Итак, предлоги могут дружить с местоимениями.
Дружат, но пишутся раздельно.
Показать движение корабля к острову «местоимения».
8.Но что это мы видим на горизонте?Какие-то странные корабли.Давайте прочитаем их названия. Часто капитан кораблей Нехочухи и Неумейки не хотят думать и путают предлоги с приставками, потому что звучат они совершенно одинаково.
Но вы умные капитаны, и вот вам в руки каждому «Морская карта» Различай приставки и предлоги. Дети получают памятки в форме морской карты, на которой им предложена следующая табличка
Предлоги употребляются с существительными, местоимениями, прилагательными | Приставки употребляются в глаголах (У глаголов нет предлогов!!!) |
+ существительное + местоимение + прилагательное + существительное | глагол слитно |
9. Сейчас я проверю, какие вы умелые капитаны, как вы умеете в Море слов обходить все айсберги.
Запись в тетради словосочетаний.
долетел до моря
столкнулся с айсбергом
10. Мы возвращаемся из круиза домой, и вдруг к нам на палубу прилетели бабочки.
На их крылышках задания для вас. Дети выполняют.
Где приставки и предлоги звучат одинаково: добежал до моря, поплыл по морю, заплыл за скалу, подплыл под корабль.
Объяснить правописание предлогов и приставок.
11. Выводы по теме занятия
– С какими словами употребляются предлоги?
С существительными, местоимениями, прилагательными.
- Как пишутся предлоги со словами?
- Предлоги со словами пишутся раздельно.
- С какими словами употребляются приставки?
- Приставки употребляются чаще всего в глаголах,а также в существительных и в прилагательных.
- Как пишутся приставки со словами?
- Приставки со словами пишутся слитно.
12. Запись схем предложений.
Лодка отплыла от берега.
Мальчик доплыл до финиша.
13. Итог занятия подводится в беседе:
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Что должны запомнить?
- Как различить: где приставка, а где предлог?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. "Дифференциация предлогов и приставок"
Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель: Обучающая - формирование у детей четкого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, умение отличать...
Дифференциация предлогов и приставок и адекватное их употребление
Данный конспект урока может заинтересовать учителей-логопедов , работающих на логопедическом пункте общеобразовательной школы....
Дифференциация предлогов Из и С
Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе....
Логопедическое занятие по коррекции смешанной дисграфии с учениками 2 класса по теме "Дифференциация предлогов в-на"
"Дифференциация предлогов в-на" с использованием приемов песочной терапии + презентация к уроку....
"Дифференциация предлогов и приставок"
Занятие способствует закреплению навыка дифференциации предлогов и приставок, развитию способности словообразования, расширению словарного запаса, развитию связной речи уч-ся; а также, совершенствован...
Конспект логопедического занятия дифференциация предлогов на-в
Конспект логопедического занятия дифференциация предлогов на-в...
"Дифференциация предлогов В-НА"
Конспект логопедического занятия по корреции комплексных трудностей письма по теме "Дифференциация предлогов В-НА" рассчитан на учащихся 2-х классов общеобразовательных школ. В ходе занятия учащиеся у...