Логопедическое занятие по коррекции смешанной дисграфии с учениками 2 класса по теме "Дифференциация предлогов в-на"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

"Дифференциация предлогов в-на" с использованием приемов песочной терапии + презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc80.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt549.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия с учениками 2-х классов по

 коррекции дисграфии на почве нарушенного анализа и синтеза.

 учитель-логопед ГБОУ гимназия № 85 Петроградского района

Демидова Н.В. дата

Тема: Дифференциация предлогов «в» - «на».

Цель: научить детей грамматически правильно выражать отношения между предметами.

Коррекционные задачи:

- развитие пространственных представлений;

- уточнение знаний о предлогах;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие орфографической зоркости;

- развитие словаря;

- развитие навыков языкового анализа и синтеза;

- развитие фонематических представлений;

- развитие словообразования;

- развитие ВПФ: памяти, внимания.

Образовательные задачи:

- умение раздельного написания предлога со словами;

- усвоение задач, входящих в содержание темы урока;

- умение детей пользоваться схемами и пиктограммами;

- знакомство со словарными словами;

- уточнение знаний об окружающем мире;

Воспитательные задачи:

- воспитывать в учениках средствами урока уверенности в своих силах;

- воспитание сотрудничества;

- воспитание уважения к товарищам.

 

Оборудование: 

- схемы предлогов;

- наполненная песочница;

- фигурки животных жарких стран, камушки, ёмкость с водой;

- мяч;

- слоговик;

- пиктограммы;

- карточки с заданиями (№ 1, № 2);

- карточки слов;

- комплект письменных принадлежностей;

- презентация к уроку;

- техническое оснащение  кабинета (ПК, интерактивная доска);

- влажные салфетки.

Литература:

1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок – М.: АРКТИ, 2007,  - 360 с.

2. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления – М.: Парадигма, 2012 – 279 с.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекционная работа с учащимися, страдающими общим недоразвитием речи.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Приветствие, уточнение даты и времени года (1 мин.)

2. Активизация внимания детей:

(на распашной части доски зарисованы пиктограммы с зашифрованными упражнениями)

- посмотрите, чем мы сегодня будем заниматься? (мы будем что-то слушать, мы будем делать выбор, будет игра «волшебный мешочек», познакомимся с новыми словами…)

3. (на центральной части доски вывешены схемы предлогов – 4-5 шт.)

- скажите, обозначения чего перед вами? (это схемы предлогов).

II. Основная часть.

1. Объявление темы занятия.

Правильно, темой нашего занятия будут предлоги, но здесь их слишком много, нам надо выбрать два предлога. Послушайте небольшой текст и определите – с какими предлогами мы сегодня будем заниматься?

2. Чтение текста с утрированным произнесением предлогов «в», «на».

В далёкой стране, на тёплом песке лежала черная пантера. В глубокой  норе спрятался удав. На ветке дремлет попугай. В уютном гнезде спит черепаха, а на дне реки притаился зеленый крокодил. Животные отдыхают.

- какие предлоги часто повторялись? (в, на)

- найди  схемы этих предлогов  на доске (один ребенок у доски делает выбор)

Слайд 1.

- зарисуйте у себя схемы этих предлогов, поставьте тире около каждой схемы и запишите буквенное обозначение каждого предлога.

- что обозначает предлог «в»? (что-то в чем-то), «на»? (что-то на чем-то)

3. Уточнение знаний о предлогах.

- для чего нужны предлоги ? (для связи слов в предложении)

- поставьте вопросы к предлогам «в», «на»

Слайд 2 фото: листья на земле,   котенок в коробке

                 Листья  (Где?) на земле.         Котёнок  (Где?) в коробке.

- на какой вопрос отвечают предлоги «в», «на»? (где?)

- на что указывают наши предлоги?

Место листьев (где?) – на земле     Место котенка (где?) – в коробке (местоположение предмета).

- что общего между предлогами «в», «на»? (они отвечают на вопрос «где?» и обозначают место предмета)

- какая между ними разница? («в» - что-то в чем-то, «на» - что-то на чем-то)

- с какими словами «дружат» предлоги? (со словами, которые отвечают на вопрос кто? что?)

- между предлогом и существительным можно назвать слово-признак? (да)

- как пишется предлог: слитно со словами или раздельно? (раздельно) (3 мин.)

Молодцы.

4. Игра «Путешествие».

- вы любите путешествовать? (…)

- мы совершим маленькое путешествие, но перед тем как отправиться в путь надо собрать вещи. Наши вещи в этом мешочке (логопед предлагает детям достать из мешочка по одному предмету и назвать их: крокодил, змея, ящерица, лев, гепард, горилла). Вопросы:

- как можно назвать этих животных, в каких странах они живут? (это животные жарких стран)

- какие жаркие страны вы знаете? (Африка – контитент, Индия, Египет, Бразилия, Китай…) (2 мин.)

5. Игра «Песочница»

Сейчас мы с вами тоже окажемся в жаркой стране (логопед с детьми подходят к песочнице).  

Здесь кругом песок, значит это?… (пустыня), но есть водоем. Такое место в пустыне называется? … (оазис). Потрогайте песок, перечислите его признаки (сыпучий, рассыпчатый, мягкий, теплый, горячий, белый, желтый..)

Давайте создадим ландшафт пустыни, ландшафт – это «рисунок» местности. Слово ландшафт произошло от немецкого «ланд» – страна, земля. Как вы думаете, где животные и растения будут хорошо себя чувствовать? (у воды).  Дети ставят на песок камушки, пальмы.

6. Игра «Найди своему животному место»

Инструкция:

- с какими предлогами мы сегодня занимаемся? (в, на)

- подумайте, чьё животное может находится в чем-то, а чьё на чем-то?

- расположите и назовите место, где находятся ваши животные, все остальные запоминайте ответы товарищей (Крокодил в воде. Ящерица на камне. Змея в норе. Горилла на пальме….)

        Молодцы, пустыня получилась красивая и животным, похоже, здесь уютно. Садитесь на свои места.

7. Слайд 3. Знакомство со словарными словами.

- какие новые слова вы сегодня узнали? (ландшафт, оазис)

- слово ландшафт произошло от немецкого слова ланд (земля, страна), поэтому в серединке не забывайте – есть звук [д] и буква Дэ. Слово оазис что обозначает? (место в пустыне, где есть вода)

- слова: крокодил, ящерица, гепард, горилла не проверить, их написание нужно запомнить.

8. Выдаются карточки № 1: (О-о-о! крокодил!;  Гера Гепард;  пещерная ящерица; огоо! - горилла) + обсуждение «запоминалок» (логопед интонационно, выразительно предлагает варианты прочтения слов).

- каких животных не хватает? (лев, змея). Эти слова  можно проверить:

Логопед у доски

- диктуйте мне звуки слова лев [л` э ф], ищем «опасное место»:

- сколько гласных звуков? (один)

- есть безударная гласная? (нет)

- какое «опасное» место в этом слове? (парная согласная ф)

- как проверить? (изменить слово так, чтобы после глухой согласной стоял гласный звук – львы)

Запись на доске [л`эф] – лев.

- диктуйте звуки слова змея [з м` и й а]

- произнесите только гласные звуки, «нажмите» на ударный [и а]

- есть безударная гласная? (безуд.гласная И), как проверить? (изменим слово так, чтобы безударный звук стал ударным, подберем однокоренное слово – змеи).

Запись на доске [зм`ийя] – змея.

- допишите в карточку № 1 названия еще двух животных.

9. Работа с карточкой № 2.

- найдите карточку № 2

- проведите вертикальную линию, чтобы получилось два столбика

- левый столбик озаглавьте предлогом «в», правый «на»

- вспомните, где находятся наши животные и запишите в нужный столбик, например: попугай на ветке.

- карандашом обведите предлог в кружок.

Вывод:

- для чего мы обвели предлог? (мы показываем, что это отдельное слово)

- а как мы записываем все слова – слитно или раздельно? (раздельно).

Молодцы.

Устали? Давайте немножно отдохнем.

10. Динамическая пауза (мяч).

Игра «Что в чем?» «Что на чем?»

Инструкция: я буду «бросать каждому пару слов, ваша задача подружить эти слова с помощью предлогов занятия»:

- «кто в чем?» рыба, вода (рыба в воде)

- «что на чем?» пень, земля (пень на земле)

- «кто в чем?» нора, змея (змея в норе)

- «что на чем?» вода, лодка (лодка на воде)

- «кто на чем?» ветка, попугай (попугай на ветке)

- камни, вода (?), Почему ты затрудняешься? (вы не назвали предлог). Правильно, нет предлога и ничего не понятно, попробуем еще раз «что в чем?» камни, вода (камни в воде).

Вывод:  - что помогло подружить слова? (предлоги)

- чтобы понять фразу, не будем забывать о предлогах.

Присаживайтесь на свои места.

        

11. Игра «Логопедическая арифметика».

        Наше путешествие продолжается, а понять где мы окажемся, нам поможет «Логопедическая арифметика».

Сначала мы разгадаем четыре слова и запишем их в тетрадь через запятую. Далее мы разгадаем еще четыре слова и запишем их с новой строчки тоже через запятую.

        Итак, разгадываем первые четыре слова:

- Слайд 4 (запись: Сложи ударные слоги и узнаешь первое слово: лошадь, годы, заводы)

1) логово.

- Слайд 5 (запись: Угадай звук и ты узнаешь второе слово)

 Инструкция устно:

- 1 звук-буква согласная, мягкая, глухая, парная, язычок у нижних  зубов, воздух выходит резко ! (т`);

- 2 звук-буква гласная, 2 ряда, обозначает 1 звук, улыбчивая (и);

- 3 звук-буква в слове загар стоит на третьем месте (г);

- 4 звук-буква согласная, твердая, звонкая, непарная, язычок у верхних бугорков, дрожит (р)

2) тигр

- Слайд 6 (схема предлога «в»)

3) в

Слайд 7 (запись: бежать – бе + ле = ?)

4) лежать

(запись в тетрадях: логово, тигр, в, лежать)

Молодцы, на новой строчке запишем еще четыре слова через запятую:

- Слайд 8 (фото игры детей)

Инструкция устно: назови одним словом – катать машинку, укладывать спать куклу, собирать конструктор, в футбол (что делать?) … ?

1) играть

Слайд 9 (схема предлога «на»)

2) на

Слайд 10 (фото семьи тигров)

Инструкция устно: Папа – тигр, мама - ? , их детки - ?

3) тигрята

Слайд 11 (слоговичок: 31 + 73 + К)

4) песок

(запись в тетрадях: играть, на, тигрята, песок)

12. Работа с деформированным предложением.

- прочитайте слова верхней строчки (логово, тигр, в, лежать)

- прочитайте слова нижней строчки (играть, на, тигрята, песок)

- какие мысли у вас появляются, когда вы читаете эти слова? (ответы детей)

- привести наши мысли в порядок нам помогут схемы предложений с вопросами.

Слайд 12  Две схемы предложений.

Инструкция:

- «подружите» слова, изменив некоторые из них (обсуждаются вопросы схемы, подбираются и изменяются слова, составляются предложения).

- какие получились предложения? (дети устно: Тигр лежит в логове. Тигрята играют на песке.).

 16. Работа в тетрадях.

- запишите эти предложения в тетрадь;

- сколько слов в первом предложении? (4), на каком месте предлог? (на 3) – обведите его карандашом в кружок, обведите карандашом точку. С каким словом «дружит» предлог? (логове). Подберите слово-признак к слову логово (устно: уютное, большое…). Мы можем между предлогом и словом-предметом назвать слово-признак? (да) Устно, назовите, какое может получиться предложение?

- сколько слов во втором предложении? (4), на каком месте предлог? (на 3) – обведите его в треугольник, обведите карандашом точку. С каким словом «дружит» предлог? (песке). Подберите слово-признак к слову песок. Мы можем между предлогом и словом-предметом назвать слово-признак? (да) Устно, назовите, какое может получиться предложение?

Вывод:

1. Предлог дружит с ?.. (существительным)

2. Между предлогом и существительным можно назвать слово?... (слово-признак)

3. Как пишется предлог? (раздельно)

17. Игра «Две команды»

Цель: разложить карточки по цветам (два цвета); составить два предложения; устное обсуждение «похожести» приставок на-, в-  и предлогов  «на», «в»; вывод о раздельном написании предлогов, как слов и о слитном написании приставок, как части слова.

        Вы умнички, быстро справились со всеми заданиями, поэтому мы сейчас поиграем (формируются две команды). Каждая команда получает карточки слов двух цветов.

Инструкция: перед вами разноцветные карточки, составьте два предложения.

После составления предложений происходит устное обсуждение.

        

III. Организация итога занятия.

1. Рефлексия:

- с какими предлогами мы сегодня занимались? (в, на)

- что обозначает предлог «в»? «на»?

- с какими новыми словами вы сегодня познакомились? (ландшафт, оазис)

- какие мы сегодня выполняли задания? (ответы детей с помощью пиктограмм на доске)

- было для вас что-то трудное?

- что понравилось?

2. Оценка деятельности учащихся.

Карточка № 1

О-о-о! Крокодил              Гера гепард       _______________________

О-го-го! Горилла             Пещерная ящерица ____________________      

_________________________________________________________________

Карточка № 2

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Карточка № 1

О-о-о! Крокодил              Гера гепард       _______________________

О-го-го! Горилла             Пещерная ящерица ____________________      

_________________________________________________________________

Карточка № 2

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 1

О-о-о! Крокодил              Гера гепард       _______________________

О-го-го! Горилла             Пещерная ящерица ____________________      

_________________________________________________________________

Карточка № 2

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

Карточка № 1

О-о-о! Крокодил              Гера гепард       _______________________

О-го-го! Горилла             Пещерная ящерица ____________________      

_________________________________________________________________

Карточка № 2

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Листья (где?) на земле котёнок (где?) в коробке

Слайд 3

Лан д шафт Оазис Кр о к о дил Г е пард Г о рилла Ящ е рица

Слайд 4

Сложи ударные слоги слов и узнаешь первое слово: Лошадь, годы, заводы

Слайд 5

Угадай звук-букву и ты узнаешь второе слово

Слайд 7

Бежать – бе + ле = ?

Слайд 11

Слоговик: 31 + 73 + К = ?

Слайд 12

Кто? что делает? е Кто? что делают? е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).

Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с  помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии. Творительный падеж имени существительного. Предлог С; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474223","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии для 4 класса

Конспект  занятия по коррекции аграмматической дисграфии  (для учащихся 4 класса с  ОВЗ/ЗПР).Тема: Образование слов при помощи приставок. В занятии даются практические задания на закреп...

Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2 класса

Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2 классаЛогопедическая тема: дифференциация твердых и мягких согласных звуков.Грамматическая тема: обозначение мягкости сог...

Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии с учащимися 2 класса на тему: Парные звонкие и глухие согласные.

Тема логопедического занятия: Парные звонкие и глухие согласные.Цель: совершенствование дифференциации парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи....