Дифференциация предлогов и приставок и адекватное их употребление
материал по логопедии (2 класс) по теме
Данный конспект урока может заинтересовать учителей-логопедов , работающих на логопедическом пункте общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differenciaciya_predlogov_i_pristavok.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дифференциация предлогов и приставок
и адекватное их употребление»
Цели:
Обучающие:
1.Учить определять и дифференцировать части речи.
2.Обогащать словарный запас.
3. Образование слов при помощи приставок.
Коррекционные:
1.Развитие зрительного и пространственного восприятия.
2.Развитие внимания.
3.Развитие памяти.
4.Развитие мыслительных процессов.
Воспитательные:
1.Воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения друг к другу
-1-
Ход урока.
1. Вводная часть. Организационный момент.
2. Основная часть.
1) Дыхательная гимнастика.
2) Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорка:
Здравствуй, лес, Зайцы метелицы не боятся,
Дремучий лес, Под снегом танцуют и
Полный сказок и чудес! веселятся.
- произнести стишок высоким голосом, как мышка,
- низким голосом, как медведь,
- медленно и тихо,
- быстро и громко,
- тревожно – вам страшно,
- ласково - вы идёте в лес с бабушкой,
- весело - в лесу нестрашно.
- грустно - вы заблудились.
3) Правила . Что мы делаем на уроке, чему учимся?
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить.
4) Разминка.
- Как можно назвать родственные слова ?
- Как называется общая часть родственных слов ?
- Для чего нужны предлоги в речи?
- Чем отличаются предлоги от приставок ?
-2-
5) Послушайте стихотворение, назовите однокоренные слова, скажите, чем они отличаются?
Бим как-то раз в саду сидел,
Вдруг Бом весёлый прилетел.
Бом низко-низко пролетел,
А Бим поймать его хотел.
Бим крался, Бим дышать не смел,
А Бом к забору отлетел.
6) На доске и в тетради.
Спрыгнуть в вагон
Зайти по лесу
Увидеть за другом
Входить у моря
Походить с крыльца
- Проверка с объяснением.
7) На карточке.
- Чётко и внимательно прочитай словосочетания. Правильно ли составлены словосочетания? Исправь ошибки и докажи, что ты сделал это правильно.
Выдели в словах приставки и объясни их значение, укажи предлоги.
Выехал в города Принесли до сарая
Поставил на вазу Вылезла над дивана
Стекала из крыши
Придумай предложение и запиши в тетради. Выдели приставку, подчеркни предлог.
-3-
8) На карточке.
- Внимательно прочитай предложения. Обрати внимание на использование предлогов. Найди ошибки в их употреблении. Исправь ошибки и докажи, что ты это сделал правильно. Выпиши из предложений слова с приставками со значением: завершённости действия, удаления, соединения. Выдели приставку. Объясни.
Дети сплели венок с васильков.
Из-за болезни сестры мы не смогли выехать за дачу.
Ученики вышли на коридор.
Из угла дома выехала машина.
Лодка отнесена течением на сторону.
9) Послушайте предложение и запишите по памяти.
Лиса с вороны глаз не сводит.
Объясните.
10) Скажите грамотно ( исключите повторение мысли).
Мама посолила суп солью.
В деревне жили старые старики.
На детской площадке гуляет много маленьких малышей.
К весне зелень зазеленела.
Толя спросил вопрос у учителя.
11) Чем отличаются пары слов по смыслу и написанию?
Одеть - надеть
(Кого-то) (что-то)
Порезать - нарезать
(поранить) (разделить на части)
12) Прочитайте предложение и запишите по памяти. ( На доске )
Зависело б от мыла -
Веснушки я б отмыла.
-4-
13) На карточке.
- Из данных слов составь предложения, используя предлог. Запиши их. Выдели предлог и приставку.
Речка, вечером, сыро. Снег, счистить, крыша. Щёки, покраснеть, мороз.
Я, сорвать, яблоня, яблоко. Машина, выехала, гараж.
14. Игры . На карточке.
Отгадай слово.
ЗА 1 КА ( ЗАколКА) КА__
ХОД (Находка)
15. Как сказать правильно?
Одень пальто, на улице холодно.
Порежьте, пожалуйста, сыр.
Мама сварила рыбий суп.
Искусственный мастер соткал ковёр.
Коля не пришёл в школу благодаря болезни.
16. Запишите предложения под диктовку.
Море замёрзло.
Рыбаки взяли сети и поехали на санях по льду.
Поехал и рыбак Андрей.
Он заехал дальше всех.
Наделали дырок во льду и запустили сети.
Проверка.
3. Итог.
- Чем мы сегодня занимались ?
- О чём говорили ?
- Что мы учились делать ?
-5-
Литература:
1.Л.В.Зубарева «Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников» (задания и упражнения).
«Учитель», Волгоград, 2010г.
2.А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова «Обучаем читать и писать без ошибок»,
«Аркти», Москва, 2007.
3.Л.М. Козырева «Как образуются слова»,
«Академия развития», Ярославль, 2001г.
4.Е.А. Лапп, С.Ж.Хайрушев «Развитие произвольной памяти у младших школьников», «Учитель», Волгоград, 2010г.
5. Журнал «Логопед», 2009 г. № 5 .
6. Журнал «Логопед», 2008г. № 7
8.Библиотека журнала «Логопед» (7)
О.И.Лазаренко « Диагностика и коррекция выразительности речи детей»,
ТЦ «Сфера», Москва, 2009г.
КАРТОЧКА № 1
Чётко и внимательно прочитай словосочетания.Исправь ошибки и докажи, что ты сделал этоправильно.Выдели в словах приставки и объясни их зна-
чение , укажи предлоги.
выехал в города вылезла над дивана
поставил на вазу принесла до сарая
стекала из крыши
Придумайте предложение и запишите в тетради. Выдели приставку, подчеркни предлог.
____________________________________________
КАРТОЧКА № 2
Внимательно прочитай предложения.
Обрати внимание на использование предлогов. Найди ошибки в их
употреблении. Исправь ошибки и докажи, что ты это сделал правильно.
Выпиши из предложений слова с приставками со значением : завершённости
действия, удаления, соединения. Выдели приставку.
Дети сплели венок с васильков.
Из-за болезни сестры мы не смогли выехать за дачу.
Ученики вышли на коридор.
Из угла дома выехала машина.
Лодка отнесена течением на сторону.
КАРТОЧКА № 3
Из данных слов составь предложения, используя предлог. Запиши их.
Выдели приставку, подчеркни предлог.
Речка, вечером, сыро.
Снег, счистить, крыша.
Щёки, покраснеть, мороз.
Я, сорвать, яблоня, яблоко.
Машина, выехала, гараж.
________________________________________________________
КАРТОЧКА № 4
Отгадай слово.
ЗА 1 КА КА__
ХОД
ЗА 1 КА
КА_
ХОД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. "Дифференциация предлогов и приставок"
Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель: Обучающая - формирование у детей четкого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, умение отличать...
"Дифференциация предлогов и приставок"
Занятие способствует закреплению навыка дифференциации предлогов и приставок, развитию способности словообразования, расширению словарного запаса, развитию связной речи уч-ся; а также, совершенствован...
Методическая разработка - презентация к логопедическому занятию по теме «Дифференциация предлогов и приставок»
Дифференциация предлогов и приставок - одна из важнейших тем логопедической коррекционной работы с учащимися с ОВЗ, которые часто допускают ошибки на слитное написание предлогов. В презентации предста...
Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»
Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...
Дифференциация предлогов и приставок.Логопедическое занятие .
Цель: развивать слуховую память и слуховое восприятиеразвитие навыков звукового анализа в процессе упражнений на дифференциацию предлогов и приставок...
«Дифференциация предлогов и приставок» 4 класс
Совершенствование умения выделять приставку из слова, предлог из предложения....
Дифференциация предлогов и приставок у младших школьников (Игры и задания).
Дифференциация предлогов и приставок у младших школьников (Игры и задания).Целесообразность начать работу над предлогами в первом классе обусловлена потребностями самой учебной практики первокла...