Дифференциация предлогов и приставок и адекватное их употребление
материал по логопедии (2 класс) по теме

Иванова Елена Николаевна

Данный конспект урока может заинтересовать учителей-логопедов , работающих на логопедическом пункте общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differenciaciya_predlogov_i_pristavok.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Дифференциация предлогов и приставок

 

и адекватное их употребление»

Цели:

Обучающие:

1.Учить определять и дифференцировать части речи.

2.Обогащать словарный запас.

3. Образование слов при помощи приставок.

Коррекционные:        

1.Развитие зрительного и пространственного восприятия.

2.Развитие внимания.

3.Развитие памяти.

4.Развитие мыслительных процессов.

Воспитательные:

1.Воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения друг к другу

-1-

Ход урока.

1. Вводная часть. Организационный момент.

     

2. Основная часть.

1) Дыхательная гимнастика.

2) Артикуляционная гимнастика.

    Чистоговорка:

Здравствуй, лес,                                                    Зайцы метелицы не боятся,

Дремучий лес,                                                        Под снегом танцуют и

Полный сказок и чудес!                                                            веселятся.

- произнести стишок высоким голосом, как мышка,

- низким голосом, как медведь,

- медленно и тихо,

- быстро и громко,

- тревожно – вам страшно,

- ласково  -  вы идёте в лес с бабушкой,

- весело  - в  лесу нестрашно.

- грустно  -  вы заблудились. 

3) Правила . Что мы делаем на уроке, чему учимся?

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять:

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, чётко говорить,

Не вертеться, не шалить.

4) Разминка.

- Как можно назвать родственные слова ?

- Как называется общая часть родственных слов ?

- Для чего нужны предлоги в речи?

- Чем  отличаются предлоги от приставок ?

-2-

5) Послушайте стихотворение, назовите однокоренные слова, скажите, чем они отличаются?

Бим как-то раз в саду сидел,

Вдруг Бом весёлый прилетел.

Бом низко-низко пролетел,

А Бим поймать его хотел.

Бим крался, Бим дышать не смел,

А Бом к забору отлетел.

6) На доске и в тетради.

Спрыгнуть                                                 в вагон

Зайти                                                        по лесу

Увидеть                                                   за другом

Входить                                                    у моря

Походить                                                 с крыльца

- Проверка с объяснением.

7) На карточке.

- Чётко и внимательно прочитай словосочетания. Правильно ли составлены словосочетания? Исправь ошибки и докажи, что ты сделал это правильно.

Выдели в словах приставки и объясни их значение, укажи предлоги.

Выехал в города                                   Принесли до сарая

Поставил на вазу                                 Вылезла над дивана

Стекала  из крыши

Придумай предложение и запиши в тетради. Выдели приставку, подчеркни предлог.

-3-

8) На карточке.

- Внимательно прочитай предложения. Обрати внимание на использование предлогов. Найди ошибки в их употреблении. Исправь ошибки и докажи, что ты это сделал правильно. Выпиши из предложений слова с приставками со значением: завершённости действия, удаления, соединения. Выдели приставку. Объясни.

Дети сплели венок с васильков.

Из-за болезни сестры мы не смогли выехать за дачу.

Ученики вышли на коридор.

Из угла дома выехала машина.

Лодка отнесена течением на сторону.

9) Послушайте предложение и запишите по памяти.

Лиса с вороны глаз не сводит.

Объясните.

10) Скажите грамотно ( исключите повторение мысли).

Мама посолила суп солью.

В деревне жили старые старики.

На детской площадке гуляет много маленьких малышей.

К весне зелень зазеленела.

Толя спросил вопрос у учителя.

11) Чем отличаются пары слов по смыслу и написанию?

Одеть            -       надеть

(Кого-то)             (что-то)

Порезать     -       нарезать

(поранить)          (разделить на части)

12) Прочитайте предложение и  запишите по памяти.  ( На доске )

Зависело б от мыла   -

Веснушки я б отмыла.

-4-

13) На  карточке.

- Из данных слов составь предложения, используя предлог. Запиши их. Выдели предлог и приставку.

Речка, вечером, сыро.  Снег, счистить, крыша.  Щёки, покраснеть, мороз.

Я, сорвать, яблоня, яблоко.  Машина, выехала, гараж.

14. Игры .  На карточке.

       Отгадай слово.

               ЗА 1 КА   ( ЗАколКА)                        КА__ 

                                                                            ХОД        (Находка)

15. Как сказать правильно?

Одень пальто, на улице холодно.

Порежьте, пожалуйста, сыр.

Мама сварила рыбий суп.

Искусственный мастер соткал ковёр.

Коля не пришёл в школу благодаря болезни.

16. Запишите предложения под диктовку.

   Море замёрзло.

 Рыбаки взяли сети и поехали на санях по льду.

Поехал и рыбак Андрей.

Он заехал дальше всех.

Наделали дырок во льду и запустили сети.

Проверка.

3. Итог.

 

-  Чем мы сегодня занимались ?

- О чём говорили ?

- Что мы учились делать ?

                                          -5-

Литература:

1.Л.В.Зубарева «Развитие словесно-логического мышления и связной речи  младших школьников» (задания и упражнения).

 «Учитель», Волгоград, 2010г.

2.А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова  «Обучаем читать и писать без ошибок»,

«Аркти»,  Москва, 2007.

3.Л.М. Козырева  «Как образуются слова»,

«Академия развития», Ярославль, 2001г.

4.Е.А. Лапп, С.Ж.Хайрушев  «Развитие произвольной памяти у младших школьников»,  «Учитель», Волгоград, 2010г.

5. Журнал  «Логопед»,  2009 г. № 5 .

6. Журнал  «Логопед», 2008г.  № 7

8.Библиотека журнала  «Логопед» (7)

   О.И.Лазаренко  « Диагностика и коррекция выразительности речи детей»,

   ТЦ «Сфера», Москва, 2009г.

                  КАРТОЧКА  № 1

Чётко и внимательно прочитай словосочетания.Исправь ошибки и докажи, что ты сделал этоправильно.Выдели в словах приставки и объясни  их зна-

чение , укажи предлоги.

выехал  в  города                                               вылезла  над  дивана

поставил  на  вазу                                              принесла  до  сарая

стекала  из  крыши

Придумайте предложение и запишите в тетради. Выдели приставку, подчеркни предлог.

 ____________________________________________              

   КАРТОЧКА  № 2

Внимательно прочитай предложения.

Обрати внимание на использование предлогов. Найди ошибки в их

употреблении. Исправь ошибки и докажи, что ты это сделал правильно.

Выпиши из предложений слова с приставками со значением : завершённости

действия, удаления, соединения. Выдели приставку.

Дети  сплели  венок  с  васильков.

Из-за  болезни   сестры  мы  не  смогли  выехать  за  дачу.

Ученики  вышли  на  коридор.

Из  угла  дома  выехала  машина.

Лодка  отнесена  течением  на  сторону.

КАРТОЧКА  № 3

Из данных слов составь предложения, используя предлог. Запиши их.

Выдели приставку, подчеркни предлог.

Речка,  вечером,  сыро.

Снег,  счистить,  крыша.

Щёки,  покраснеть,  мороз.

Я,  сорвать,  яблоня,  яблоко.

Машина,  выехала,  гараж.

________________________________________________________

КАРТОЧКА  № 4

Отгадай слово.

ЗА 1 КА                               КА__                                      

                                             ХОД

 

ЗА 1 КА

     

  КА_

                                            ХОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. "Дифференциация предлогов и приставок"

Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель:    Обучающая - формирование у детей четкого представления о роли приставок в  слове и предлогов в речи человека, умение отличать...

"Дифференциация предлогов и приставок"

Занятие способствует закреплению навыка дифференциации предлогов и приставок, развитию способности словообразования, расширению словарного запаса, развитию связной речи уч-ся; а также, совершенствован...

Методическая разработка - презентация к логопедическому занятию по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

Дифференциация предлогов и приставок - одна из важнейших тем логопедической коррекционной работы с учащимися с ОВЗ, которые часто допускают ошибки на слитное написание предлогов. В презентации предста...

Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...

Дифференциация предлогов и приставок.Логопедическое занятие .

Цель: развивать слуховую память и слуховое восприятиеразвитие навыков звукового анализа в процессе упражнений на дифференциацию предлогов и приставок...

«Дифференциация предлогов и приставок» 4 класс

Совершенствование умения выделять приставку из слова, предлог из предложения....

Дифференциация предлогов и приставок у младших школьников (Игры и задания).

Дифференциация предлогов и приставок у младших школьников (Игры и задания).Целесообразность  начать работу над предлогами в первом классе обусловлена потребностями самой учебной практики первокла...