Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса школы для детей с ОВЗ "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака".
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

В занятии дается материал на закрепление правописания слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова.Ведется работа над развитием фонематического восприятия на уровне слова и словосочетания. Работа над словарными словами представлена презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_myagkiy_znak.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

2013

Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса школы для детей с ОВЗ

Тема:  Обозначение мягкости согласных на письме при помощи

мягкого знака.

Цель:  учить обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака.

 Задачи:

Образовательные

- познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме;

- закреплять навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова;

- формировать навыки фонематического анализа и синтеза;

- учить соотносить слова с мягким знаком со схемой.

-закреплять правописание словарных слов;

Коррекционные:

- работать над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза

- обогащать словарь детей;

- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие и память;

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность,  инициативность,  умение работать в коллективе.

Оборудование:  презентация « Работа со словарными словами», «светофоры», листочки бумаги, цветные карандаши, тетради.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

  • Развитие зрительного восприятия и внимания:

- Вставьте в слова Ь. Сравните пары слов. Сделайте вывод о месте и роли Ь в каждом слове.

ПЕН_ - ПЕН_КИ

УГОЛ_ - УГОЛ_КИ

ДЕН_ - ДЕН_КИ

ОГОН_ - ОГОН_КИ

  • Сообщение темы занятия: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака.  (Запись на доске)

2.Основная часть:

  • Попробуйте одной буквой изменить звучание слова и его значение.

- Какая это буква? (Это мягкий знак).

                 УГОЛ_                            ШЕСТ_

                 БРАТ_                               МЕЛ_

  -  Вспомните, какую схему мы придумали  для обозначения Ь?

Какое правило можно рассказать  по этой схеме? (Мягкий знак звука не обозначает, а служит для обозначения  мягкости согласных).

  • Игра «Светофор»

  - Я буду называть слова, а вы, если услышите мягкий звук на конце слова – поднимите зеленый кружок, если услышите твердый звук – покажете синий кружек.

Мель, диван, угол, шесть, стол, конь, ель, звон, уголь, плот, мотор, шесть, брать.

  • Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Спит или купается,        Сидит девица в темнице,

Всё не разувается:        А коса на улице.

День и ночь на ножках

Красные сапожки.        (Морковь)

                             (Гусь)

Трав копытами касаясь,        Что же это за девица:

Ходит по лесу красавец,        Не швея, не мастерица,

Ходит смело и легко,        Ничего сама не шьёт,

Рога раскинув широко.        А в иголках круглый год.

        (Лось)                                                                   (Ель)

- Где стоит мягкий знак в словах-отгадках? Что он обозначает? (Мягкость предыдущего согласного звука ).

- Запишем отгадки в тетрадь. Подчеркните мягкие согласные зелёным карандашом.

  • Теперь попробуем спрятать «Ь» в середину слова.  (Запись на доске)

          НИК               СО

ЕЛЬ          БА        УГО Л Ь                НИК

          ПО               КИ

           СО           БЫ

ОГОНЬ          КИ        ЗВЕРЬ            НИК

           НИ            КИ

          КО

ПЕНЬ          ДЫ

                     КИ  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Давайте придумаем схему для слов, где мягкий знак спрятался в середине слова.

Дети самостоятельно на листочках составляют схему для данных слов.

        

 

Дети сверяют составленные схемы со схемой на доске.

- Запишите получившиеся слова в тетради. Соотнесите слова со своей схемой. Зеленым карандашом под черкните мягкие согласные.

Проверка записанных  в тетрадь слов.

     Физкультминутка «Мяч передай – предложение составляй»

        -Послушайте предложение. Дополните его одним словом и повторите целиком. Передайте мяч следующему. Поймавший мяч должен добавить своё слово к предложению, повторить предложение и бросить мяч следующему.        

                 Кошка лакает.

                 Кошка лакает молоко.

                Серая кошка лакает молоко.

                Серая кошка лакает молоко из блюдца.

        

3.Работа со словарными словами.

  • Работа с презентацией. (Работа осуществляется через проектор)

Цель: отработка навыка правописания словарных слов.

На каждом слайде расположены словарные слова с пропущенными безударными гласными. Предлагается выбрать нужную гласную букву и щелчком мыши направить её на своё место. Количество словарных слов соответствует количеству учеников.

- Повторим написание словарных слов.

(слайд№2, щелчок1)

- Прочитайте слово.          (Учитель)

Какая гласная в этом слове ударная?  (Гласная – И)

Какая гласная безударная?   (Гласная – Е).

Можно проверить написание этой гласной и подобрать проверочное слово?

(Нет. Это словарное слово .)

-Какую букву вставим в это слово? (Гласную – Е)

(щелчок 2, буква Е «встает» на свое место)

(слайд №3, щелчок 3)

-Прочитайте следующее слово.                 (Лошадь)

- Какую безударную гласную вы напишите:  А, О или Е ?

(Гласную  -  А)

(щелчок  4, буква А  «встает» на свое место)

(слайд №4, щелчок 5)

-Прочитайте следующее слово.     (Медведь)

- Какую безударную гласную напишем  И или Е ?

(Гласную  -  Е)

  (щелчок  6, буква Е  «встает» на свое место)

(слайд № 5, щелчок 7)

- Кто прочитает следующее слово?              (Мальчик)

- Какая гласная пропущена в этом слове А, Е, И?  ( Гласная – И).

(щелчок  8, буква Е  «встает» на свое место)

(слайд № 6, щелчок 9)

-  Читаем следующее слово.              (Тетрадь)

- Какая гласная пропущена в этом слове Е, И, Я ?  

(Гласная – Е).

(щелчок 10, буква Е  «встает» на свое место)

  • Развитие фонематического восприятия на уровне словосочетания.

 - Мы повторили написание словарных слов. Обратите внимание на слова лошадь, тетрадь и медведь. Какой звук слышится в конце слова? (звук «Т»). А какую букву надо написать? (букву «Д»)Почему? Какие проверочные слова можно подобрать?

(Лошадь-лошади, тетрадь - тетради, медведь- медведи)

 -  Теперь вставьте пропущенные гласные в эти слова ещё раз по памяти. (Дети по очереди идут к доске и вставляют пропущенные гласные в слова)

На доске запись:

       /

УЧИТ_ЛЬ                                СИЛЬНАЯ

     /
ЛОШ_ДЬ                                                    ТОЛСТАЯ
            /
М_ДВЕДЬ                                                   СТРОГИЙ

      /

МАЛЬЧ_К                                                  ВЕСЁЛЫЙ
           /
Т_ТРАДЬ                                                     УМНЫЙ

- Составьте словосочетания, подобрав к словарным  словам слова-признаки. Дети по очереди выходят к доске, соединяют линиями слова, зачитывают словосочетания.  (Учитель строгий, лошадь сильная, медведь умный, мальчик веселый, тетрадь толстая).

Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь.

Проверка задания.

4.Итог занятия.

- Припомните тему занятия. Назовите слова с мягким знаком в конце слова.

Назовите слова с мягким знаком в седине слова. Какое правило надо запомнить? (Мягкий знак звука не обозначает, а служит для обозначения мягкости согласных.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок логопедического занятия для 1 класса на тему: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи мягкого знака".

Открытый урок логопедического занятия для 1 класса на тему: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи мягкого знака"....

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Б – П на слух и на письме.

Цель: Закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Б – П в устной и письменной речи.Задачи:совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;формирование связн...

Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 2 класса обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) Тема: «Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака»

Грамматическая тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.Лексическая тема: Обобщение словаря учащихся.Коррекционно-образовательные задачи:1.Познакомить  с обозначение мягкости со...

Конспект логопедического занятия для учащихся старшей школы с системным нарушением речи «Имена собственные и нарицательные».

Конспект  логопедического занятия «Имена собственные и нарицательные» для старших школьников с системным нарушением речи (6-7 классы)....

Конспект логопедического занятия в 4 классе для детей с ОНР по теме: « Мягкий и твердый разделительные знаки».

Цель: уточнение и расширение знаний учащихся о  мягком и твердом разделительных знаках.Задачи: формирование представлений о том, в каких случаях пишем ъ, а в каких ь  разделительный знак;раз...

Конспект логопедического занятия во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости согласного с помощью Ь.

Цель: закрепить и обобщить знания и навыки обучающихся, обозначать мягкость согласного на письме при помощи Ь.Задачи: Закрепить умение у детей дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные;Закре...